Компетентностная модель специалиста, наряду со специальными, включает в себя и группу общих компетенций социокультурного и гуманитарного характера, которые не только отражают умение личности использовать полученные знания, имеющиеся умения, известные способы деятельности, но и свидетельствуют о ее способности создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования. Первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, поэтому приоритетный характер приобретает проблема формирования общекультурных компетенций в процессе обучения. В разработанной нами концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования [4]основной упор в формировании общекультурных компетенций делается на историко-амплификативный, интегративно-аппликативный, культурно-инфузионный, регионально-этнический компоненты.
Одним из важнейших методологических принципов научного познания является принцип историзма, это «принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями» [9]. В разработанных нами концептуально-теоретических моделях общегуманитарного базиса образования и локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды [2-5]мы предлагаем использовать расширенную концепцию историзма, учитывая, что, по одному из определений, историзм - принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. историко-амплификативный компонент нашей модели общегуманитарного базиса образования направлен на активизацию использования принципа историзма в преподавании с учетом синхро-корреляционных и диахро-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества, что предусматривается многоаспектным использованием расширенной (amplified) концепции историзма в преподавании и ее конкретизацией в разработке различных учебных курсов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. историко-амплификативный компонент подразумевает переориентацию преподавания базовых и элективных дисциплин с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи, в системе «природа - наука - техника - общество - человек», на рассмотрение и анализ взаимодействия науки с всеобщей историей, философией и культурой, существенно влиявшими на процесс включения научных достижений в жизнь общества. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, в процессе изучения нового материала наряду с краткой исторической справкой об ученом, сделавшем открытие или изучавшем явление, процесс, об истории самого открытия или события культуры, давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой сделано открытие, включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и производительных сил, различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, техники и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей, законов, понятий изучаемой науки, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен», выявление тенденций, закономерностей и законов развития материальной и духовной культуры мирового сообщества на примерах, связанных с изучаемым материалом.
Разработка проблемы гуманитаризации в концептуально-теоретическом и прикладном аспектах еще не завершена, однако можно отметить, что одними из основных направлений ее развития являются тенденции интеграции и внедрения широкой системы межпредметных связей. Разрабатываемая нами концептуально-теоретическая модель локальной гуманитарно-развивающей среды [2,3] предусматривает генерализацию и интегративное расширение содержания межпредметных связей на координационно-корреляционном уровне. Интегративно-аппликативный компонент в концептуальном содержании предлагаемой нами модели локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды основан на разработанной нами концепции интегративно-корреляционных связей (ИКС), подразумевающих установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами, но и между различными областями знания и культуры. Выявляются и исследуются корреляции между развитием естественных, технических и гуманитарных наук, различных способов художественного познания мира, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживается логика и специфика историко-культурных взаимосвязей и взаимовлияний. Таким образом, осуществляется переход от межпредметных связей внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных областей к интегративно-корреляционным междисциплинарным связям, обобщающим естественнонаучные, технические, гуманитарные и художественные знания. Генерализация, координация и корреляция ИКС происходит на различных уровнях: концептуально-теоретическом, категориальном, методологическом, объектном, аппликативно-прагматическом (прикладном), аксиологическом, культурологическом, ценностно-критериальном. Выявляются и исследуются научные и историко-культурные корреляции между явлениями и процессами, между формированием различных областей знания и культуры, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживается логика и специфика историко-культурных взаимосвязей по синхронизационным и корреляционным компонентам, производится анализ генезиса, эволюции и генерализации идей, понятий, терминов как в рамках изучаемой науки, так и в различных областях знания. Использование концепции ИКС способствует развитию системного логико-вербального, продуктивного и дивергентного мышления, формированию межсистемных ассоциаций, которые, согласно В.Ф.Ефименко [7], являются обобщениями высшего порядка и лежат в основе мировоззренческих взглядов и убеждений.Конкретные примеры реализации концепции ИКС рассмотрены нами в ряде наших публикаций [3, 5, 6].
