Изучение социальной инфраструктуры имеет весьма важное научно-практическое значение. Особую актуальность изучение социальной инфраструктуры приобретает в настоящее время в связи с коренными изменениями политических и социально-экономических условий.
Необходимость изучения социальной инфраструктуры определяется следующими обстоятельствами: установление путей развития территориальной структуры хозяйства требует исследования его важнейшей составной части - социальной инфраструктуры; часто возникающими противоречиями между социальной инфраструктурой и другими составными частями территориальной структуры хозяйства; обострением социальных проблем и территориальной дифференциацией условий жизни населения.
Так как к сложившейся в настоящее время социальной инфраструктуре со стороны общества предъявляются новые и все более сложные требования, необходимо ее дальнейшее совершенствование. Однако определение дальнейших изменений в социальной инфраструктуре, ее изучение немыслимо без анализа всех сторон территориальной организации общества в их взаимосвязи и влиянии на нее. Кроме того, для повышения надежности прогнозирования необходим ретроспективный анализ предыдущего развития социальной инфраструктуры.
Социальная инфраструктура складывается на разных уровнях, причем значение региональных исследований на современном этапе резко возрастает. Исследование проблем социальной инфраструктуры Северной Осетии приобретает особую актуальность в связи с их слабой изученностью и специфическим положением республики среди других административных образований Северного Кавказа.
С экономической точки зрения весьма важное значение приобретают исследования, связанные с выявлением влияния развития социальной инфраструктуры на экономику, на структуру расходования средств, эффективность использования населением свободного времени, занятость населения в производстве [1].
Цель исследования - выявление особенностей формирования, развития и функционирования социальной инфраструктуры Северной Осетии и определение путей ее дальнейшей оптимизации. Для этого необходимо:
Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач: выявление методических и методологических основ изучения социальной инфраструктуры; определение основных географических факторов территориальной организации социальной инфраструктуры; ретроспективный анализ формирования и развития социальной инфраструктуры Северной Осетии; анализ функционирования социальной инфраструктуры Северной Осетии на современном этапе; поиск путей дальнейшего развития социальной инфраструктуры.
Методика и методология исследований. При разработке теоретической и методологической базы использовались труды специалистов в области социальной географии: С.А. Ковалева, А.И. Алексеева, В.В. Ткаченко, В.С. Белозерова, М.Ю. Беликова, А.Д. Бадова, М.А. Абрамова и многих других.
Были использованы общенаучные и социально-географические методы исследования: сравнительно-географический метод, то есть метод сопоставления с другими регионами; метод пространственного анализа - выявление и объяснение пространственных различий в территориальной организации социальной инфраструктуры; картографический метод - создание серии карт - и как конечная цель исследования, и как средство для раскрытия пространственных взаимосвязей; экономико-статистический анализ, определение средних величин, ранжировка данных и т.д.; исторический подход, предметом которого является развитие социальной инфраструктуры.
Исследование основывалось на обработке первичных материалов статистического учета, архивов, разработок информационных центров министерств и ведомств республики, разработок министерств здравоохранения, экономического развития, культуры и массовых коммуникаций, образования и науки, труда и социального развития, архитектуры и строительной политики; комитетов жилищно-коммунального хозяйства, занятости населения, охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и др.
В работе исследованы особенности социальной инфраструктуры Северной Осетии на современном этапе, ее территориальная дифференциация; определены механизмы влияния географических факторов на размещение объектов социальной инфраструктуры в республике; разработаны методические и методологические основы географического изучения социальной инфраструктуры; выделены основные этапы исторического развития социальной инфраструктуры; разработана серия карт и графиков, показывающая особенности развития и размещения социальной инфраструктуры в республике; выявлены основные проблемы ее развития; дан прогноз дальнейшего развития социальной инфраструктуры республики [1,2].
