Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ГАЙДАРА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Филиппова Л.В. 1 Рыбакова А.В. 1
1 Арзамасский филиал ННГУ
Статья посвящена вопросам осуществления и организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе. Предметом исследования послужили тексты произведений А.П.Гайдара, изучаемых в начальной школе. Рассматриваются основные направления лингвистической работы, реализующиеся в процессе анализа текста художественных произведений для младших школьников на уроках литературного чтения. Предлагаются конкретные приемы работы с глагольной лексикой, необходимые для овладения языковыми формами и способствующие постижению фактов национальной культуры. Конечным результатом такой работы является формирование основ духовной и нравственной культуры младших школьников, коммуникативных умений и универсальных учебных действий. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе и во внеурочной работе.
духовно-нравственное развитие
базовые национальные ценности
языковая картина мира
коммуникативные умения.
1. Гайдар А.П. Чук и Гек. – М.: Искатель, 2011. – 60 с.
2. Гусев Д.А. Познавательно исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития // Дошкольное воспитание. – 2014. № 7. – С. 104.
3. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. – С. 895-898.
4. Гусев Д. Особенности подготовки учителей сельских школ // Высшее образование в России. –2007. – № 3. – С. 144-145.
5. Гусев Д.А. Об оценке результатов детского исследования в сельской школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 129.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. –23с.
7. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С.24-28.
8. Жесткова Е.А. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе как средство обогащения речи младших школьников // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. - С.36-37.
9. Жесткова Е.А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 2. - С.77-81.
10. Повшедная Ф.В. Народный учитель по призванию // Личность. Культура. Общество. –2009. –Т. XI. – № 1. – С. 526-527.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован национальный воспитательный идеал и главная цель воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях следующим образом: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России понимается исследователями как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [6, с. 9].

В современном мире все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, усиление жестокости, агрессивности. Именно поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения является очень актуальной, а задача педагога начальной школы в условиях образовательного учреждения становится еще более сложной.

Особое место в содержании духовно-нравственного развития, воспитания и социализации занимают базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Каждую из перечисленных ценностей можно назвать воспитательной задачей, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной культурной социальной жизни обращаются к содержанию произведений литературы и искусства, лучшим образцам отечественной и мировой культуры [6, с.21].

В этой связи не случайно обращение к произведениям великого детского писателя, А.П. Гайдара. Творчество этого автора является не чем иным, как отражением своеобразной картины мира, воплощающей духовные ценности русского народа и мировоззрение писателя.

В свою очередь она представляет собой целостный, глобальный образ мира, воплощающий духовную активность этноса, возникшую в ходе его контакта с миром. Одним из способов проявления языковой картины мира детского писателя выступает язык. Чрезвычайно важный фрагмент общей языковой картины мира - широкий и разнообразный спектр окружающих человека звуков.

Цель исследования: наблюдение над функционированием глагольной лексики в произведениях А.П. Гайдара, изучаемых в начальных классах «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика» и определение роли этих произведений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.

Материалы и методы исследований

Материалом для анализа послужили тексты произведений А.П. Гайдара, изучаемые в начальной школе. Анализ глагольной лексики показывает, что она представлена различными лексико-семантическими группами. Особенно широко используются писателем глаголы движения и звучания, придающие прозе особый динамизм. На различных этапах исследования нами использовались методы: описательно-аналитический, метод компонентного анализа языковых единиц, социально-педагогический, статистический.

Результаты исследования и их обсуждение

Общим для употребления глаголов различных лексико-семантических групп является преимущественное использование их в языковом значении. Так, в рассказе «Чук и Гек» среди глаголов звучания имеются такие, выбор лексических значений которых обусловлен определенной ситуацией. В ситуациях, касающихся непосредственно Чука и Гека как главных персонажей (их поведение в квартире, в вагоне поезда, по дороге к базе геологов), используются несущие экспрессию лексические значения глаголов: выть, завопить, взвизгнуть.

