Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Щеголев В.В. 1 Николаев Н.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
В статье путем опроса проведено исследование предпринимательских намерений российских студентов СПбПУ и студентов вузов Германии. Проанализирована готовность студентов СПбПУ к предпринимательской карьере, их намерения в отношении выбора профессионального будущего, предпринимательская среда среди студентов. Проведен сравнительный анализ отношения к предпринимательству среди российских студентов в СПбПУи учащихся немецких университетов. Изучено восприятие российскими и немецкими студентами барьеров на пути к созданию собственного бизнеса. Исследована мотивация студентов к созданию собственного бизнеса. Полученные результаты в целом соответствуют общим результатам исследования GUESSS, по которым индекс предпринимательских намерений немецких студентов меньше чем у российских студентов. Россия нуждается в значительно более высоких показателях намерений студентов к предпринимательству, чтобы в будущем иметь возможность претендовать на статус инновационно-развитой экономики. На основе проведенного анализа предложены варианты развития предпринимательского духа среди студентов при поддержке ИЭИ СПбПУ и Технопарка “Политехнический”. Изучены новые подходы к обучению предпринимательству.
предпринимательская среда
обучение предпринимательству
студенты
предпринимательство
1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012. URL: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (дата обращения: 29.03.2014).
2. Дуболазов В.А., Щеголев В.В. Обучение предпринимательству в вузе // Бизнес-образование, №1 (31), 2012. С. 44-47.
3. Широкова. Г.В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов // Бизнес-образование, №1 (31), 2012. С. 35-40.
4. GEM 2013 Global Report. URL: http://www.gemconsortium.org/docs/download/3106 (датаобращения 29.03.2014).
5. Reynolds P., Autio E. 2005. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection, design and implementation 1998-2003. SmallBusinessEconomics 24 (3): 205-231 p.
6. Sahlman W.A., Mansuetti L., Roberts M. J., Bhide A. 1999. The Entrepreneurial Venture: Reading Selected (Practice of Management).Harvard Business School Press, 609 p.
7. Shirokova G., Kulikov A. Global University Entrepreneurial Spirit Student's Survey. National report, Russia 2011. URL: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/eship/guesss_national_report_russia_2011.pdf (датаобращения: 29.03.2014).
Всоответствиисоднимизнаиболееизвестныхопределенийпредпринимательство – это«стильуправления, включающий в себя преследование возможности без оглядки на имеющиеся ресурсы» [6].Данное определение ведущих профессоров Гарвардской школы бизнеса рассматривает предпринимательство как логику мышления менеджера. Уделяя внимание значимости ментального отношения, в данной статье мы опираемся в большей степени на иное определение предпринимательства, рассматривающее его как реализуемое действие: «Предпринимательство - это любая попытка создания нового бизнеса или компании, предпринятая отдельным лицом, группой лиц или ранее существовавшими компаниями» [5].

Согласно результатам ежегодных отчетов о глобальном мониторинге предпринимательства (GEM) уровень предпринимательской активности в России остается в последнее время одним из самых низких. «В России около пяти процентов населения планируют заняться собственным бизнесом в ближайшие годы. Среди потенциальных основателей нового бизнеса около половины уже имеют собственное дело, т.е. только 2,5% могут обеспечить реальный прирост предпринимательства» [1]. Отметим, что ухудшение общих макроэкономических условий и малая рентабельность бизнесов приводит к оттоку числа действующих предпринимателей в РФ.

Согласно последнему национальному отчету о GEMза 2012 г. Россия имеет довольно низкие показатели общей предпринимательской активности [1]. Индекс предпринимательской активности в России находится на уровне, который не намного нижеуровня инновационно-развитой экономики Германии (4%против 5%). Но это не отражает реальной экономической ситуации в РФ, тенденций развития валового внутреннего продукта и реального сектора экономики. В странах с более низким уровнем развития экономик значение индекса предпринимательской активности, как правило, существенно выше, чем в более развитых инновационно-ориентированных странах: это обусловлено мотивацией людей в получении дохода и необходимости обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Существует предположение, что именно предпринимательский дух нынешних студентов, которые приобретают знания и компетентность в области предпринимательства, в будущем может быть преобразован в создание и развитие успешных предпринимательских фирм. «Особый интерес представляет предпринимательская обстановка среди российских студентов. В настоящее время малый бизнес не является доминирующей экономической силой в России, что призывает нас к всестороннему изучению предпринимательства в России» [7].