Примененные методы изучения социальной инфраструктуры соответствуют особенностям и рангу исследуемой территории. Как городская, так и сельская инфраструктура, как горная, так и равнинная, была рассмотрена во взаимосвязи и взаиморазвитии, что позволило включить в характеристику социальной инфраструктуры большое число параметров, выявить основные факторы формирования и развития социальной инфраструктуры, ее главные современные особенности и территориальную дифференциацию, определить пути дальнейшего развития социальной инфраструктуры. Ход изучения шел по пути рассмотрения общих характеристик, изучения их различных сторон, выявления взаимосвязей и взаимозависимостей, и обобщения полученных результатов.
Проведенное исследование социальной инфраструктуры на небольшой по площади, но значительно дифференцированной по условиям проживания и деятельности населения Северной Осетии позволяет выделить его основные результаты.
Проведенные исследования позволили существенно приблизиться к пониманию весьма сложных процессов, происходящих в социальной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания. Ряд наиболее важных итогов исследования, которые служат предметом защиты, можно свести к следующим положениям.
Социальная инфраструктура играет большую роль в развитии территориальной структуры хозяйства. Сравнительно с другими регионами Северного Кавказа социальная инфраструктура в Северной Осетии получила наибольшее развитие. Однако в настоящее время в социальной инфраструктуре происходят существенные изменения. В связи с этим возникает необходимость углубленного изучения социальной инфраструктуры географическими методами. При исследовании уровня развития отраслей социальной инфраструктуры и обеспеченности населения предприятиями и учреждениями применяется множество различных показателей. Среди них можно выделить: показатели, характеризующие обеспеченность населения учреждениями социальной инфраструктуры; оценку динамики развития социальной инфраструктуры за год или исследуемый период, а также в среднем за год; характеристики, исследующие территориальную организацию сферы обслуживания; характеристики, оценивающие наличие кадров; характеристики деятельности предприятий и учреждений.
На формирование и развитие социальной инфраструктуры в том или в ином регионе оказывает влияние целый комплекс факторов, среди которых выделяются: природные условия и ресурсы, население, расселение, экономические, транспортные.
Природные условия и ресурсы во многом предопределили многие стороны жизнедеятельности населения Северной Осетии. В соответствии с ними размещались по территории практически все поселения, хозяйственные объекты, транспортные коммуникации, линии связи, объекты социальной инфраструктуры и пр. Влияние природных условий и ресурсов сказывается и в настоящее время. Во-первых, практически все крупные поселения республики приурочены к природным рубежам: на стыке горной и равнинной частей или в долинах рек. Во-вторых, природно-климатические условия во многом предопределили направление инвестиций, вкладываемых в развитие хозяйства и на социальные нужды. В-третьих, природные условия, наряду с социально-экономическими, можно считать одной из главных причин неравномерного размещения населения по территории оттока населения из горной части республики в равнинную. Горная часть республики значительно отстает от равнинной в социально-экономическом развитии в связи со сложностями размещения высокорентабельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития транспортной сети и социальной инфраструктуры.
Население выступает и как потребитель продукции социальной инфраструктуры, и как главная производительная сила. Население как потребитель оказывает самое непосредственное влияние на социальную инфраструктуру. Численность населения и его динамика, естественный прирост, миграционные движения, возрастной и половой состав, образовательный уровень, профессиональный состав, занятость населения и т.д. - все эти аспекты определяют те или иные направления развития социальной инфраструктуры [3].
Сложившиеся под влиянием комплекса социально-экономических, исторических и природных факторов расселения Северной Осетии к началу XXI века представляют из себя сложную сеть взаимосвязанных городских и сельских поселений, имеющих, как правило, хорошую транспортную доступность. Расселение оказало существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры. Так, подавляющее большинство объектов социальной инфраструктуры сосредоточено во Владикавказе и вокруг него. Это относится не только к системе образования и здравоохранения, но и к другим объектам социальной инфраструктуры.
