Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Юнусова Г.Р. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В предлагаемой статье рассматриваются аспекты формирования информационно-компьютерной культуры индивида в рамках информатизации и компьютеризации образования. Автор раскрывает значимость внедрения инновационных информационных технологий в образовательный процесс с целью создания на образовательном пространстве учебного заведения единой информационной среды. Актуализация исследуемой проблемы связана с возможностью использования информационных технологий для интенсификации всех уровней образовательного процесса, повышения его эффективности и качества. В статье анализируются возможности использования компьютера для перехода индивида в качественно новую ступень его развития. В контексте информатизации общества раскрывается значимость формирования информационно-компьютерной культуры учащихся. В статье показано, какие функции компьютерной культуры структурируют ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты. В связи с этим делается вывод о том, что именно развитие информационно-компьютерной культуры является важнейшим условием обеспечения возможностей для индивида стать полноправным членом современного информационного общества.
информационное общество
информационные технологии
информационная культура
компьютерная культура
компьютерная грамотность
компьютеризация образования
образовательный процесс
учебная информация
компьютерные средства
1. Антонов А. К. Информационное общество: Основы информационной культуры: Учеб. пособие. М., 2000.
2. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. -- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Добудько A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования. Дисс .к. пед. н. Самара: СГПУ, 2000.
4. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. 2001. - №3.
5. Антонова С. Г. Информационная культура личности, М., 2004

На сегодняшний день мировой тенденцией в развитии образовательных систем становится внедрение инновационных информационных технологий, в связи с чем информационная и компьютерная составляющие образования стали необходимыми в создании интеллектуальной базы информационного общества. Именно поэтому на повестке дня и стоит вопрос обладания определенного уровня информационно-компьютерной культуры [1]. Это связано с таким явлением, как информатизация образования, что является, по сути, частью информатизации общества, когда во всех сферах человеческой деятельности начинает возрастать роль информационных процессов, т.е. повышения потребности в информации, ее обработки, хранения и использования. Таким образом, информация получает статус научной категории, которая полноценно заполняет свою нишу в области образования, став целым комплексом социально-педагогических преобразований, связанных, в частности, с педагогическими технологиями, базирующимся на информационно-компьютерной основе. Это привело к тому, что традиционные информационные технологии начали переходить с бумажного и пленочного (фото, кино) представлении информации на электронные средства информации, где особую роль стали играть электронно-вычислительные машины и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.) [2].

Однако в связи с различными социально-педагогическими проблемами выявилось существенное противоречие, связанное с темпом наращивания знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Попытки разрешить это противоречие привели, в конечном счете, к появлению нового образовательного идеала - развития способности человека к самореализации. Для этого начали формироваться различные образовательные траектории с ранней дифференциацией обучения, реализацией идеи непрерывного образования, а отсюда - обеспечением условий для самообразования, где важное место занимает доступ к источникам информации и умение обрабатывать и использовать ее. В связи с этим, возникла проблема формирования информационно-компьютерной культуры индивида, поскольку не владеющие информационными технологиями оказываются на обочине дидактически развивающегося социума.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, сегодня неуклонно начинает снижаться возраст, с которого дети знакомятся с новыми информационными технологиями: еще до поступления в школу они уже получают доступ к персональным компьютерам, а через него и к сети Интернет. Вот почему процесс формирования и развития информационно-компьютерной культуры следует начинать в раннем возрасте. Для того, чтобы данный процесс имел наилучшие результаты, необходимо создавать вокруг детей на образовательном пространстве школы единую информационную среду. Это связано с подготовкой компетентных учителей в области информационных технологий, поскольку их профессиональная деятельность начинает протекать в условиях информатизации и компьютеризации образования [3].

Данную ситуацию характеризуют и общие тенденции развития современного общества, связанные, в частности, с использованием информации для дальнейшего развития различных экономических и социальных сфер, где важнейшее место занимает и система образования. Именно в этой области начинают использоваться широкие возможности информационных технологий для интенсификации всех уровней образовательного процесса, повышения его эффективности и качества. Для этого нужна информационная культура, как учителей, так и их подопечных, и это является сегодня важнейшим компонентом и собственно культуры общества. В 1990 году отечественными исследователями (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселёв, С.К. Ландо, И.С. Орешков, В.В. Рубцов, Б.Г. Семянинов, А.Ю. Уваров, Д.С. Черешнин и др.) была создана уточненная концепция информатизации образования, предполагающая следующие ее этапы:

- изменение структуры содержания образования на всех ступенях обучения на основе новых информационных технологий;

- массовое освоение новых информационных технологий и развертывание исследовательской работы по их педагогическому внедрению;

- активное усвоение, постепенное внедрение новых информационных технологий и на их основе введение новых методов и организационных форм учебной работы;

- разработка новой модели подготовки членов информационного общества, включающей развитие способностей индивида к коммуникации, формирование творческих подходов к профессиональной деятельности и т.д.

Таким образом, поворот к более широкому пониманию информатизации образования оптимизировал исследования закономерностей этого процесса [4, С.7-10]. Исходя из этой концепции, под информационной культурой стали понимать определенный уровень организации информационных процессов, приводящий к высокой степени коммуникации в информационном общении, а также расширения возможностей по созданию, сбору, хранению, переработке, передаче и представлению информации для обеспечения целостного видения мира и с целью продуктивности принятия решений. Отсюда, в информационную культуру входит наличие различных навыков общения с информацией, т.е. речь идет, по сути, о культуре данного рода общения. В связи с этим, информационная культура предполагает следующее:

- индивид понимает, какая информация нужна, где и как ее искать;

- индивид определяет возможные источники информации, стратегию ее поиска и получения;

- индивид оценивает информацию с точки зрения ее достоверности и избыточности для решения проблемы;

- индивид наращивает собственный банк знаний за счет полученной и переработанной информации, необходимой для своей деятельности;

- индивид использует современные технологии при работе с информацией;

- индивид делится своими знаниями с окружающими на основе переработанной им информации;

- индивид создает свои источники информации;

- индивид создает новые (для каждого конкретного случая) информационные модели объектов и процессов;

- индивид успешно работает с информацией как индивидуально, так и в группе.

