Теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы, вузовской практики, а также собственной художественно-педагогической деятельности стал исходной позицией для моделирования системы формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
Внедрение в образовательный процесс модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, содержательной основой которой является спецкурс «Основы эстетического воспитания школьников».
Моделированию как методу научного исследования посвящены научные труды В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.Д. Симоненко и др.
В.И. Загвязинский под моделью понимает «теоретическую конструкцию, отражающую существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощающую его авторское понимание; графическое, схематическое или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» [7, 43–44].
В.В. Краевский трактует моделирование «как воспроизведение характеристик некоторого объекта (оригинал) на другом объекте (модель), специально созданном для изучения. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между объектом-оригиналом и моделью» [4, 107–123].
В.Д. Симоненко отмечает, что модель – это образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде [6, 348].
В ходе исследования мы разработали педагогическую модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, включающую следующие компоненты: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (методологические подходы, принципы), содержательный блок (содержание), технологический блок (организационные формы, методы, средства) и результативный блок (результат).
Дадим характеристику компонентов модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
В целевой блок модели вошли социальный заказ государства, цель и задачи формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
Цель реализации модели: формирование у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
В соответствии с определенной в модели целью решался ряд задач:
1) на вводном этапе: повышение мотивации, потребностей бакалавров педагогического образования осуществлять эстетическое воспитание школьников, формировать эстетическую воспитанность; разработка критериально-уровневого аппарата для выявления динамики формирования уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников;
2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование педагогической и эстетической компетенций у будущих бакалавров педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; выявление результатов на данном этапе; регулирование и коррекция исследуемого процесса;
3) на заключительном этапе: проведение анализа, выявление и оценка результатов эксперимента.
Методологический блок модели включает методологические подходы к формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников и общепедагогические принципы.
Решение поставленных задач осуществлялось в соответствии с деятельностным, интегративным, компетентностным, контекстным, личностно ориентированным, системным и этнопедагогическим подходами.
Деятельностный подход содержит поэтапное улучшение учебно-воспитательного процесса обучающихся, является основой в получении знаний, умений, навыков, которые отражаются во взаимодействии с окружающим миром.
Деятельность – взаимодействие личности с окружающей действительностью, где субъект целенаправленно влияет на объект и преследует свои потребности [7, 227].
В.Д. Симоненко под деятельностью понимает взаимосвязь человека с окружающей действительностью, которая способствует целенаправленному изменению его и мира в целом [6, 342].
В.И. Загвязинский под деятельностью подразумеваает внутренние и внешние побуждения личности, направленные на выработку определенных последовательных действий, которые преобразуют объекты [2, 181].
Е.С. Рапацевич деятельностный подход рассматривает как объединение теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых развивается и формируется психика и сознание в процессе деятельности субъекта [9].
И.А. Колесникова считает, что деятельностный подход основан на осознании личности как общественной оценки человека, полученной в ходе его активности [3, 38].
Данный подход реализуется через педагогическую и эстетическую деятельность, в результате чего происходит внутреннее преобразование бакалавра педагогического образования, углубление знаний, умений, навыков по организации работы в области эстетического воспитания школьников, что впоследствии позволяет на высокопрофессиональном уровне проводить учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у них в конечном результате компетентности в области эстетического воспитания школьников.
Интегративный подход представляет собой объединение подхода и процесса, направленное на выявление общей цели, содержания, структуры, слияние разных сторон, тенденций действительности [7, 40].
А.А. Вербицкий рассматривает контекстный подход, который в обучении основывается на объединении учебной деятельности обучающегося, которая переходит в профессиональную деятельность специалиста [1, 39]. Таким образом, у будущего бакалавра формируется контур его профессиональной деятельности.
Использование контекстного подхода в учебно-воспитательном процессе помогает осуществить трансформацию учебной деятельности бакалавра педагогического образования и приблизить к его дальнейшей профессии. В процессе учебной деятельности бакалавра педагогического образования реализуется постепенное раскрытие содержания будущей профессии, что способствует улучшению общего и профессионального развития будущих выпускников.