Среди потенциальных предпринимателей в РФ в последние годы самую высокую активность проявляли студенты (8-10%). Однако в 2011 г. и далее в 2012 г. предпринимательская активность студентов снизилась (5-6%). Согласно российскому отчету GEM, исследования не дают однозначного ответа на вопрос о влиянии уровня образования на предпринимательскую активность. Можно предположить, что люди с более высоким уровнем образования имеют более благосклонные перспективы для предпринимательской деятельности.  Среди предпринимателей преобладают респонденты с незаконченным высшим или профессионально-техническим и высшим образованием. Наихдолюприходитсяболее 80% предпринимателей. НаосновеэтихпредпосылокперваяцельнастоящегоисследованиявключаетизучениеготовностистудентовСанкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбПУ)кпредпринимательскойкарьере, ихнамерениявотношениивыборапрофессиональногобудущего, насколькосильнапредпринимательскаясредасрединих. Вторая цель касается сравнения отношения к предпринимательству студентов в СПбПУ с ситуацией в немецких вузах. Сравнительный анализ даст также возможность увидеть восприятие российскими и немецкими студентами барьеров на пути к созданию собственного бизнеса.В завершении предполагается описать, что Инженерно-экономический институт(ИЭИ)СПбПУ совместно с Технопарком «Политехнический»планирует сделать для развития предпринимательского духа среди студентов, а такженовые подходы к обучению предпринимательству.

В Германии вопрос студенческого предпринимательства изучается гораздо дольше, чем в России. Исследования в основном проводятся независимыми европейскими организациями, генерируя информацию о всем Евросоюзе. К этим организациям и проектам относятся:  GUESSS, ENSREuropeanObservatory, GEM, ETH Zurich и другие.

Одним из наиболее известных всемирных исследовательских проектов, изучающих природу предпринимательства, является исследование «GUESSS». Цель проекта - осознать предпринимательские намерения и активность студентов, используя сравнение опросов по географическому принципу.На основании результатов этого исследования можно сделать вывод, что как в Германии, так и в России, предпринимателями в основном являются мужчины, причем соотношение мужчин и женщин предпринимателей 2:1. В большинстве случаев немецкие предприниматели – это люди с профессиональным образованием или специальным курсом обучения, возраст которых, как правило, от 25 до 34 лет.

Изучая мотивы немецких предпринимателей для открытия своего дела, на основании данных ETH Zurichоказывается, что первой причиной является независимость, затем потребность в самореализации и воплощении своих собственных идей [4]. Интересно отметить то, что эти мотиваторы остаются неизменными для разных сфер бизнеса.

Основная цель изучения предпринимательских намерений студентов и их готовности начать свое дело – это понять, чего хотят студенты, что они ожидают в будущем, каким образом они планируют построить свою карьеру: работать в большой корпорации или попробовать организовать свой бизнес и независеть ни от кого, самостоятельно формируя свой доход. В результате это должно помочь скорректировать обучающие программы университетов и дать рекомендации преподавателям, чтобы они, учитывая намерения студентов, смогли предоставить им необходимые теоретические знания и обучить соответствующим практическим навыкам.

В работе было осуществлено исследование предпринимательских намерений российских и немецких студентов.

Разработанная для исследования анкета включала четыре блока вопросов: личные данные,предпринимательская активность, барьеры на пути к созданию бизнеса имотивация к созданию бизнеса.

Анкета позволяет увидеть реальное отношение студентов к предпринимательству: хотят ли они начать собственное дело, что их мотивирует, что им мешает, какую сферу они считают наиболее привлекательной.

