Управление - это деятельность человека, заключающаяся в воздействии на объекты и процессы, а также на участие в них людей, осуществляемое с целью придать определённую направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты.
Управление на предприятии – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления при условии рационального использования имеющихся ресурсов [4, с. 8].
Система управления - это совокупность взаимосвязанных элементов, способов реализации технологии управления, предполагающих воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик.
Составной частью системы управления деятельностью предприятия является система управления затратами на производство и реализацию продукции. Данной системе присущи такие функции управления как прогнозирование и планирование затрат, организация и координация работы по управлению затратами, регулирование затрат, учет и контроль затрат (мониторинг), их анализ и другие.
Прогнозирование динамики и уровня затрат по товарным группам и отдельным видам товаров связано со стратегией предприятия и рассчитывается в основном на 3-5 лет. Данный прогноз основан на количественной оценке факторов, которые влияют на уровень затрат, и их изменения в ближайшие годы по количеству и стоимости. Основная цель прогноза затрат на производство - определить общую стоимость потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли на длительную перспективу.
Планирование затрат является важнейшей функцией управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. План затрат - составная часть годового бизнес-плана предприятия, играющий важную роль при формировании плана по труду и заработной плате, плана материально-технического обеспечения производства и плана производства в целом.
При составлении плана затрат в современных условиях, нужно предусматривать снижение удельных затрат по сравнению с базовым периодом. Расчёты снижения затрат должны вестись по технико-экономическим факторам. Расчёты по факторам следует производить с учётом специфики деятельности предприятия.
Факторы, на основании которых осуществляется планирование, должны носить инновационный характер и включать в себя: повышение технического уровня производства; совершенствование организации производства и труда; увеличение объема и изменение структуры производства; развитие производства.
Координация затрат (нормативный метод) - это сравнение фактических затрат с плановыми (нормативными), определение отклонений и принятие оперативных мер по их устранению. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют организации придерживаться плана и добиваться запланированных показателей деятельности.
Текущие затраты являются объектом краткосрочного прогнозирования. Текущие затраты отражаются в сметах (годовой, квартальной, месячной) для предприятия в целом, его отдельных подразделений или отдельных элементов (статей) расходов.
На предприятиях составляют смету производственных затрат, включающей расходы на оплату труда вместе с отчислениями на социальное страхование, материальные затраты, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, а также прочие расходы, связанные с производством; смету управленческих расходов, предусматривающую расходы по управлению персоналом и смету коммерческих расходов, учитывающую расходы, связанные со сбытом продукции. Одна из главных задач краткосрочного прогнозирования - обоснование приоритетных расходов.
При управлении затратами, приоритетными являются стратегически и инновационно-ориентированные цели развития предприятия в длительной перспективе. Рост затрат стоит считать оправданным, если он способствует росту конкурентоспособности продукции и сохранению конкурентной позиции. В то же время следует осуществлять поиск новых способов снижения затрат без ущерба для качества продукции. И если на основании маркетинговых исследований выявлена тенденция устойчивого спроса на продукцию в длительной перспективе, стратегия минимизации затрат должна сохранить инновационную ориентированность предприятия.
Для удержания лидерства по низким затратам, в современных экономических условиях, необходимо контролировать все факторы, влияющие на затраты на всех стадиях производственного цикла. А это означает, что необходимо искать возможные способы экономии от объема производства; стараться увеличить интенсивность использования производственных мощностей; оптимизировать связь с поставщиками и заказчиками; в непрерывном режиме осуществлять мероприятия по снижению затрат; стремиться к сокращению операционного цикла.
К организационно - экономическим методам снижения затрат в современных условиях относятся:
1. Использование конкуренции между поставщиками материальных ресурсов, информирование поставщиков о более выгодных условиях поставок, предлагаемых их конкурентами.
2. Cosourcing - организация совместных закупок материальных ресурсов совместно с другими предприятиями, в том числе и с конкурентами, в интересах получения скидок за объем закупок; создание совместных «электронных площадок» и др.
3. Outsourcing - передача сторонним организациям (аутсорсерам) выполнения отдельных функций, работ, бизнес-процессов, операций и т.п. [, с. 47-54].
Система управления затратами будет эффективна, если ее требования полностью соблюдаются.
Для улучшения деятельности по управлению затратами крайне важна грамотная организация учета затрат, максимально приближенная ко времени и местам их возникновения. Предельный уровень затрат, отвечающий рыночным требованиям, обязан определяться заранее, т.е. до организации производства изделия, начиная непосредственно со стадии его проектирования и конструирования.
Как было изложено выше, управление зaтратами на предприятии включает в себя процесс планирования затрат на производство продукции по элементам затрат и себестоимости отдельных видов продукции, контроль за выполнением этих планов, выявление резервов снижения затрат предприятия и себестоимости отдельных видов продукции.
Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов объекта управления. Себестоимость отражает затраты предприятия, связанные с производством и реализацией конкретного продукта.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера.
Понятие себестоимости фигурирует во многих нормативных актах Российской Федерации. При этом следует различать, по меньшей мере, два аспекта данного термина - экономический и налоговый.
Обязательным условием получения достоверной информации о себестоимости продукции является четкое определение состава затрат.
Состав затрат для целей налогообложения отражён в Налоговом кодексе. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» определяет издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли организации, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.) для целей финансовой отчётности.
В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ, для целей налогообложения, произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Это означает, что в налоговом законодательстве часть затрат не уменьшают налоговую базу, либо уменьшают не в полном объёме. То есть, часть затрат предприятие осуществляет за счёт своей чистой прибыли [1].
В бухгалтерском учёте при определении состава затрат основным документом является ПБУ Положение о составе затрат 10/99. При организации бухгалтерского учета затрат на производство, необходимо применение отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в части, не противоречащей вышеназванному Положению [2].
На основе Налогового кодекса и ПБУ 10/99 министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.
Анализ затрат является одним из элементов элементом контрольной функции в системе управления затратами. Он позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат, подготовить базу для принятия эффективных управленческих решений.
Таким образом, управление затратами - это динамичный процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение основной цели деятельности предприятия.
Управление затратами основано на поиске экономической эффективности затрат, а характеризуют лишь использование определенного вида ресурсов. Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.
При управлении затратами на предприятии следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Эффективность функционирования центров затрат во многом зависит от содержания отчетов по центрам затрат.
2. Должно уделять больше внимания направлениям снижения себестоимости продукции.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависит от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Экономия, обуславливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу факторов:
1) Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;
2) Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов;
3) Изменение конструкций и технических характеристик изделий.
3. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства.
4. Необходимо увеличить прибыль предприятия за счет снижения себестоимости работ и услуг путем совершенствования технологии, механизации работ, экономии топлива, электроэнергии, эффективного использования транспорта.
Наращивать объемы предоставляемых работ и услуг за счет:
1) увеличения рынков сбыта выпускаемой продукции;
2) рекламы своей деятельности через средства массовой информации и наглядной агитации;
3) повышения качества и сокращения сроков выполняемых работ и услуг, создавая максимум удобств для заказчиков.
5. При расчете себестоимости готовой продукции может использоваться калькулирование с включением всех затрат (absortpting costing) или только их части, то есть прямых затрат (direct costing). Выбор одного из двух методов влияет на значение себестоимости продукции, а также на финансовую отчетность предприятия.
Наиболее важными задачами для единой информационно-управляющей системы затрат являются:
- ежедневный контроль за состоянием производственных мощностей; количеством и качеством используемого сырья, производственной продукции; энергоемкостью и энергопотреблением производственных мощностей;
- учет затрат по местам их возникновения как по основному, так и по вспомогательному производству, с возможностью контроля затрат до документа; калькуляция продукции, расчет ее себестоимости;
- учет и контроль движения материалов и реагентов на складах предприятия и компании в целом;
- ежедневный контроль наличия готовой и паспортизованной продукции в парках предприятия, ее движения по факту отгрузки с автоматическим отражением в бухгалтерском учете;
- ежедневный контроль за состоянием и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности, основывающейся на едином справочнике клиентов компании;
- контроль исполнения договоров;
- организация единого информационного пространства на предприятии.
Как показывают опросы специалистов предприятий на Западе, контроллинг может быть эффективным инструментом в оперативном управлении. Его практическое применение полностью распространяется на управление затратами. Основные задачи оперативного управления затратами совпадают с задачами контроллинга, но среди них полезно выделить:
- регулярный контроль за выполнением плановых заданий;
- установление отклонений от плановых заданий, норм и нормативов затрат;
- определение причин отклонений и роста затрат и выявление ответственных за них менеджеров;
- разработку предложений по устранению негативных тенденций и экономии затрат.
Создание на предприятиях независимого центра контроля и анализа является главным условием эффективного решения указанных задач [3].
Подводя итог, следует ещё раз отметить, что в условиях современной экономической ситуации на рынке, управлению затратами на производство и реализацию продукции, следует уделять особое внимание, чтобы минимизировав затраты сохранить устойчивое положение на рынке и конкурентоспособность выпускаемой продукции и предприятия в целом.
Рецензенты:
Бирюков А.Н., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и анализа ГОУ ВПО Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, г. Стерлитамак;
Казакова О.Б., д.э.н., профессор кафедры инновационной экономики ГОУ ВПО Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Ибрагимова Г.М., Акчурина А.М. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16460 (дата обращения: 07.10.2024).