В повседневной жизни населения городов Терской области в начале ХХ в. обязательным компонентом был театр, который служил не только средством приобщения граждан к культуре, но и был отражением общественной жизни региона. Театр становился одним из механизмов социальной и политической коммуникации власти и общества на эмоциональном уровне, организации коллективной психики и формирования образа советской власти[4, с.8].
В региональной историографии этот период культурных процессов не изучался. Авторы немногочисленных исследований по истории культуры в регионе обходили молчанием состояние искусства в период гражданской войны, сфера театральная оказалась за пределами научного поиска[11]. Благодаря введению в научный оборот архивных материалов и периодики 1917-1920 гг. стало возможным проследить процесс становления нового провинциального театра[3]. Исходя из анализа имеющейся литературы, в статье рассматривается процесс становления и развития советского театра как одного из проводников репрезентативных задач власти на Северном Кавказе.
Нельзя утверждать, что политика советской власти в области театра складывалась поступательно и прямолинейно. Некоторое время руководство этой сферой культуры декретом от 9 ноября 1917 г. возлагалось на государственную комиссию по просвещению, но уже в 1918 г. в рамках последнего образовались театральный и музыкальный подотделы[5, с. 59-62]. Однако спустя полгода произошла новая реорганизация и возникло пять отделов, в том числе театральный (с подотделом по государственным театрам)[6, с. 124]. Но в Терской республике преобразования затормозились, т.к. она была оккупирована в 1919 г. антисоветскими силами генерала Деникина. Антибольшевистский режим в 1919 г. вернул старые органы управления культурой, основное внимание уделялось агитации и пропаганде идей Белого движения. С этой целью был создан Осваг - осведомительное агентство, который следил за печатью, цензурой[8, с. 338], широко привлекал к работе людей искусства. Современники вспоминали, что в условиях деникинской оккупации владикавказский театр превратился в дешевый шантан с «пьянками и танцами до утра». Даже заранее анонсируемые премьеры не были показаны публике[9].
Так как перед противоборствующими сторонами стояла проблема сохранения своих завоеваний, контроль за деятельностью культурных учреждений был слабый и это давало возможность некоторой автономии на местном уровне культуры. С установлением советской власти начался новый этап культурной политики. Менялась управленческая структура, вместе с ней руководство театром передавалось в ведение комиссариата по народному просвещению, либо отделу народного просвещения и др.[10]. При Наркомпросе Терской республики был создан отдел искусств с подотделами кино и охраны памятников. Наряду с ними надзорными функциями был наделен также Пролеткульт, главная задача которого состояла в организации культурного просвещения рабочих. Лидеры Пролеткульта считали, что преодоление старых взглядов на культуру, общество необходимо осуществлять путем создания новой культуры, которая бы обслуживала интересы рабочего класса.
Отсутствие четкой стройной структуры управленческой иерархии в области культуры приводило к тому, что местный Пролеткульт дублировал деятельность театрального подотдела отдела народного образования республики[18, л.20]. Терский Пролеткульт был создан в марте 1918 г. Первым его председателем был назначен Б. Этингоф. Целью организации объявлялось развитие пролетарской культуры, которое будет осуществляться усилиями рабочих, подлинных носителей и выразителей пролетарской идеологии. Вновь возобновил работу местный Пролеткульт в сентябре 1920 г., в структуреего функционировали издательский, театрально-музыкальный, художественно-изобразительный и другие отделы. Особенностью Терского Пролеткульта была непримиримая идеологическая борьба за новое искусство, резко негативное отношение к творчеству Пушкина, Толстого и др. отечественных представителей культуры. Издававшийся в 1919 г. во Владикавказе рупор революционеров от искусства «Пролеткульт» не уставал повторять из номера в номер.
Строительство нового театра привело к появлению в культурной жизни страны нескольких типов театров, связанных с определенными критериями: репертуар, подготовленность зрительской аудитории, социального назначения и проч. Наркомпрос в театральной политике осуществлял две противоположные тенденции. С одной стороны, лидеры новой культуры старались сохранить академизм театра, с другой - вынуждены были поддерживать революционные, пропагандистские театры с широкой аудиторией неискушенных в культуре зрителей.
В городах Терской республики театральная жизнь была представлена сезонными, постоянными, гастролерами, местными «любителями». Удивительно, но тяготы гражданской войны не ослабили интерес к театру у горожан. На это указывает статистика посещаемости театра, оценки антрепренерами итогов сезона. Так, антрепренер М.И. Сагайдачный вспоминал, что «театральный сезон 1917-1918 г. во Владикавказе был замечательным»[16, л.1]. Например, на январь 1918 г. во владикавказский театр было продано 5706 билетов; за апрель-июнь 2743 билета.
