Основная цель воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении - это формирование «высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения» [6]. В работах, посвященных исследованию воспитательной составляющей деятельности вуза, ключевой фигурой, способной объединить преподавателей и студентов при решении воспитательных задач, а также обеспечить эффективное формирование общекультурных компетенций однозначно признается куратор академической группы. [1; 2; 3; 4; 5; 8].
Сегодня институт кураторства переживает период активного научного теоретического осмысления и внедрения в практику. С учреждением в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II «Инструкции для кураторов Томского технологического института» куратор получает официальный статус должностного лица в вузе. Основные принципы работы куратора, прописанные более века назад, актуальны и по сей день с той лишь разницей, что акцент в деятельности куратора сместился с «удовлетворения потребностей» на содействие в духовно-нравственном становлении личности студента.
Согласно определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы - это человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов» [2, с. 8].
В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 06-197) прописаны основные направления деятельности кураторов студенческих групп:
- направленность на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе,
- реализация прав и обязанностей студентов,
- оказание содействия в духовно-нравственном и в профессиональном становлении личности будущего специалиста.
В этом же документе обозначены и основные обязанности куратора группы:
- изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;
- планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей в органы студенческого самоуправления, "соуправления", студенческие общественные организации;
- изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
- обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе [6].
Перечисленные направления и обязанности представляют собой лишь общие положения деятельности куратора. Очевидно, что этого недостаточно для организации эффективной работы куратора с группой на местах. В настоящее время нет общего для всех российских вузов положения о кураторстве. Каждый вуз, полагаясь на нормативные документы об образовании, самостоятельно разрабатывает «Положение о кураторской деятельности», в котором конкретизирует задачи и прописывает полномочия куратора студенческой группы.
Все ли вышеуказанные рекомендации нашли свое отражение в обязанностях куратора академической группы российских вузов? Какие направления в организации воспитательного процесса в рамках кураторской деятельности рассматриваются в качестве приоритетных? С целью получения ответов на поставленные вопросы, мы провели качественно-количественный анализ «Положений о кураторской деятельности» 27-и выбранных наугад российских вузов. В результате было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющие собой содержание работы куратора академической группы. На следующем этапе мы классифицировали выделенные обязанности куратора по направлениям и высчитали в процентном соотношении частоту встречаемости каждой обязанности в положениях о кураторской деятельности в разных вузах. Полученные данные представлены в таблицах 1-6.
Как видно из таблиц большинство вузов, в первую очередь, ставят перед кураторами задачи, связанные с реализацией прав и обязанностей студентов, а также успешной адаптацией к условиям обучения. Все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и правилами организации учебно-воспитательного процесса (96,3%), осуществлять контроль за академической успеваемостью в группе (100%), сформировать сплоченный дружный коллектив (88,9%), организовывать культурно-массовые (88,9%) и научно-исследовательские (77,8%) мероприятия (табл.1,2).
Таблица 1
Направленность на реализацию прав и обязанностей студентов
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Ознакомление студентов с основными локальными документами по организации учебно-воспитательного процесса в вузе, (Устав университета, Правила внутреннего распорядка вуза, Правила проживания в общежитии и др.). |
96,3 |
Контроль успеваемости студентов группы (текущей и семестровой), анализ причин и помощь в устранении неудовлетворительных результатов обучения. |
100 |
Посещение общежитий, мониторинг условий проживания студентов группы (не реже одного раза в месяц). Содействие в улучшении жилищных условий в общежитии. |
63 |
Оказание помощи студентам в планирование самостоятельной работы, выполнение ими учебного графика. |
29,6 |
Информирование детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных студентов, обучающихся в группе об их правах и оказание помощи в их реализации. |
7,4 |
Таблица 2
Направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Помощь в сплочении коллектива группы. |
88,9 |
Оказание помощи в подготовке, проведении и принятие непосредственного участия в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (субботниках, воскресниках). |
88,9 |
Осуществление организационной работы по привлечению студентов к научно-исследовательской работе. |
77,8 |
Подбор и назначение актива группы, непосредственное участие и помощь в работе старост. |
70,4 |
Регулярное поддерживание связи с родителями студентов. |
55,6 |
Оказание помощи в развитии студенческого самоуправления. |
55,6 |
Способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить. |
44,4 |
Создание атмосферы доверия, взаимопомощи, сотрудничества в группе, выбор актива группы, урегулирование конфликтных ситуаций требует изучение индивидуально-психологических особенностей каждого студента. Однако лишь 55,6% вузов ставят перед кураторами эту задачу (табл.3).