В России были опрошены путем письменного опроса 130 студентов четвертого и пятого курсов ИЭИСПбПУ (возраст -21-22 года). Среди немецких студентов было опрошено 80 человек с факультетов экономики и менеджмента нескольких университетов(средний возраст опрошенных – 23 года).

Российские студенты предпочитают сразу после окончания СПбПУ иметь в структуре доходов сочетание заработной платы и независимого дохода- 58% респондентов (см. рис. 1). Вторым приоритетным вариантом является получение заработной платы - 28% опрошенных.

Рис. 1. Профессиональные устремления российских и немецких студентов сразу после окончания университета

 

Интересно отметить то, что в Германии большинство студентов ориентированы на получение заработной платы после окончания Университета (60% опрошенных) и только некоторые хотели бы сочетать зарплату и независимый доход (30% опрошенных).

Далее после первых пяти лет после окончания университета большинство российских студентов предпочитают работу в большой компании как вариант получения заработной платы (26% опрошенных), а самостоятельную предпринимательскую деятельность как получение независимого дохода выбрали 14% респондентов (см. табл. 1).Немецкие студенты также предпочитают работать в большой компании (47% опрошенных) илиосновать свою собственную компанию в инновационной и других сферах бизнеса (27% респондентов).

 

Таблица 1

Профессиональные устремления российских студентов после первых пяти лет после окончания СПбПУ

Вариант

Россия (СПбПУ)

Германия

Чел.

%

Чел.

%

Получениезаработной платы

Работа в малом бизнесе

13

8

1

1

Работа в компании средней величины

27

17

19

15

Работа в большой компании

40

26

60

47

Работа в университете/колледже

3

2

2

2

Работа в государственном аппарате

9

6

5

4

Независимость, получение собственного дохода

Продолжение семейного бизнеса

7

5

2

2

Создание бизнеса по франшизе

3

2

0

0

Партнерство в существующей компании

11

7

5

4

Создание собственной компании в инновационной сфере

8

5

14

11

Создание собственной компании в другой сфере

13

8

14

11

Самостоятельная предпринимательская деятельность

21

14

6

5

 

Затем студентам был задан такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, Вы когда–нибудь думали о конкретных способах получения дохода, чтобы построить свою жизнь независимо от других?». Как отражено нарис. 2, большинство российских и немецких студентов ответили на него положительно: 45% опрошенных в России («да, периодически») и 44% в Германии соответственно («да, я решил(а) стать независимым»).

 

Рис. 2.Потенциальная предпринимательская активность российских (СПбПУ) и немецких студентов

 

Те студенты, которые планируют создать собственный бизнес, уже продумали свои первые бизнес-идеи (42% опрошенных студентов в России и 36% немецких студентов). Однако 32% российских студентов не предприняли еще никаких шагов для создания бизнеса, в то время как в Германии этот ответ выбрали 23% респондентов (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Шаги на пути к созданию бизнеса

Шаги на пути к открытию бизнеса

Россия

Германия

Чел.

%

Чел.

%

Никаких

42

32

19

23

Продуманы первые бизнес-идеи

54

42

29

36

Записаны первые бизнес-идеи

12

9

10

13

Написан бизнес-план

7

5

16

20

Принято участие в конкретной работе по открытию бизнеса

4

3

3

4

Проведена беседа с возможными инвесторами и/или "источниками капитала"

6

5

3

4

Назначена дата открытия бизнеса

1

1

0

0

Имеется прототип продукта или услуги в свободном доступе

4

3

1

1

 

Российские студенты, планирующие открыть собственный бизнес, хотят сперва получить опыт работы (62% опрошенных, см. рис. 3).

 

Рис. 3. Возможная дата открытия бизнеса для российских (СПбГПУ) и немецких студентов

 

Студенты Германии, которые планируют создать бизнес, так же предпочитают начинать бизнес с опытом работы за плечами (87% опрошенных, см. рис. 3).