«У братьев шел бой. А какой же бой без шума и гама?» Этот шум и передает автор, используя глагол выть при описании данной ситуации: «Короче говоря, они просто выли и дрались».(Выть- «производить, издавать звуки, похожие на вой»).

«Громко завопил оскорбленный Чук и с криком: «Телеграмма! Телеграмма!» - в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь». (Завопить- «начать громко, неистово кричать») В этом же значении глагол завопить используется в другом контексте : «Тогда Гек завопил, что было мочи». Здесь глагол является одним из средств передачи состояния испуга Гека, который попал в чужое купе.

«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено» (Взвизгнуть - «внезапно или сильно визгнуть»). С помощью глагола передана безграничная радость маленьких путешественников в момент, когда они подъезжали к базе.

Для передачи внезапности наступления событий используется, например, глагол загреметь: «Только что оба брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок и они с тревогой переглянулись».(Загреметь- «начать издавать громкие, резкие, раскатистые звуки; грохотать») [1].

Таким образом, можно сказать, что автор использует в рассказе ингерентную экспрессию, которая создается определенным выбором общеязыковых значений глаголов звучания.

Речевая экспрессия, которая создается преимущественным употреблением глаголов в значениях, подчеркивающих динамику действия, кажется А.П. Гайдару в некоторых случаях недостаточной, и он усиливает ее двумя способами. Одним из них является усиление экспрессии за счет большей динамичности действия, которая достигается лексическим значением слов, сочетающихся с глаголами, например, торопливо, во весь дух, мигом, быстро. Например, человек мчится во весь дух («Горячий камень»). Другим приемом является употребление глаголов в конструкциях, построенных по способу синтаксического параллелизма. Например: Первым вскочил Пашка. За ним помчалась собачонка. Мигом слетел с пенька Пашка. Неуклюже отскочил в сторону Санька. А Светлана бросилась ко мне» («Голубая чашка»)

Наряду с употреблением глаголов в языковых экспрессивных значениях встречаются и отдельные примеры образной реализации этих слов. Например, глаголы движения могут употребляться в качестве объекта сравнения. При этом, их компоненты не показывают сдвига по отношению к прямому значению. Например, промчаться, слететь.

«Блестящий самолет промчался, как буря, над вершинами тихих яблонь» («Чук и Гек») (Промчаться - «очень быстро пролететь»); «Я, как ворон, слетел с крыши» («Дым в лесу»).

Глаголы звучания используются в качестве средств сравнительной характеристики героев: «Приложив к замку ухо, он стоял до тех пор, пока наружная железная дверь не захлопнулась с таким грохотом, как будто по ней ударили поленом» («Тимур и его команда»).

Глаголы звучания и движения используются писателем не только в прямом, но и в переносном (метафорическом, метонимическом) употреблении. Например: «Он (Читаевич) узнал ее (Натку) сразу и засмеялся - закаркал так громко, что Алька соскользнул с Наткиных колен» («Военная тайна»); «Лагерный праздник уже гремит и сверкает сотнями огней» («Военная тайна»), «Вокруг нее (Натки) звенела и сверкала Москва» (там же).

Таковы примеры образной реализации глаголов движения и звучания, создающие адгерентную экспрессию.

В текстах гайдаровских произведений наряду с использованием глаголов в целях создания экспрессии встречается и употребление их в характерологической функции. Так, глаголы движения с экспрессивно-окрашенными значениями могут употребляться как одно из средств создания образов. Например, при описании внешности Володи Курнакова, мальчика быстрого, подвижного, используются глаголы: ворваться, вскочить, помчаться, рвануться. «Я помчался домой, но во дворе наткнулся на Витьку Крюкова» («Дым в лесу») (Помчаться - «быстро, стремительно двинуться, поехать, понестись»).

