Вступление человеческой цивилизации в ХХI век, помимо потока крупных научно-технических изобретений и открытий, прорывных технологий в различных направлениях, выявило целый ряд противоречий и проблем социально-экономического, финансового, политического и культурного порядка.
Для интегрированной в мирохозяйственную систему России эти вопросы стоят жестко и практически безальтернативно - в случае сохранения технологической отсталости, экономической несостоятельности, интеллектуальной и духовно-нравственной деградации страны неизбежна политическая зависимость и подконтрольность со стороны ведущих мировых держав, находящихся на передовых рубежах инновационного развития.
В этой связи представляется чрезвычайно важным понимание того, как в сжатые сроки изменить сложившуюся структуру национальной экономики с сырьевой ориентацией на производства нового, шестого технологического уклада с концентрацией инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях этого уклада, а именно: наноэлектроники, индустрии наноматериалов, микробиологических производств, укрепляя также «несущие» отрасли этого уклада - микроэлектронику и электротехнику, приборостроение и радиотехническую промышленность, атомную энергетику, авиационный и ракетно-технический комплекс.
Примеры сверхбыстрых темпов развития отдельно взятых стран в разные периоды имеются в мировой экономической истории. Свидетельством тому - промышленная революция в Англии в ХVIII веке, превратившая страну в фабрику мира, интенсивное развитие объединенной Германии в XIX веке с самым пристальным вниманием к отечественной науке при поддержке прусским правительством университетов и высших технических школ, в истории ХХ века - феномен японского и китайского взлета экономики, опять же - восстановление и сверхбыстрые темпы промышленного производства послевоенной Западной Германии, при этом продемонстрировавшей возможности как экономического роста, так и мощной социальной поддержки населения, что послужило основанием выделить в рамках рыночной системы хозяйствования новый тип - социально ориентированную модель, или государство всеобщего благосостояния.
В последнем случае речь идет о стране, лежавшей в руинах, с полностью дестабилизированной денежной и финансовой системами, выплачивавшей репарации за причиненный материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне и находящейся под пристальным контролем за ее развитием извне. В условиях острой конкуренции между странами побежденная немецкая нация смогла занять свою нишу в мировой системе хозяйствования, уверенно лидируя на протяжении последних десятилетий и удерживая свои позиции как в традиционных отраслях - химической, автомобилестроении, авиационной промышленности, так и в новых - программном обеспечении, цифровом телевидении.
Приведенные факты из истории мирового развития со всей очевидностью демонстрируют уникальные примеры мобилизации трудовых, материальных, финансовых ресурсов отдельных наций и выхода их на передовые рубежи в кратчайшие временные сроки. Причем обращает внимание то обстоятельство, что обозначенные страны различаются территориально, по принадлежности к материковой части, по вероисповеданию, по богатству природными ресурсами. И если для западной культуры характерен индивидуализм, в том числе хозяйствования, то для восточной большое значение имеют принципы общинности и коллективизма.
В этой связи объяснение феномена быстрого развития в короткие сроки лежит за границами принадлежности к определенной территории, одного вероисповедания (вспомним, М. Вебер объяснял быстрое развитие капитализма в отдельных государствах особенностями протестантской этики) или обилия природных богатств.
Примеры сверхбыстрых темпов развития мы находим и в отечественной экономике - петровский период преобразований (первая треть ХVIII века), полная промышленная модернизация страны в период правления И.В. Сталина.
При всем различии и многообразии факторов, влияющих на успешное развитие тех или иных социально-экономических систем, на наш взгляд, большое значение принадлежит осознанию нацией своей особенности и целостности, а также наличию национальной идеи, господствующей в стране. Такие факторы, как национальная культура, обычаи и традиции народа, играют значительную роль в поступательном движении системы, наряду с экономическими составляющими.
Представление, сложившееся за рубежом об особенностях российского национального характера, весьма противоречиво и неоднозначно.
Известный британский ученый и общественный деятель Бертран Рассел, первоначально с воодушевлением воспринявший революцию 1917 года, побывав в России, в своей книге «Практика и теория большевизма» (1921 год) заметил, что «русский характер, видимо, куда менее пригоден к повседневной, напряженной работе, чем к героическим усилиям и риску; русский человек обладает огромной выносливостью, но у него мало цепкости и практической деловой активности». Он отмечает готовность коммунистов к аскетизму, работе по 16 часов в день, отказу от сокращенной работы в субботу, выделяет способность России вынести любые лишения, жить и работать в нестерпимых условиях, а также потребность России «в строгости и дисциплине больше, чем в чем-либо ином» [ 9] .