Новый социальный заказ в условиях глобального расширения и углубления международного сотрудничества ставит систему образования перед необходимостью формировать культурно-языковую личность специалиста, вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культур и готовую к межкультурному общению. При этом особую важность приобретают такие личностные факторы будущего специалиста как толерантность, коммуникабельность и способность понимать своих партнеров. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира... В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» [1]. Культурно-инфузионный компонентобщегуманитарного базиса образования решает задачу обучения «общению культурой», так как глобализация и развитие современных информационных технологий с неизбежностью приводят к взаимодействию и взаимопроникновению ранее обособленных культур, в связи с чем любое профессиональное образование становится поликультурным. Введение этого компонента обусловлено осознанием того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным нациям. Каждая культура формирует уникальную систему ценностей, приоритетов, моделей поведения, и поэтому ее описание, интерпретация и оценка должны осуществляться с позиций культурного релятивизма. М. Хайд отмечает, что для формирования межкультурной компетенции требуется совокупность умений, затрагивающих как когнитивную, так и аффективную и поведенческую сферы человека, поскольку он должен осознавать различия между культурами, научиться понимать культурные корни негативной реакции носителей языка и преодолевать эту реакцию, освоить правила поведения и употребления языка, которые способствовали бы более успешному общению [10].Как отмечает Л.П. Костикова, «усваивая в процессе обучения новую картину мира и сопоставляя её с собственным менталитетом, личность неизбежно перестраивает своё мировидение, меняется в когнитивной сфере» [8], а это, в свою очередь, приводит к более широкому, толерантному видению мира во всем его поликультурном многообразии. При этом специалисту необходимо быть психологически готовым к деятельности в новых социокультурных условиях, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. В этом плане особую роль играет иностранный язык как учебная дисциплина, так как, освоив систему фоновых знаний, т.е. совокупность сведений культурного, географического, исторического характера, которыми владеет носитель языка, представлений о национальных традициях, обычаях и реалиях страны, язык которой изучается, будущий специалист становится способен к взаимопониманию, к креативному межличностному и ролевому взаимодействию с носителями разных языков и культур. Это способствует формированию межкультурной компетенции в интеркультурном и интракультурном аспектах, становлению межкультурной толерантности.
Большинство людей отличается «этноцентризмом», считая свою собственную культуру центром мира и масштабом для всех других. Как правило, этноцентризм мешает человеку в достаточной мере оценить, адекватно принять и быть толерантным к представителям другой культуры. Между тем для успешной межкультурной коммуникации необходимо учитывать особенности национального характера коммуникантов. При профессиональных, социально-культурных, бытовых контактах с представителями других культур необходимо учитывать как их индивидуальные особенности, специфику их эмоционального склада, так и национально-специфические особенности мышления, национально-культурные черты поведения, психологии, мировосприятия, привычную среду обитания и т. п. Неадекватное истолкование особенностей другой культуры нарушает процесс коммуникации, затрудняет взаимодействие носителей разных культур, а также может вызвать межкультурные конфликты.Необходимо помочь студентам преодолеть собственный национальный культуроцентризм, руководствуясь правилом «понимать, а не оценивать». Практика преподавания показывает, что студенты с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни других народов, увлечениям сверстников и т. п., и обычно все новое кажется им странным и непривычным. Особенно это касается импликаций и отношений к различным явлениям, т.е. понимания того, что в ином языке и культуре по-иному выражаются те или иные мысли и явления. Формирование межкультурной компетенции предполагает овладение такими умениями, как способность видеть в представителе другой культуры не только то, что нас отличает, но и то, что объединяет; менять оценки в результате постижения другой культуры; отказываться от стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания своей. При этом студенты приобщаются к сравнительному анализу культурных традиций, к рефлексии реалий собственной страны с позиций представителей мирового сообщества, критическому отношению к предрассудкам и преодолению стереотипов, к принципам современной толерантности.