Т.Ю. Ляхова считает, что компетентностный подход направлен на ориентацию обучающихся, участвующих в образовательном процессе, который нацелен на получение конкретного итога обучения – компетенций, – которые формируют профессионального специалиста, умеющего выполнять свою работу на высоком уровне [5, 5].
Компетентностный подход – метод, который позволяет создать результат образования и представление о качестве образования; направленность на цели – векторы образования: самоопределение, обучаемость… [7, 132].
Компетентностный подход предполагает акцентирование внимания педагога на диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого акцентов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта. По мнению В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, и др., компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, где рассматривается не совокупность усвоенной информации, а готовность человека организовывать свою профессиональную деятельность в различных ситуациях.
Личностно ориентированный подход основан на педагогической деятельности, которая реализуется с помощью методологической ориентации, что дает большой потенциал для процесса самопознания и самореализации личности, обеспечивая развитие его индивидуальности [13, 36].
При использовании личностно ориентированного подхода осуществляется развитие индивидуальности бакалавра педагогического образования.
Личностно ориентированный подход осуществляет решение задач обучения, которые невозможно решить с помощью других педагогических подходов.
Система представляет собой множество элементов, которые составляют между собой единство, с помощью общесистемных качеств [7, 52].
В.И. Загвязинский рассматривает системный подход как обобщенное исследование объекта и его элементов, а также влияние обобщенных свойств на элементы целого [7, 52].
Данный подход позволяет изучать объекты исследования, его внутреннюю организацию, устойчивость и функционирование как определенного целого, а также со стороны их многомерности, когда целостный объект рассматривается как часть или элемент более высокого порядка.
Этнопедагогический подход основан на целостности общечеловеческого, национального и индивидуального, что обеспечивает продуктивное воспитание с помощью национальной культуры, в частности, народный педагогики [10, 103].
Под этнопедагогикой В.И. Загвязинский понимает науку, предметом изучения которой является народная педагогика, где особое внимание уделено традиционным культурам воспитания разных этносов [7, 32].
В.М. Полонский этнопедагогику рассматривает как область педагогической науки, направленную на практические особенности воспитания и обучения разных народов [8, 22].
И.Ф. Харламов этнопедагогику считает специальной дисциплиной, занимающейся исследованием в области национального воспитательного опыта [12, 27].
Этот подход позволяет использовать в процессе подготовки студентов весь потенциал национальной культуры, что дает всесторонние представления о ее эстетической значимости в воспитании школьников.
При разработке модели процесса формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников мы использовали общепедагогические принципы: наглядности, сознательности, системности и последовательности, связи теории с практикой, творческой активности и самостоятельности студентов, уникальности.
Применение принципа наглядности обеспечивается разнообразными демонстрациями иллюстраций, лабораторно-практическими работами, наглядными пособиями, слайдами, жизненными фактами и т.д., которые способствуют развитию наблюдательности и глубинно-пространственного мышления, помогают усваивать учебный материал на высоком уровне.
Эффективное применение принципа наглядности напрямую зависит от владения преподавателем современными техническими средствами.
При организации принципа сознательности, творческой деятельности и самостоятельности студентов В.А. Сластенин считает, что результат принципа может быть достигнут приобщением и самовключением студентов в творческую деятельность, в учебный процесс, внеаудиторную и в практическую деятельность [11, 55].
Реализуя принцип сознательности, самостоятельности и творческой деятельности в ходе изучения дисциплины «Педагогика», были организованы положительные условия, в ходе которых студенты показали сознательную, самостоятельную творческую деятельность. При осуществлении данного принципа студентам факультета художественного и музыкального образования были предоставлены кабинет, оборудованный современными информационно-техническими средствами, учебно-методическая литература, презентации в области эстетического воспитания школьников и т.д.
Принцип системности и последовательности требует, чтобы формирование у будущих бакалавров компетентности в области эстетического воспитания школьников было сукцессивным и единым во всем процессе обучения дисциплине «Педагогика». Реализовывался систематический переход от усвоения ими несложных знаний и умений к более усложненным знаниям и умениям по организации эстетического воспитания школьников.
Принцип связи теории с практикой обеспечивает реализацию знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Педагогика», на практике, что помогает осуществлению у будущих бакалавров практико-педагогической деятельности на высокопрофессиональном уровне.