Северная Осетия является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Кавказского ФО. Развитие промышленности и сельского хозяйства «потянули» за собой социальную инфраструктуру. Многие градообразующие предприятия в городах, колхозы и совхозы в сельской местности строили и содержали объекты социальной инфраструктуры. Переход к рыночной экономике нарушил сравнительно стройную систему по линии «хозяйствующий субъект - объекты социальной инфраструктуры». Сравнительно богатый Владикавказ сумел поддержать отраслевые объекты социальной инфраструктуры, чего не наблюдалось в других поселениях. В результате усилилась территориальная дифференциация в размещении социальной инфраструктуры: существенная концентрация во Владикавказе и сокращение в других районах республики.
Транспортный фактор в условиях Северной Осетии играет исключительно важную роль в развитии социальной инфраструктуры. Транзитное положение республики и наличие горной части еще более поднимают значение транспорта. Эти обстоятельства способствовали развитию транспортной системы с различными видами передвижения, разветвленной инфраструктуры. В пассажирских перевозках ведущую роль играет автомобильный транспорт. Это обусловлено разнообразием форм рельефа и большим перепадом высот. Наличие естественных преград затрудняет развитие железнодорожного транспорта.
Выявленные характерные особенности социальной инфраструктуры показали ее большую зависимость от природных, демографических и социально-экономических условий.
Горная и равнинная социальная инфраструктура существенным образом отличаются друг от друга: равнинная - сложная, разветвленная, представленная практически полным набором видов деятельности и услуг; горная - упрощенная, с крайне ограниченным набором. Чем крупнее населенный пункт, тем сложнее и разветвленнее система социальной инфраструктуры.
Проводимые на современном этапе реформы не всегда приносят положительные результаты. Это наглядно проявляется в системе образования. Сокращение числа детских дошкольных учреждений и мест в них, предпринятое в период спада уровня рождаемости, привело к существенному дефициту мест в ДОУ в настоящее время, когда уровень рождаемости поднялся. Идущее на современном этапе сокращение учебных и рабочих мест в школах, ссузах и вузах может привести к их дефициту в недалеком будущем. Так, в пореформенный период во Владикавказе были закрыты высшее ракетное училище, высшее общевойсковое училище и Институт внутренних войск МВД.
Существенные проблемы возникают в системе здравоохранения. Закупленное по нацпроекту оборудование в ряде мест до сих пор не установлено, либо простаивает. Это связано с тем, что в районных учреждениях не хватает специалистов, часто отсутствуют расходные материалы.
Особенно большие проблемы возникают в сельских районах республики. Резкий спад сельскохозяйственного производства и ухудшение финансового положения отрасли, перевод сельских поселений на самофинансирование и ликвидация старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения привели к явному упадку этой сферы. Сложившаяся практика инвестирования сельских территорий республики в силу ограниченности бюджетных средств не отвечает потребностям местного населения. Большинство сельских домовладений не имеет элементарных удобств. За последнее десятилетие практически не расширилась сеть участковых больниц, сокращается число школ и дошкольных образовательных учреждений. Большинство школ и детских садов требует ремонта и значительных затрат на содержание. Часть пришедших в ветхость клубов, домов культуры и библиотек закрыта, часть действует не в полную силу, их оборудование морально и физически изношено. Практически прекратила деятельность в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания. Многие линии электропередачи находятся в технически непригодном состоянии, вследствие чего потери в электросетях возросли на 15-20 %. Вследствие хронической неплатежеспособности отключаются целые села. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно. 55 % локальных водопроводов нуждается в реконструкции, а 25 % - в полном восстановлении. В 2004 г. была принята целевая программа «Социальное развитие села в РСО-А до 2010 г.». Однако она выполнена не была, и сроки ее реализации продлили до 2012 г.
Одна из важнейших проблем социального развития республики - нехватка медицинских и педагогических кадров. Речь идет не только об отдаленных селах, но и о Владикавказе. Ежегодно в вузах и ссузах Владикавказа обучается значительное число студентов, принятых по целевым направлениям, а возвращаются в родные села единицы. Так, только в СОГМА в 2008 г. окончили обучение 46 «целевиков», вернулись на места 4 человека; в 2009 г. - из 34 «целевиков» вернулось на места 3 чел. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим учебным заведениям.
