Одной из актуальных проблем современной специальной педагогики и психологии является создание эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения. Актуальность обусловлена неуклонным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным вниманием, уделяемым организации их воспитания в семье сотрудниками социальных служб и образовательных организаций. Так, согласно результатам проведенных исследований, в Нижегородской области преобладающее число таких семей практически не охвачено социально-психологической поддержкой [1,3,7].
Общепризнано, что для достижения наилучшего результата, приоритетное внимание необходимо обращать на организацию эффективного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения начиная с раннего возраста. Неоценимая роль в данном процессе принадлежит активному участию в нем семьи. Молодым родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима своевременная, квалифицированная и качественная помощь для преодоления их отчужденности в обществе, развитию поддержки и взаимопомощи среди них.
Однако, современные исследования свидетельствуют о наличии негативной тенденции, проявляющейся в снижении воспитательного и духовно-нравственного потенциала семьи и определяют ее состояние как кризисное. Отмечается значительное снижение роли и статуса семьи в общественном и индивидуальном сознании. Наблюдается трансформация семьи и семейно-брачных отношений, при которой традиционная семья постепенно исчезает и утрачивает свои функции. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.
В современном обществе наблюдается серьезный дефицит доступной информации о накопленном отечественном и зарубежном опыте работы с такими детьми. Дошкольный возраст является значимым в становлении базовых анатомо-физиологических, психологических и личностных новообразований. На данном этапе закладываются основы социально-адаптивного поведения, социальной рефлексии и перцепции. Следовательно, этот период считается сенситивным для создания условий, направленных на первичную социализацию слепых и слабовидящих детей, развитие у них компенсаторных механизмов, навыков адекватного взаимодействия с окружающими, расширение кругозора и мотивационно-потребностной сферы. При реализации данных условий открываются перспективы для успешной подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации [5,8].
Современные исследователи подчеркивают, что с появлением слепого или слабовидящего ребенка в семье первоочередное значение приобретает оказание своевременной психолого-педагогической помощи родителям. Они нуждаются в осознании потенциальных возможностей собственного ребенка и в организации для него специальной коррекционно-развивающей среды. В семье, как главном факторе детерминирующем личность, с появлением ребенка со зрительной недостаточностью, родительская реакция на это событие носит стадиальный характер. Первоначальная радость родителей сменяется депрессией. Затем срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями зрения, находится в изоляции, переживает сильный психологический стресс и не имеет возможности поделиться своими проблемами в кругу единомышленников и специалистов с целью совместного поиска решений. При этом молодые родители не стремятся к дальнейшему расширению семьи [6,7].
Проблемный ребенок зачастую становится источником семейных конфликтов, заканчивающихся распадом семьи. Рождение такого ребенка структурно деформирует семью. Больше половины семей распадаются (58%), часть существуют с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально - «ради ребенка» (30%), и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. Более 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована усилением пьянства мужей. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации ребенка со зрительной патологией.
Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.
Поддержка семьи в выполнении воспитательных функций должна рассматриваться как форма интеграции усилий разных специалистов. Их взаимодействие предполагает не только наличие глубоких системных знаний, но и максимальное приложение профессиональных усилий в определении адекватных средств и способов эффективного партнёрства с семьей.
Непосредственное влияние на семью оказывают и качественные изменения макросреды, влияющие на ее социальный статус, состав и образ жизни. Это определяет увеличение количества малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, в которых происходит первичная социализация ребенка и закладываются основы его личностного развития. Оптимизация детско-родительских отношений и семейного микроклимата возможна усилиями достаточно широкого круга специалистов, которые окажут психологическую, педагогическую, консультативную и юридическую помощь семье, воспитывающей ребенка со зрительной патологией. Важным моментом в организации социально-психологической поддержки этих семей является их объедение в различные группы взаимопомощи, где они смогут поделится своими проблемами и достижениями в воспитании незрячего или слабовидящего ребенка с единомышленниками.
В качестве одного из способов авторами предложена программа «Клуб молодой семьи». Он был создан из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов по зрению. Участие в работе клуба позволило значительному числу молодых родителей адаптироваться в изменившихся жизненных условиях, обрести уверенность в себе и своих силах, расширить представления о значимости семейного воспитательного процесса, скомпенсировать и предупредить вторичные нарушения в развитии детей.
