Пролежни остаются актуальнейшей проблемой практического здравоохранения, способной значительно ухудшить прогноз лечения, качество и удовлетворенность медицинской помощью [1, 3, 4]. Частота встречаемости пролежней составляет от 11% в отделениях сестринского ухода до 42% в отделениях реанимации и интенсивной терапии [3]. Кроме того, установлено что пролежни являются причиной значимого болевого синдрома, снижают качество жизни больных и повышают летальность [1, 3, 5]. В настоящее время разработаны и за рубежом повсеместно внедряются программы профилактики и лечения пролежней, включающие систему оценки риска развития пролежней, устранения негативных факторов и при неэффективности профилактических мер - соответствующие лечебные мероприятия [2, 4, 5]. В этой связи огромную значимость имеет степень владения медицинскими работниками современными научными данными о предупреждении и лечении пролежней.
Цель работы - изучить характер осведомленности студентов медицинского ВУЗа в вопросах профилактики и лечения пролежней.
Материалы и методы. Для реализации цели исследования было проведено заочное анкетирование студентов Башкирского государственного медицинского университета с использованием социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». С помощью общеизвестного алгоритма отбора и поиска были найдены профили студентов 3-6 курсов, которым было разослано 300 анкет, 184 респондента откликнулись на анкетирование. Из исследования были исключены 24 анкеты по причине неполных данных. В исследование не включали студентов, имеющих среднее медицинское образование и/или работающих в медицинских организациях. В итоге доступными для анализа оказались 160 анкет.
Среди студентов выделены 2 главные группы: I группа (n=79) - студенты 3 курса, обучающиеся по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования III поколения (ФГОС ВПО) и II группа (n=81) - студенты 4-6 курсов, обучающиеся по Государственным образовательным программам (ГОС).
Разработанная для целей исследования анкета включала себя блок демографических данных и основной блок из вопросов, касающихся оценки уровня знаний о пролежнях и источников информации о них.
Результаты. Все опрошенные нами студенты обеих групп были знакомы с понятием «пролежни», однако при ответе на вопрос о составляющих определения термина «пролежень/пролежни» абсолютно правильный ответ был получен в 39 (49,4 %) анкетах в группе студентов, обучающихся по ФГОС, а во II группе - только в 13 (16,1 %). Субъективная оценка респондентами своих знаний была значительно лучше: в I группе исследуемые высоко оценили свои знания о пролежнях 65 (82,3%) человек, во II группе - 56 (69,1%) студентов, тогда как на недостаточность знаний посетовали - 12 (15,2%) и 24 (29,6%) опрошенных соответственно. Среди производящих факторов развития пролежней все респонденты указали сдавление тканей, а на два других не менее важных фактора: трение и сдвиг тканей - 30,4% и 23,4% лиц соответственно.
Среди учебных дисциплин (кафедр), при прохождении которых по мнению студентов были получены знания о пролежнях, 55 (69,6%) и 58 (71,6%) лиц I и II групп соответственно выбрали один вариант ответа (причем все опрошенные - кафедру сестринского дела), назвали несколько вариантов - 29,2% и 23,5%, затруднились в названии кафедры - 1 (1,2 %) и 4 (4,9%) соответственно (таблица 1). Второе место, после кафедры сестринского дела, по частоте выбора респондентами занимает кафедра общей хирургии, набравшая 22,8% и 23,4% голосов в I и II группе соответственно, клинические кафедры старших курсов в сумме набрали 12,3% ответов.
Таблица 1
Кафедры, которые участвовали в формировании представлений студентов о пролежнях
I группа (n=79) |
||
- кафедры теоретического профиля |
0 |
0 |
- кафедры патофизиологии и патанатомии |
13 |
2 |
- кафедра сестринского дела |
78 |
69 |
- кафедра пропедевтики внутренних болезней |
2 |
1 |
- кафедра общей хирургии |
18 |
19 |
- хирургические кафедры старших курсов |
- |
8 |
- терапевтические кафедры старших курсов |
- |
2 |
- не помню |
1 |
4 |
Среди видов учебной деятельности, посредством которых респонденты получали знаний о пролежнях, в обоих группах доминирующее значение имели лекции, на которые указали 87,3% студентов I группы и 51,8% - во II группе. C внедрением новых образовательных стандартов значимость лекций возросла более чем в 1,5 раза. Характерно, что практические занятия, как источник знаний студенты, обучающиеся по новым стандартам отмечали в анкете чаще - 72% против 45,6%. Производственную практику студенты I группы выбрали в 89,8%, II группы - 97,5%. Кроме того, студенты, обучающиеся по новым ФГОС ВПО как источник знаний, указывали студенческую научно-практическую конференцию, ежегодно проводимую кафедрой сестринского дела.