Ситуация, связанная с деятельностью провинциального театра, предпочтениями «нового» зрителя, во многом определялась не только и не столько репертуаром столичных коллективов. Театральная жизнь Терской республики была представлена немногочисленными профессиональными и любительскими коллективами. Все профессиональные театры края могли проводить полноценные театральные сезоны благодаря наличию у них собственных зданий. Даже в суровых условиях военного противостояния театры Владикавказа, Пятигорска, Нальчика давали представления. Те же творческие коллективы, которые были лишены возможности иметь свое здание, выходили из положения, ставя спектакли на сценах общественных собраний, библиотек, и даже цирка. Большое влияние на местную публику оказывали гастроли известных столичных театров. Ярким событием для местной публики стали гастроли летом 1918 г. артистов Московского театра «Русская опера» Л. Фёдорова и В. Склярова, А.С. Кастаньяна и И.П. Палиева, а также опереточных артистов А.И. Кирилова и В.С. Горева. В их исполнении звучали классические произведения. Взыскательной владикавказской публике пришлась по нраву опера «Кармен», представленная товариществом ведущих московских артистов. Во Владикавказе давали представления балерины Н.А. Николаева, К.М. Горева, балетмейстер И.Т. Легат, пианист Захар[12, л.12].
На результаты театральной жизни региона в годы революции и гражданской войны в значительной степени влияла деятельность конкретных актёров и антрепренёров. Владикавказскому русскому театру повезло на антрепренеров, которые были преданы своему делу. В истории театра остались имена З. Малиновской, И. Ростовцева, П. Медведева. В 1917 г. театральную труппу города возглавил М.И. Сагайдачный.
Но в условиях острого дефицита театрам приходилось искать возможности для обеспечения постановок костюмами и декорациями. Много позже М.И. Сагайдачный вспоминал: ««Мы узнали, что в каком-то подвале были спрятаны чьи-то мешки. Из мешков стали сшивать полотна, на которых потом художники приступили к своей работе»[16, л. 13].
В период гражданской войны сохранилась традиция формирования труппы с учетом актерского амплуа. Во Владикавказском театре с успехом выступали характерные актеры: Н.А. Будкевич (роковая красотка), С.С. Гронский, Я.С. Тинский (герои-любовники). Нередко антрепренеры приглашали маститых актеров из ведущих столичных театров. Так, в 1918 г. на подмостках русского театра выступали А.А. Мурский, С.П. Аксёнов - актеры Мариинского театра.
В условиях быстрой смены власти театру приходилось нелегко с выбором репертуара. В 1918 г. с приходом советской власти востребованными оказались те произведения отечественных драматургов, в которых описывалась тяжелая жизнь в царской России: «Война» М.П. Арцыбашева, «Ледоход» С. Лешар, «На конспиративной квартире» С. Анненского, «Царь-голод» Л.Н. Андреева. С большим успехом прошла постановка драмы по роману Г. Сенкевича «QUOVADIS» (Камо Грядеши). Именно эти произведения составили основу «революционного» репертуара театров весной - осенью 1918 г.[15. л.6]. Несмотря на тяжелую политическую ситуацию в республике, весной 1919 г. Театр сатиры пригласил на гастроли екатеринодарский «Театр Интермедий», который в то время возглавлял известный московский режиссер театра «Летучая мышь» Бурджалов[17, л.70].
После восстановления советской власти в начале 1920 года владикавказский театр стал называться «Первый советский владикавказский театр», который остро нуждался в революционных пьесах, постановках на злобу дня. Большую роль в становлении местной драматургии сыграл М.А. Булгаков, который волею судьбы оказался во Владикавказе в 1920-1921 гг. Булгаков написал для постановки несколько произведений: «Самооборона». «Братья Турбины». «Глиняные женихи», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы»[7].
Первой пьесой, которой заявил о себе молодой драматург, стала одноактная комедия «Самооборона», поставленная 6 и 8 июня 1920 года. События гражданской войны, мастерски обличенные в комедийный жанр, оказались близки и понятны современникам событий. Другая современная комедия - «Глиняные женихи» - была восторженно встречена театральной комиссией, но не рекомендована к постановке. Зато третья пьеса Булгакова - «Парижские коммунары», безоговорочно была одобрена и допущена к местному зрителю.
Но самый большой успех ждал четвертую пьесу М. Булгакова - «Сыновья муллы». Позже, в своем романе «Записки на манжетах» Булгаков вспоминал об этой драме: «Я скрежетал пером... Через семь дней трехактная пьеса была готова. Когда я перечитал ее у себя в нетопленой комнате, ночью, я, не стыжусь признаться, заплакал! В смысле бездарности - это было нечто совершенно особенное, потрясающее...В туземном отделе пьеса произвела фурор. Ее немедленно купили за 200 тысяч. И через две недели она шла»[2, с.391].