Табл.3 иллюстрирует выбор сферы бизнеса как для российских студентов, так и для немецких. В России студенты считают привлекательным сектором бизнеса розничную торговлю и транспортную логистику (12% и 13% опрошенных). Немецкие студенты предпочитают сектор услуг и производства: 12% респондентов выбрали “дизайн”, 9% опрошенных – “автомобильный бизнес” и “строительство и недвижимость”. Это можно объяснить сложившейся структурой экономики в Германии. Российские студенты менее уверены в своем будущем направлении развития и указывают более широкий диапазон сфер бизнеса, чем немецкие студенты.

 

Таблица 3

Возможные сферы бизнеса

Сферы бизнеса

Россия

Германия

Чел.

%

Чел.

%

Добыча и обработка сырья

4

1

1

1

Автомобильный бизнес

19

6

14

9

Авиа бизнес

4

1

1

1

Морской бизнес

1

0

0

0

Железнодорожный бизнес

1

0

0

0

Транспорт, логистика

39

13

3

2

Производство продуктов народного потребления

23

7

7

5

Производство продуктов промышленного назначения

5

2

8

5

Строительство и недвижимость

20

7

14

9

Дизайн

14

5

18

12

Образование

8

3

5

3

Здравоохранение

1

0

9

6

Услуги для населения в области искусства

9

3

5

3

Другие социальные услуги

10

3

7

5

СМИ, медиа

15

5

1

1

Оптовые продажи

14

5

7

5

Розничная торговля

36

12

6

4

Банки, финансы, страхование

18

6

2

1

IT/Интернет

16

5

11

7

Телекоммуникации и связь

4

1

12

8

Бизнес-услуги (консалтинг)

12

4

10

7

Маркетинг, реклама, брендинг

26

8

2

1

Другое

8

3

5

3

 

Студентам была предоставлена возможность выбора нескольких вариантов ответов, поэтому общее число ответов в табл. 3 отличается от данных в других таблицах.

Далее студентам, планирующим создать бизнес, был задан вопрос относительно их рабочей команды: большиство российских студентов предпочитают открыть дело с людьми вне университета и своего персонального круга друзей (30% опрошенных), в то время как студенты из Германии склоняются к команде из своих ближайших друзей (67% опрошенных), что и представлено нарис. 4.

 

Рис. 4. Выбор студентов: самостоятельная предпринимательская деятельность или с командой

 

В России многие студенты признавали, что бюрократия является самым большим воспринимаем барьером к созданию своего бизнеса. Для немецких студентов самым серьезной причиной оказался личный финансовый риск. Отметим, что российские студенты видят достаточно много перспективных бизнес-идей и это не является высоким барьером по сравнению с немецкой бизнес-средой. Средний балл барьеров к созданию бизнеса (от 1 до 5) представлен в табл. 4.

 

Таблица 4

Барьеры на пути к созданию бизнеса, баллы

Барьеры на пути к созданию бизнеса

Россия

Германия

Недостаток правильных бизнес-идей

2,89

3,89

Бюрократия

4,53

3,64

Личный финансовый риск

4,44

4,31

Недостаток смелости

3,19

2,81

Отсутствие подходящего партнера

2,81

3,44

Недостаток собственного капитала

4,10

3,83

Недостаток заемного капитала

3,33

3,75

Отсутствие компетентности

3,35

3,65

Недостаточная клиентская база

3,16

3,34

Курс обмена валюты

1,52

2,76

Экономическая, политическая и правовая среда

3,84

3,95

Опасение банкротства

3,75

3,83

Нехватка времени

1,69

3,31

Отсутствие поддержки малого предпринимательства

3,45

3,76

 

Для выяснения более широкого круга барьеров был задан вопрос в свободной форме. Среди наиболее частых открытых высказываний: боязнь провала, коррупция, конкуренция, отсутствие компетенций в налогообложении и законодательстве и пр.

