В условиях рыночной экономики каждое предприятие потенциально представляет собой инвестиционный проект. Такой проект должен быть тщательно обусловлен: необходимо проанализировать его сильные и слабые стороны для представления потенциальным инвесторам, а также обеспечить эффективный мониторинг процесса его реализации [1]. При этом ключевая проблема заключается в инвестиционной привлекательности предприятия - целесообразности вложения свободных денежных средств именно в него. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий зачастую необходима коммерческим и международным банковским и финансовым организациям, занимающимся кредитным и институциональным финансированием в рамках комплексных региональных и отраслевых программ.
С макроэкономической точки зрения инвестиции - это использование денег для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста капитала либо для того и другого.
На повышение инвестиционной привлекательности в России особое влияние оказывают макроэкономические процессы, которые происходят на уровне региона. Неблагоприятным образом на привлечение потенциальных инвестиций отражается непредсказуемость структурных изменений, существование сложностей для формирования устойчивого экономического пространства, техническое несовершенство и отсталость, высокая степень физического износа производственных мощностей многих производств, низкий уровень собираемости налогов в бюджет и т.д. В сегодняшней ситуации разнообразия региональных условий для потенциальных инвесторов первостепенное значение носит выбор именно региона для инвестирования [2].
Чтобы выстроить грамотную инвестиционную политику, необходимо выбрать круг показателей, которые будут классифицировать факторы, определяющие инвестиционную ситуацию. Причем эти индикаторы измеряются не столько в количественном значении, сколько в качественном.
Для того чтобы инвестор был заинтересован вкладывать капитал в ту или иную отрасль, нужно, чтобы она обладала инвестиционной привлекательностью, т.е. совокупностью позитивных критериев. Существует следующая классификация отраслей: депрессивная, кризисная, стабильная, перспективная отрасль и отрасль, находящаяся в стадии роста.
Инвестиции определяют наиболее короткий путь к ускоренному экономическому подъему отдельного предприятия, экономике региона и страны в целом. Решение о вкладе капитала, т.е. об участии в инвестиционном процессе, принимает фирма только в единственном случае, когда убедится, что это будет прибыльным.
Недостаток собственных ресурсов для развития обостряет необходимость привлечения дополнительных инвестиций со стороны, и, как следствие, возникает задача повышения инвестиционной привлекательности региона и промышленного предприятия в частности.
Кроме внутри региональных проблем существует достаточное количество макроэкономических проблем, также влияющих на инвестиционный рынок региона. К наиболее значимым можно отнести следующие [3]:
- Низкое качество менеджмента, техническая и технологическая отсталость;
- Высокая степень физического износа производственного аппарата большинства предприятий, их медленная адаптация к новой экономической среде;
- Неэффективная структура накоплений, а также недостаточное количество инвестиций, направляемых на техническое перевооружение экономики и на улучшение организации производства и управления;
- Низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
- Несовершенная структура экспорта и импорта, зависимость от конъюнктуры мирового рынка по некоторым товарам;
- Высокая дифференциация населения по уровню доходов;
- Редкое применение консалтинга и маркетингового мониторинга при оценке эффективности инвестиций в промышленные предприятия.
Механизм же выбора региона как объекта инвестирования практически отсутствует. Причины этого в изменчивости, нестабильности российской экономики, недостаточности информации о ней, что существенно ограничивает возможности применения традиционных методов, основанных на учёте и сопоставлении рисков.
В условиях нестабильности экономики, подобных российской, более целесообразными являются методы «следования за инвестором» [4], основанные на анализе массового поведения уже функционирующих инвесторов.
Основная идея этих методов заключается в анализе уже имеющихся инвестиционных проектов. Отслеживается, в какой сфере на данный момент наблюдается больше инвестиций, там, следовательно, лучше инвестиционный климат и выше инвестиционная привлекательность.
Естественно, при этом надо учитывать не только объём инвестиций, отражающий уровень развития инвестиционной инфраструктуры, но и динамику, отражающую уровень эффективности инвестиций.