Следует подчеркнуть, что очень важно акцентировать внимание не только на различиях, но и на элементах сходства между родной и изучаемой культурами. Для того, чтобы ликвидировать разрыв между деятельностью по усвоению чужеродных социальных механизмов и родным социальным окружением, необходимо находить как можно больше точек соприкосновения чужеродного социума и родного, как в современном состоянии, так и в историческом аспекте. Для самоидентификации индивидуума первостепенное значение имеет ценностный аспект, а осознание и понимание ценностей другого социума способствует пониманию и диалогу культур, формированию единой поликультурной личности, отличительной чертой которой является осознанное культурное самоопределение в спектре культур современных поликультурных обществ. Важно отметить, что способность к межкультурной коммуникации не означает потерю собственной культурной идентичности. Человек, обладающий различной культурной идентичностью (многоидентичный), способен легче адаптироваться в современном обществе, а сопоставление и взаимодействие собственной культурной идентичности с другими позволяет лучше узнать, понять и оценить свою культуру.
Таким образом, культурно-инфузионный компонент общегуманитарного базиса образования способствует формированию у студентов межкультурных компетенций, представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур при более глубоком осознании своей родной культуры через контекст другой культуры, развитию осознанной толерантности.
Как мы выше отмечали, интеграционные процессы международного сотрудничества, глобализация, усиление взаимозависимости всех сторон жизни стран и наций, развитие современных информационных технологий с неизбежностью приводят к взаимодействию и взаимопроникновению ранее обособленных культур, что обостряет проблему сохранения уникальности и самобытности национальных культур в условиях культурного многообразия. Регионально-этнический компонент общегуманитарного базиса образования предусматривает новые, нетрадиционные подходы к целям и задачам организации учебно-воспитательного процесса с учетом национально-культурных и региональных особенностей и базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Этот компонент направлен на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Подразумевается учет эволюции психофизиологических характеристик обучаемых в рамках тех культур, носителями которых они являются, так как гуманистические идеи в рамках любой национальной культуры имеют как общие черты, так и глубокие отличия, связанные со своеобразием философско-религиозной мысли, духовного менталитета народа, с особенностями исторического развития.
поскольку воспитание - процесс интегрированный, направленный на формирование целостной личности, всесторонне развитой и планетарно значимой, то современная модель воспитания национального самосознания представляет собой целенаправленное создание условий, способствующих самоопределению личности как представителя определенного национального сообщества, осознанию себя носителем и ретранслятором национальной культуры и формированию позитивной оценки представителей других национальных культур. Перед системой образования стоит проблема воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных не только за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, но и обладающих высокой культурой межнационального общения, способных преодолевать стереотипы национального самосознания и строить конструктивный диалог с представителями других культур. Соответствующие педагогические технологии обучения предполагают создание условий, способствующих осознанию и принятию студентами ценностей, воплощенных в родной культуре, установлению духовной связи с культурным опытом предшествующих поколений, развитию потребности в освоении, присвоении и творческом развитии ценностей как национальной, так и мировой культуры, формированию межкультурной компетенции. При проектировании и подборе содержания учебного материала необходим учет культурно-этнических характеристик студентов, механизмов формирования их социокультурной идентичности, мотивационной и ценностной основ их поведения, социокультурных особенностей региона, эмоционально-значимого для студентов содержания.
Практическая реализация рассмотренных направлений, далеко не исчерпывающих весь спектр педагогических возможностей по реализации компонентов блока общекультурных компетенций общегуманитарного базиса образования, открывает новые дидактические возможности для разностороннего развития студентов в процессе их приобщения к социально значимым и индивидуально востребованным ценностям современной национальной и мировой культуры, приобретения ими социально значимых компетенций.
Рецензенты:Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;
Гадзаова Л.П., д.п.н., профессор кафедрыиностранных языков для гуманитарных факультетов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Елканова Т.М. КОМПОНЕНТЫ БЛОКА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16606 (дата обращения: 11.10.2024).