Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИИ

Мягких Е.М. 1 Чиркова А.В. 2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Рассматриваются последние тенденции развития системы подготовки научных и научно-педагогических кадров России, связанные с необходимостью адаптации российской аспирантуры к мировым образовательным стандартам, углублению интеграционных процессов в области науки и образования, к потребностями развития российской экономики и с учетом российских традиций подготовки кадров высшей научной квалификации. Основные выводы сделаны авторами на основании анализа статистических материалов, касающихся российской системы подготовки научных и научно-педагогических кадров и развития науки в целом. Выводы авторов свидетельствуют о том, что россий-ская аспирантура нуждаются в системном реформировании, что уже отчасти нашло отражение в по-следних правительственных документах, посвященных данному аспекту, а также в принятом новом ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Однако процессы модернизации, наблюдаемые в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров проходят значительно медленнее, чем того требу-ют современные потребности российской экономики в высококвалифицированных научных кадрах, и не являются системными.
подготовка научных и научно-педагогических кадров
аспирантура
интеграция российской аспирантуры в мировое образовательное и исследовательское пространство
эффективность системы подготовки научных кадров высшей квалификации
1. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в. высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: Монография. - Нижний Новгород: ННГУ, 2008
2. Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А., Аржаных Е.В. Российское послевузовское образование: проблемы и пути их решения. – М, ЦИСН, 2008.
3. Зубова Л.Г., Аржаных Е.В., Андреева О.Н., Антропова О.А. Российская аспирантура в поисках новых возможностей развития//Информационно-аналитический бюллетень.- №3.- М.: ЦИСН, 2011.
4. И.А. Максимцев, А.В. Чиркова Модели и тенденции развития докторского образования в европейских университетах//Российское предпринимательство. – 2012. - № 2
5. Мосичева И.А., Мудрова Е.Б., Пахомов С.И., Стриханов М.Н. Проблемы и методы управления структурой кадров высшей квалификацией в системе высшего образования / Под науч. ред. А.В. Федотова. – СПб.: Политехн. ун-т, 2005.
6. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Аристер Н.И., Венсковский Н.У. Послевузовское профессиональное образование: состояние, проблемы и тенденции развития// Высшее образование сегодня. – 2009. - №2.
7. Подготовка научных кадров в аспирантуре в 2012 г. – [Электронный ресурс]/ URL: http://csrs.extech.ru/print/catalog/1305
8. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: Стат. Сб. – М.: ЦИСН, 2013.
9. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2010.
10. Шестак В.П. Подготовка кадров высшей квалификации и реализация административного регламента по открытию аспирантур и докторантур// Об организации работы аспирантуры и докторантуры высших учебных заведений и аттестации научно-педагогических работников: сб. докладов семинара (Москва 4 декабря 2009 г.). – М:, 2009
11. Eggermont J. General skills development in doctoral training / Bolonga-Projekte der Österreichischen Universitätskonferenz. 2008. 9 Dezember. Wein, 2008/ [Электронный ресурс]. – URL : www.unico.ac.at/upload/abstract_skillsdevelopment_wein_dec08.pdf
12. Eurostat, Education and Training /[Электронный ресурс].- URL : http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/employment_social_policy_equality/education_training
13. OECD, 2012, Education ata Glance, OECD, p. 64 /[Электронный ресурс].- URL : http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2012_eag-2012-en

В условиях международной образовательной интеграции важно определить возможности повышения эффективности российской аспирантуры и ее модернизации, в соответствие с международной практикой в области высшего образования и подготовки научных кадров.

За последние два десятилетия во всем мире система подготовки научных кадров высшей квалификации развивалась очень высокими темпами. В стремлении к конкурентоспособной и динамичной «экономике знаний», многие страны сделали большие инвестиции в докторское образование. В странах ОЭСР в целом, ежегодный темп роста выпуска научных кадров высшей квалификации (Ph.D) составил 5% с 2000 г. по 2010 г.[13]; в некоторых странах, таких как Дания, Норвегия и Италия, выпуск докторов удвоился меньше, чем за десятилетие [12]. Этот быстрый рост сочетался с проведением модернизации системы подготовки кадров высшей научной квалификации в большинстве европейских государств, при этом необходимо выделить следующие общие тенденции: введение структурированных докторских программ; появление профессиональных докторских степеней; расширение карьерных перспектив докторов и постдокторантов; подготовка научных кадров исследователей, ориентированных на неакадемическую карьеру; совершенствование методов институционального и неформального руководства в сопровождении проведения диссертационного исследования, их ориентация на взаимодополняемость; освоение новой культуры научного руководства; рост требований к качеству обучения и развитие системы менеджмента качества в подготовке кадров высшей научной квалификации[4,11,14]

В течение последних десятилетий масштабы подготовки научно-педагогических кадров в России на базе аспирантуры также имели неуклонную тенденцию к росту, «штучная» подготовка научных и научно-педагогических кадров практически превратилась в самостоятельный сегмент рынка образовательных услуг, ярко проявилась тенденция массовизации аспирантуры.

