Все проявления человека как социального субъекта, а также его отношение к окружающему миру в обязательном порядке включают и его отношение к самому себе. Именно самоотношение, которое часто называют эмоционально-ценностным отношением к себе, является «одной из самых важных интегральных характеристик личности, влияющей практически на все аспекты ее поведения и деятельности»[1, с.98]. Подростковый возраст многие ученые считают критическим этапом в процессе формировании самоотношения. Но в реальной жизни у подростков крайне редко происходит осознание необходимости развития позитивного самоотношения.
Современная система традиционного школьного образования «…ориентирована главным образом на реализацию образовательной функции в ущерб воспитательной и развивающей функциям» [3, с.3], что в подростковом возрасте (который является одним из самых уязвимых и сенситивных этапов становления самоотношения) может привести к различным искажениям в развитии личности, сказаться на навыках общения, взаимодействия с другими людьми, послужить препятствием между потенциалом личности и его реализацией[4].
Целью исследования явилось изучение особенностей развития самоотношения у старших подростков с различной степенью вовлеченности в воспитательный процесс в условиях традиционного и инновационного учебного заведения.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 94 (традиционное образовательное учреждение) и МБОУ СОШ № 91 (инновационное образовательное учреждение) г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 301 подросток в возрасте 14-16 лет: 151 подросток из традиционного учебного заведения (КГ) и 150 подростков из инновационного учебного заведения (ЭГ).
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности развития самоотношения у старших подростков с различной степенью вовлеченности в воспитательный процесс в условиях традиционного и инновационного учебного заведения изучались нами с помощью Методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева[2].
В рамках нашего исследования особый интерес представляет степень вовлеченности испытуемых в воспитательный процесс школы. По данному параметру (на основании представлений о себе самих подростков и на основании экспертной оценки работающих с ними воспитателей) мы разделили подростков на 3 группы: 1) «активные» – подростки, которые принимают участие почти во всех мероприятиях внеурочной школьной жизни, как правило, на ведущих ролях или в роли организаторов; активно посещают кружки и секции;много времени проводят в школе после уроков; 2) «умеренно вовлеченные» – подростки, которые принимают участие примерно в половине мероприятий внеурочной школьной жизни, иногда на ведущих ролях и в роли организаторов, чаще – на небольших ролях, в роли исполнителей или зрителей; посещают 1 или 2 кружка; периодически проводят много времени в школе после уроков; 3) «пассивные» – подростки, которые участвуют в 1-2 мероприятиях внеурочной школьной жизни в течение учебного года, как правило, в роли зрителей, иногда – на небольших ролях; не посещают кружки и секции в школе; по окончании уроков сразу покидают учебное заведение.
Обратимся к полученным результатам (таблица1[5, с.83]).
Таблица 1
Распределение испытуемых
по степени вовлеченности в воспитательный процесс
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Активные |
Умеренно вовлеченные |
Пассивные |
Активные |
Умеренно вовлеченные |
Пассивные |
|
Количество человек / проценты |
15
9,93 |
83
35,10 |
53
54,97 |
60
40,00 |
66
44,00 |
24
16,00 |
По результатам количественной обработки данных методики МИС были определены средние значения компонентов самоотношения. Мы рассмотрели, как распределились средние значения компонентов методики МИС в подвыборках активных, умеренно вовлеченных и пассивных подростков в КГ и ЭГ. Для выявления достоверности различий между полученными показателями в данных подвыборках мы использовали t-критерий Стьюдента. Результаты приведены в таблице2 [5, с.101]и таблице 3[5, с.126].
Таблица 2
Распределение средних значенийи выявление достоверности различий компонентов самоотношения у старших подростков
из традиционного учебного заведения (КГ)
Компоненты самоотношения |
Среднее значение (в стенах) |
(акт. - ум. вовл.) k=96 |
(акт.-пас.) k=66
|
(ум. вовл.-пас.) k=134
|
||
Активные |
Умеренно вовлеченные |
Пассивные |
||||
1. закрытость |
4,93 |
5,27 |
5,28 |
0,52 |
0,54 |
0,03 |
2. самоуверенность |
6,80 |
5,51 |
5,40 |
1,95 |
1,98* |
0,26 |
3. саморуководство |
7,27 |
6,84 |
5,94 |
0,57 |
1,62 |
1,86 |
4. отраженное самоотношение |
7,40 |
6,34 |
6,04 |
1,73 |
2,10* |
0,75 |
5. самоценность |
6,40 |
6,28 |
6,13 |
0,57 |
0,58 |
0,48 |
6. самопринятие |
7,07 |
6,13 |
6,00 |
1,64 |
1,65 |
0,36 |
7. самопривязанность |
5,93 |
6,05 |
6,43 |
0,22 |
0,69 |
0,97 |
8. внутренняя конфликтность |
5,13 |
5,58 |
5,79 |
0,63 |
0,85 |
0,53 |
9. самообвинение |
5,60 |
6,01 |
6,08 |
0,64 |
0,74 |
0,24 |
Примечание. tкрит. при k = 96: * - 1,98 при p ≤ 0,05; ** - 2,63 при p ≤ 0,01; *** - 3,39 при p ≤ 0,001
tкрит. при k = 66: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** - 2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,43 при p ≤ 0,001
tкрит. при k = 134: * - 1,97 при p ≤ 0,05; ** - 2,62 при p ≤ 0,01; *** - 3,37 при p ≤ 0,001
Оценим, сказывается ли на самоотношении старших подростков из КГ различная степень их вовлеченности в воспитательный процесс. При сравнении трех подгрупп по девяти компонентам получены только два достоверно различающихся значения: у активных подростков обнаружилось более высокое значение по компоненту «самоуверенность», чем у пассивных (с некоторой долей натяжки можно сказать, что этот параметр у активных подростков оказался более высоким по сравнению с остальными, т.к. значение t-критерия Стьюдента при сравнении активных и умеренно вовлеченных подростков близко к критическому – оно равно 1,95 при критическом 1,98), и «отраженное самоотношение» выше у активных подростков, по сравнению с пассивными. Из этого следует, что самоотношение подростков трех подгрупп (в зависимости от степени их вовлеченности в образовательно-воспитательный процесс) из традиционного образовательного учреждения существенно не отличается.
