Приоритетным направлением развития образовательной системы РФ является обеспечение высокого качества образования и, как следствие, качественной подготовки выпускников образовательных организаций в соответствии мировым и федеральным государственным образовательным стандартам. Государственные требования к содержанию и качеству образования и проверка соответствия деятельности образовательных организаций этим требованиям являются государственными гарантиями в сфере образования и защищают права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования [1].
Одним из механизмов регулирования в области гарантии и оценки качества образования является государственная аккредитация образовательной деятельности в организациях высшего образования, которая проводится с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях. Данная процедура проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденным от 29 декабря 2012г. и «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 [3,5].
Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, то есть совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [4]. Говоря о системе менеджмента качества в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) отметим, что в рамках создания внутривузовского механизма управления и оценки качества образования, совершенствования учебно-методического сопровождения образовательной деятельности в университете создан Департамент по обеспечению качества образования путем слияния двух управленческих структур - Учебно-методического управления и Управления качества.
Департамент по обеспечению качества образования призван решать следующие задачи: определять политику и цели СВФУ в области качества образования; изучать и внедрять лучшие отечественные и мировые практики в области современных образовательных технологий, форм и методов обучения, направленных на обеспечение высокого качества высшего образования, намечать меры, способствующие дальнейшему развитию системы образования в СВФУ; координировать вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации ООП; осуществлять планирование и координацию работы учебных подразделений по организации образовательного процесса и контроль качества реализации ООП; осуществлять комплекс организационных работ по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру; разрабатывать и актуализировать нормативно-методическую документацию для осуществления образовательной деятельности СВФУ; стандартизировать процессы образовательной деятельности университета по ООП с целью обеспечения высокого качества образования в СВФУ; проводить контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений и принципами всеобщего управления качеством во всех учебных подразделениях СВФУ; вести систематический мониторинг состояния образования, осуществлять контроль выполнения лицензионных требований и аккредитационных показателей в процессе реализации ООП; организовывать, диагностировать и совершенствовать систему менеджмента качества университета по основным направлениям его функционирования; готовить и предоставлять практические рекомендации по повышению эффективности и результативности учебной и учебно-методической работы в СВФУ; повышать профессиональную компетентность научно-педагогических работников и сотрудников; обеспечивать подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам качества образования, организовывать и проводить мероприятия по их распространению.
Также с целью непрерывного улучшения качества подготовки студентов и аспирантов в СВФУ действует система Советов - коллегиальных органов управления, координирующих деятельность всех уровней и подразделений университета: Совет по качеству (обеспечение гарантии качества образования), Межфакультетский совет педагогического образования (совершенствование педагогических традиций и повышение качества подготовки будущих педагогов), Координационные учебно-методические советы по направлениям подготовки (совершенствование ресурсного обеспечения основных образовательных программ (ООП)), Совет наставников (осуществление практической помощи в ведении учебно-методической, научно-исследовательской, индивидуально-воспитательной деятельности молодых преподавателей) и др.
Одним из ключевых направлений государственной аккредитации является самоанализ (самообследование) качества деятельности вуза.
Самообследование представляет собой системное изучение, самооценку и анализ состояния образовательного учреждения с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и его развития [2]. Самообследование (SelfEvaluation) - это внутривузовская деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и образовательной организации в целом, которая проводится им самостоятельно или с привлечением независимых аудиторов [2]. Задачи мониторинга вуза представляют собой не только формирование базы данных показателей государственной аккредитации и их анализ, но и выявление негативных тенденций и причин, их вызывающих, а также перспективы дальнейшего развития.
Структура самообследования определяется образовательным учреждением самостоятельно и является организационно-методическим инструментарием сбора и первичной обработки информации о качестве образования по заданной системе критериев и показателей. Процедуры самообследования устанавливаются каждым вузом самостоятельно, определяя при этом выбор методов, процедур, показателей, критериев, объектов и объема оценки, форм сбора данных, их анализа и дальнейшего использования.
Перечислим совокупность организационных мероприятий СВФУ по самообследованию вуза:
- приказ ректора № 674-ОД от 06.06.2013 г. «О подготовке университета к государственной аккредитации 2014 года»;
- приказ ректора № 865-ОД от 16.07.2013 г. «О подготовке к самоообследованию»;
- приказ ректора № 1401-ОД от 25.11.2013 г. «О подготовке отчетов о результатах самообследования основных образовательных программ высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и начального профессионального образования»;
- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 865-УЧ от 05.09.2013 г. «О назначении председателей Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;
- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;
- проведение межфакультетских проблемных семинаров для заведующих кафедрами (МСПО);
- проведение обучающих семинаров для внутренних экспертов-членов Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС).
- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;
- утверждение графика проведения комплексных мероприятий по проверке вуза (календарный график подготовки отчетов);
- утверждение рабочих групп по самообледованию ООП (УЧП);
- с 1 декабря 2013 года по 30 марта 2014 года проведение самообследования учебных подразделений (подготовлены отчеты);
- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 149-УЧ от 06.02.2014 г. «О предоставлении отчетов самообследования ООП»;
- внутренняя экспертиза (работа экспертных групп КУМС по направлениям): 1 этап - до 17.02.2014г; 2 этап - формирование отчетов по самоосбледованию ООП, согласно рабочим инструкциям, разработанным ДОКО в срок до 25 марта; экспертиза отчетов самообследования до 1 апреля 2014г.;
- экспертиза наличия документов ООП - с 1 по 11 апреля 2014г.
- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете факультетов (институтов);
- формирование отчетов по самообследованию по направлениям - с 1 -25 апреля 2014г.;
- формирование сводного отчета по самообследованию СВФУ;
- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете вуза.
В 2014 г. в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на государственную аккредитацию представлено 268 основных образовательных программ, из них 256 образовательных программ высшего образования и 12 программ среднего профессионального образования, реализуемых в университете и его филиалах.
Для организации и проведения процедуры самообследования было принято решение о создании Координационных учебно-методических советов по направлениям (КУМС):
- КУМС инженерно-техническому направлению;
- КУМС по педагогическому образованию;
- КУМС по социально-гуманитарному направлению и культуре;
- КУМС по естественно-математическому направлению и медицинским специальностям (Таблица).
Показатели по Координационным учебно-методическим советам
КУМС |
Количество экспертов |
Кол-во УГНС, выходящих на ГА |
Кол-во ООП, выходящих на ГА |
Инженерно-техническое направление |
19 |
10 |
66 |
Естественно-математическое направление и медицинские специальности |
26 |
6 |
45 |
Педагогическое образование |
24 |
1 |
46 |
Социально-гуманитарное направление и культура |
43 |
5 |
111 |
ИТОГО |
112 |
22 |
268 |
Основной задачей Координационного учебно-методического совета СВФУ на 2013-2014 гг. явилось обеспечение инициирования разработки и внедрения ООП, комплексное развитие ресурсного обеспечения ООП, формирование экспертных групп и анализ результатов самообследований.
В процессе самообследования кафедры, реализующие основные образовательные программы, проводили анализ всех представленных к государственной аккредитации основных образовательных программ на предмет соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов).
Самообследование осуществлялось по системе показателей, отражающих качество профессиональной деятельности образовательного учреждения и соответствующим показателям аккредитационной экспертизы. Так, процедура самообследования проводилась в несколько этапов:
- организация и проведение самообследования в структурных подразделениях;
- обобщение полученных результатов и формирование на их основе отчета о самообследовании университета;
- рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании университета на заседании ученого совета университета.
Содержание отчетов взаимосвязано: материалы, содержащиеся в отчётах, представленные выпускающими кафедрами, являются основой для подготовки отчётов о самообследовании университета. Это предъявляет высокие требования к качеству и выполнению сроков представления отчетов. По завершении формирования отчета самообследования вуза, и отчеты о самообследовании филиалов (на бумажном носителе и в электронном виде) прилагаются к заявлению о проведении государственной аккредитации, а отчеты о самообследовании образовательных программ представляются экспертам при аккредитационной экспертизе.
Отчёт о самообследовании основной образовательной программы направления подготовки (специальности) является отдельным документом, который готовится и формируется на подготовительном этапе к государственной аккредитации образовательной деятельности университета. Для подготовки отчета были сформированы комиссии по самообследованию. К участию в работе комиссии привлекались ведущие преподаватели университета, ответственные по кафедрам за организацию и проведение отдельных видов образовательной деятельности (методической работы, воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности, информационного и библиотечного обеспечения и т.д.). Содержание отчета содержит сведения: о структуре кафедры и системе ее управления, структуре и качестве подготовки специалистов, качестве организации учебно-воспитательного процесса, итоговой государственной аттестации, кадрового обеспечения, учебно-методического, информационного и электронно-библиотечного обеспечения, материально-технической базы, научно-исследовательской и научно-методической деятельности; системе контроля оценки качества подготовки выпускников; международном сотрудничестве и инновационной деятельности.
В этой связи можно сделать вывод, что при проведении процедуры самообследования и последующего составления отчета, внимание комиссии сосредоточено на экспертизе достоверных данных по всем видам деятельности, а также достигнутым кафедрой нововведениям (инновациям). Кроме того, указаны недостатки и отклонения от требований нормативных документов по организации и содержанию образовательного, научного и воспитательного процессов, сформулированы выводы и предложения их по устранению.
Показатели по отчетам самообследования и по итогам перекрестных проверок внутренних экспертов КУМС показали, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников СВФУ по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в целом, соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, аккредитация - это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Проведению государственной аккредитации предшествует самообследование образовательной организации, которое представляет собой самооценку вуза за период, предшествующий государственной аккредитации.
Рецензенты:
Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Библиографическая ссылка
Николаева А.Д., Алексеева И.С. САМООБСЛЕДОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16686 (дата обращения: 11.09.2024).