Важную роль для достижения эффективного роста инвестиций в промышленность играют институциональные условия [4]:
- Рациональное функционирование банковской системы;
- Желание предприятий и организаций к эффективному и комплексному использованию инвестиций;
. Основным моментом промышленной политики является разработка методов определения и поиска проблемных районов. Основными признаками [6] депрессивных районов являются:
- Страх возникновения какой-либо крупной проблемы, которая может создать социально-экономическую угрозу в регионе и стране в целом, также может привести к политической нестабильности, вызвать ухудшение состояния природной среды и тп.;
- Наличие ресурсов, использование которых необходимо для возможности решения важных социально-экономических проблем страны;
- Особое значение экономического, географического, политического положения региона, что предопределяет необходимость внедрения специальных мероприятий государственного и федерального регулирования;
- Отсутствие достаточного количества собственных ресурсов в регионе, необходимых для решения возникающих вопросов федерального или регионального значения, что подразумевает личное участие государства в оказании организационно-материальной помощи региону;
- Обоснованность использования целевого программного подхода, специальных методов реализации программ и официального получения статуса депрессивного, проблемного региона как объекта государственного регулирования.
Государственные власти должны обязательно разработать свою собственную стратегию, чтобы контролировать деятельность крупных коммерческих предприятий и организаций на принципе прямого вхождения и непосредственного участия в управлении на правах учредителя.
Государственная социально-экономическая политика должна предопределять институциональные преобразования и соотношения в экономическом секторе в следующих связанных между собой направлениях [5]:
1) совершенствование управленческой и организационной структуры в экономическом секторе, которое необходимо для повышения качества управления на всех уровнях, которое предполагает проведение структурных преобразований предприятий и сектора экономики в целом;
2) совершенствование технологической структуры материально-технического производства на основе вымещения устаревших технологий и основных фондов и замещение их современными технологиями, что повлечет за собой изменение масштабов и темпов инвестиционного процесса;
3) внесение изменений в структуру производства, которое предполагает рост объемов продукции с высокой степенью обработки;
4) обновление и развитие инфраструктуры экономики, особо важных отраслей, например, транспорта и связи.
Для удобства ранжирования регионов можно выделить следующие признаки:
- наличие ресурсов, пользующихся спросом на мировом рынке;
- территориальная удалённость и транспортная инфраструктура;
- инновационный и интеллектуальный потенциал региона, его соответствие задачам повышения экономического уровня региона;
- уровень социальной сферы и развитие потенциальных возможностей региона в области её совершенствования;
- состояние производственно-промышленного потенциала региона и уровень инвестиционной активности региона в целом (объёмы инвестиций в промышленность и качественные показатели инвестиционной деятельности).
Со стороны государства необходимо разработать меры воздействия. Можно выделить первоочередные задачи по повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий:
1) обеспечить правовое регулирование, заключение договорных отношений с региональными и муниципальными организациями по передачи им ответственности в сфере зонального планирования;
2) создать условия для объединения финансово-материальных ресурсов, а также установление приоритетов в налоговом регулировании (например, льготное);
3) определение форм ответственности местных органов власти за реализацию проектов и возможные последствия (экологическое загрязнение природной среды и др.);
4) установление связи с общественностью с участием средств массовой информации для активной демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения к участию в принятии решений общественных организаций и населения, а также в подтверждении целесообразности и эффективности его реализации.
Кроме этого, необходима активная поддержка государством интенсивности инвестиционных процессов в экономике, кредитная поддержка отраслей и сфер экономики, при структурной перестройке которых проявятся национальные приоритеты. Необходимо разработать несколько крупных проектов для стимулирования и ускорения развития экономики, за счёт повышения деловой активности в общественном секторе. Важным звеном реализации этих проектов должны выступать денежные средства, выделяемые на государственные и муниципальные капиталовложения. При этом показателями этой централизованной, прямой поддержки являются ориентация проектов на стимулирование и расширение спроса, содействие структурным преобразованиям в экономике, стимулирование импорта и иностранных инвестиций в экономику страны, а также развития перспективных технологий и производств.
Необходимо также повысить роль и ответственность каждого региона в принятии и реализации инвестиционных решений. Правительство должно стремиться проводить более развернутую региональную инвестиционную политику, которая включает поддержку малоосвоенных регионов и стимулирование их развития. При этом основная ответственность этой проблемы перемещается на уровень местных органов власти.
