Современные глобализационные процессы вызвали к жизни целый ряд проблем, решение которых невозможно без изменений в сфере образования. Формирующийся глобальный рынок труда требует определенной унификации результатов образовательной деятельности. Транснациональные компании заинтересованы в сотрудниках с признаваемой на международном уровне квалификацией, «владеющих иностранными языками и обладающих основными навыками межкультурного общения с международными партнерами» [4]. В частности, выпускник высшей школы должен быть способным к решению следующих задач:
- Конструктивного взаимодействия с представителями других культур, основанного на понимании различий в культурах и умении использовать эти различия;
- Формирования оптимальных для выполнения рабочих заданий организационной культуры и микроклимата в коллективе в условиях кросскультурных коммуникаций
- Создания глобальной картины мира для реализации способности «быть гражданином мира» на основе понимания значимости проявлений глобализации в экономической, политической, научно-технической и социально-культурной системах.
Конкурентоспособность организаций высшего образования (ОВО) в настоящее время во многом определяется степенью соответствия уровня подготовки выпускников вызовам глобализации. Организационно-управленческие, методические, педагогические компоненты высшего образования все чаще приобретают универсальные, наднациональные черты.
Начиная с 90-х годов ХХ века, проблемам интернационализации высшего образования уделяется повышенное внимание. Первоначально за основу понятийного аппарата в этой сфере было принято определение Дж. Найта (Knight J.), сформулированное в 1993 году, согласно которому интернационализация высшего образования представляла собой внедрение международных аспектов во все основные функции высшего образования - образовательную, научно-исследовательскую и обслуживающую. В российских концептуальных документах интернационализация высшего образования трактуется как «процесс, происходящий на национальном, секторальном и институциональном уровнях, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [1]. Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено международное сотрудничество образовательных организаций по следующим пяти направлениям:
1. Совместная разработка образовательных и научных программ;
2. Индивидуальная мобильность обучающихся и сотрудников образовательных организаций в целях обучения и совершенствования научно-образовательной деятельности;
3. Совместная реализация научных и инновационных проектов;
4. Участие в создании и развитии образовательных сетей;
5. Участие в деятельности международных организаций, в организации и проведении международных образовательных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), в обмене образовательно-научной литературой [2].
В числе целей интернационализации высшего образования на национальном уровне обычно указываются следующие:
- Рост конкурентоспособности страны;
- Создание и развитие стратегических альянсов на различной основе (политической, экономической, культурной и т.д.);
- Повышение человеческого потенциала страны;
- Содействие международному сотрудничеству;
- Улучшение понимания других культур;
- Развитие экспорта образовательных услуг.
Однако не следует забывать, что в разных странах, образовательных системах и даже образовательных организациях понятие интернационализации может интерпретироваться по-разному и иметь различный контент. Например, на институциональном уровне цели интернационализации могут различаться в зависимости от региона нахождения ОВО (Таблица 1 - данные опроса 526 образовательных организаций). В таблице цветом выделена приоритетная институциональная цель интернационализации.