В целом барьеры можно классифицировать на три группы: институциональные, финансовые и индивидуальные. Исследование показало, что все три группы барьеров важны для студентов. Несмотря на то, что индивидуальные факторы, касающиеся личностных характеристик и навыков, используются в технологическом бизнесе, они менее важны, чем финансовые и институциональные факторы. Особая значимость финансовых факторов как основных воспринимаемых студентами барьеров, указывает нам на недостаточные знания в области предпринимательства и отражает недостаточный уровень обучения в данной области. 

Касательно мотивации студентов становиться  предпринимателями, то как российские, так и немецкие студенты в основном указывали следующие причины: финансовая независимость и желание создать что-то новое и свое (см. рис. 5).

Полученные результаты в целом соответствуют общим результатам исследования GUESSS, по которым индекс предпринимательских намерений немецких студентов меньше чем у российских студентов. СогласноданнымисследованияGUESSSдля России, индекс предпринимательской силы 11.13. Индекс предпринимательской силы показывает насколько сильны предпринимательские намерения студентов в той или иной стране. Россиявспискенаходитсявыше, чем такие страны, как Германия (10.47). В дополнение к этому индексы предпринимательской активности у российских и немецких студентов ниже, чем значение среднемирового индекса (12.39).

 

Рис. 5. Мотивация российских (СПбГПУ) и немецких студентов

 

Отметим, что в целом, описывая предпринимательские намерения и отношение среди российских студентов, можно заявить, что они в некотором отношении превосходят намерения и отношения у немецких студентов.В тоже самое время Россия нуждается в значительно более высоких показателях намерений студентов к предпринимательству, чтобы в будущем иметь возможность претендовать на статус инновационно-развитой экономики.

Развитие системы обучения предпринимательству необходимо для обеспечения предпринимательских намерений студентов. На что нужно обратить внимание, так это на создание системы поддержки для потенциальных и действующих предпринимателей и системы обучения предпринимательству в России. Существует необходимость в развитии предпринимательского обучения в современной России и в поднятии его на новый уровень, что предоставит студентам возможность улучшить свои знания и навыки в тех областях, где они недостаточно хороши [3].

В целом не более четверти граждан оценивают свои знания и навыки достаточными для создания собственного дела. Имеется в виду не уровень теоретических знаний, а восприятие человеком своей подготовленности и компетентности для развития бизнеса. Значимым барьером является неразвитость образования в сфере предпринимательства, в особенности, его теоретическая направленность и устаревшие методы обучения.

Преподавание предпринимательства – относительно новый для нашей страны аспект, в связи с этим отсутствуют соответствующие стандарты, опыт задействования соответствующих методик обучения изучен слабо [2]. В целях эффективного обучения предпринимательству ИЭИСПбПУ задействованы современные методы обучения:

- межкультурные командные проектные работы по коммерциализации инновационных разработок, включая дизайн-мышление;

- бизнес-кейсы и учебные визиты на предприятия;

- разработка бизнес-планов и их презентация  внешним независимым экспертам;

- компьютерные бизнес-симуляции;

- развитие лидерских качеств (эмпатии, креативности и пр.).    

- мастер-классы приглашенных предпринимателей и ведущих ученых в сфере международного предпринимательства;

- предпринимательский аудит и интервью с собственниками бизнеса.

Развитие предпринимательства в России находится под влиянием того факта, знают ли люди кого-нибудь, кто начал свое собственное дело. Более 70% предпринимателей (против 30% среди населения) отмечают, что лично знакомы с человеком, который в последние 2 года открыл свое дело. Согласно ряду других исследований люди в 2 раза чаще готовы начать предпринимательскую карьеру, если у них есть знакомые предприниматели. Этими фактами обусловлена необходимость применять в обучении интервьюирование предпринимателей и прочие техники, предусматривающие взаимодействие с уже действующими бизнесменами. Для более эффективного обучения необходимо задействовать традиционные методологические подходы познавательного обучения, предусматривающие, в том числе:

1. Моделирование (замещение, когда обучающийся проецирует себя на место предпринимателя и рассматривает как отдельные бизнес-ситуации, так и процесс предпринимательства в целом).