Основные показатели деятельности аспирантуры

Ключевой составляющей института подготовки высококвалифицированных научных кадров является система аспирантуры, причем вузовская аспирантура в России является основой данной системы, поскольку численность аспирантов в НИИ (13593 чел. – в 2013 году) значительно ниже, чем в вузах (117790 чел. – в 2013 г.).

ВУЗы в вузы являются в нашей стране основной базой подготовки научно-педагогических кадров, в то время как в России в отличие от европейских стран и США, несмотря на развивающуюся в последние годы интеграцию науки и высшего образования, основная исследовательская деятельность сосредоточена в академических научных учреждениях, а не в университетах.

С 2000 года количество организаций, которые готовят аспирантов, увеличилось с 1362 до 1557 в 2013 году, то есть на 14,3%. При этом число вузов, имеющих аспирантуру, по сравнению с 2000 годом увеличилось почти в на 28,1%, т.е в 1,3 раза. Количество организаций, ведущих подготовку аспирантов в Российской Федерации, достигнув максимума в 2012 году, к 2013 году немного сократилось (на 1,14%).

Численность аспирантов возросла со 117714 человек в 2000 году до 132002 человек в 2013 году соответственно. Самая большая численность аспирантов за рассматриваемый период времени была в 2010 году (157437 человек), в последующие годы численность аспирантов постепенно сокращается (см. табл. 1.).

Таблица 1.

Основные показатели деятельности аспирантуры вузов и научно-исследовательских организаций с 2000 по 2013 годы [12]

Годы

Число организаций, ведущих

подготовку

аспирантов

Численность

аспирантов,

чел.

Прием в

аспирантуру,

чел.

Выпуск из аспирантуры,

Чел.

В том числе с защитой диссертации.

2000

1362

117714

43100

24828

7503

2005

1473

142899

46896

33561

10650

2006

1493

146111

50462

35530

11893

2007

1490

147719

51633

35747

10970

2008

1529

155536

49638

33670

8831

2009

1547

154470

55540

34235

10770

2010

1568

157437

54558

33763

9611

2011

1570

156279

50582

33082

9635

2012

1575

146754

45556

35162

9195

2013

1557

132002

38971

34733

8979

2013

818

13593

4166

3943

674

2012

740

131226

40802

30885

8480

2013

724

117790

34643

30639

8257

 

Тем не менее, аспирантура остается «массовой» и это в сочетании с недостаточностью мер системного регулирования влечет такие негативные последствия как падение научного уровня диссертаций и уменьшение доли выпускников, заканчивающих обучение в аспирантуре с защитой диссертации (снижение показателя «эффективности» аспирантуры), снижение количества выпускников аспирантуры, которые выбирают карьеру преподавателя вуза или научного работника; деформацию дисциплинарной структуры аспирантуры [1].

Распределение численности аспирантов по типам организаций (НИИ и вузы) в последнее десятилетие остается практически неизменным (11 и 89% соответственно). Этот показатель свидетельствует об ослаблении роли НИИ в осуществлении подготовки научных и научно-педагогических кадров. Этот процесс будет продолжаться, что связано с государственной политикой в области подготовки кадров высшей научной квалификации, которая все больше ориентируется на усиление роли университетов в этой сфере.

В последние годы наблюдается снижение процента приема в аспирантуру выпускников вузов. В 2012 году около 47% от численности принятых в аспирантуру составили выпускники вузов этого года, в 2000 году этот показатель составлял 62,5%. В последние годы этот показатель уменьшается, и в этом есть положительная тенденция, так как, по данным социологических исследований более 40% поступивших в аспирантуру сразу по окончании вузов либо не планируют заниматься профессией, связанной с профилем диссертации, либо вообще не определились со своим будущим[6]. Желание делать карьеру в науке или заниматься научно-педагогической деятельностью является менее значимым фактором по сравнению со стремлением молодых людей получить кандидатскую степень, обладающую определенной ценностью на рынке труда[3].

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации

В последние 10 лет устойчивого роста процента защитивших диссертацию в срок по отношению к закончившим аспирантуру не наблюдается. Высока доля аспирантов, выбывающих из нее до окончания срока обучения, без защиты диссертации. В последние годы эта доля достигает 30% от приема[6]. Из тех же аспирантов, которые дошли до выпуска, за период с 2000 по 2013 годы, в установленные сроки защитили диссертации только 26,2-33,5%.[3] Одной из основных объективных причин этого является недостаточная финансовая поддержка аспирантов, вынуждающая их работать, что не оставляет достаточного времени на работу над диссертацией [3].