Целью инвестиционной политики в регионе является привлечение с помощью различных льгот внимания крупных компаний и корпораций, а также других частных предпринимателей к данной конкретной территории. Местному правительству необходимо оказывать активное содействие фирмам, осуществляющим строительство в регионе, в защите правовых интересов, использовании налоговых льгот и тарифов на энергоснабжение. Именно местные власти определяют социальный аспект программ территориального развития, разрабатывают демографические прогнозы для регионов, формируют планы создания рабочих мест и актуальных объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также занимаются вопросами привлечения инвесторов и деловых партнёров (спонсоров).
С точки зрения организационно-технических мероприятий государственным органам управления нужно [1]:
Во-первых, установить особый режим инвестирования для проблемных, депрессивных регионов, это является важным условием оздоровления экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Во-вторых, выделить проблемным регионам централизованных капвложений, которые не могут ориентироваться на достижение исключительно коммерческого эффекта при остром дефиците средств бюджета различных уровней, платёжном кризисе, инфляции и социальной напряжённости в обществе. В-третьих, мероприятия по государственному регулированию инвестиционной деятельности в проблемных, депрессивных регионах должны быть направлены не только на стимулирование поступления капитал, но и при необходимости ограничивать данный процесс, что в свою очередь предполагает изменение и деформацию бюджетного механизма.
В-четвёртых, необходимо поддерживать, а также стимулировать на государственном уровне через предоставление льгот, использование альтернативных источников финансирования капвложений. Данные меры должны строго отслеживаться федеральными и региональными органами управления.
В-пятых, рост инвестиционной активности в депрессивных регионах непосредственно зависит от институтов рыночной инфраструктуры. Стимулирование их развития в подобных регионах, а также влияние государства на определённые конкретные сферы их интересов помогут повысить результаты регулирования инвестиционной активности, станут дополнительным фактором по формированию источников финансирования капитальных вложений, одним из основных условий становления качественно новой системы управления воспроизводственными процессами на уровне региона; гарантии инвестиций; информационное обеспечение.
При формировании инвестиционной привлекательности предприятий и региона в целом нельзя забывать о существовании кластерных структур. Кластер - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [6].
Конкретная отрасль, привлекающая потенциальных инвесторов (в том числе иностранных инвесторов), не может рассматриваться отдельно от остальных и должна развиваться внутри кластера вертикально взаимосвязанных секторов. Становление базовой отрасли послужит толчком к развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, принадлежащих кластеру.
Внутри кластеров сильные предприятия могут повышать эффективность производства, используя стратегии вертикальной интеграции, выражающиеся в приобретении мажоритарных пакетов акций смежников. Вертикальные макросекторальные связи существуют также между промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг, поддерживая и развивая друг друга. Кластерный анализ вводит вертикальный подход к промышленному мониторингу и обогащает результаты портфельного анализа, определяя конкурентоспособность.
Сегодня в России существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей (химической, нефтегазовой, автомобилестроения, металлургии, машиностроения и судостроения), но часть оборудования, узлов и компонентов приобретается у иностранных поставщиков. Эти структуры пока находятся на стадии развития и становления. Рост высокоэффективных индустриальных кластеров значительно бы увеличился количественно с использованием целевых инвестиций. Хорошая сырьевая база является основой для интеграции многих важных отраслей, таких, например, как химическая промышленность, машиностроение, производство транспорта, целлюлозно-бумажная промышленность.
Могут формироваться кластеры также и на региональной основе, в том случае, если наблюдается повышенная географическая концентрация взаимосвязанных отраслей (машиностроение в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнего Новгорода, автомобилестроение вокруг Тольятти, химическое производство вокруг Москвы, Тулы) [5].
Во всем мире появилась тенденция, характерная и для крупных корпораций, - фокусироваться на главных направлениях, а производство промежуточной продукции и сферу услуг отдавать другим. Поэтому создание кластеров имеет мощное влияние и на малый бизнес. Сильные международные позиции местных потребителей выгодны для местных поставщиков, стимулируют их продвижение на рынки, где существуют потребители. Таким примером могут являться японские и немецкие производители автомобильных комплектующих, которые идут за национальными автогигантами и открывают свои производства в развитых и развивающихся странах.
Рецензенты:Трифонова Е.Ю., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и региональных рынков Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород.
Трофимов О.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики фирмы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Перцева Л.Н. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16727 (дата обращения: 04.10.2024).