Таблица 3
Распределение средних значений и выявление достоверности различий
по компонентам самоотношения у старших подростков
из инновационного учебного заведения (ЭГ)
Компоненты самоотношения |
Среднее значение (в стенах) |
(акт. - ум. вовл.) k =124 |
(акт.-пас.) k = 82
|
(ум. вовл.-пас.) k =88
|
||
Активные |
Умеренно вовлеченные |
Пассивные |
||||
1. закрытость |
4,48 |
4,50 |
4,58 |
0,12 |
0,36 |
0,39 |
2. самоуверенность |
8,08 |
6,80 |
5,92 |
3,67*** |
4,75*** |
1,65 |
3. саморуководство |
6,97 |
7,21 |
7,21 |
0,66 |
0,48 |
0,01 |
4. отраженное самоотношение |
7,35 |
7,12 |
6,00 |
0,60 |
2,52* |
2,34* |
5. самоценность |
6,67 |
6,52 |
6,04 |
0,45 |
1,11 |
0,98 |
6. самопринятие |
7,03 |
5,82 |
5,25 |
3,21** |
3,77*** |
1,03 |
7. самопривязанность |
6,92 |
6,26 |
7,25 |
1,73 |
0,8 |
1,73 |
8. внутренняя конфликтность |
4,67 |
5,27 |
5,46 |
1,73 |
1,49 |
0,42 |
9. самообвинение |
5,48 |
5,14 |
5,88 |
1,01 |
0,95 |
1,54 |
Примечание. tкрит. при k = 124: * - 1,97 при p ≤ 0,05; ** - 2,62 при p ≤ 0,01; *** - 3,37 при p ≤ 0,001
tкрит. при k = 82: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** - 2,64 при p ≤ 0,01; *** - 3,41 при p ≤ 0,001
tкрит. при k = 88: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** - 2,64 при p ≤ 0,01; *** - 3,41 при p ≤ 0,001
Мы видим, что активных подростков из инновационной воспитательной среды от двух других подгрупп экспериментальной группы отличают достоверно более высокие показатели по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «самопринятие». Пассивные испытуемые имеют существенно более низкие значения по компонентам «отраженное самоотношение», чем активные и умеренно вовлеченные.
Далее рассмотрим отличия в средних значениях самоотношения сначала у активных подростков из КГ и ЭГ, затем – у умеренно вовлеченных и, наконец, у пассивных. Результаты применения t-критерия Стьюдента для сравнения средних значений приведены в таблице4 (для активных)[5, с.127], в таблице 5 (для умеренно вовлеченных) [5, с.127] и в таблице6 (для пассивных)[5, с.128].
Таблица 4
Достоверность различий по компонентам самоотношения
между выборками активных старших подростков из КГ и ЭГ
по t-критерию Стьюдента
Компоненты самоотношения |
1.Закрытость |
2.Само- уверенность |
3.Само- руководство |
4.Отраженное самоотношение |
5.Самоценность |
6. Самопринятие |
7.Само- привязанность |
8.Внутренняя конфликтность |
9.Само- обвинение |
Средние значения КГ (в стенах) |
4,93 |
6,80 |
7,27 |
7,40 |
6,40 |
7,07 |
5,93 |
5,13 |
5,60 |
Средние значения ЭГ (в стенах) |
4,48 |
8,08 |
6,97 |
7,35 |
6,67 |
7,03 |
6,92 |
4,67 |
5,48 |
tэмп. |
0,78 |
2,47* |
0,49 |
0,08 |
0,40 |
0,06 |
1,64 |
0,65 |
0,21 |
Примечание. tкрит. при k = 73: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** - 2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,44 при p ≤ 0,001
Мы видим, что активные подростки из КГ и ЭГ отличаются лишь по выраженности такого компонента самоотношения как «самоуверенность» в структуре самоотношения – у активных из инновационной среды она выше (tэмп. = 2,47; p ≤ 0,05). В остальном достоверно значимых различий нет.