Таблица 2
Вклад различных видов занятий в формирование знаний и умений по теме «Пролежни»
Виды занятий |
I группа (n=79) |
II группа (n=81) |
- лекция |
69 |
42 |
- практические занятия (обсуждение, таблицы) |
57 |
37 |
- элективный курс, научный кружок |
2 |
1 |
- студенческая научно-практическая конференция |
58 |
44 |
- учебная практика |
72 |
- |
- производственная практика |
71 |
79 |
- не помню/затрудняюсь ответить |
8 |
10 |
При конкретизации форм учебной активности большинство студентов обеих групп выбрали несколько вариантов ответов, при этом лидирующим способом получения знаний было обсуждение темы с преподавателем (все респонденты обеих групп). Демонстрацию больных, имеющих пролежни указали студенты I группы в 32,9% случаев, II группы - в 17,2%.
Таблица 3
Формы учебной и иной деятельности, используемые для освоения темы «пролежни»
Формы деятельности |
I группа (n=79) |
II группа (n=81) |
- обсуждение темы с преподавателем |
79 |
81 |
- демонстрация слайдов, таблиц |
67 |
66 |
- просмотр учебного фильма |
11 |
1 |
- отработка навыков на симуляторах и манекенах |
59 |
17 |
- демонстрация больных (на обходе) преподавателем |
26 |
14 |
- демонстрация технологий по предупреждению пролежней (матрацы, поверхности) |
61 |
19 |
- «внеурочное» дежурство с преподавателем |
2 |
8 |
- работа с больными во время производственной практики |
72 |
71 |
- не помню |
7 |
10 |
Студенты значительно чаще самостоятельно наблюдали больных с пролежнями во время практик, нежели во время аудиторных занятий. Характерно, что у студентов I группы вклад симуляционного обучения и тренажеров был значительно выше, что свидетельствует об изменениях в методике преподавания в сторону практической ориентированности и также отражает улучшение материальной базы. Ознакомление с современными технологиями по предупреждению пролежней имело место в 77,2% в I группе и в 23,4% во II группе.
Обсуждение. Несмотря на высокую значимость проблемы предупреждения пролежней, внимание к ней остается недостаточным как в практическом секторе здравоохранения, так и в системе медицинского образования. Среди кафедр, которые были указаны студентами фигурируют в большинстве случаев кафедры младших курсов, тогда как пристального внимания к проблеме пролежней на клинических кафедрах респондентами отмечено не было. Таким образом, наблюдается существенное различие в результатах анкетирования студентов медицинского ВУЗ, обучающихся по разным образовательным программам. Несмотря на лучшие результаты у студентов, программа обучения которых регламентирована ФГОС III поколения, уровень знаний о пролежнях является недостаточным.
Выводы
1. Студенты, обучающиеся по новым Федеральным государственным образовательным стандартам оказались более подготовленными в вопросах этиологии и профилактики пролежней;
2. Несмотря на высокую самооценку своих знаний о пролежнях, фактическая выживаемость знаний по данным исследования остается неудовлетворительной;
3. Большое значение для приобретения знаний и клинического опыта по предупреждению и лечению пролежней имеет производственная практика;
4. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости включения темы «пролежни» в программу обучения на клинических дисциплинах старших курсов и в системе непрерывного последипломного медицинского образования.
Рецензенты:Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г.Уфа;
Янгуразова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды ГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Уфа.
Библиографическая ссылка
Фаршатов Р.С., Кильдебекова Р.Н., Кандалов А.В., Гильмиярова Э.Р. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О ПРОЛЕЖНЯХ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16720 (дата обращения: 11.09.2024).