В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован национальный воспитательный идеал и главная цель воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях следующим образом: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России понимается исследователями как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [6, с. 9].
В современном мире все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, усиление жестокости, агрессивности. Именно поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения является очень актуальной, а задача педагога начальной школы в условиях образовательного учреждения становится еще более сложной.
Особое место в содержании духовно-нравственного развития, воспитания и социализации занимают базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Каждую из перечисленных ценностей можно назвать воспитательной задачей, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной культурной социальной жизни обращаются к содержанию произведений литературы и искусства, лучшим образцам отечественной и мировой культуры [6, с.21].
В этой связи не случайно обращение к произведениям великого детского писателя, А.П. Гайдара. Творчество этого автора является не чем иным, как отражением своеобразной картины мира, воплощающей духовные ценности русского народа и мировоззрение писателя.
В свою очередь она представляет собой целостный, глобальный образ мира, воплощающий духовную активность этноса, возникшую в ходе его контакта с миром. Одним из способов проявления языковой картины мира детского писателя выступает язык. Чрезвычайно важный фрагмент общей языковой картины мира - широкий и разнообразный спектр окружающих человека звуков.
Цель исследования: наблюдение над функционированием глагольной лексики в произведениях А.П. Гайдара, изучаемых в начальных классах «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика» и определение роли этих произведений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.
Материалы и методы исследований
Материалом для анализа послужили тексты произведений А.П. Гайдара, изучаемые в начальной школе. Анализ глагольной лексики показывает, что она представлена различными лексико-семантическими группами. Особенно широко используются писателем глаголы движения и звучания, придающие прозе особый динамизм. На различных этапах исследования нами использовались методы: описательно-аналитический, метод компонентного анализа языковых единиц, социально-педагогический, статистический.
Результаты исследования и их обсуждение
Общим для употребления глаголов различных лексико-семантических групп является преимущественное использование их в языковом значении. Так, в рассказе «Чук и Гек» среди глаголов звучания имеются такие, выбор лексических значений которых обусловлен определенной ситуацией. В ситуациях, касающихся непосредственно Чука и Гека как главных персонажей (их поведение в квартире, в вагоне поезда, по дороге к базе геологов), используются несущие экспрессию лексические значения глаголов: выть, завопить, взвизгнуть.
«У братьев шел бой. А какой же бой без шума и гама?» Этот шум и передает автор, используя глагол выть при описании данной ситуации: «Короче говоря, они просто выли и дрались».(Выть- «производить, издавать звуки, похожие на вой»).
«Громко завопил оскорбленный Чук и с криком: «Телеграмма! Телеграмма!» - в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь». (Завопить- «начать громко, неистово кричать») В этом же значении глагол завопить используется в другом контексте : «Тогда Гек завопил, что было мочи». Здесь глагол является одним из средств передачи состояния испуга Гека, который попал в чужое купе.
«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено» (Взвизгнуть - «внезапно или сильно визгнуть»). С помощью глагола передана безграничная радость маленьких путешественников в момент, когда они подъезжали к базе.
Для передачи внезапности наступления событий используется, например, глагол загреметь: «Только что оба брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок и они с тревогой переглянулись».(Загреметь- «начать издавать громкие, резкие, раскатистые звуки; грохотать») [1].
Таким образом, можно сказать, что автор использует в рассказе ингерентную экспрессию, которая создается определенным выбором общеязыковых значений глаголов звучания.
Речевая экспрессия, которая создается преимущественным употреблением глаголов в значениях, подчеркивающих динамику действия, кажется А.П. Гайдару в некоторых случаях недостаточной, и он усиливает ее двумя способами. Одним из них является усиление экспрессии за счет большей динамичности действия, которая достигается лексическим значением слов, сочетающихся с глаголами, например, торопливо, во весь дух, мигом, быстро. Например, человек мчится во весь дух («Горячий камень»). Другим приемом является употребление глаголов в конструкциях, построенных по способу синтаксического параллелизма. Например: Первым вскочил Пашка. За ним помчалась собачонка. Мигом слетел с пенька Пашка. Неуклюже отскочил в сторону Санька. А Светлана бросилась ко мне» («Голубая чашка»)
Наряду с употреблением глаголов в языковых экспрессивных значениях встречаются и отдельные примеры образной реализации этих слов. Например, глаголы движения могут употребляться в качестве объекта сравнения. При этом, их компоненты не показывают сдвига по отношению к прямому значению. Например, промчаться, слететь.
«Блестящий самолет промчался, как буря, над вершинами тихих яблонь» («Чук и Гек») (Промчаться - «очень быстро пролететь»); «Я, как ворон, слетел с крыши» («Дым в лесу»).
Глаголы звучания используются в качестве средств сравнительной характеристики героев: «Приложив к замку ухо, он стоял до тех пор, пока наружная железная дверь не захлопнулась с таким грохотом, как будто по ней ударили поленом» («Тимур и его команда»).
