Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НА ОСНОВЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Рудь А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Статья рассматривает особенности разработки методического аппарата позволяющего использовать метод контент-анализа Интернет-ресурсов для исследования процессов формирования региональной политической элиты. Применение данного метода рассматривается в контексте задач популярной в западной практике концепции governance, воспринимаемой в качестве альтернативы к традиционным подходам к государственному управлению (goverment). Делаются выводы о различии реального и виртуального рассмотрения политической элиты. Дается обоснование модельной характеристики виртуального пространства и виртуальных элит. При этом акцентируется внимание на задачах региональной политической элиты в работе с разнообразными Интернет-ресурсами (социальными сетями, рейтингами активности в виртуальной среде, лидерами мнений и т.п.). Рассматриваются особенности формирования современной элиты как сетевой структуры и механизмы формирования нетократии. Дается обоснование исследовательскому полю применения междисциплинарного метода контент-анализа Интернет-ресурсов.
governance.
виртуальная элита
региональная политическая элита
интернет-ресурсы
контент-анализ
1. Бершадская Л. Акторно-сетевая модель электронного правительства в Российской федерации (по результатам экспертного опроса) // Власть, 2013, №3, с. 43.
2. Вилков А.А. Либеральные и социал-демократические ценностные ориентиры партийной элиты в современной России // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого всероссийского элитологического конгресса с междун. уч. // 7-8 окт. 2013, Том 2. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013, с. 26 - 43.
3. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. /Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин [и др.] // Под ред. Л.В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006.
4. Зубарев М.Е. Проблемы структуризации политической элиты в регионах России // Современные проблемы науки и образования, № 2, 2014. [Электронный ресурс: http://www.science-education.ru/en/116-12977].
5. Крестина Е.С., Чернышев Ю.Г. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике // Известия Алтайского государственного университета, № 4-6, 2008.
6. Лукин М.В. Конкурентоспособность выпускников ведущих вузов Санкт-Петербурга (определенная на основе метода контент-анализа Интернет-ресурсов) // Вестник Калининградского юридического института МВД России. № 2, 2012, с. 146-150.
7. Моторин Д.И., Серавин А.И., Сычев С.В. Книга элит: пособие по конструированию будущего. Глобальные сетевые элиты будущего. Разговор на яхте о будущем России. Проект «Рай 3.0» - СПб.: СИНЭЛ, 2014, с. 90.
8. Нейсбит Дж. Мегатренды. – М.: АСТ: Ермак, 2003.
9. Паппэ Я., Антоненко Н. Магнаты строят сети. // Эксперт, №40 (724), 11 октября 2010.
10. Попова Е. Элиты и инновационные механизмы управления долгосрочным развитием регионов // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого всероссийского элитологического конгресса с междун. уч. // 7-8 окт. 2013, Том 1. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013, с. 753-761.

Становление гражданского общества связано с образованием множества самостоятельных, соподчиненных, саморазвивающихся структур, обретающих качество субъектов социального сознания и поведения. Их взаимодействие в сфере политических отношений, детерминируемое необходимостью представительства социальных групп и содействия реализации их интересов, регулируется специфическим социальным институтом политической элиты.

На уровне региональной элиты политические решения федерального уровня преобразуются в социально-экономическую политику регионов и ее исполнение. В свою очередь, элита регионов формируется в значительной части местных элит, максимально приближенных к решению повседневных задач обеспечения жизнедеятельности поселений.

В условиях развития информационного общества политическая элита должна овладевать методами формирования идеологии открытого правительства, использовать концепцию электронного правительства. По мнению Л. Бершадской, электронное правительство функционирует в рамках взаимодействия трех акторов: государства, организации (исполнительной власти) и граждан [1]. Вместе с тем, на данном этапе Россия отстает в вопросах внедрения концепции электронного правительства от развитых стран мира. В частности, анализ использования социальных сетей в субъектах Российской Федерации показывает, что только 10 регионов имеют международный индекс готовности регионов к электронному правительству выше 10 пунктов (по 100-бальной системе), 47 регионов оценены до 10 пунктов, а 25 субъектов РФ практически не представлены в социальных сетях и из-за отсутствия блогов у высших должностных лиц общественность не имеет возможности вступать в диалог с властью [10, с. 755].

Используемые в мировой практике политической элитой информационные технологии достаточно разнообразны и их количество с каждым годом возрастает. Однако большая часть этих технологий относится к так называемому краудсорсингу (от англ. "crowd" - толпа, народ, "source" - источник), реализуемому в виде инициатив местного сообщества, а также к вопросам применения интерактивного развития территорий. К числу подобных задач, в числе прочего, относятся:

- различные проекты формирования сетевых продуктов, как информационных, типа Wikipedia, так и коммуникационных в виде различных социальных сетей;

- обсуждение законодательных инициатив на форумах Интернета;

- формирование общественного мнения при разработке стратегических документов по развитию регионов и муниципальных образований (в виде обсуждения и формирования предложений в стратегические документы, в контексте положений нового Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ (№ 172-ФЗ от 28.06.2014);

- сбор жалоб и предложений по работе отдельных отраслей городского хозяйства (транспорт, жилищно-коммунальный комплекс и пр.);

- оценка результатов деятельности исполнительной власти и т.д.

Вместе с тем, в условиях развития сетевого общества, роста значимости Интернета, телекоммуникаций можно говорить о двух частично совпадающих группах элит: реальной и виртуальной элите. Виртуальная элита включат категорию так называемых «лидеров мнений», рекрутируемых из блоггерской средой, завоевывающих широкую популярность активностью в социальных сетях. С виртуальной элитой и ее ролью в обществе связано использование различных рейтингов политиков, определяемых как официальными структурами, так и независимыми экспертами [5].