Принцип уникальности предполагает выполнение студентами различного рода творческих работ без заданного образца. Уникальность проявляется в конечном результате, которым является продукт личностного или коллективного опыта. В этом он уникален и интересен.
Содержательный блок определяет содержание работы по формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, которая осуществлялась по следующим направлениям:
1) теоретическая и методическая подготовка по дисциплине «Педагогика»;
2) специальная подготовка по спецкурсу «Основы эстетического воспитания школьников».
Содержательной основой нашей модели является программа спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников».
Цель спецкурса – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
Спецкурс проводится на 3 курсе факультета художественного и музыкального образования. Он рассчитан на 32 часа, базируется на учебных дисциплинах психолого-педагогической, профессиональной и общепредметной подготовки.
Задачи спецкурса: сформировать у будущих бакалавров педагогического образования интерес к овладению компетентностью в области эстетического воспитания школьников; сформировать у них потребность в самостоятельной эстетической деятельности; повысить знания, умения и навыки по эстетическому воспитанию школьников; развить педагогическую и эстетическую профессиональные компетенции.
В результате изучения спецкурса бакалавр педагогического образования должен:
- знать: структуру, принципы построения компетентности в области эстетического воспитания школьников; пути совершенствования компетентности в области эстетического воспитания школьников; систему педагогического образования, эстетического воспитания, художественного творчества учащихся; организационные основы и содержание деятельности по эстетическому воспитанию школьников в системе общеобразовательных учреждений; приемы и методы организации эстетической деятельности; методы поиска решения методических задач по организации эстетической деятельности школьников; материально-техническую базу и компьютерное сопровождение для организации образовательного процесса эстетической направленности;
- уметь: применять методы и приемы для решения педагогических, методических задач по организации эстетической деятельности школьников; анализировать свою педагогическую деятельность по организации эстетического воспитания школьников; оценивать объективно творческие работы школьников; использовать компьютерные технологии для организации образовательного процесса, нацеленного на эстетическое воспитание школьников; организовывать и проводить занятия по формированию эстетической воспитанности школьников;
- владеть навыками: организации самостоятельной эстетической деятельности; формирования эстетической воспитанности школьников; анализа психолого-педагогической деятельности по эстетическому воспитанию школьников; организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию школьников; применения инновационных методов в педагогическом процессе для формирования эстетической воспитанности школьников.
На лекционных занятиях рассматривались сущность, содержание и структура компетентности бакалавра педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; ее роль и место в профессиональной деятельности; обобщался материал дисциплины «Педагогика» для осуществления педагогической и эстетической деятельности бакалавра педагогического образования, организации эстетического воспитания учащихся.
На практических занятиях осуществлялось решение практико-ориентированных задач, выполнение проектов, организация деловых игр, в ходе выполнения которых использовались знания, умения и навыки из дисциплин базовой и вариативной части. На занятиях студенты выступали по узловым темам спецкурса, организовывались встречи с деятелями искусств.
Педагогическая и эстетическая деятельность студентов осуществлялась на практических занятиях, семинарах, во время выполнения самостоятельных творческих работ.
В технологический блок модели вошли организационные формы, методы, средства обучения.
Разработанная модель предполагает использование следующих средств:
1) спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников»;
2) компьютерных дидактических средств (презентаций, электронных текстов, видеоматериалов и др.);
3) печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы, информационных ресурсов сети Интернет и др.
В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы обучения:
а) формы аудиторной деятельности: лекции, практические занятия, семинары, консультации, проекты, деловые игры, тренинги и др.;
б) формы внеаудиторной деятельности: самостоятельная работа, курсовая и выпускная квалификационная работа, экскурсии, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки, конкурсы творческих работ, встречи с ведущими деятелями искусств и др.
В рамках исследования применялись такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, мозговой штурм, деловая игра, проектирование, дискуссия, тренинг, создание художественно-ассоциативной композиции, интерпретация изобразительного произведения, анализ художественно-педагогической ситуации и др.
Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.
Разработанная нами модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе на факультете художественного и музыкального образования «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева».
Рецензенты:
Павлов И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары;
Ковалев В.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Пайдуков Д.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16470 (дата обращения: 19.02.2025).