Таблица 1
Региональные институциональные цели интернационализации
% ответов Цель |
В мире |
Европа |
Азиатско-тихоокеанский регион |
Северная Америка |
Латинская Америка |
Средний Восток |
Африка |
Интернационализация профессорско-преподавательского состава и студентов |
22 |
21 |
21 |
35 |
21 |
15 |
18 |
Увеличение научно-исследовательского потенциала |
21 |
20 |
20 |
14 |
28 |
33 |
33 |
Создание международной репутации |
18 |
22 |
18 |
9 |
10 |
12 |
16 |
Повышение качества обучения |
14 |
37 |
10 |
12 |
24 |
17 |
15 |
Привлечение зарубежных преподавателей и студентов |
13 |
18 |
17 |
8 |
11 |
7 |
|
Внедрение инноваций в учебные программы |
8 |
7 |
8 |
9 |
11 |
10 |
|
Диверсификация источников дохода |
4 |
6 |
5 |
0 |
1 |
1 |
|
Источник: Key results: 2005 IAU Global Survey on Internationalization of Higher Education |
В апреле 2014 года Международная ассоциация университетов опубликовала результаты исследования процессов интернационализации в 1336 вузах из 131 страны. 53% респондентов отметили, что в их организации сформирована целенаправленная политика интернационализации, 22% респондентов ответили, что стратегия находится в стадии подготовки, 16% заявили о том, что интернационализация является компонентом общей стратегии развития ОВО [5]. Текущие региональные приоритеты в области форм интернационализации деятельности приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Приоритетные формы интернационализации деятельности ОВО
Приоритет Формы интернационализации |
Весь мир |
Европа |
Азиатско-тихоокеанский регион |
Северная Америка |
Латинская Америка и Карибы |
Средний Восток |
Африка |
Студенческая мо-бильность (выезд на учебу за границу) |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
Международное научное сотрудничество |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Усиление международной составляющей учебных программ |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
Привлечение аспирантов на платной основе |
|
|
|
2 |
|
|
|
Мобильность преподавателей |
|
|
2 |
|
3 |
2 |
2 |
Международный маркетинг |
|
|
|
|
|
3 |
|
Международное развитие |
|
|
|
|
|
|
3 |
Источник: Key results: 2005 IAU Global Survey on Internationalization of Higher Education |
Сопоставив данные таблиц 1 и 2, можно сделать вывод о том, что за 9 лет цели институциональной интернационализации сильнее всего изменились в азиатско-тихоокеанском регионе, страны которого (в первую очередь, Китай и Австралия) добились существенных успехов на мировом рынке услуг третичного образования.
В процессе интернационализации высшего образования можно выделить три качественных уровня:
- Фрагментарный (бессистемных международных образовательных контактов);
- Организационно упорядоченный (научно-образовательной кооперации);
- Системный (международных стратегических партнерств).
Современный этап, начавшийся в самом конце ХХ века под влиянием процессов глобализации, характеризуется системным подходом к интернационализации высшего образования и переходом к высшему уровню - формированию международных стратегических партнерств, основными признаками которых являются следующие:
наличие совместных стратегических целей;
создание международной сети образовательных организаций-партнеров;
интеграция ресурсов образовательных организаций-партнеров;
взаимное признание партнерами документов о высшем образовании. [3.]
На сегодняшний день партнерство образовательных организаций может использовать одну из трех форм интеграции - кооперацию на основе договора, ассоциацию и консорциум. Все эти формы являются традиционными для международных объединений предприятий и организаций, так как они. предполагают сохранение партнерами юридической и хозяйственной независимости при осуществлении совместной деятельности.
Стратегические цели партнерства могут быть как глобальными (имиджевыми, академическими), так и региональными (политическими, экономическими, экологическими).