С начала столетия самый высокий процент защиты диссертации в срок отмечался в 2006 году, и составил 33,5% , самый низкий – в 2001 году (24,0%). В 2013 году этот показатель составил 25,8%. Показатель выпуска с защитой диссертации из аспирантуры в НИИ еще ниже (в 2013 г. – 17,1%).[8]

Несмотря на то, что, казалось бы, наиболее благоприятной является подготовка кадров высшей научной квалификации в очной форме обучения, процент выпуска аспирантов с защитой диссертации практически всегда выше в заочной аспирантуре (процент защитивших диссертацию среди выпуска из заочной аспирантуры с 2000 года составляет в среднем 32,1%, хотя этот показатель снизился с 34% в 2007 году до 30,6% в 2012 году).

Важно отметить, что процент защиты диссертации в срок выше среди аспирантов, обучающихся по бюджетной форме. Если среди аспирантов, обучающихся на коммерческой основе, выпуск из аспирантуры с защитой диссертации в 2000 году составил 32,1% (выше среднего почти на 2%), то в 2012 году защитить вовремя диссертации удалось лишь 24,3 % аспирантов, обучающихся на коммерческой основе. Этот показатель уже ниже среднего также почти на 2%.[8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммерциализация аспирантуры снижает ее эффективность.

Коммерциализация аспирантуры, оказывающая определенное влияние на динамику абсолютного и относительного роста численности аспирантов, в силу специфики спроса на кадры высшей квалификации и высоких расценок за обучение, имеет относительно небольшие масштабы, хотя имеет тенденцию к устойчивому росту. Так, в 2012 году 27,4 % аспирантов по всей системе обучались на коммерческой основе [8], причем их численность по сравнению с 2000 г. увеличилась в 3,5раза. Вузы шире используют платные формы обучения в аспирантуре, чем НИИ. Более 96% аспирантов, обучающихся по прямым договорам в 2012 году, проходили подготовку в вузах[8]. Среди аспирантов вузов обучающиеся на внебюджетной основе в 2012 г. составили 29,1%. (в 2003 г. – 14,4%). Это связано с тем, что аспирантуры НИИ чаще специализируются на естественных и технических науках, платежеспособный спрос на которые ниже, чем на гуманитарные и общественные, кроме того информация об аспирантурах НИИ менее доступна. Спрос на вузовские коммерческие аспирантуры достаточно высок, что позволяет формировать бюджеты вузов за счет платных образовательных услуг, причем на всех трех уровнях высшего образования[3].

Эффективность аспирантур в 2012 году снизилась, по сравнению с 2000 годом на 13%, и составила всего 26%, притом, что выросла численность приема в аспирантуру (табл.2).

Таблица 2.

Эффективность работы аспирантур 2000-2012 г.

годы

Прием

выпуск

Эффективность работы аспирантуры в %

всего

С защитой диссертации

2000

43100

24828

7503

30

2005

46896

33561

10650

32

2006

50462

35530

11893

33

2007

51633

35747

10970

31

2008

49638

33670

8831

26

2009

55540

34235

10770

31

2010

54558

33763

9611

28

2011

50582

33082

9635

29

2012

45556

35162

9195

26

Соотношение 2000 к 2012 г (+/-), %

17

33

28

-13

Нагрузка научных руководителей аспирантов

Одной из причин невысокой эффективности подготовки аспирантов может считаться большая нагрузка на научных руководителей аспирантов. Результативность деятельности аспирантуры и качество подготовки научных кадров во многом зависят от уровня научного руководства.

На одного руководителя в 2000-2012 годы в вузах приходилось около 3-х аспирантов [5],причем это соотношение было более благоприятным для аспирантов НИИ (на одного научного руководителя в НИИ в среднем приходилось 1,7 аспиранта).[2] В докторантурах Евросоюза и США практикуется два или даже три научных руководителя на одного докторанта, причем из руководители должны быть из разных университетов и даже других стран.

Основной проблемой научного руководства аспирантами в российских вузах, где проходят подготовку около 90% всех аспирантов, является то, что большинство научных руководителей, будучи преподавателями вузов, недостаточно занимаются исследовательской деятельностью, в частности из-за высоких нормативов лекционной нагрузки, не оставляющих времени на серьезную научную работу[3]. Если аспиранты мало задействованы в совместных научных проектах, то их диссертации имеют слабый исследовательский компонент. Аспиранты НИИ больше вовлечены в исследовательскую работу, что отражается на качестве их диссертаций.

Отраслевое распределение подготовки аспирантов

Приоритетные направления науки, технологий и техники не являются приоритетными в дисциплинарной структуре аспирантуры, более того реальная структура научного кадрового потенциала страны не совпадает с направлениями подготовки аспирантов.