Выше перечисленное с точки зрения процесса информатизации и компьютеризации образования необходимо для успешности собственно образовательного процесса (учителей и учащихся школы, преподавателей и студентов вуза), поскольку отсутствие информационной культуры может создать ряд проблем, связанных, в частности, с соотношением объема информации, получаемой посредством компьютера, и объема сведений, которые необходимо качественно осмыслить и продуктивно усвоить. Использование новых информационных технологий, эффективное оперирование которыми входит в понятие информационной культуры, предполагает сегодня и наличие компьютерной культуры, поскольку компьютерные средства увеличивают возможности в создании и обработки, хранении и передаче информации.

Современная информационная культура, вобравшая в себя все присущие ей формы подачи информации, привела к новому аспекту социальной жизни: компьютеризации общества, что вызвало к жизни необходимость формирования компьютерной культуры. Основными характеристиками компьютерной культуры на сегодняшний день можно назвать ускорение процесса обработки информации; структурирование новых по содержанию знаний; формирование практических умений в связи с информатизацией образования; возможность расширения диапазона творческой деятельности; само экспериментирование индивида в виртуальном мире; формулирование новых ценностей и т.д. Таким образом, речь идет не просто о возможности обрабатывать большой объем информации; это еще и увеличение возможностей свободы мыслительной деятельности, связанной с конструированием виртуального мира, в котором выбираются те объекты реального мира, что наиболее соответствуют данному моменту. Это значит, что компьютер содействует переходу индивида в качественно новую ступень его развития. А это, в свою очередь, требует новых знаний и практических умений, начиная от элементарного владения компьютером, до умения творчески использовать способы конструирования новых продуктов материальной и духовной культуры. Отсюда происходит трансформация способа культурной коммуникации, где складывается уже новая система ценностей и норм [5].

В структуре компьютерной культуры присутствуют следующие компоненты:

  • ценностный компонент (появление новой сферы деятельности, непрерывное образование, инновационность и технологичность, целеустремленность, ситуативность, зрелищность, сиюминутность, возможность психологического восприятия себя, стремление к достижению успеха, самосовершенствование и т.д.);
  • когнитивный компонент (определенная степень овладения компьютером, сетью Интернет и т.д.);
  • поведенческий компонент (нормы, определяющие поведение в сфере взаимодействия компьютера и человека: неприкосновенность интеллектуальной собственности; неразглашение сведений о частной жизни граждан; ответственность за модификацию чужой компьютерной информации; использование чужого имени; подбор пароля; использование любого вида пароля и т.д.).

Данные компоненты структурируют и основные функции компьютерной культуры, как-то: аксиологическую, коммуникативную, информационную, познавательную, нормативную и досуговую.

При этом, можно выделить факторы, непосредственно и опосредованно способствующие развитию компьютерной культуры учащейся молодежи. Например, к факторам, непосредственно влияющим на развитие компьютерной культуры, относят нравственное и этическое воспитание учащихся. К опосредованным факторам можно отнести уровень развития современной экономической и образовательной системы в стране, а также государственную молодежную политику в сфере распространения компьютерных технологий.

В этой связи, говоря о компьютерной культуре, важно также отметить и наличие у учащихся компьютерной грамотности (ее можно считать одним из необходимых компонентов культуры), которая включает в себя знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, образования и культуры; умение выбирать программу из библиотеки программ; умение устанавливать собственные программы на компьютер; умение рационально использовать программное обеспечение и т.д. Все это, так или иначе, связано с новым способом познания, когда вал информационного потока, насыщенность конкретики (т.е. фактов), дает возможность эффективнее систематизировать и классифицировать фактологический материал с целью выявления и обобщения различных сущностей. Однако, говоря, например, о школьной практике, заметим, что сегодня не определено еще точное соотношение традиционного и информационного потоков учебной информации; что имеет место такая проблема, как ориентация учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером. Школьников слабо еще учат ориентироваться в лавине учебной информации; и как результат, они не могут классифицировать главную и второстепенную информацию, выделять ее направленность, качественно перерабатывать ее для более прочного усвоения и продуктивно использовать в своей практической деятельности.

В заключение отметим, что развитие информационно-компьютерной культуры является сегодня необходимым условием обеспечения возможностей для субъектов образовательного процесса стать полноправными членами современного информационного общества, где перед всеми типами учебных заведений должна стоять задача подготовки таких выпускников, которые будут способны:

- грамотно и продуктивно работать с информацией;

- уметь выбирать оптимальные программные средства для конкретной работы;

- самостоятельно приобретать необходимые знания;

- уметь организовывать собственные приемы самообучения в информационно-компьютерном пространстве;

- критически мыслить и четко осознавать пути приложения приобретенных знаний;

- уметь генерировать новые идеи и творчески подходить к решению проблем;

- уметь сотрудничать в различных областях;

- уметь адаптироваться в информационном пространстве;

- постоянно работать над повышением своего интеллектуального и культурного уровня и т.д.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Юнусова Г.Р. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16581 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674