Глобальные академические цели преследует, например, сетевое сообщество Universitas21 (U21), объединяющее 26 университетов из 17 мира, представляющих все части света, исключая Антарктиду. В состав этой образовательной сети входят 4 университета из Великобритании, 3 - из США, 3 - из Австралии, по 2 - из Канады и Китая, по 1 - из Чили, Индии, Гонконга, Японии, Ирландии, Мексики, Новой Зеландии, Сингапура, ЮАР, Южной Кореи, Швеции, Нидерландов. Официальными целями создания U21 являются подготовка студентов к жизни в глобальном мире; развитие академической мобильности; стимулирование коллективного мышления; передача позитивного опыта; продвижение инноваций в образовании. В университетах сети обучаются более 1,3 млн. студентов и работают более 220 000 преподавателей и сотрудников. Суммарный годовой бюджет U21 составляет более $25 млрд. Univer sitas21 публикует ежегодный рейтинг стран, предлагающих высшее образование для иностранных студентов. В этом рейтинге оцениваются развитие систем высшего образования разных стран мира, а также степень их влияния на международное высшее образование. [6]
Пример региональной кооперации в сфере образования и науки являет многолетнее международное европейское сотрудничество, реализуемое в рамках Программы «Балтийский Университет» («The Baltic University Programme»), сфокусированной на проблемах охраны окружающей среды и устойчивого развития в Балтийском регионе и объединившей более 200 университетов и организаций из 14 стран. Участниками Программы являются прибрежные страны (Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония и страны водосборного пространства Балтийского моря - Беларусь, Норвегия, Словакия, Украина и Чехия), реализующие и координирующие проведение совместных исследовательских проектов, а также разрабатывающие образовательные курсы с использованием современных образовательных технологий. Спонсорами Программы выступают Правительство Швеции, Уппсальский университет, Шведский институт, Агентство международного сотрудничества в области развития (SIDA), Нордический Совет Министров, Финские фонды [7]. Одним из заявленных приоритетов Программы является академическая мобильность. Данные о преподавателях и студентах Программы, свидетельствующие о высоком уровне индивидуальной мобильности, приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Данные о преподавателях и студентах Программы «Балтийский Университет»
Страны-участники |
Кол-во универ-ситетов |
Доля от числа участников, % |
Кол-во препода-вателей, чел. |
Доля от общего числа, % |
Кол-во студентов |
Доля от общего числа, % |
Финляндия |
3 |
1,9 |
5 |
1,95 |
370 |
4,35 |
Эстония |
5 |
3,2 |
8 |
3,12 |
688 |
8,26 |
Латвия |
7 |
4,48 |
12 |
4,68 |
1054 |
12,65 |
Литва |
14 |
8,96 |
24 |
9,36 |
418 |
5,02 |
Россия |
14 |
8,96 |
33 |
12,87 |
867 |
10,4 |
Беларусь |
29 |
18,56 |
71 |
27,69 |
2444 |
29,33 |
Украина |
7 |
4,48 |
23 |
8,97 |
353 |
4,24 |
Словакия |
2 |
1,28 |
5 |
1,95 |
152 |
1,82 |
Чехия |
1 |
0,64 |
9 |
3,51 |
351 |
4,21 |
Польша |
61 |
39,04 |
68 |
26,52 |
1428 |
17,14 |
Германия |
8 |
5,12 |
11 |
4,29 |
219 |
2,63 |
Норвегия |
1 |
0,64 |
1 |
0,39 |
0 |
0 |
Швеция |
5 |
3,2 |
5 |
1,95 |
167 |
2 |
Составлено автором по данным The Baltic University. Regional University Network. |
Международная кооперация ОВО дает партнерам целый ряд преимуществ, к числу которых можно отнести, например, создание дополнительных возможностей для импорта и экспорта научно-образовательных услуг; получение международного признания качества образовательной деятельности; улучшение международного имиджа; создание условий для совместной с партнерами реализации проектов в сфере своих интересов и т.д.
Стратегическое партнерство может существовать и в форме ассоциации - добровольного объединения ОВО для взаимовыгодного сотрудничества при достижении общих целей при сохранении независимости его членов. Ассоциация, как правило, не преследует коммерческих целей и допускает участие организаций-членов в других ассоциациях.
Примером международной ассоциации ОВО может служить Европейская Ассоциация Университетов (European University Association - (EUA)) - представитель сообщества вузов и советов ректоров в Европе, объединяющий более 850 членов из 47 стран. Эта организация проводит различные конференции и семинары, в качестве консультанта сотрудничает с ОЭСР, Советом Европы и ЮНЕСКО, занимается вопросами постдипломного образования и оценки деятельности вузов.
Еще одной из возможных организационных форм стратегического партнерства в современном образовательном пространстве является консорциум, в котором в качестве партнеров могут выступать не только ОВО (государственные и негосударственные), но и коммерческие компании, а также, правительственные организации. Образовательный консорциум является временным договорным объединением, направленным на осуществление конкретного проекта в научно-образовательной сфере.
