Исследования последних лет, несмотря на различный подход к оценке массы тела [9], показали, что количество студентов дневной формы обучения с отклонениями массы тела от принятой нормы, достигает в некоторых вузах 40%. Отклонения показателей массы тела, как в сторону её дефицита или повышения, ожирения свидетельствуют о нарушении обмена веществ в организме [4,5]. Актуальность проблемы заключается в том, что детальных исследований в отношении отклонений массы тела от принятой нормы среди студентов практически не проводилось, несмотря на то, что масса тела - один из важнейших показателей, характеризующих физический статус человека [8]. Недооценка имеющихся отклонений показателей массы тела, может впоследствии сказаться в будущей профессиональной или трудовой деятельности молодых людей. Оценка состава тела в настоящее время проводится более современным методом - методом биоимедансометрии на основе биологических значений электрического импеданса различных структур организма человека [6], который позволяет судить об обменных процессах организма, а не только о количественных характеристиках состава тела.
Цель исследования - изучение показателей биоимпедансометрии, характеризующих состав тела студентов от ИМТ и его категорий у студентов с дефицитом массы тела.
Материалы и методы исследования
На базе отделения общеврачебной практики Университетской клиники КрасГМУ обследованы 580 студентов юношеского периода онтогенеза (16-20 лет девушки, 17-21год -юноши) [8]. В изучении отклонений показателей массы тела человека важная роль принадлежит оценке индекса массы тела (ИМТ), предложенного Кетле [7,8]. В 1991 году согласно Меморандуму ВОЗ была разработана новая классификация ИМТ, которая оценивает категории ИМТ более всесторонне [3].
Таблица 1
Классификация категорий ИМТ по данным ВОЗ
Значения ИМТ (кг/м2 ) |
Классификация категорий |
<18,50 |
Хроническая энергетическая недостаточность (ХЭН) |
18,49-17,00 |
Легкий дефицит массы тела |
16,99-16,49 |
Умеренный дефицит массы тела |
16,49-15,5 |
Выраженный дефицит массы тела |
18,5-24,99 |
Нормальный вес |
>25-29,99 |
Повышенная масса тела (предожирение) |
≥30,00 |
Ожирение |
30,00-34,99 |
Ожирение класса I |
35,00-39,99 |
Ожирение класса II |
≥40,00 |
Ожирение класса III (морбидное) |
Одним из перспективных способов определения состава массы тела является метод биоимпедансного анализа, имеющий широкий диапазон практического применения для оценки жировой, тощей, мышечной, общей клеточной масс, общей жидкости организма и других его параметров на основе биологических значений электрического импеданса различных структур организма человека [6,9,10]. Так, оценка жировой массы дает возможность судить о депо энергии организма, жирорастворимых витаминах (А,Д,Е,К) и риске возникновения атеросклероза и/или инфаркта миокарда. Показатели тощей массы позволяют оценить параметры основного обмена веществ, потребления энергии и расчетов суточного питания. Основной обмен, коррелируя с показателями клеточной массы низкого уровня, указывает на недостаточность питания. Фазовый угол биоимпеданса ученые рассматривают как количественный показатель состояния и работоспособности мышц, интенсивности обмена веществ человека [6].
Обследование студентов было выполнено с соблюдением этических принципов (протокол № 52 от 2013 года заседания Локального этического комитета ГБОУ ВПО Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ).
Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью программы SPSS, версия 20.0. Для данных с нормальным распределением рассчитывали среднее (M) и среднеквадратичное отклонение (σ). При сравнении выборочных средних для данных с нормальным распределением использован критерий Стьюдента, при невыполнении условия нормальности распределения - критерий Манна-Уитни, для сравнения выборочных оценок долей - χ2 Для всех видов анализа статистически значимыми считались значения р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что среди обследованных 580 студентов первого курса 14,48% имеют отклонения показателей массы тела. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 43 студентов (7,42%), ИМТ>25 кг/м2, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, - у 41студента (7,06%). Несмотря на то, что отклонения массы тела как в сторону её дефицита, как и в сторону повышения, ожирения определялись практически в равных долях среди обследованных, гендерный состав группы студентов с дефицитом массы тела и группой повышенной массы имел определенные различия. Среди 43 студентов с дефицитом массы тела девушки составили 86,05% (37), юноши - 13,95% (6). Повышенная масса тела и ожирение в 60,98% случаях определялись у юношей, среди девушек - в 39,02%. Таким образом, дефицит массы тела выявлялся в 6 раз чаще среди девушек, а повышенная масса и ожирение - в 1,5 раза чаще среди юношей. У 27 девушек (73%) диагностирована категория «легкий дефицит массы», в 10,8% (4) - умеренный дефицит и в 16,2% (6) - выраженный дефицит массы тела. Среди юношей дефицит массы тела выявлялся в одной категории (категория - легкий дефицит массы). Полученные данные подтверждают результаты исследователей, изучающих показатели массы тела студентов, в зависимости от пола [2]. Однако работы, характеризующие результаты биоимпедансного анализа в соответствии с категориями ИМТ и полом студентов, практически отсутствуют. В таблице 2 приведены показатели биоимпедансометрии студентов с дефицитом массы в зависимости от категорий ИМТ и пола.
