Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Перестройка общественных отношений в российском социуме определяет запрос на развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми. Согласно ФГОС [5] нормативным требованием к деятельности современного педагога становится способность формировать и совершенствовать навыки общения младших школьников со сверстниками как на уроках, так и во внеурочной деятельности, и овладевать этой способностью учителю необходимо уже в период обучения в педагогическом вузе [3]. При этом многими исследователями отмечается недостаточное внимание педагогов современной школы к данной проблеме [1, 2, 4], ограничение возможностей владения психолого-педагогическим инструментарием - технологиями, формами и методами развития навыков общения у учащихся.
Решение данной проблемы предполагает осмысление педагогом требований ФГОС к взаимодействию учащихся, владение диагностическими методами изучения компонентов общения младших школьников со сверстниками с целью специально организованного целенаправленного их развития.
Целью работы является изучение особенностей развития навыков общения младших школьников, определение технологических этапов их развития и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование данных навыков в группе сверстников.
Материалы и методы. На основе изучения требований ФГОС [5] нами был подобран диагностический комплекс для изучения общения младших школьников в группе, определены уровни развития навыков общения младших школьников в группе сверстников, определены технологические этапы программы развития общения, которая прошла апробацию. В исследовании приняли участие 50 учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода.
Современные психолого-педагогические и социальные науки владеют обширными сведениями, характеризующими общение детей в группе. Наиболее значимыми нам представляются труды таких авторов как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Е.В. Руденский, Е.О. Смирнова, А.М. Столяренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.. Однако, область изучения особенностей развития общения младших школьников в контексте современного социального развития ребёнка в группе сверстников остаётся недостаточно изученной.
Особым этапом становления ребёнка как члена общества является младший школьный возраст. Ведущей в этот возрастной период у школьников становится учебная деятельность, которая является не просто деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. На основе познавательной предметной деятельности у младших школьников формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для младшего школьника, и от того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности [2, 4]. Однако не всегда учебная деятельность обеспечивает успешное развитие навыков общения детей. В некоторых случаях она является необходимым, но недостаточным условиям для успешного развития навыков общения. Большое влияние на развитие межличностных отношений имеют возможности внеклассной работы педагога с младшими школьниками.
При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся нередки случаи негативных проявлений общения в группе - агрессии при взаимодействии, изолированности отдельных учащихся и пр. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает порой на различные противоправные поступки. В случаях неблагоприятного социального положения школьника в группе сверстников требуется вмешательство других школьных специалистов - социального педагога, психолога.
Следовательно, для решения проблемы формирования навыков общения младших школьников со сверстниками необходим комплексный подход, включающий поэтапные целенаправленные действия педагога, включенное взаимодействие школьных специалистов. Нами были определены технологические следующие этапы, направленные на решение данной проблемы:
- выделение показателей развития умений и навыков общения младших школьников согласно ФГОС;
- подбор диагностического комплекса для определения уровня развития навыков общения у младших школьников;
- анализ полученных данных и выделение актуальных проблем общения в конкретной детской группе;
- дифференциация учащихся по группам, соответствующих уровням развития навыков общения;
- подбор психолого-педагогических форм и методов, направленных на развитие проблемных сторон общения школьников;
- приобщение специалистов школы к решению проблем по развитию навыков общения (написание программы);
- реализация программы;
- анализ полученных результатов развития навыков общения младших школьников со сверстниками.
Результаты исследования и их обсуждение. Для определения актуального уровня
навыков общения младших школьников со сверстниками были выделены показатели успешного общения, которые определены программой ФГОС [5] и подобран комплекс методов и методик их исследования: наблюдение, социометрия, «Ковёр» ( Овчарова Р.), «Рукавички», (Цукерман Г.А.), стратегия поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной), методика исследования связной речи (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина), исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири), диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. Лосенков), диагностика принятия других (по шкале Фейя).
Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни развития навыков общения младших школьников со сверстниками
(в %, n=50)
Показатели |
Уровни |
СУП (средний уровневый показатель) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Планирование учебного сотрудничества |
16,67 |
53,33 |
30 |
1,87 |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
16,67 |
56,66 |
26,67 |
1,90 |
Разрешение конфликтов |
13,33 |
50 |
36,67 |
1,77 |
Управление поведением партнера |
10 |
53,33 |
36,67 |
1,73 |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
13,33 |
60 |
26,67 |
1,87 |
Владение монологической и диалогической формами речи |
10 |
53,33 |
36,67 |
1,73 |
Низкий уровень развития планирования учебного сотрудничества оказался характерен для 30% учащихся. При организации коллективной работы в группах, дети ведут себя обособленно, с трудом определяют свою роль в выполнении общего дела, не имеют программы действий, чаще выполняют поручения других детей при выполнении задания. Иногда вступают в спор с теми, кто берет на себя инициативу.
Для большинства обследуемых учащихся характерен средний уровень развития планирования учебного сотрудничества (53,33%). При выполнении учебных заданий они сами определяют то, что хотят выполнять («Я буду вырезать»). Намечают дальнейшие «шаги» в работе («А потом помогу тебе клеить»). При этом могут выполнять работу, не следуя намеченному плану. Тревожным показателем является то, что 36,67% детей имеют характеристики низкого уровня. Они эмоционально неустойчивы, обидчивы, при групповом взаимодействии вступают в конфликты. Вокруг таких конфликтов «вырастают» группы поддержки противодействующих сторон. Конфликты носят затяжной, часто неразрешимый характер и требуют вмешательства взрослых.
Высокий уровень по данному показателю получили небольшое количество учащихся (16,67%). Данная группа детей берет на себя инициативу в работе группы при выполнении заданий («Сначала мы будем вместе вырезать квадратики, а потом мы с Сергеем - клеить, а вы соберёте бумагу»). Выполняют работу последовательно, с удовольствием.
Очень близкие в числовом выражении данные были получены в отношении критерия «Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации». Учащиеся с высоким уровнем развития данного критерия (16,67%) продемонстрировали способность к выполнению совместной деятельности при выполнении коллективных заданий, требующих сбора общей информации. Дети, продемонстрировавшие низкий уровень по данному показателю (26,67%), не справлялись с заданием, если оно предполагало коллективное взаимодействие.
По показателю разрешение конфликтов 50% обследуемых продемонстрировали средний уровень развития навыка. Дети могли без помощи взрослых (учителя, родителей) разобраться в возникающих конфликтных ситуациях. Конфликты между представителями этой группы нечасты, непродолжительны. Высокий уровень разрешения конфликтов (13,33%) занимает группа детей, являющихся «гармонизаторами» в группе сверстников. Они редко вступают в конфликты, являются примером поведения в школе и вне ее.
Высокий уровень развития показателя «Управление поведением партнера» показали 10% учащихся. Характерным для них является такие личностные качества как эмоциональная устойчивость, доброжелательность, интерес и внимание к собеседнику. Они проявляют способность внимательно слушать партнера по общению, задавая ему вопросы, подводить к желаемому результату беседы.
У детей с низким уровнем развития показателя «Управление поведением партнера» (36,67%) проявляется тревога, дискомфорт при взаимодействии со сверстниками или, наоборот, они ведут себя возбужденно, проявляя неадекватный действия, поступки.
Для учащихся со средним уровнем развития «Управление поведением партнера» (53,33%) типичным является то, что поведение их неустойчиво. Они могут следовать одним образцам поведения в отдельных ситуациях и при этом успешно управлять поведением сверстников (дежурный по классу). При этом в играх на перемене не проявлять этих качеств.
Для учащихся с высоким уровнем критерия «Умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации» (13,33%) характерно развитие речевых способностей, что проявляется в наличии широкого речевого запаса в активном словаре, образных сравнений, эмоциональной интонации. При этом дети обладают гибким мышлением, могут тонко чувствовать контексты событий.