В сторону увеличения доли индивидуальных домов произошли изменения в соотношении типов жилья, в котором проживает население.
В структуре расходов населения значительно увеличились расходы на ремонт и обслуживание автомобилей, образование и лечение. В то же время сократилась доля расходов на услуги системы бытового обслуживания, туризм и отдых.
Отмечается значительная территориальная дифференциация развития социальной инфраструктуры: подавляющее большинство ее объектов расположено во Владикавказе.
Выполненное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Изучение тенденций развития социальной инфраструктуры Северной Осетии позволяет предположить, что изменения социально-демографических условий не приведут к равномерному размещению объектов социальной инфраструктуры, а, наоборот, посредством углубления дифференциации социальных условий жизни населения усилят процессы концентрации населения и объектов социальной инфраструктуры.
2. Поскольку с переходом к рыночным отношениям территориальная дифференциация уровня жизни населения усилится, необходима выработка механизма действия, очередности и приоритетности направлений социально-экономической поддержки отстающих районов.
3. Проведенное районирование размещения социальной инфраструктуры на основе расчета суммарного коэффициента социальной инфраструктуры РСО-А показало, что на размещение объектов социальной инфраструктуры значительное влияние оказывают природный, демографический, расселенческий, экономический и др. факторы. Особое внимание необходимо уделить развитию социальной инфраструктуры Кировского, Моздокского и Пригородного районов.
4. В современных условиях происходит не только углубление территориальной дифференциации в размещении объектов СИ, но и изменение ее состава и конфигурации, увеличение доли платных услуг. Это приводит к резкому ухудшению социального обслуживания населения. При этом изменения структуры социальной сферы происходят не только в связи с техническим прогрессом. Часть населения вынуждена экономить на ряде востребованных ранее услугах (культура, искусство, услуги прачечных, химчисток и т.д.).
5. Выявленные особенности взаимодействия социальной сферы и всех остальных компонентов географической среды, как то природные условия и ресурсы, население, расселение, экономика и транспорт показали, что между этими компонентами происходят сложнейшие процессы взаимовлияния и взаимозависимости, в которых социальная сфера играет одну из ведущих, ключевых ролей. Так, например, закрытие школ, медицинских учреждений, клубов, магазинов и т. п. ведет к депопуляции населенных пунктов.
6. Наблюдается не только «сползание» населения с гор на равнину, но и резкое сокращение объектов социальной инфраструктуры в горах.
7. Переход от отраслевой к территориальной собственности объектами социальной инфраструктуры приводит к сокращению числа последних, снижению качества социального обслуживания населения.
8. Объекты социальной инфраструктуры приурочены, как правило, к крупным населенным пунктам; при этом наблюдается дальнейшее сокращение объектов социальной инфраструктуры в мелких и средних СНП, снижение их доступности для населения (школ, детских садов, объектов здравоохранения, бытовых услуг, кредитно-банковской системы, торговли и т. п.).
9. В крупных населенных пунктах наблюдается хаотичный рост числа ряда наиболее прибыльных объектов социальной инфраструктуры (парикмахерских, аптек, стоматологических кабинетов, магазинов). Так, во Владикавказе их количество на душу населения уже давно превысило все нормы.
10. Настоящее исследование показало необходимость дальнейшего внедрения географических методов исследований в изучение социальной инфраструктуры, поскольку именно география обладает набором инструментов, позволяющих выявить взаимосвязи между географическими условиями и социальной сферой. При определении стратегии и тактики развития социальной инфраструктуры необходимы разномасштабные исследования, которые возможны лишь с применением географических методов.
Рецензенты:Черчесова С.К., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;
Бероев Б.М., д.г.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Цуциева З.Б., Оказова З.П., Макоева-Козаева Л.С. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16522 (дата обращения: 07.10.2024).