Большое количество консорциумов образуется в рамках программы Tempus, которая была инициирована Европейским Союзом для поддержки модернизации высшего образования в странах-партнерах Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья. За период, прошедший с 1990 года, было реализовано более 7500 проектов [8]. Примером образовательного консорциума может служить сообщество, состоявшее из 11 российских и 4 зарубежных ОВО (двух британских, чешской и немецкой), а также 3 организаций, выигравших грант на реализацию в 2011-2013 годах проекта «Promoting Sustainable Excellence in Testing and Assessment of English», направленного на развитие компетенций в области языкового тестирования на базе создаваемых во всех организациях-партнерах центров оценки знаний иностранных языков. Грантодержателем и координатором проекта выступил Бедфордширский университет (г. Лутон, Великобритания).
Итоги сопоставления характеристик всех рассмотренных выше организационных форм интеграции, используемых в стратегических партнерствах в сфере высшего (третичного) образования, приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Характеристики организационных форм интеграции в сфере высшего образования
№ п/п |
Характеристика |
Договорные отношения |
Ассоциация |
Образовательный консорциум |
1 |
Количество участников |
Обычно не велико, вплоть до двусто-ронних соглашений о партнерстве |
Практически не ограничено |
Определяется количест-вом ролей и размером ресурсной базы, необхо-димых для выполнения конкретного проекта |
2 |
Степень конкретизации цели |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
3 |
Срок существования |
Определяется сроками договора (иногда не ограничен - соглашение остается в силе, пока одна из сторон не денонсирует его в письменной форме.). |
Не ограничен |
Ограничен сроком исполнения конкретного проекта |
4 |
Лидерство ОВО-инициатора |
Нет |
Формальное |
Неформальное, на основе роли координатора проекта |
Составлено автором |
Стратегическое партнерство в сфере высшего образования РФ, инициированное отечественными ОВО, к сожалению, до последнего времени складывается не вполне удачно. Примером тому может служить история создания Университета Шанхайской Организации Сотрудничества (УШОС), начавшаяся еще в 2008 году. Университет должен был функционировать как сеть действующих университетов в странах-членах ШОС и в странах-наблюдателях (Индии, Монголии, Пакистане и Иране) [9]. В 2014 году УШОС объединяет 82 университета из РФ, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Однако полноформатный университет до сих пор не создан по следующим причинам:
- В странах-партнерах нет взаимного признания документов о высшем образовании из-за отсутствия нормативно-законодательных документов и различий в образовательных стандартах (Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признании документов о высшем образовании вступило в силу в мае 2014 года только в трех странах - России, Республике Беларусь и Кыргызской Республике);
- Материально-техническая база УШОС не соответствует требованиям современных информационных технологий, используемых в международном образовательном процессе;
- Не решена проблема совместного финансирования научно-образовательной деятельности.
Представляется возможным появление таких же трудностей и при реализации проектов другими стратегическими партнерствами, инициированных российскими ОВО.
Необходимо помнить и о том, что международные альянсы эффективны при наличии взаимных выгод партнеров, а в условиях академического капитализма ОВО из разных стран зачастую видят друг в друге конкурентов. Кроме того, особую роль в стратегических партнерствах играют имиджевые факторы, проявляющиеся на всех уровнях - институциональном, отраслевом, национальном. Следовательно, для создания партнерств на базе отечественных образовательных организаций требуется тщательный предварительный анализ условий потенциального сотрудничества. Однако в целях международного отраслевого бенчмаркинга, способствующего ускорению процессов интернационализации российской высшей школы , участие отечественных ОВО в любых интегрированных научно-образовательных сообществах сегодня представляется необходимым.
Рецензенты:
Божук С.Г., д.э.н., профессор, зав. Кафедрой Маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский Торгово-экономический университет, г. Санкт-Петербург;
Красовская И.П., д.э.н., профессор Международной Высшей Школы Управления Инженерно-экономического института ФАОУ ВПО Санкт-Петербургский Политехнический университет, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Розова Н.К. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16512 (дата обращения: 19.02.2025).