Характеры героев повести «Дальние страны» даются в движении, развитии. И в этом немалую роль играют именно глаголы лексико-семантической группы движения: поскакал, перемахнул, ввалился. Например: «К ночи по большой дороге верхом на неоседланном коне с тревожной вестью скакал дядя Серафим с разъезда в Алешино» (Скакать - «ехать вскачь, быстро, с большой поспешностью (на лошади)».

В рассказе «Чук и Гек» глаголы звучания также играют решающую роль при создании характеристики героя. Сторож геологической партии вначале представляется Чуку и Геку злым. Автор умело вплетает в повествование глаголы звучания, характеризующие сторожа как хмурого, нелюдимого человека: «С медведем не поладили. Вот он меня и царапнул, - нехотя ответил сторож и бухнул на стол тяжелый горшок со щами. Вдруг сторож встал и брякнул на стол тяжелый ключ и измятый голубой конверт» [1].

Приведенные наблюдения показывают, что выбор писателем экспрессивно-окрашенных значений, подчеркивающих динамику действия, связан с выражением авторского отношения к описываемому и является одним из средств создания ингерентной и адгерентной экспрессии, а также одним из средств характеристики героев.

Заключение

Язык Гайдара удивительно простой, но вместе с тем такой яркий и выразительный, богатый синонимами, ритмически организованными формами, разнообразный по интонациям. Неслучайно его произведения горячо любимы детьми всех времен и поколений, ведь своей гражданской позицией он показывал пример всеобщего оптимизма, патриотизма. Герои гайдаровских произведений любуются своей страной, ее природой, восхищаются ее достижениями, испытывают чувство гнева, когда враг разрушает заводы и школы. На примере поступков, которые они совершали, автор воспитывает лучшие духовные и нравственные позиции: призывает любить и защищать свою родину, свой народ, свою культуру, свой язык. Возвращение к изучению гайдаровских произведений в начальной и средней школе является положительным моментом в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Тексты художественных произведений А.П.Гайдара играют неоценимую роль в осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературного чтения они необходимы для овладения языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры народа и способствует постижению самих фактов национальной культуры, которая является частью общей культуры человека-гражданина. Вполне закономерен

В нашем родном городе Арзамасе, который по праву называют городом Гайдара, стоят памятники великому писателю, его имя носил педагогический институт, носит одна из школ города, детская библиотека и городской парк. По-прежнему работает Мемориальный дом-музей писателя. В бывшем пединституте, сейчас Арзамасском филиале ННГУ, традиционно проводятся Гайдаровские чтения. В 2014 году было торжественно отпраздновано 110-летие выдающегося земляка. В школах на уроках литературы и внеклассного чтения изучаются произведения Гайдара: «Чук и Гек», «Совесть», «Тимур и его команда», «Дальние страны», «Школа». Старшеклассники пишут исследовательские работы по биографии писателя. Не исчезло совсем и тимуровское движение. Школьники посильно помогают престарелым и инвалидам: ходят в магазин за продуктами, помогают по дому, дают концерты.

Рассказы и повести А.П.Гайдара являются одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учат добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Могут они послужить и в воспитании современных школьников. Наиболее полно выразила отношение к классику детской литературы учитель высшей категории МБОУ СОШ № 10 г. Арзамаса, отличник народного просвещения К.А.Коршунова: «Считаю обязательным введение произведений А.П.Гайдара в программу литературного чтения для начальных классов. Эти произведения воспитывают патриотизм, доброту, сострадание, уважение к старшим людям. Они написаны доступным языком, понятным для детей, поэтому предложения из произведений Гайдара с успехом можно применять на уроках русского языка. Тимуровское движение не нашло замены в воспитательной работе наших школ, а жаль. Все произведения или отрывки из книг этого писателя должны изучаться детьми начальной школы».

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород.

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.


Библиографическая ссылка

Филиппова Л.В., Рыбакова А.В. РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ГАЙДАРА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16763 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674