Роман современного английского писателя Грэма Свифта «Waterland» (1983), является одним из самых сложных, насыщенных историческими и философскими идеями романов Грэма Свифта. В нем повествуется о жизни нескольких поколений семьи, обитающей в болотистой части Англии - Фенах. Роману «Waterland» уделено некоторое внимание исследователей, к примеру С.Крэпcом [8] исследованы способы художественного изображения влияния травмирующих событий на жизнь людей и тесно связанные с ними вопросы этики; монография Д.Ли [9] посвящена обзору творчества Свифта в целом; тем не менее, жанровая организация этого произведения до сих пор остается малоизученной, и наша статья призвана в какой-то мере восполнить этот пробел.
Современная английская литература отличается свободным обращением с жанровой формой, вследствие чего появляется множество произведений, являющихся сплавом жанровых форм. К примеру, роман П.Акройда «Хоксмур» (1985) - это, с одной стороны, детективное исследование, а с другой - постмодернистское обыгрывание исторического романа, объемное полотно А.С.Байетт «Обладать» (1990) пародирует условности викторианского романа на материале историографического исследования с элементами детектива. В романе Б.Бейнбридж «Мастер Джорджи» (1998) наравне с элементами психологического романа ощущается традиция «love-story», романы М.Брэдбери «Исторический человек» (1975) и «Профессор Криминале» (1992) сочетают начала социально-психологического романа и романа идей, это рассказы о «герое нашего времени», выполненные в духе погони за ускользающей тайной личности, поиск отсутствующей сущности современного человека - примеры можно множить до бесконечности.
Поскольку жанр в художественном произведении существует как иерархическая система условных смысловых категорий, стабильная в своем ядре, но, в то же время, достаточно подвижная и быстро изменяющаяся с течением времени в соответствии с изменяющимися формами и способами репрезентации художественного смысла, задача описания жанровой формы современного романа представляется сложной, но важной для понимания литературного процесса определенного литературного периода. По мнению М.Н.Лейдермана, именно в жанре воплощается «образная «модель» мира»: «в которой все сущее обретало бы свою цель и свой порядок, сливалось бы в завершенную картину бытия, свершающегося в соответствии с неким общим законом жизни» [3].
Роман «Waterland», как и другие романы, обращающиеся к исторической проблематике, часто причисляют к «историографической метапрозе» (термин Л.Хатчеон). Возрастающее осознание литературы как условности, которая может быть легко нарушена, приводит к намеренному эксперименту с линейным движением времени, когда в романе нарушается хронологическое, причинно-следственное развертывание событий. Хотя варьирование пространства и времени не является открытием XX в., но, по мнению Н.С.Лейтес, для современной литературы смешение пространства-времени более характерно, чем для других литературных эпох: «Пласты прошлого, настоящего и будущего легко совмещаются, пересекают друг друга, повествование легко переносится из одного пространственного круга в другой. И время, и пространство варьируются от исторически конкретных и биографических до бесконечных, космических, вечных и переходят одно в другое» [4]. При всей популярности концепции историографической метапрозы, ее нельзя признать эффективной, так как в ней вся сложная иерархическая система элементов жанра практически сводится к главенству тематики произведения.
Традицией русского литературоведения является признание ведущими признаками жанра совокупность таких атрибутов как тип проблематики, сюжет, конфликт, тип характера и пространственно-временная организация произведения. Собственная содержательность жанра (термин Г.Д.Гачева и В.В.Кожинова) является той содержательной формой, которая позволяет жанру при всех трансформациях оставаться воспроизводимой и узнаваемой [2]. А.Я.Эсалнек полагает сущностным ядром романного жанра господствующий тип проблематики, организующий все художественные пласты произведения [6]. При всем бесконечном разнообразии конкретных проявлений художественного материала существует «память искусства» (термин М.М.Бахтина), в которой отливается опыт искусства, обеспечивающий преемственность в его развитии. Вследствие этого будет верным предположение А.Я.Эсалнек о том, что «в историко-литературном процессе жанр выполняет роль фактора стабильности, отражая момент «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного этапа развития художественного сознания» [6]. Вместе с тем, жанровые формы в определенной мере являются не только «памятью искусства», то есть отличаются стабильностью, позволяющей говорить о преемственности искусства различных эпох, но и специфическим способом автора творить свой художественный мир.
При исследовании жанровой природы литературного произведения не в последнюю очередь должен приниматься во внимание тип конфликта, составляющий, по мнению М.Б.Храпченко, «структурную основу произведения» [5]. Ученый полагал, что в выборе конфликта не только во многом проявляются идейные начала творчества, но и в значительной мере предопределяются особенности действующих лиц и их расстановка в процессе повествования, то есть внутреннее строение романа в целом.
