Системный анализ научно-исследовательской литературы показал, что проблема оценивания образовательного процесса в ОУ ВПО МО РФ имеет свою богатую историю и традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы ОУ. Только к 90-м годам XX века оценивание стало областью пристального внимания квалиметрических исследователей. В 1991 году в Санкт-Петербурге была создана лаборатория педагогического мониторинга и стандартов, в которой впервые в нашей стране было дано определение понятию «педагогический мониторинг» как феномену новой педагогической действительности. С этого времени педагогический мониторинг как явление прочно вошел в образовательную деятельность учебных заведений разных типов [3].
Цель исследования заключается в создании, апробации модели организации педагогического мониторинга как эффективного фактора управления в ОУ ВПО МО РФ.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы (сравнительный, структурный, функциональный, классификационный, контент-анализ), синтез, обобщение, аналогия, сравнение и сопоставление, моделирование;
- эмпирические: обобщение опыта ОУ ВПО МО РФ (на примере ПАИИ), анкетирование, тестирование, наблюдение, метод самооценки, экспертная оценка, методы математической обработки результатов исследования.
Наиболее полное представление о понятии «педагогический мониторинг» в своих трудах дает А.Н. Майоров. Проведенный ученым анализ имеющихся определений свидетельствует о том, что мониторинг в различных сферах использования имеет общие характерные особенности, что позволяет говорить о нем как о самостоятельном целостном феномене [5].
В педагогической науке существует большое количество определений понятия «педагогический мониторинг». В.И. Зверева [4] определяет педагогический мониторинг как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития. Большая часть научных трудов В.И. Зверевой посвящены изучению показателей педагогического мониторинга, к которым она относит качество образования, воспитанность, социальную адаптационность и др.
Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют понятие «образовательный мониторинг» как систему организации, сбора, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [6].
В.Г. Алямовская [1] в научных трудах работает с понятием «психолого-педагогический мониторинг», определяя его как сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие своеобразные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения.
В ходе исследования нам удалось определить, что мониторинг соотносится с такими понятиями как «диагностика» (В.И. Андреев), «наблюдение» (В.Ю. Бодряков, Н.О. Вербицкая, Н. Хвостов), «средство» (В.Г. Горб, Н.И. Кулакова, Л.И. Моисеева), «процесс» (В.Г. Алямовская), «система» (А.Е. Бахмутский, В.Л. Исаков, И.А. Макуха, С.П. Миронова), «слежение» (А.К. Аристов, Н.Г. Буркова, И.А. Морев, А.И. Фоменков, С.В. Хохлова), «форма» (А.И. Кукуев), «оценка» (В.В. Бабурина). Педагогический мониторинг в большинстве случаев является одной из форм отмеченных процессов, либо содержит их небольшую часть.
А.Е. Бахмутский, В.Г. Горб, С.А. Иванов, В.А. Кальней, О.Э. Крутова, Н.И. Кулакова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова и ряд других исследователей указывают множество разновидностей педагогического мониторинга, выделяемых по разным основаниям:
- по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам образовательного процесса;
- по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта отслеживания (локальный, выборочный, сплошной);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по используемому инструментарию (стандартизованный, не стандартизованный, матричный) [2].
Итоги исследования
Мы считаем, что педагогический мониторинг в ВОУВПО РФ должен выступать как мотивированная стремлением к успеху и потребностью в творчестве непрерывная совместная диагностико-аналитическая деятельность квалиметристов, педагогических и научных работников, обучающихся, командования образовательного учреждения по отслеживанию военно-профессиональных и образовательных достижений курсантов и слушателей, а также эффективности работы служб, кафедр и отделов ВОУВПО [3].
Изучив опыт работы по организации педагогического мониторинга в трудах В.Г. Горба, Н.И. Кулаковой, Е.В. Луцай, Л.И. Моисеевой, В.А. Пульбере, А.И. Севрука и др., мы полагаем, что для получения в результате внедрения мониторинга достоверной надежной педагогической информации, он должен проводиться на основе следующей системы принципов: целостности, научности, непрерывности, преемственности, диагностико-прогностической направленности, терминальности, гласности.
К основным эмпирическим и теоретическим методам педагогического мониторинга относятся наблюдение, опрос, интервью, анкетирование, беседа, естественный и диагностический эксперименты, тестирование, моделирование, изучение продуктов деятельности.
Разделяя мнение В.Г. Горба [2], в основу определения уровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результаты субъективной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации. В качестве показателей эффективности мы приняли следующие требования к педагогической информации: 1) информация стимулирует личностное саморазвитие; 2) информация способствует конкретизации целей деятельности; 3) информация помогает определять наиболее эффективные пути самосовершенствования индивида; 4) информация не нарушает личностных прав участника исследования; 5) информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности; 6) благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности; 7) информация доступна для индивида; 8) информация способствует повышению культуры общения; 9) информация помогает оценить реализацию требований Государственного образовательного стандарта квалификационных требований [2].
В рамках нашего исследования представляется важным определение основных функций педагогического мониторинга ВОУВПО РФ [3]:
1) аналитическая (постоянное отслеживание объектов мониторинга, осуществление анализа их состояния, включающего измерение и сопоставление реальных результатов с заданными целями, стандартами, квалификационными требованиями);
2) диагностическая (диагностирование объектов мониторинга);
3) прогностическая (прогнозирование изучаемых объектов мониторинга);
4) организационно-управленческая (контроль за состоянием объектов мониторинга и подготовка методических рекомендаций по совершенствованию);
5) мотивационно-побудительная (анализ педагогической мониторинговой информации побуждает субъектов исследования к изменению своей деятельности);
6) корректирующая (внедрение программы совершенствования образовательного процесса на основе полученных результатов мониторинга).
Выводы
Результаты проведенного исследования позволили обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих организационно - технологическую составляющую педагогического мониторинга образовательного процесса. Обозначим эти условия:
- готовность и подготовленность педагогических работников и офицерского состава к проведению педагогического мониторинга;
- сформированность положительного отношения обучающихся к участию в мониторинге;
- методическое обеспечение внедрения эффективной модели педагогического мониторинга образовательного процесса;
- неразрывное единство диагностического, корректирующего и контрольно-прогностического этапов педагогического мониторинга образовательного процесса;
- своевременная информированность участников педагогического мониторинга о его результатах;
- применение автоматизированных компьютерных программ в ходе проведения педагогического мониторинга [3] .
Перспективы изучения проблемы педагогического мониторинга в ОУ ВПО МО РФ определены выявлением инновационных факторов и аспектов высокорезультативного диагностического исследования в рамках управления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования МО РФ; созданием системы пролонгированных педагогических мониторинговых исследований, построенных с учетом особенностей и требований военного образования.
Рецензенты:
Гагаев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Влазнев А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Общая физика и методика обучения физике» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Евдокимова О.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16757 (дата обращения: 09.11.2024).