2. Наблюдение (наблюдение как за развитием отдельного бизнес-проекта, так и поведением людей – предпринимателей и членов их команды и др.).

3. Аналитические рассуждения (анализ в целях поиска новых бизнес-возможностей и создания предпринимательских нововведений). 

Стоит еще раз отметить, что в настоящее время особенно важным представляется развитие положительного отношения к предпринимательству в российском  обществе, которое способствует благоприятному инвестиционному климату, развитию финансовой и коммерческой инфраструктур. Глобальный финансово-экономический кризис оказал влияние на восприятие предпринимателями изменившихся условий окружающей среды. По мнению большинства предпринимателей после кризиса организовать компанию стало еще сложнее. В данных обстоятельствах боязнь открытия собственного дела среди молодежи и людей среднего возраста сократиться не сможет. В связи с этим одной из задач является развитие системы поддержки молодежного предпринимательства, ясно демонстрирующей людям реалистичность развития нового бизнеса.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в последнее время уделяется большое внимание вопросам поддержки молодежного инновационного предпринимательства. Это позволяет удерживать в университете активную молодежь, которая хотела бы попробовать реализовать свой потенциал в сфере научно-технического предпринимательства. Одним из элементов такой поддержки является Технопарк «Политехнический», который создан как инструмент координации работы университета и инновационных фирм, созданных политехниками для коммерциализации своих научных разработок. В его функции входят:

- формирование и выполнение комплексных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры в вузе;

- создание инкубатора малого наукоемкого бизнеса;

- стимулирование распространения современных технологий и экспорта инновационной продукции;

- укрепление экономической и интеллектуальной базы Университета путём интеграции научных исследований с производством, повышения квалификации кадров для наукоемкого бизнеса;

- развитие системы коммерциализации и трансфера технологий, в том числе, в рамках международных проектов и программ.

К современному технопарку предъявляется ряд требований, например, технопарк должен обладать следующими инструментами поддержки:

- инфраструктурной;

- финансовой;

- образовательной.

1. Инфраструктурная поддержка.

Если рассмотреть процесс выведения на рынок нового малого инновационного предприятия, то место Технопарка и его структурных подразделений можно отразить в табл. 5.

Таблица 5

Инфраструктурная поддержка предпринимательства в СПбПУ

Форма поддержки

Участвующие подразделения СПбПУ

Отбор проектов

Департамент научных исследований и коммерциализации

Бизнес-инкубатор «Политехнический»

Коворкинг

Фаблаб-Политех

Размещение резидентов

Службы режима и безопасности

Административно-хозяйственные службы

Управление стратегического планирования и развития

Технологическая поддержка

Институты ОНТИ

Научные лаборатории

«Упаковка»

Департамент корпоративных общественных связей

Центры консалтинга, инжиниринга, коучинга

Центр предпринимательства и инноваций «Политех-Страшег»

Отдел патентования и защиты интеллектуальной собственности

 

Втабл.5представлены подразделения университета, участвующие в процессе коммерциализации научно-технических разработок. Для поддержки и развития системы коммерциализации в структуру Технопарка в настоящее время входят:

- бизнес-инкубатор «Политехнический»;

- центр предпринимательства и инноваций «Политех-Страшег»;

- коворкинг-центр (создание условий для формирования междисциплинарных проектов и групп);

- цифровая мастерская открытого доступа «ФабЛабПолитех» (платформа для разработки продуктов и прототипирования).

2. Финансовая поддержка.