Учащиеся с низким уровнем способности «Умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации» (26,67%) шаблонно оценивают ситуацию, часто путают формы обращения к учителю (не Вы, а ты), с трудом подбирают слова для описания событий и выражения своих мыслей.
У большинства обследованных детей (60%) был выявлен средний уровень развития данного показателя, для которого характерны типичные формы общения для детей младшего школьного возраста, использование в речи неполных, неразвернутых предложений. Высокий уровень развития данного показателя был выявлен у 13,33% учащихся. У данной группы детей развита устная речь, они тонко понимают контекстные выражения, для выражения мыслей используют богатый лексический запас слов.
Высокий уровень «Владение монологической и диалогической формами речи» продемонстрировали 10% учащихся. У них выражена постоянная потребность и способность к общению. Они являются успешными чтецами, собеседниками.
Для учащихся с низким уровнем владения монологической и диалогической формами речи (36,67%) характерен бедный речевой запас активного словаря, многие слова для них не имеют смыслового наполнения. Дети часто спрашивают: «А это что?» При общении используют чаще междометия, незаконченный предложения («Ну, давай!», «Пойдем туда»). Речь их эмоционально насыщена.
Большинство учащихся (53,33%) проявили средний уровень владения монологической и диалогической формами речи. Дети активно общаются, в речи используют достаточный лексический запас слов, при этом могут отсутствовать или употребляться в незначительном количестве прилагательные. Монологическая речь развита несколько слабее, чем диалогическая.
При изучении навыков общения в группе средний уровневый показатель имеет критерий «Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации» (1,90%), наименьший - по «Разрешение конфликтов» (1,77%).
Анализ показателей дает возможность дифференцированно строить работу по подбору методов развития навыков общения у конкретной группы учащихся. Для данной группы была разработана программа развития, включающая следующие комплексы мероприятий.
Для группы учащихся с низкими показателями развития навыков общения рекомендовать: работа с психологом (психологические тренинги общения), вовлечение в коллективную работу (работа в парах, группах) с детьми с высоким уровнем развития навыков общения, групповые игры и занятия по тематике: игра «Какой я?», игра «Доброе слово», проведение внеклассных тематических часов «Путешествие в страну любимых увлечений», «Будем знакомы, будем друзьями».
Для группы учащихся с средними показателями развития навыков общения рекомендовать: беседы и групповые занятия «Как правильно играть с друзьями?», групповая беседа по вопросу конфликтов между воспитанниками, проведение конкурсов пословиц, поговорок, загадок и народных примет.
Для группы учащихся с высокими показателями развития навыков общения рекомендовать: выбор данной группы в совет коллективных творческих дел, вовлечение в совместную работу с детьми группы низкого и среднего уровня, шефство над детьми группы с низким уровнем, воспитательные беседы «Азбука вежливости или Этикет на каждый день».
Для всей группы класса рекомендовано проводить внеклассные мероприятия в форме коллективных творческих дел.
Заключение. На основе анализа полученных данных можно констатировать, что для большинства учащихся, принявших участие в исследовании наиболее характерен средний и низкий уровень развития навыков общения. Испытывая потребность в общении со сверстниками, дети не всегда могут выбирать адекватные формы и способы взаимодействия. Как следствие, нередко между ними возникают конфликты, которые многие не могут разрешить без вмешательства взрослых. На достаточно низком уровне находятся показатели развития диалогической и монологической речи обследуемых школьников, их способность управлять поведением партнера.
Полученные в ходе исследования данные определяют высокую степень актуальности проблемы развития навыков общения у младших школьников со сверстниками. Как следствие в качестве важнейшей задачи педагогического образования встает задача развитие у будущих учителей готовности и способности осуществлять в профессиональной деятельности целенаправленную работу по развитию коммуникативных навыков школьников.
Рецензенты:
Князева Т.Н., д.псх.н., профессор, зав. каф. классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», Н. Новгород.
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ННГАСУ», Н. Новгород.
Библиографическая ссылка
Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16576 (дата обращения: 08.12.2024).