В настоящее время российская молодежь переживает свое социально-психологическое становление в изменяющихся условиях социально-культурного бытия, коренного изменения традиционных ценностей и ориентиров, перелома сложившейся системы социализации. Все это обусловлено нарастающим процессом глобализации, распространением массой культуры и индивидуалистических ценностей. Изменяется отношения молодежи к традиционной системе ценностей, она уже в меньшей степени ассоциирует себя со своей национальной культурой, своей этнической принадлежностью. Происходящие социокультурные процессы требуют осмысления и поиска путей приобщения молодежи к традиционной культуре и ее системе ценностей.
Цель научного исследования - на основе теоретического анализа изучить процесс влияния национальных традиций на формирование социально-культурных ценностей молодежи Республики Калмыкия.
При написании статьи применялись общенаучные методологические приемы, такие как изучение документов, традиционный и формализованный анализ документальных источников, а также контент-анализ.
Во все времена культура оказывала огромное влияние на формирование и становление личности человека. Именно благодаря культуре у индивида образуется определенная общая система мировоззренческих ориентиров и представлений, на базе которых он строит свою дальнейшую жизнедеятельность. Набор у большинства индивидов наиболее сходных представлений и делает возможным представить общество как единое целое с присущими ей факторами развития. Влияние культуры настолько бесспорно, что некоторые авторы: В.Крикенберг, К.Дьюбойс, Н.Бердяев, Л.Колберг, М. Мид, Ф. Боас рассматривают его как фактор, имеющий первостепенное значение.
Формирование культурной модели и духовно-нравственных ценностей и ориентиров, а также усвоение существующих образцов поведения и социально-культурных норм, принятых в том или ином обществе, происходит благодаря процессу социально-культурной социализации. Социализация индивида протекает в течение всего жизненного цикла, он начинается с момента рождения и продолжается всю сознательную жизнь человека. В условиях трансформации и модернизации современного общества, когда происходит усвоение противоречивых норм и ценностей, важно обеспечить духовное и нравственное развитие личности. Процесс социально-культурной социализации непосредственно связан с самой динамичной социальной группой - молодежью, так как именно она наиболее восприимчива к изменениям в обществе, доминирует в определении социально-культурной обстановки, находиться в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводстве социальной структуры.
В настоящее время под молодежью понимается социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе [2].
Характерная особенность молодого поколения - потребность в самоопределении, в определении своего назначения в жизни и личного самоутверждения, а также в познании самого себя. Молодежь, поставленная перед необходимостью раннего выбора жизненного пути, определения духовно-нравственных ориентиров, не может себе позволить растягивать вхождение в пору социальной и деловой активности и вынуждена, уже со студенческой скамьи осваивать опыт старших поколений, перенимая сложившиеся устои и традиции.
Молодежь более всего нуждается в социально-культурной среде, ориентированной на формирование целостной, гармоничной и культурно адаптированной личности. В возрастной психологии молодость рассматривается как период формирования определенной системы ценностей, самосознания и социального статуса личности.
Молодежь обычно разделяют на следующие социально-психологические и возрастные группы:
1) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся;
2) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства;
3) в возрасте от 20 до 24 лет - в основном студенчество;
4) от 25-30 лет - молодые кадры (интеллигенция). [3]
Молодой человек характеризуется особой восприимчивостью к изменениям в окружающем его мире, его сознание обладает свойством перерабатывать и усваивать обширный поток поступающей информации. Именно в молодом возрасте формируется сознательное мышление, система убеждений и определенная жизненная позиция, желание дать свою оценку различным явлениям, поиск оригинального решения, возникающих проблем. Поэтому в поведении молодежи сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и отрешенность от внешнего мира. Следуя своей собственной линии поведения, молодежь либо принимает господствующую социально-культурную обстановку в обществе, либо самовыражается посредством образования своей собственной молодежной культуры. Являясь носителем и потребителем всех форм культуры, молодежь все больше обращается к переосмыслению народной традиционной культуры, ее вековых ценностей и постулатов. Традиционная народная культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов и ценностей, посредством которой формируются базовые социально-культурные ценности молодежи.
Россия - многонациональная страна, которой издревле присуще социально-культурная многоукладность наций, народностей, этносов, и различных национальных меньшинств. Каждый этнос является непосредственным носителем своих национальных традиций - это обычаи и представления, социальные нормы и правила поведения, менталитет и нравы, материальные и духовные ценности, символы и родной язык [4]. Все перечисленные содержательные элементы национальной культуры требуют сохранения и передачи последующим поколениям, особенно это важно в современных условиях, когда происходит унификация культуры, посредством которой происходит мировая культурная глобализация. Традиция становится связующим звеном с исторической памятью народа и помогает сохранить национально-культурную идентичность.