Кроме внутренней поддержки, оказание которой планируется частично реализовать за счет эндаумент фонда, созданного в СПбПУ, технопарк активно сотрудничает с государственными и частными фондами поддержки: Сколково, Роснано, Фонд предпосевных инвестиций, Ассоциация бизнес-ангелов и т.д. В октябре 2013 года было подписано соглашение между Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в соответствии с которым Технопарк «Политехнический» становится официальным представителем Фонда содействия в Санкт-Петербурге. В 2013 и 2014 гг. Технопарк занимался организацией отборочных и финальных мероприятий по программе УМНИК, которая предполагает поддержку молодых ученых в возрасте до 28 лет, занимающихся разработками в научно-технической сфере, которые имеют потенциал коммерциализации в среднесрочной перспективе. Объем финансовой поддержки молодого ученого составляет 200 тыс. руб. в год. С 2014 года Технопарк «Политехнический» приступает к реализации поддержки и проведения программы СТАРТ Фонда содействия, которая предполагает финансирование малых инновационных предприятий, находящихся на ранних стадиях развития. Сумма финансирования достигает 6 млн. руб. на три года.

3. Образовательная поддержка.

В СПбПУ создана специальная магистерская программа «Технологическое предпринимательство» ориентированная на подготовку исследователей и специалистов для работы в инновационной сфере. Основная аудитория — бакалавры технических направлений, планирующие открыть свой бизнес. Цель программы – развить прикладные навыки реализации конкретных управленческих действий по созданию и развитию малого инновационного бизнеса, коммерциализации идей студентов. В программе заложена подготовка проектов студентов к грантам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе УМНИК и подготовка к подаче заявки по программе СТАРТ. Промышленная ориентация программы позволяет ее выпускникам получить реальные возможности для создания своего бизнеса на основе научно-технических идей, разработанных во время обучения в бакалавриате. Магистерская программа ориентирована на переподготовку и продолжение подготовки бакалавров технических направлений и специальностей технических институтов СПбГПУ, а также других вузов города.

Наличие специалистов в области экономики, менеджмента и инноватики, позволяет разрабатывать и реализовывать образовательные программы различного уровня. Существуют краткосрочные образовательные программы, ориентированные на развитие предпринимательских компетенций. Эти программы реализуются на базе Инженерно-экономического института (кафедра предпринимательства и коммерции), Центра предпринимательства и инноваций «Политех-Страшег», созданного совместно с центром предпринимательства Страшег(SCE), г. Мюнхен.

Постоянно реализуются международные научные школы для молодежи, в рамках подготовки к программам УМНИК и СТАРТ, где объединяются предприниматели, маркетологи, экономисты и технические специалисты, для работы над проектами.Международная школа, разработанная Центром предпринимательства и инноваций «Политех-Страшег», носит название “Глобальное предпринимательство”. В этой школе наравне со студентами из СПбПУ принимают участие немецкие студенты из Ганновера, Мюнхена, Берлина и других европейских городов. Целями ежегодного проведения такой школы являются:

- дать студентам навыки по разработке и коммерциализации инновационных бизнес-идей в условиях глобальных рынков на основе проектного кросс-культурного подхода (команды объединяют в себе российских и европейских студентов);

- развить у студентов навыки проектной командной работы по разработке инновационных бизнес-идей на основе дизайн-мышления;

- сформировать у иностранных студентов представление о развитии предпринимательства в России.

Таким образом, именно намерения и установки потенциальных предпринимателей в наибольшей степени влияют на ведение предпринимательской деятельности. Именно их развитие будет являться стимулирующим фактором предпринимательской среды. Благоприятные условия и инфраструктура, позволяющая обеспечить это, в целом уже существуют. Значительного развития предпринимательской активности студентов можно достичь, главным образом, путем качественного повышения эффективности их использования.

Существует также необходимость и в дальнейшем регулярном проведении комплексных качественных и количественных исследований предпринимательской активности студентов как на региональном и местном уровне, так и на национальном. Результаты подобных исследований будут давать необходимую информацию для развития предпринимательского климата в стране.

Рецензенты:

Дуболазов В.А, д.э.н., профессор кафедры «Предпринимательство и коммерция» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, г. Санкт-Петербург;

Кочинев Ю.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Предпринимательство и коммерция» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, г. Санкт-Петербург.

 


Библиографическая ссылка

Щеголев В.В., Николаев Н.А. ИЗУЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16745 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674