Китайский автор Чэнь Фэн обращает внимание на такие черты русского человека, как бесстрашие, широта души и в то же время грубость, агрессивность, излишняя самоуверенность и отсутствие такта [ 3] .
К сожалению, образ россиянина, сложившийся в качестве стереотипа за рубежом в 90-е годы ХХ века, нельзя назвать позитивным ни с точки зрения общечеловеческих норм морали и нравственности, ни с точки зрения деловых партнерских отношений.
В последнее время этот образ еще более «оброс» негативными характеристиками.
В интервью с Президентом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А.Г. Грязновой, приведенном в юбилейном сборнике избранных статей Заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора, академика МАН Евразия Т.Г. Семенковой «История развития финансов и экономической мысли России» приводится беседа А.Г. Грязновой с новоявленным бизнесменом, не обладающим никакими профессиональными качествами и способностями, на волне неконтролируемых процессов приватизации сколотившим свое состояние и полагающим, что в современной экономике нет необходимости работать, а главное - умело перепродавать природные богатства страны [ 10] .
И ведь именно по таким «бизнесменам по-русски» зачастую делаются выводы об особенностях национального характера.
Нельзя отрицать то обстоятельство, что отмечаемая многими авторами российская бесхозяйственность обусловлена и предопределена обилием природных ресурсов (так называемая «голландская болезнь», или «ресурсное проклятие»). Это действительно создает «дефицит стимулов» к технологическому и экономическому росту, на которое обращают внимание отдельные авторы [ 2] . Представляется, что реанимация этих стимулов лежит не только в плоскости экономики, но и в системе социальных, культурных традиций и ценностей, сопряженных с национальными детерминантами.
Интересные факты, характеризующие особенности трудовой культуры отдельных наций:
В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, демонстрирующих «восточноазиатское чудо», продолжительность рабочей недели составляет: в Южной Корее - 55 часов, на Тайване - 53 часа. В условиях строгой трудовой дисциплины обеспечено освоение и выпуск продукции, необходимой для проникновения в зарубежные рыночные ниши.
В Японии правилом хорошего тона и само собой разумеющимся является не полностью догулять свой отпуск.
В 1975-1976 гг. в условиях серьезного кризиса в Японии внедрено одно из смелых инновационных решений в области организации производства - знаменитая система «канбан», то есть система организации производства с нулевыми запасами (без складов). Эта система основана на безукоризненно организованных поставках и четком взаимодействии многочисленных поставщиков деталей и комплектующих по всем разветвленным технологическим цепочкам.
Готовность к подвигу, к самопожертвованию, талант решать крупномасштабные задачи быстро в случае критических обстоятельств наблюдались и у нашего народа. Однако, по мнению отдельных исследователей, российский трудовой стиль всегда отличался от других стремлением преодолеть препятствия «одним напором, без достаточной подготовки, в виде единовременного усилия, а не повседневной, будничной и упорной работой» [ 1] .
При переходе к постиндустриальной стадии, т.н. экономике знаний, когда главенствующую роль играют информационно-коммуникационные технологии, труд человека приобретает сложный характер и требует не столько физического напряжения, сколько предельной четкости, пунктуальности и аккуратности, постоянных ежедневных усилий. Именно такого отношения к делу требуют наши многочисленные зарубежные бизнес-партнеры, инвестирующие в производство на российской территории. Именно мышление по-европейски хотят они видеть на своих предприятиях, что предполагает более рациональный подход, базирующийся, в первую очередь, на принципах бережливости, расчетливости и жесткой системы учета вместо присущего нам расточительства, которое мы привыкли скрывать под широтой души и русской щедростью. И в этом случае нет смысла упрямствовать в своей русской самобытности, когда речь идет о заимствовании передовых технологий или современной организации труда.
Привлечение западных технологий и западных специалистов может способствовать интересам национального развития, и на определенных этапах это уже имело положительный опыт применения (30-е годы ХХ века), что позволило приблизиться к передовым образцам зарубежной техники.
Заимствование лучших традиций хозяйствования из-за рубежа не противоречит идее формирования национального самосознания, под которым мы понимаем осознание обществом своей целостности, систему взглядов и оценок, выражающих особенности представлений о своей истории, современном состоянии, будущих перспективах и интересах развития своей страны, а также о своем месте среди других общностей и характере взаимоотношений с ними.
Вместе с тем, следует отметить ряд причин внешнего и внутреннего порядка, противодействующих формированию национального самосознания. К внутренним причинам относится социальное расслоение населения, дифференциация доходов, о чем свидетельствуют такие показатели, как коэффициент Джини, децильный коэффициент. Распределение доходов зачастую зависит не от личного вклада в создание общественного продукта, а связано с доступом к объектам собственности или доступом к принятию властных решений. По данным, приведенным О.Т. Богомоловым, «незарплатные» доходы наиболее состоятельных граждан России, к числу которых относится 20 % населения, составляют 65 % их общих доходов, а в Москве - 90 % [ 4] .