Особые трудности, возникающие при изучении романа как жанра, отмечают все теоретики, а М.М.Бахтин считал роман «единственным становящимся и еще неготовым жанром» [1]. Вторая половина XX в. отмечена особенно активным поиском новых повествовательных и жанровых форм, что еще сильнее усложняет задачу изучения жанра литературного произведения.
Все творчество Свифта тяготеет к семейно-нравственной проблематике, что определяет такие специфические черты его романов, как «недоведенность» конфликта до логического предела, пристальное внимание автора к взаимоотношениям внутри семьи. «Waterland» [10] - роман семейной проблематики, но изображает семью в негативном нравственно-эмоциональном ключе: семья для его героев - средоточие конфликтов, непонимания, в конечном счете - зла. Историческая проблематика романа «Waterland», какое пристальное внимание не уделялось бы автором романа историческим концепциям, не должна вводить исследователя в заблуждение: несмотря на то, что роман посвящен теме истории, суть конфликта заключается в психологическом надломе главного героя, его «несовместимости» с миром, погруженности в рефлексию, парализующую способность к действию. В этом отношении роман «Waterland» близок роману «Ever After», где своеобразной метафорой «заедающей рефлексии» героя служит аллюзия к образу Гамлета.
Учитель Том Крик в «Waterland» рассказывает о поворотных моментах в истории «болотного края», но рассказ актуализируется только как часть приватной истории семей Криков и Аткинсонов; автором утверждается почти равное значение частной жизни обыкновенных людей и значимых исторических событий, а с точки зрения понимания сущности исторического процесса - малая степень вовлеченности людей в эти значительные события.
Типичным для современной британской прозы является утрата единой перспективы в видении исторического процесса, распад всеобщей истории на частные, локальные, независимые друг от друга истории. С.Коннор отмечает, что «локализация истории приводит к усилению роли коллективной памяти, что делает невозможным размышление о сущем иначе, чем с позиции истории» [7].
Смысл урока, который пытается дать учитель Крик своим ученикам, состоит в провозглашении права на познание, с одной стороны, а с другой - в мере ответственности человека за совершенные поступки. На примере своей жизни Том Крик показывает ученикам, что знание всегда накладывает на человека огромную ответственность. Но Том не забывает рассказать ученикам и о спасительном круге незнания, который обычно «подбрасывает» человеку философия здравого смысла. «Waterland» - роман не о громких исторических событиях, а о жизни человека в системе последствий этих событий, о том, что, совершая какие-то поступки, человек не всегда может предугадать их последствия и значение как биографической, так и всеобщей истории.
История семьи (фактически самого Тома) в романе представлена как постоянная борьба двух типов отношения с реальностью, т.е. это рассказ о человеке и его отношении к миру. Семья Аткинсонов (материнская линия) - люди, выбирающие активное действие, влияющие и изменяющие свой мир. Крики (отцовская линия) - флегматичные люди, предпочитающие борьбе смирение, с терпеливой мудростью принимающие свой удел и свое положение в мире. Как уже было сказано, это символическое противостояние заканчивается разрушением империи Аткинсонов, утверждается, что история - это всегда становление, нескончаемый процесс воздействия на среду обитания, не всегда приводящий к победе.
Семейная тема не является единственной в романе «Waterland». Можно с уверенностью утверждать, что в нем довлеет сфера интеллектуального; обращенность к исследованию «идеи» (точнее, ряда идей: путей движения истории, цены любопытства и цены ошибки, неразрывной связи всего сущего в мире и так далее) - историческая проблематика в этом романе занимает далеко не последнее место.
Как и в других романах, Свифт помещает героев в обыденные житейские ситуации, которые, тем не менее, органичным образом позволяют им настойчиво размышлять над серьезными онтологическими и историософскими проблемами. К примеру, в «Waterland» сама профессия учителя истории, его работа в школе естественно приводит героя к постоянной рефлексии на тему истории «болотного края», своей семьи, в конечном счете - истории цивилизации.
Хотя Том показан в ситуации психологического переживания, страдания, тем не менее, очевидно, что он является носителем определенной историософской концепции, а именно - идеи петлеобразного движения истории, отношения к истории как к процессу далеко неоднозначному, оказывающему на человека как положительное, так и отрицательное воздействие.
Героем-антагонистом выступает Льюис, директор школы, где работает Том; несмотря на противоречия, существующие между этими героями, Льюис не воплощает «голую идею», что убедительно показано несколькими психологически точными штрихами: его неоправданной жизнерадостностью, тем, что в качестве успокоительного средства Льюис держит в своем кабинете крепкие спиртные напитки; наиболее выразительна сцена общего собрания школы, во время которого Льюис с трудом справляется со своим страхом перед учениками.