Таблица 2
Показатели биоимпедансомерии студентов в зависимости от категорий ИМТ и пола
Пол
Параметры |
Категории ИМТ, характеризующие дефицит массы тела |
|||
Ж |
М |
|||
ХЭН 18,5-17,0 кг/м2n=27 |
Умеренный дефицит 16,99-16,5 кг/м2 n=4 |
Выраженный дефицит 16,49-15,5 кг/м2 n=6 |
ХЭН 18,5- 17,0 кг/м2 n=6 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Рост, см |
166,25±1,25 |
166,75±2,46 |
162,17±1,77 |
181,20±4,07 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
||||
Вес, кг |
50,06±0,98 |
46,40±1,27 |
41,50±0,73 |
59,66±2,61 |
p1-2>0,05; p1-3<0,01; p1-4<0,001 |
||||
ИМТ кг/м2 |
17,97±0,09 |
16,72±0,10 |
15,78±0,22 |
18,16±0,15 |
p1-2<0,001; p1-3<0,001; p1-4>0,05 |
||||
Окружность талии, см |
62,60±0,62 |
61,80±0,77 |
57,90±1,28 |
67,44±0,52 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,01 |
||||
Окружность бедер, см |
88,71±0,84 |
86,12±0,87 |
83,16±0,22 |
86,82±1,43 |
p1-2>0,05; p1-3<0,01; p1-4>0,05 |
||||
АКС, ом |
601,87±12,58 |
634,74±17,65 |
613,12±22,41 |
539,00±12,77 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,05 |
||||
РКС, ом |
85,00±2,09 |
84,75±3,47 |
88,00±2,32 |
78,80±3,12 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4>0,05 |
||||
Фазовый угол, ○ |
8,06±0,17 |
7,62±0,39 |
8,29±0,48 |
8,34±0,42 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4>0,05 |
||||
ЖМ, кг |
7,48±0,79 |
5,45±0,86 |
1,43±1,08 |
3,40±0,57 |
p1-2>0,05; p1-3<0,01; p1-4<0,05 |
||||
ЖМ, % |
13,90±1,13 |
11,72±1,80 |
4,08±1,61 |
5,68±0,84 |
p1-2>0,05; p1-3<0,01; p1-4<0,001 |
||||
ТМ, кг |
42,81±0,87 |
40,95±1,0,9 |
40,07±0,61 |
56,26±2,37 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
||||
ТМ, % |
85,76±1,32 |
88,31±1,90 |
96,62±2,61 |
94,34±0,83 |
p1-2>0,05; p1-3<0,01; p1-4<0,01 |
||||
АКМ, ед. |
26,78±0,72 |
24,87±0,850 |
25,38±0,98 |
35,64±1,76 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
||||
АКМ % |
62,45±0,61 |
60,80±1,59 |
63,30±1,71 |
63,34±1,64 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4>0,05 |
||||
Общая жидкость, л |
31,33±0,64 |
29,97±0,80 |
30,00±1,28 |
41,18±1,75 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
||||
Общая жидкость, % |
62,75±0,96 |
64,64±1,32 |
72,28±2,97 |
69,05±0,61 |
p1-2>0,05; p1-3<0,001; p1-4<0,01 |
||||
Талия/ бедро, ед. |
0,70±0,005 |
0,71±0,001 |
0,71±0,014 |
0,77±0,010 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
||||
Основной обмен, ккал |
1462,29 ±22,84 |
1402,00±26,91 |
1417,17±30,89 |
1741,80±55,94 |
p1-2>0,05; p1-3>0,05; p1-4<0,001 |
АКС-активное клеточное сопротивление; РКС - реактивное клеточное сопротивление; ЖМ-жировая масса; ТМ-тощая масса; АКМ-активная клеточная масса.
Показатели роста девушек с дефицитом массы тела значимо не имели различий в зависимости от категорий ИМТ, но были меньше по сравнению с показателями юношей с ХЭН, так же как и параметры веса и окружности бедер. Значимо низкие показатели веса, абсолютной и относительной жировой, абсолютной тощей масс, окружности талии и бедер регистрировались среди девушек с выраженным дефицитом массы тела [табл.1].Активное и реактивное клеточные сопротивления имели меньшие показатели у юношей с ХЭН по сравнению с девушками любой категории ИМТ, показатели фазового угла не зависели от ИМТ и пола обследованных. Активная клеточная масса значимо выше у юношей с ХЭН по сравнению с девушками, но относительная клеточная масса не имела значимых различий от пола и ИМТ. Общая жидкость выше у юношей с ХЭН, а относительная - у девушек с выраженным дефицитом массы. Показатели основного обмена значимо выше у юношей с ХЭН по сравнению с показателями любой категории ИМТ девушек.
Заключение
Результатами биоипедансного анализа были установлены гендерные особенности росто-весовых и обхватных размеров студентов с дефицитом массы тела. Невысокие показатели клеточной массы у девушек с дефицитом массы указывают на недостаточность питания, значимо более высокая клеточная масса у юношей - на более интенсивный обмен веществ.
Оценка жировой массы свидетельствует о недостаточном её количестве в организме обследуемых девушек и юношей, особенно у девушек с выраженным дефицитом массы, низкое содержание которой в организме о снижении депо энергии и жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К). Выраженный дефицит массы девушек многими акушер-гинекологами ассоциируется с факторами акушерского риска и требует врачебного наблюдения [1].
Рецензенты:
Деревцова С.Н., д.м.н., доцент кафедры анатомии и гистологии человека ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;
Синдеева Л.В., д.м.н., доцент кафедры анатомии и гистологии человека ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Пешков М.В., Шарайкина Е.П., Беззаботнов В.Е. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАССЫ ТЕЛА И ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ БИОИМПЕДАНСНОГО АНАЛИЗА У СТУДЕНТОВ С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ ТЕЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16682 (дата обращения: 14.12.2024).