Современные реалии российской действительности показывают насколько противоречиво проходит процесс трансформации социально-культурной социализации молодежи в социальной среде: между современной культурой и национальными традициями, сохранением самобытности и потребностью к развитию, самосознанием своего «Я» и массовым сознанием.
Все это в совокупности замедляет процесс эффективной социально-культурной социализации молодого поколения, проявляясь в девальвации культурно-ценностных ориентаций, роста отклоняющегося поведения, размывании в сознании молодежи культурной значимости традиционных ценностей. Такая ситуация характерна для многих регионов России, в том числе и для Республики Калмыкия. Безусловно, культурная социализация молодежи Калмыкии имеет свои специфические черты, определяемые культурой и традицией народов, проживающей на территории этого субъекта, его географическим положением, а также статусом среди других регионов России.[1]
Республика Калмыкия - один из субъектов Российской Федерации, входящий в Южный федеральный округ. Республика Калмыкия расположена на крайнем юго-востоке европейской части страны. Площадь Калмыкии - 76,1 тыс. кв. км (0,4% территории России). В составе республики 3 города, 13 районов, 112 сельских администраций. В настоящее время численность населения Республики Калмыкия составляет 282021 тыс. человек, из них горожан - 126520 тыс. человек, сельских жителей - 155501 тыс. чел [5]. В столице республики г. Элисте проживают 104017 тыс. человек. Численность молодежи в возрасте составляет от 15 до 29 лет 62331 тыс. человек, что составляет 22,1 % от общей численности населения [6]. Население республики представляет собой этнически смешанную общность с двумя относительно крупными национальными группами. Одна из них - калмыки (56, 2% к общей численности населения), другая - русские (29,6%). Численность иных этнических групп: народности Дагестана - 4%, казахи - 1,7 %, чеченцы - 1,1 %, украинцы - 0,6 %, немцев -0,3 %, , татары - 0,3 %, белорусы - 0,1%, другие - 23% [7]. Такое этническое разнообразие групп населения обусловлено историческими предпосылками и географическими условиями развития региона, представляющего собой локальную концентрацию разнообразных этнокультур, как представителей европейской части населения, так и азиатской. Понимание индивидом своей этнической принадлежности, самосознание и развитие толерантных межнациональных отношений являются одним из главных элементов сохранения благоприятной социокультурной среды.
Дружественные межнациональные отношения, складывающиеся между представителями всех этнических групп в Республике Калмыкия, составляют для общества одну из наиболее важных ценностей. В тоже время для большинства титульного этноса Калмыкии определение своей национальной принадлежности имеет первоочередное значение как элемент идентичности и социокультурного восприятия в целом. В двух наиболее крупных этнических группах населения республики существуют представители, которые главным инструментом познания и освоения внешнего мира считают этнонациональную культуру. Некоторые из представителей не титульной этнической группы идентифицируют себя калмыками, хотя они относятся к представителям другой национальности или этнически смешанной группы, также как и наоборот.
В Республике Калмыкия национально-культурная среда базируется на двух принципах: статусно-этническая иерархия и равноправие одновременно. На основе этих же принципов проводится государственная культурная политика, направленная на трансляцию замещающему поколению общечеловеческих и национальных культурных ценностей. В таком полиэтническом регионе актуальна образовательная задача воспитания человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать самобытность и культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения. Процесс возрождения национальных культурных традиций должен пройти через осознание человеком собственного «Я» как части родственной этнической группы людей, признанием своего этноса как части общечеловеческого и освоении выработанной данным этносом культуры, в которой заложены функции регуляции поведения. Основной этап формирования этнического самосознания приходится на период молодости, в течение которого в личности происходит многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Совокупность представлений, установок, идей, духовных ценностей и социальных норм, формирующихся в процессе социально-культурной социализации личности, направляют и организуют молодого человека в его последующей жизнедеятельности.
Отсюда вытекает потребность изучения, осмысления сущности многообразия этнических культур и традиций, влияющих на формирование ценностных ориентиров молодежи. Все это требует проведения комплекса эмпирических исследований, которые позволили бы выявить ряд типологических характеристик ценностных ориентиров молодых людей и тенденции их изменения, под влиянием той или иной культурной традиции.
Рецензенты:
Бадмаев В.Н., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии ФГБОУ ВПО «КалмГУ», г. Элиста.
Уланов М.С., д.филос.н., профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «КалмГУ», г. Элиста.
Библиографическая ссылка
Горяева Т.Н., Манхадыкова Е.Н. «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16698 (дата обращения: 04.10.2024).