Вместе с тем для основной части общества важным является справедливость в распределении доходов, что в первую очередь связывается с личным участием члена общества в создании общественного продукта.
Другим важным моментом является понимание совпадения интересов национальной элиты страны, включая политическую и бизнес-элиту, с национальными интересами. Мы согласны с мнением, высказанным авторами, что одним из показателей самоидентификации национальной элиты является получение образования детей - отечественное или зарубежное, - что свидетельствует о нацеленности на дальнейшую перспективу их трудовой деятельности и в зависимости от решения подтверждает совпадение или расхождение интересов общества и элиты [ 7] . Кроме того, направления финансовых потоков национальной элиты, точки приложения инвестиций и приобретения недвижимости (Россия или другие государства) также позволяют делать выводы о нацеленности на достижение интересов общества и обеспечение устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе.
Очень опасной представляется информационная экспансия извне - распространение западной культуры не самого лучшего образца, вброс через Интернет материалов, противоречащих интересам национальной безопасности, порочащих сложившуюся политическую и экономическую системы страны, насаждающих бездуховность и нравственную деградацию в погоне только лишь за потреблением материальных благ, соответствующие западному образу жизни взгляды. В свое время премьер-министр Франции Л.Жоспен провозгласил: «Да - рыночной экономике, нет - рыночному обществу». Утверждение рыночной экономики, основанной на принципах частной собственности и конкурентной среды, в стране состоялось. Но рыночная экономика поглотила под себя и совокупность социальных отношений, товарными становятся и общественные отношения в стране. Все острее становится борьба за молодое поколение россиян. Какие доводы сочтут они более убедительными, какие ориентиры покажутся более привлекательными, какое общество предпочтут и какое будет отвергнуто? Во многом эти решения будут зависеть от степени эффективности работы образовательных институтов и степени органичности встроенных регуляторов по воспитанию.
На Х съезде Совета ректоров, состоявшемся 30 октября 2014 года в Москве, вопросам воспитания было уделено особое внимание. Это нашло отражение и в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина, обратившегося к проблеме формирования здорового образа жизни у молодежи.
При всей важности и значимости дисциплин физико-математического и естественно-научного циклов, которые во многом определяют научно-технический прогресс, игнорирование предметов гуманитарной направленности может привести к пагубным последствиям. Без знания истории России, русского языка и литературы невозможно представить настоящего гражданина страны. Хотелось бы обратить внимание и на необходимость глубокого изучения самобытных традиций и специфики в исследованиях ученых-экономистов, начиная с И.Т. Посошкова и А.Н. Радищева, которых отличала социальная направленность работ и постановка вопросов практического характера. Культ, который мы создали из учебников «Экономикс», во многом оторвал нас от родной почвы и заставил обратиться к чужеродным материалам, не способным объяснить происходящее в стране и помочь определить перспективы ее движения. К сожалению, многое из того, от чего мы отказались, но взято на вооружение за рубежом, могло бы серьезно самортизировать удары при переходе к рынку, а именно: плановый характер развития, общественные фонды потребления, система государственных регуляторов в целом. И еще очень важная особенность, которая всегда отличала российскую экономическую мысль: хозяйственное развитие рассматривалось не с точки зрения только лишь рациональных мотивов, что сейчас является определяющим в западных учебниках, но, прежде всего, с позиций нравственности и духовности.
Симптоматично, что известные и современные российские ученые-экономисты Д.С. Львов, С.Ю. Глазьев, А.О. Блинов обращаются к теме «нравственной экономики», а при рассмотрении стратегии развития российской экономики в условиях глобального кризиса С.Ю. Глазьев особое внимание уделяет возрождению ценностей российской культуры в качестве необходимого условия подъема экономики, приводя положения, вошедшие в Свод нравственных принципов и правил хозяйствования и одобренные Всемирным Русским Народным Собором [ 5] .
Представляется, что поступательное развитие страны, которое связывается прежде всего с инновационным характером движения, помимо условий институционального, технологического, информационного порядка, будет определяться степенью зрелости социально-культурного среды, способной как к творческой интерпретации новой жизненной практики и рыночной модели поведения, так и к отторжению признаков нравственной деградации в обществе.
Рецензенты:
Сахаров Г.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы» Калужского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Калуга;
Круглов В.Н., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики Института управления, бизнеса и технологий, г. Калуга.
Библиографическая ссылка
Пирогова Т.Э. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16580 (дата обращения: 11.10.2024).