Глаголы звучания и движения используются писателем не только в прямом, но и в переносном (метафорическом, метонимическом) употреблении. Например: «Он (Читаевич) узнал ее (Натку) сразу и засмеялся - закаркал так громко, что Алька соскользнул с Наткиных колен» («Военная тайна»); «Лагерный праздник уже гремит и сверкает сотнями огней» («Военная тайна»), «Вокруг нее (Натки) звенела и сверкала Москва» (там же).
Таковы примеры образной реализации глаголов движения и звучания, создающие адгерентную экспрессию.
В текстах гайдаровских произведений наряду с использованием глаголов в целях создания экспрессии встречается и употребление их в характерологической функции. Так, глаголы движения с экспрессивно-окрашенными значениями могут употребляться как одно из средств создания образов. Например, при описании внешности Володи Курнакова, мальчика быстрого, подвижного, используются глаголы: ворваться, вскочить, помчаться, рвануться. «Я помчался домой, но во дворе наткнулся на Витьку Крюкова» («Дым в лесу») (Помчаться - «быстро, стремительно двинуться, поехать, понестись»).
Характеры героев повести «Дальние страны» даются в движении, развитии. И в этом немалую роль играют именно глаголы лексико-семантической группы движения: поскакал, перемахнул, ввалился. Например: «К ночи по большой дороге верхом на неоседланном коне с тревожной вестью скакал дядя Серафим с разъезда в Алешино» (Скакать - «ехать вскачь, быстро, с большой поспешностью (на лошади)».
В рассказе «Чук и Гек» глаголы звучания также играют решающую роль при создании характеристики героя. Сторож геологической партии вначале представляется Чуку и Геку злым. Автор умело вплетает в повествование глаголы звучания, характеризующие сторожа как хмурого, нелюдимого человека: «С медведем не поладили. Вот он меня и царапнул, - нехотя ответил сторож и бухнул на стол тяжелый горшок со щами. Вдруг сторож встал и брякнул на стол тяжелый ключ и измятый голубой конверт» [1].
Приведенные наблюдения показывают, что выбор писателем экспрессивно-окрашенных значений, подчеркивающих динамику действия, связан с выражением авторского отношения к описываемому и является одним из средств создания ингерентной и адгерентной экспрессии, а также одним из средств характеристики героев.
Заключение
Язык Гайдара удивительно простой, но вместе с тем такой яркий и выразительный, богатый синонимами, ритмически организованными формами, разнообразный по интонациям. Неслучайно его произведения горячо любимы детьми всех времен и поколений, ведь своей гражданской позицией он показывал пример всеобщего оптимизма, патриотизма. Герои гайдаровских произведений любуются своей страной, ее природой, восхищаются ее достижениями, испытывают чувство гнева, когда враг разрушает заводы и школы. На примере поступков, которые они совершали, автор воспитывает лучшие духовные и нравственные позиции: призывает любить и защищать свою родину, свой народ, свою культуру, свой язык. Возвращение к изучению гайдаровских произведений в начальной и средней школе является положительным моментом в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Тексты художественных произведений А.П.Гайдара играют неоценимую роль в осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературного чтения они необходимы для овладения языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры народа и способствует постижению самих фактов национальной культуры, которая является частью общей культуры человека-гражданина. Вполне закономерен
В нашем родном городе Арзамасе, который по праву называют городом Гайдара, стоят памятники великому писателю, его имя носил педагогический институт, носит одна из школ города, детская библиотека и городской парк. По-прежнему работает Мемориальный дом-музей писателя. В бывшем пединституте, сейчас Арзамасском филиале ННГУ, традиционно проводятся Гайдаровские чтения. В 2014 году было торжественно отпраздновано 110-летие выдающегося земляка. В школах на уроках литературы и внеклассного чтения изучаются произведения Гайдара: «Чук и Гек», «Совесть», «Тимур и его команда», «Дальние страны», «Школа». Старшеклассники пишут исследовательские работы по биографии писателя. Не исчезло совсем и тимуровское движение. Школьники посильно помогают престарелым и инвалидам: ходят в магазин за продуктами, помогают по дому, дают концерты.
Рассказы и повести А.П.Гайдара являются одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учат добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Могут они послужить и в воспитании современных школьников. Наиболее полно выразила отношение к классику детской литературы учитель высшей категории МБОУ СОШ № 10 г. Арзамаса, отличник народного просвещения К.А.Коршунова: «Считаю обязательным введение произведений А.П.Гайдара в программу литературного чтения для начальных классов. Эти произведения воспитывают патриотизм, доброту, сострадание, уважение к старшим людям. Они написаны доступным языком, понятным для детей, поэтому предложения из произведений Гайдара с успехом можно применять на уроках русского языка. Тимуровское движение не нашло замены в воспитательной работе наших школ, а жаль. Все произведения или отрывки из книг этого писателя должны изучаться детьми начальной школы».
Рецензенты:
Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород.
Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.
Библиографическая ссылка
Филиппова Л.В., Рыбакова А.В. РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ГАЙДАРА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16763 (дата обращения: 14.09.2024).