Моделирование является методом исследования, которое в настоящий момент получило широкое распространение в разных научных отраслях. Под моделированием понимают воспроизведение характеристик какого-либо объекта на другом объекте, который специально создается для их изучения [3].
По мнению ученых, формирование упрощенных моделей системы представляет собой эффективное средство проверки достоверности и целостности теоретических представлений в различных областях знания.
Моделирование формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения представляет собой прикладное исследование, поскольку оно ориентировано на практическое использование результатов, в то же самое время, являясь связующим элементом педагогической теории и практики.
Главная цель моделирования компетенций – это предоставление аргументов для корректировки учебно-воспитательного процесса. Модель компетенций обучающегося дает возможность конкретно его ориентировать, обозначает четкие установки для формирующих процессов подготовки выпускников к профессиональной деятельности.
В модели задаются такие характеристики экономической и управленческой области, реализация которых в учебном процессе обеспечит необходимый уровень компетенции выпускника [1].
Для реализации замысла исследования мы избрали метод моделирования – воспроизведение некоторых характеристик объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения (В.В. Краевский).
За основу моделирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения мы взяли условную структурную модель, которая, по мнению С.И. Архангельского [2], выражает то или иное предположение о внутреннем строении и связях изучаемого объекта, проявляемое в наблюдаемых фактах. Проектируемая нами модель представляет предмет исследования как систему отношений. В основу построения модели положена структура объекта, которая отвечает цели построения и отражает существенные стороны и признаки подготовки бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности.
В процессе моделирования и разработки методического обеспечения формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения при изучении дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» мы руководствовались компетентностным и системным подходами.
Необходимость использования компетентностного подхода для моделирования процесса формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения обусловлена особым образовательным контекстом, заданным такими тенденциями российского образования, как - необходимость развития экономико-управленческих компетенций кадрового ресурса российского общества, повышение качества подготовки специалистов, перспективы свободной интеграции специалистов НИ ТПУ в социокультурное и экономическое пространство современной России и стран дальнего и ближнего зарубежья, в международную систему разделения труда, формирование условий расширения доступа к рынку образовательных услуг[5].
Системный подход позволяет выявить структурные элементы модели подготовки, осуществить их анализ, определить систему принципов, раскрыть содержание и обосновать выбор дидактического и методического обеспечения процесса формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения[6].
Мы разработали структурно-функциональную модель формирования экономико-управленческих компетенций, включающую в себя целевой, методологический, технологический, организационно-процессуальный, результативный компоненты (рис 1).
Целевой компонент.
Целью нашей работы является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных бакалавров машиностроения, способных решать экономико-управленческие задачи.
Достижение этой цели мы считаем возможным через прохождение ряда взаимосвязанных компонентов.
Методологический компонент содержит выявленные нами условия формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения
Условия формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения:
- выявление дефицитов экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения по результатам опроса работодателей.
Ввиду отсутствия единых общепринятых профессиональных стандартов бакалавров машиностроения мы считаем необходимым привлечение работодателей к участию в разработке, проектированию и экспертизе перечня экономико-управленческих компетенций и образовательной программы бакалавров машиностроения.
- требования ФГОС 3, ООП и стандарты - CDIO Syllabus (первый, второй стандарты).
Документы, являющиеся основой для проектирования результатов обучения в виде компетенций, необходимых для экономико-управленческой подготовки бакалавров машиностроения. Модернизированные экономико-управленческие компетенции, разработанные при участии работодателей, не должны противоречить основополагающим стандартам.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения
- непрерывность и преемственность в наращивании экономико-управленческого потенциала бакалавра машиностроения.
Реализация единой цели – экономико-управленческих компетенций – подразумевает наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством».
Данная дисциплина должна интегрировать с предметами не только экономико-управленческого профиля, но и с другими направлениями, тем самым способствуя комплексному обучению бакалавра машиностроения. Преемственность предполагает связь между этапами или ступенями развития, и ее сущность заключается в сохранении различных элементов целого или отдельных сторон при помощи данного элемента как системы.
- создание системы педагогического обеспечения, включающей современные методы активного и интерактивного обучения (работа в команде, создание, управление и реализация бизнес-планов)
Сочетание различных форм организации учебной деятельности бакалавров машиностроения позволяет сделать более эффективным процесс развития экономико-управленческих компетенций, так как отрабатываются различные компоненты компетенций, и происходит их интеграция в целостную экономико-управленческую компетентность.