О владикавказском периоде Булгаков позже вспоминал: «В 1920 году в городе Владикавказе служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественногоинститута»[1, с. 110]. Возглавив театральную секцию подотдела искусств, Михаил Булгаков развернул энергичную работу не только по формированию репертуара русского театра, но стал основателем осетинской народной студии сценического искусства. 28 мая Булгаков направил в осетинский отдел Наробраза письмо с просьбой о формировании осетинской театральной студии. Позже Булгаков читал студийцам лекции о роли музыки в театральном спектакле, которые публиковались в местной газете «Коммунист». И уже 28 июня 1920 г. в первом советском театре «Красная звезда» имела оглушительный успех пьеса осетинского драматурга В. Цагарели «Ссыльный». В этот же период зрители впервые увидели талантливую осетинскую театральную молодежь - В. Гаглоева, Дзахова, С. Абаева, Келлер, Цоколаеву и Борукаеву[14].
Возглавив театральную секцию подотдела искусств, Михаил Булгаков развернул энергичную работу по формированию репертуара советского театра. Однако его деятельность сильно затруднялась местными ячейками пролеткульта, которые пытались заклеймить творчество Пушкина, Толстого, навязывая нередко вульгарные вкусы творческой молодежи. Булгаков вынужден был отражать атаки пролеткультовцев. 29 июня 1920 г. в владикавказском Летнем театре, состоялся диспут на тему «Пушкин и его творчество с революционной точки зрения». В этом диспуте столкнулись точки зрения противоборствующих сторон. Естественно, Булгаков приводил яркие доводы в пользу величия и непреходящего значения творчества Пушкина. Однако вскоре в местной прессе началась кампания против писателя, резко осуждалась позиция Булгакова, его начали травить как заведующего театральной секцией, якобы не справляющегося с работой.
Вместе с революционной тематикой театр вынужден был учитывать симпатии той части публики, которая была мало подготовлена к высокохудожественным постановкам, предпочитая им произведения бульварно-обывательской драматургии. Именно эти спектакли имели кассовый сбор и позволяли театру держаться на плаву. Театральный сезон 1917-1918 гг. во владикавказском театре был открыт пьесой С. Шелдона «Роман», посвящённой взаимоотношению мужчины и женщины, их переживаниям. Характер театрального репертуара свидетельствовал о том, что новоявленные творческие коллективы преследовали и финансовые цели. Во многом сходный с репертуаром их бывшей антрепризы, он включал в себя довольно много развлекательных пьес, направленных на привлечение широкой публики, и обеспечивал хороший материальный успех спектакля.
Материальное положение провинциальных актёров в годы революции и гражданской войны ухудшилось. Для того, чтобы обеспечить себе нормальное существование, им приходилось играть практически без перерыва в течение всего года, тогда как раньше основная их деятельность приходилась на зимний сезон. В условиях экономического кризиса и повсеместного удорожания жизни даже недельный перерыв в работе мог обернуться финансовыми проблемами.
Не случайно, что в исключительно тяжелых условиях 1918-1919 гг. появились товарищества театральных служащих, которые не только давали возможность профессионального роста, но и помогали выживать в условиях голода. В 1920 г. во Владикавказе был организован артелью артистов ресторан «Арт-Арт», в котором наряду с ресторанными работниками трудились официантками артистки и работницы театра, свободные в дневное время от репетиций. По вечерам в ресторане выступали артисты местного театра и цирка, устраивались концерты[13].Чтобы свести концы с концами, группа безработных актеров местного театра основали детский театр. Помещение было рассчитано на 800 мест. В театре был постоянно аншлаг. Большой популярностью не только юных зрителей, но и их родителей пользовалась пьеса «Люли-музыкант», посвященная известному французскому скрипачу Люли. Успех вдохновил актеров и, учитывая политический момент, актеры организовали первый в Терской республике «Театр революционной сатиры Теревсат».На товарищеских началах при городском театре был создан театр драмы, который впервые дал представление летом 1919 г.
Итак, несмотря на то, что не было авангардных революционных постановок, массовых уличных действий и ярких символов нового времени, театральная действительность региона в этот период была разнообразной, интересной и неоднозначной. С одной стороны, в ней в силу внутренней логики эволюции театрального искусства продолжали действовать основные тенденции дореволюционного периода, с другой стороны, значительное влияние на театральную жизнь Владикавказа оказали внешние факторы: революции 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война, отразившиеся на динамике численности театров и составе и предпочтениях театральной публики.
Рецензенты:
Махциева Н.С., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г.Владикавказ;
Хубулова Светлана Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой новейшей истории и политики России ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г.Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Фидаров Д.Р. ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТЕАТР ВО ФРОНТИРНЫЙ ПЕРИОД 1917-1920 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16750 (дата обращения: 11.10.2024).