Оценка активности представителя элиты в Интернет-пространстве определяется, прежде всего, по уровню виртуальной популярности политика у посетителей Интернета. С другой стороны, рейтинг может определяться по активности политика на сайтах и блогах. В этом случае используется контент-анализ Интернет-среды.

Одной из тенденций формирования современной политической элиты является ее сетевой характер ее образования и функционирования. Эта глобальная тенденция особенно заметно проявляется в той части политической элиты, которая рекрутируется из крупного бизнеса. Речь идет о сети, формируемой владельцами мегакорпораций (причисляемыми к олигархам). Данные влиятельные в обществе  лица в настоящее время являются совладельцами нескольких компаний, в том числе тех, в создании которых они не принимали участия, но на определенном этапе ставшие их совладельцами [9].

В этом случае образуется сеть совладельцев крупных корпораций, выходящая за рамки регионов и, в случае транснациональных корпораций - за рамки одной страны. Соответственно сетевой характер таких связей становится устойчивым фактором, характеризующим не только социально-экономические связи, но и характер рекрутирования политической элиты из бизнес-среды. Не является секретом то, что участники данной сети не только способны на всех уровнях лоббировать свои интересы, но и влиять на важнейшие решения в экономике регионов и государства в целом. Соответственно как сами крупные предприниматели, так и их представители могут играть значительную роль при формировании региональных политических элит.

 Следует отметить, что данная сеть олигархов имеет отношение к складывающейся нетократии, в составе которой может формироваться внегосударственные сообщества, которые в силу своей мобильности, не ограниченной избыточным администрированием, могут составить конкуренцию государственным структурам в экономической, производственно-технологической и социальной сферах [7].

Как пример роли виртуальных элит можно привести пример выдвижения известного блоггера Алексея Навального на политическую арену, составившего существенную конкуренцию в рамках выборов мэра Москвы (2013 г.) лидерам, выдвигающимся по традиционным политическим технологиям. Другим примером является попытка известного и небезуспешного предпринимателя и политика Михаила Прохорова, в качестве главной стратегии отбора политической элиты в  новую партию, предложил использовать рейтинги лидеров мнений в Интернете. Вместе с тем, по нашему мнению, такой подход связан с высоким риском выдвижения данных представителей элиты, лидерство которой в виртуальном пространстве неоспоримо, но в реальности они столкнуться с такими проблемами, для разрешения которых навыков активности в виртуальной среде будет недостаточно. Это будет примерно то же самое, что сформировать танковую дивизию из ветеранов компьютерной игры «World of Tanks». Здесь следует учитывать кардинальные различия между реальным и виртуальным пространством, которое лишь до определенной степени моделирует то, что происходит в реальности.

Вместе с тем, реальная политическая элита и экспертное сообщество должны учитывать роль информационно-коммуникационных технологий в развитии современного общества, затрагивающих такие сферы как взаимодействие власти и населения, в том числе в части получения государственных услуг, выполнения государственного и муниципального заказа (электронное правительство), сфера коммуникаций (социальные сети), сфера торговли и услуг (электронная коммерция) и т.д. Учет властью данной сферы, умения политической элиты работать с социальными сетями, обеспечивающие реализацию принципа публичной власти определяются в настоящее время как новое направление, обозначаемое английским термином "governance" (причем в ряде западных университетов  появились кафедры, в названии которых фигурирует данный термин) [3]. Вместе с тем, согласимся с авторами, которые считают, что это направление не является парадигмой традиционному государственному управлению ("goverment"), так как для успешной работы властных структур надо учитывать как технологии публичной работы власти, так и построение эффективного административного механизма управления [4].

В связи с вышесказанным, Интернет-среда предоставляет возможности для использования разнообразных методических подходов к исследованию на основе контент-анализа процессов формирования политической элиты, определения рейтингов политиков в виртуальной среде, расчета уровня открытости тех или иных властных органов.

Метод   контент-анализа в настоящее время применяется в различных научных дисциплинах (социологии, футурологии и пр.). В частности, базой для прогностических исследований, послуживших основой для работ одного из самых известных и успешных в своих прогнозах американского футуролога Д. Нейсбита, явился анализ содержания средств массовой информации, причем за основу для последующего прогноза на перспективу о берет слабые сигналы, только сегодня проявившиеся ситуации, которые в будущем существенно усилят свое влияние на ситуацию в обществе [8].

В качестве примера применения метода контент-анализа можно назвать работу Вилкова А.А., в которой представлен анализ либеральных и социал-демократических ценностей в программных документах ведущих российских партий [2]. В работе Лукина М.В. контент-анализ Интернет-ресурсов позволил дифференцировано оценить совокупность параметров конкурентоспособности вузов Санкт-Петербурга и выпускников на рынке образовательных услуг и рынке труда, в том числе по параметру подготовки профессиональных кадров для последующего выдвижения в состав элиты [6].

К числу особенностей применения метода контент-анализа Интернет-ресурсов следует отнести использование ряда поисковых систем, базирующихся на разных основах. В частности, такие системы, как Goggle, Yandex и др. отличаются как по причине различию принципов, положенных в основу функционирования данных систем, так и по объему сканируемой информации.

Следует также отметить, что классический метод контент-анализа создавался в доинтернетовскую эпоху и подразумевал достаточно трудоемкую работу со значительным количеством источников и разнообразных средств массовой информации.

Процессы формирования электронного правительства, повышения открытости власти, несомненно, будет способствовать восстановлению доверия населения к политической элите и выдвижению ее представителей, способных решать сложные задачи в условиях сетевого общества.

Рецензенты:

Костин Р.А., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы ФБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург;

Грибанова Г.И., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой политологии ФБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.

 

 


Библиографическая ссылка

Рудь А.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НА ОСНОВЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16558 (дата обращения: 09.09.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674