- поэтапная реализация программы формирования экономико-управленческих компетенций на протяжении курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством».
Усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план, соответственно, на наш взгляд, будет правильным развивать экономико-управленческие компетенции в течение подготовки бакалавров машиностроения, задействовав на каждом этапе различные организационные и содержательные формы и методы.
- система диагностики развития экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения.
Диагностика является инструментом для управления качеством образования. Диагностика выпускников позволяет оценить уровень компетенций, выявить дефициты в подготовке машиностроителей и внести коррективы в образовательный процесс относительно формирования компетенций - данная задача эффективно решается посредством двухконтурной модели проектирования и реализации ООП (ABET).
Формы, методы и средства обучения (рис. 1) входящие в технологическую компоненту позволили студентам приобрести собственный опыт в различных видах деятельности, способствующий формированию экономико-управленческих компетенций, овладеть необходимыми умениями и методами - самостоятельной работой, разностилевым общением, приёмами управления людьми, методами экономических расчетов, методологией исследования. Это способствовало формированию у бакалавров машиностроения экономико-управленческих компетенций, что подтверждается активным участием студентов в конкурсах университетского и регионального уровней (призовые места). Многие бакалавры машиностроения открыли собственные предприятия, там самым, реализовали себя как специалисты управленческого профиля с профессиональными компетенциями в машиностроении, успешно участвовали в научно-практических конференциях и публикации статьи в научных сборниках.
Следующий компонент формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения организационно-процессуальный, он состоит из адаптированной двухконтурной модели проектирования и реализации ООП (ABET).
Применение ABET Criteria 2000 предполагает двухконтурную модель, которая четко определяет последовательность этапов проектирования и оценки качества образовательных программ, а также устанавливает взаимоотношения между внутри вузовскими процессами гарантий качества подготовки специалистов и внешней средой (рис. 2) [7].
Рис. 2. Двухконтурная модель проектирования процесса формирования ЭУК
1 – Определение потребностей заинтересованных сторон в ЭУК бакалавров машиностроения; 2 – Определение целей дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» в формирования ЭУК; 3 - Проверка достижения формирования ЭУК через оценку результатов обучения; 4 - Определение требуемых ЭУК бакалавров; 5 - Определение того, как ЭУК будут получены; 6 - Определение того, как ЭУК будут оценены; 7 - Определение индикаторов достижения ЭУК; 8 - Организация образовательного процесса.
Внешняя петля модели задает исходные данные для определения перечня требуемых экономико-управленческих компетенций бакалавров, а внутренняя петля демонстрирует этапы проектирования процесса формирования экономико-управленческих компетенций, пересекаясь с внешней петлей в пункте 3, где происходит проверка достижения формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров и их корректировка в случае необходимости.
Двухконтурная модель - технология проектирования ООП, была адаптирована и использована при корректировке курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» с целью формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения.
Структура модели осталась прежней, три этапа внешнего цикла и шесть внутреннего. Изменилось содержание этапов, они адаптированы под формирование экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения (рис. 2).
Следующий компонент структурно-функциональной модели формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения - результативный, содержащий сформированные экономико-управленческие компетенции[3]:
1 Общекультурные компетенции.
2 Профессиональные компетенции:
- проектно-конструкторская деятельность;
- расчетно-управленческая деятельность;
- предпринимательская деятельность.[6].
Выводы:
Научная новизна исследования:
- создана структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения, содержащая: целевой; методологический; технологический; организационно-процессуальный; результативный компоненты, способствующие эффективной подготовке конкурентоспособных бакалавров машиностроения, основанная на компетентностном и системном подходах;
- предложены условия формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения;
- в процессе проектирования результатов обучения использовались первый и второй стандарты CDIO Syllabus и требования ФГОС третьего поколения;
- внедрены форму, средства и методы формирования экономико-управленческих компетенций в процессе изучения дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством»
- адаптирована двухконтурная модель проектирования и реализации ООП, под проектирование процесса формирования экономико-управленческих компетенций.
Практическая значимость исследования:
- структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций
бакалавров машиностроения, апробирована на базе Юргинском технологическом институте (филиале) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ);
- внедрена и эффективно используется в ЮТИ ТПУ, Сибирском государственном индустриальном институте, Кузбасском государственно техническом университете при подготовке бакалавров инженерных специальностей.
Рецензенты:
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;
Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Минин М.Г., Лизунков В.Г. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16524 (дата обращения: 19.02.2025).