Вполне традиционный конфликт «учитель - ученик» в романе представлен идейным спором, происходящим между Томом и его учеником Прайсом. Прайс, с одной стороны, олицетворяет строптивого, умного ученика, имеющегося практически в любом классе, а с другой, в тексте романа он - носитель эсхатологических концепций, страха перед будущим.
Таким образом, автор акцентирует внимание на разных исторических концепциях, носителями которых являются герои: линейных концепций движения истории с противоположной эмоциональной оценкой - оптимистической (хилиастической) Льюиса, пессимистической (эсхатологической) Прайса, и «петлеобразной» (используя определение самого Тома Крика), учитывающей неровное движение времени, его скачки и запутанные ходы, повторения и движение вспять.
Пространственно-временная организация романа «Водоземье», как, впрочем, и остальных романов Свифта, базируется на законах ретроспекции: формально доминирует настоящее время героя. Кроме того, в романе наличествует несколько пространственно-временных пластов, сопрягающихся с «реально-бытовым» временем главного героя; только бытовое время в романе развертывается линейно. В этом, судя по всему, воплощены представления автора о двух типах времени - реально-бытовом и «мыслимом». «Реально-бытовое» время героя может разворачиваться только в соответствии со свойствами времени протекать от прошлого к будущему, т.е. линейно, тогда как время «припоминания», время «исторического прошлого» подвластно капризам памяти и может менять свой ход в зависимости от душевного состояния героя, замедляться, «перескакивать» через десятилетия и т.д. «Реально-бытовое» время «перерабатывает» разноудаленные ретроспективы: на базе психики героя, его памяти образуется некий особый пространственно-временной континуум, в котором все события сосуществуют одновременно. В изображении субъективного восприятия времени и пространства, избирательности и непредсказуемости непроизвольной памяти Свифт наследует достижения М.Пруста. Временная перспектива, открывающаяся в этом романе, уводит героя вглубь веков, ко времени возникновения первых поселений в Фенах. Каждое историческое событие оказывается истолковано Томом, вписано не только в «большую» историю, но прежде всего - в историю семьи.
Роман «Waterland» с точки зрения жанровой природы представляет огромный интерес, так как в нем как в зеркале отразились многие типичные черты английской литературы 80-90-х гг. XXв.: пристальное внимание к историческим концепциям и историографической проблематике, философская, идейная насыщенность, пристальное внимание к вопросу места и значения человека в историческом процессе, сложная пространственно-временная организация.
На наш взгляд, сложная жанровая природа романов Свифта в изрядной степени определяется его стремлением «сказать обо всем». Философские и историографические концепции, воплощенные в «Водоземье», отражают уже ставшие едва ли не традиционными для XX в. идеи принципиальной непознаваемости истории, ее непроницаемости для взгляда исследователя. Вольность в истолковании смысла истории, «хождение» исторического процесса кругами, постоянное возвращение к уже имевшему место историческому опыту воплощено автором не только на проблемно-тематическом, но и на структурно-композиционном, повествовательном и, в целом, жанровом уровнях.
Как показывает анализ произведений писателя, роман «Водоземье» представляет собой поиск жанровой формы, которая наиболее полно отвечала бы замыслам Свифта и подходам к изображению «человека в потоке истории». На синтезе семейной саги, социально-психологического романа, историзированного повествования и романа идей рождается то особенное художественное пространство, в котором герои раскрывают свой внутренний мир, демонстрируя богатство философского содержания вкупе с достоверным психологическим рисунком характера, а автор получает возможность высказать свои идеи.
Наряду с проблемно-тематическим аспектом и спецификой характера конфликт определяет жанровую принадлежность конкретного литературного произведения. Семейная сага и семейная хроника характеризуется переведением конфликта в психологическую плоскость. Герои Свифта страдают в первую очередь от отсутствия внутренней гармонии, что не позволяет им выйти за рамки своего «Я» и определяет их «аутичность». Вместе с тем, важно подчеркнуть, что не менее значимым оказывается и следование сюжетного развития логике философской идеи, лежащей в основе всего романа. Так, сюжет развивается благодаря конфликтному противостоянию героев-антагонистов наравне с собственно фабульным движением.
Анализ романа «Водоземье» позволяет сделать вывод о том, что хотя роман Свифта насыщена историческими концепциями, она не является исторической прозой в строгом смысле этого слова, скорее это, как уже было сказано, сплав семейного, психологического романа и романа идей.
Рецензенты:
Проскурнин Б.М., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры, декан факультета современных иностранных языков и литератур Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь;
Бочкарева Н.С., д.фил.н., профессор кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Стринюк С.А. ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА ГРЭМА СВИФТА "WATERLAND" – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16571 (дата обращения: 17.02.2025).