На микросоциальном уровне программа позволила создать условия для социализации ребенка с нарушением зрения через квалифицированную родительскую помощь, повысить социальную компетентность и рефлексию родителей.
На макросоциальном уровне значимость работы клуба заключалась во взаимодействии с различными средствами массовой информации, государственными и общественными структурами. Это позволило сформировать более толерантное отношение к проблемам молодых семей, имеющих незрячих и слабовидящих детей. Кроме того, наметился процесс формирования у семей - участниц клуба новой системы ценностей и ориентаций во взглядах на семейное благополучие и функции современной семьи.
Деятельность в рамках реализуемой программы позволила решить следующие задачи:
-
- Выявить семьи, воспитывающие детей с нарушениями зрения, нуждающиеся в психологической поддержке и консультировании по вопросам реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей данной категории.
- Объединить выявленные семьи в рамках деятельности «Клуба молодой семьи», с целью дальнейшей координации усилий в популяризации идей взаимодействия.
- Провести наглядное обучение по основам коррекционно-развивающего воздействия.
- Создать условия для активного участия родителей в воспитании детей данной категории.
- Формировать адекватные внутрисемейные и детско-родительские отношения.
В результате деятельности клуба квалифицированными специалистами была оказана психологическая консультативная помощь, проводилась научно-просветительская работа, были созданы условия для взаимодействия в решении актуальных проблем и оказания влияния на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детской инвалидности. Поступавшая информация накапливалась в конфиденциальном банке данных. Затем проводилось систематические анкетирование и интервьюирование с целью выявления интересов и потребностей родителей, поиска оптимальных способов и путей взаимопомощи.
На регулярной основе была организована консультативная помощь психологов молодым родителям с целью коррекции стиля детско-родительских отношений, устранения и предупреждения внутрисемейных конфликтов, укрепления межличностных отношений через правильное понимание семейно-этических норм.
Квалифицированные тифлопедагоги давали родителям рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, показывали основные упражнения, приемы и способы работы с маленькими незрячими и слабовидящими детьми, оценивали в динамике уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Они учили родителей возможным способам формирования у детей специальных навыков ориентации в пространстве, элементарным навыкам самообслуживания и умению пользоваться сохранными анализаторами и остаточным зрением.
Консультации по вопросам социальной и правовой защиты молодой семьи оказывали специалисты-юристы, которые знакомили их с основами российского законодательства, отечественной ментальностью семейных отношений, раскрывали механизмы и пути грамотной реализации своих прав и обязанностей. Кроме того, деятельность «Клуба молодой семьи» предусматривала организацию досуга и отдыха молодых родителей.
Проведение ежемесячных тренингов способствовало развитию социальной компетенции молодых родителей.
По нашему мнению, уникальность и практическая значимость предложенной программы состоит в том, что впервые в регионе было организовано координационное научно-методическое объединение, поставившее своей целью организацию системы взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов, с государственными структурами, службами социальной защиты населения, образовательными и различными благотворительными общественными организациями.
Эффективной работе «Клуба молодой семьи» способствовала и продуманная поэтапная организация программной деятельности. Объединение усилий специалистов здравоохранения и службы социальной защиты населения позволили собрать качественную разностороннюю информацию о семьях, воспитывающих детей со зрительными нарушениями. Анкетирование родителей позволило выявить, проанализировать и сформулировать актуальные проблемы, связанные с воспитанием дошкольника с нарушенным зрением. Регулярные занятия с родителями и детьми помогли решить основную задачу программы - обучение основам коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими зрительную патологию.
По нашему мнению, одним из способов формирования эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, может явиться создание подобных клубов. В условиях неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, перспективность дальнейшей деятельности «Клуба молодой семьи» обусловлена возможностью использования на практике и распространения полученных в рамках реализации программы знаний, умений, методических материалов среди родителей и их социального окружения. Это значительно расширит аудиторию молодых семей, не боящихся трудностей, связанных с воспитанием детей с нарушениями зрения. Систематизированный практический опыт создаст базу для научных исследований, направленных на разработку программ социальных, правовых и реабилитационных мероприятий, их методического сопровождения и позволит усовершенствовать имеющуюся нормативную базу в области комплексной поддержки молодых семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
Рецензенты:
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16693 (дата обращения: 09.09.2024).