Таблица 5
Достоверность различий по компонентам самоотношения
между выборками умеренно вовлеченных старших подростков из КГ и ЭГ
по t-критерию Стьюдента
Компоненты самоотношения |
1.Закрытость |
2.Само- уверенность |
3.Само- руководство |
4.Отраженное самоотношение |
5.Самоценность |
6. Самопринятие |
7.Само- привязанность |
8.Внутренняя конфликтность |
9.Само- обвинение |
Средние значения КГ (в стенах) |
5,27 |
5,51 |
6,84 |
6,34 |
6,28 |
6,13 |
6,05 |
5,58 |
6,01 |
Средние значения ЭГ (в стенах) |
4,50 |
6,80 |
7,21 |
7,12 |
6,52 |
5,82 |
6,26 |
5,27 |
5,14 |
tэмп. |
2,40* |
3,47*** |
0.91 |
2,21* |
0,63 |
0,89 |
0,52 |
0,83 |
2,28* |
Примечание. tкрит. при k = 147: * - 1,98 при p ≤ 0,05; ** - 2,61 при p ≤ 0,01; *** - 3,36 при p ≤ 0,001
Наиболее существенные различия в структуре самоотношения получены по старшим подросткам, умеренно вовлеченным в воспитательный процесс: достоверные различия получены по четырем компонентам. Важно отметить, что лучшие позиции занимают умеренно активные подростки из инновационной среды: у них выше средние значения по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» (tэмп. = 3,47; p ≤ 0,001), «отраженное самоотношение» (tэмп. = 2,21; p ≤ 0,05) и ниже – «закрытость» (tэмп. = 2,40; p ≤ 0,05) и «самообвинение» (tэмп. = 2,28; p ≤ 0,05).
Таблица 6
Достоверность различий по компонентам самоотношения между выборками пассивных старших подростков из КГ и ЭГ по t-критерию Стьюдента
Компоненты самоотношения |
1.Закрытость |
2.Само- уверенность |
3.Само- руководство |
4.Отраженное самоотношение |
5.Самоценность |
6. Самопринятие |
7.Само- привязанность |
8.Внутренняя конфликтность |
9.Само- обвинение |
Средние значения КГ (в стенах) |
5,28 |
5,40 |
5,94 |
6,04 |
6,13 |
6,00 |
6,43 |
5,79 |
6,08 |
Средние значения ЭГ (в стенах) |
4,58 |
5,92 |
7,21 |
6,00 |
6,04 |
5,25 |
7,25 |
5,46 |
5,88 |
tэмп. |
1,32 |
0,86 |
1,91 |
0,07 |
0,17 |
1,38 |
1,30 |
0,53 |
0,36 |
Примечание. tкрит. при k = 75: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** - 2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,44 при p ≤ 0,001
При сравнении подгрупп пассивных подростков достоверных различий в уровне выраженности компонентов самоотношения не обнаружено.
Таким образом, проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что наибольший эффект средовое воздействие оказывает на старших подростков, умеренно вовлеченных в воспитательный процесс образовательного учреждения, чем на их более активных и пассивных сверстников.
Заключение
Сравнение развития самоотношения у трех подгрупп подростков из традиционного образовательного учреждения по степени их вовлеченности в воспитательную среду школы (активные, умеренно вовлеченные, пассивные) не выявило существенных различий. Достоверно значимо лишь то, что у активных подростков (по сравнению с пассивными) выше значения по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «отраженное самоотношение». Активных подростков из инновационного образовательного учреждения от двух других подгрупп экспериментальной группы отличают достоверно более высокие показатели по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «самопринятие». Пассивные испытуемые имеют существенно более низкие значения по компоненту «отраженное самоотношение», чем активные и умеренно вовлеченные.
Активные подростки из КГ и ЭГ имеют различия по выраженности такого компонента самоотношения как «самоуверенность». Этот компонент наиболее очевидно отражает специфику решения возрастных задач подростками на данном этапе развития и у активных подростков из инновационной среды он имеет более высокие значения.
Наиболее существенные различия между КГ и ЭГ получены по старшим подросткам, умеренно вовлеченным в воспитательный процесс (имеются достоверные различия по четырем компонентам: «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «закрытость» и «самообвинение»). Качественно лучшие результаты демонстрируют подростки из инновационного образовательного учреждения.
При сравнении подгрупп пассивных подростков из КГ и ЭГ достоверных различий в уровне выраженности компонентов самоотношения не обнаружено. Это подтверждает предположение о том, что среда не может оказывать воздействие, если субъект не включен в нее активно.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г.Нижний Новгород;
Серебровская Н.Е., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Чевачина А.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16551 (дата обращения: 19.02.2025).