Таблица 3
Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов. |
55,6 |
Знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем. |
44,4 |
В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [7] обозначены ключевые задачи развития нашего общества - «обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России». Решением этой задачи должно стать «формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России», что представляет собой одну из основных задач воспитания. Однако лишь четверть вузов полагают, что это должно входить в обязанности куратора группы. Чуть более приоритетными в работе кураторов являются мероприятия по предупреждению девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни - 44,4% от общего числа обследованных вузов (табл.4).
Таблица 4
Оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности студента
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни. |
44,4 |
Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, милосердия, терпимости и т.д.), культуры общения. |
37,0 |
Воспитание гражданской ответственности и патриотизма. |
25,9 |
Организация тренингов по личностному росту и культуре общения. |
7,4 |
Одна из общекультурных компетенций ФГОС ВПО обязывает сформировать у выпускника вуза «понимание социальной значимости своей будущей специальности, а так же желание и готовность к качественному выполнению профессиональных обязанностей». Наше исследование показывает, что только треть вузов видят в кураторской деятельности потенциал для формирования этой компетенции (табл.5).
Таблица 5
Содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Способствование осознанию общественной значимости получаемой студентами профессии и формирование ответственности за уровень знаний. Проведение профориентационной деятельности. |
29,6 |
Воспитание положительного отношения к труду, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях. |
25,9 |
Организация встреч с практическими работниками. |
25,9 |
Оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении. |
18,5 |
Содействие трудоустройству молодого специалиста. |
7,4 |
В направлении «обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе» (табл.6) мы включили обязанности, связанные с формами организации, отчетности кураторской деятельности, а также повышение квалификации куратора. Чуть больше половины вузов считают, что куратор должен регулярно встречаться с вверенными ему студентами (63,0%), информировать деканат о положении дел в академической группе (55,6%), заполнять отчетную документацию (51,9%). Вопрос же о самообразовании поднимается только в 37,0% вузов, а понятие «школа молодых кураторов» фигурирует лишь в 18,5% изученных документов.
Таблица 6
Обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе
Обязанности куратора академической группы |
% вузов |
Регулярное (не реже одного раза в неделю) проведение кураторских часов. |
63,0 |
Информирование заведующего кафедрой и деканата о положении в академической группе (не менее 1 раза в семестр). |
55,6 |
Систематическое заполнение журнала «Куратора академической группы». |
51,9 |
Проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед. |
37,5 |
Внедрение новых форм и методов внеучебной работы со студентами, изучение передового опыта. |
37,0 |
Посещение школы кураторов. |
18,5 |
Проведенное нами исследование обязанностей куратора в разных вузах РФ позволяет сделать следующие выводы:
1. Требования государственной политики в сфере воспитательной деятельности в вузе находят свое отражение в Положениях о кураторской деятельности. Однако, пользуясь правом самостоятельного определения обязанностей куратора, вузы по-разному трактуют приоритетность тех или иных направлений в воспитании студентов;
2. К наиболее часто встречающимся в положениях о кураторской деятельности обязанностям куратора относятся (по мере убывания):
1) контроль успеваемости студентов группы (100%);
2) ознакомление студентов с основными локальными документами вуза (96,3%);
3) оказание помощи в подготовке и проведении культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (88,9%);
4) помощь в сплочении коллектива группы (88,9%);
5) работа по привлечению студентов к научно-исследовательской работе (77,8%).
6) подбор и назначение актива группы (70,4%);
7) посещение общежитий (63,0%);
8) регулярное проведение кураторских часов (63,0%);
9) информирование деканата о положении в академической группе (55,6%);
10) изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов (55,6%);
11) оказание помощи в развитии студенческого самоуправления (55,6%);
12) регулярное поддерживание связи с родителями студентов (55,6%).
3. менее чем в 50% локальных документах вузов прописывается в качестве обязанностей для кураторов:
1) способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить;
2) знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем;
3) предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни;
4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, терпимости и т.д.), культуры общения;
5) проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.
4. Казалось бы, такое направление в воспитательной деятельности в вузе как содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста должно быть прописано в документах всех вузов. Однако, только треть высших школ ставит эту задачу перед кураторами. Подчеркивая тот факт, что основная стратегическая задача высшего профессионального образования - помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии, мы полагаем, что роль куратора в решении этой задачи недооценена.
В заключении хотелось бы отметить, что целью данной статьи не является установление причин разногласий в понимании обязанностей куратора академической группы в разных вузах. Полученные результаты заставляют признать, что в условиях изменения приоритетных задач воспитания современного вуза требуется дальнейшее научное осмысление места и роли института кураторства в вузе с целью создания оптимальных условий для саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности студента.
Рецензенты:
Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, профессор зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Буянова Г.В. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16691 (дата обращения: 19.02.2025).