Около 50% научных и образовательных организаций осуществляет подготовку по техническим наукам, 40% по экономическим, 32% – по биологическим 26% - по физико-математическим[3]. Наиболее востребованными отраслями аспирантской подготовки являются технические и экономические науки. В 2013 году в общей численности аспирантов, количество обучающихся по техническим отраслям наук, составляло - 26,8% (28,8% - в 1997 г), по экономике – 14,5% (14,4% - в 1997 г.), по юридическим наукам – 6,9 % (3,7% - в 1997 г.), по педагогике – 6,7% (5,6% - в 1997 г.), по физико-математическим отраслям наук – 5,6% (8,0% - в 1997 г., с 2004 г. – по 2008 г. уменьшение, с 2009 г. –далее небольшой рост).[1]

Доли аспирантов, защитивших диссертации, в выпуске из аспирантуры 2013 года находятся в почти противоположном соотношении: по экономике – 27,2%, по техническим наукам – 24,4%, , по физико-математическим наукам равна 23,2%, по педагогике – 23,2%, по юридическим наукам 16,3% (41% в 1997 г.), (хотя численность аспирантов в юриспруденции выросла почти в 3,9 раза по сравнению с 1997 г.), по педагогике – 23,2%. Самая высокая доля защитивших диссертации в срок – по медицинским наукам – 40,2%.

В исторических, юридических, политологических, философских, педагогических, социологических, экономических науках, а также в фармацевтике, с 2001 года значительно увеличилась численность аспирантов. Доля аспирантов социального и гуманитарного профиля в 2013 году составила 44,5% , меньше чем в 2009 г (49,9%), но больше чем в 1997 (40,8 %) от общего числа аспирантов[8].

Контингент аспирантуры, сформированный в последние десятилетия преимущественно под влиянием спроса на общественные и гуманитарные специальности, привел к существенному изменению дисциплинарного спектра подготавливаемых специалистов. Существуют явные диспропорции между запросами общества и профессиональной структурой науки, с одной стороны, и структурой подготовки аспирантов по научным специальностям, с другой стороны. Так, удельный вес представителей общественных и гуманитарных специальностей в общем выпуске аспирантов составляет 44,5%, в то время как общее число исследователей со степенью в области общественных и гуманитарных наук составляет лишь 8,0% от общего числа исследователей.

Контрольные цифры приема аспирантов вузов Минобрнауки по отраслям науки претерпели некоторые изменения, для того чтобы скорректировать сложившиеся диспропорции. Так, контрольные цифры в технических науках выросли в 2011 году по сравнению с 2006 годом и составили 47,2% в общей численности по всем наукам (в 2006 – 30,6%). При этом сократились контрольные цифры приема в аспирантуру вузов Минобрнауки по экономическим дисциплинам и в 2011 году они составили 9,7% в общей численности всех наук, тогда как в 2006 они составляли 15,4%[7].

Региональное распределение подготовки аспирантов

Основная подготовка аспирантов в России традиционно осуществляется в федеральных округах, обладающих существенным научным потенциалом. В 2012 году обучение и выпуск аспирантов обеспечивали преимущественно организациями Центрального (41,1% численности всех аспирантов), Северо-Западного (12,3%) и Приволжского (15,9%) федеральных округов[8]. В сумме в этих трех округах в 2012 году обучалось около 70% всех аспирантов.

Если в Центральном федеральном округе за период с 2000 по 2012 год число организаций, осуществляющих подготовку аспирантов, возросло на 7,3%, то в Приволжском на 22,5%. Всего по России численность таких организаций выросла с 2000 года на 13,5%. Самый высокий процент выпуска из аспирантуры с защитой диссертации в 2012 г. был в Приволжском федеральном округе и составил 31,7% (39,7% в 2000 г.), самый низкий – в Дальневосточном округе – 13,1%. (24,0% - в 2000)[8].

В настоящее время только в аспирантурах Москва и Санкт-Петербург обучается значительное количество иногородних студентов. Если рассматривать страну в целом, то большинство аспирантов (83,5%) окончили тот же вуз, в аспирантуре которого они обучаются.

Вследствие невысокой мобильности российских исследователей, большинство из них остаются работать в том же городе, в котором они получили научную подготовку, поэтому для большинства региональных вузов решением проблемы воспроизводства кадрового потенциала может стать открытие собственной аспирантуры.

Статья опубликована при поддержке Минобрнауки РФ в рамках выполнения Задания № 2492/194 на выполнение гос. работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания, проект «Разработка методологии оценки эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в условиях международной образовательной интеграции».

Рецензенты:

Песоцкая Е.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры Экономики и управления социальной сферы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург;

Хорева Л.В., д.э.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой Экономики и управления социальной сферы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Мягких Е.М., Чиркова А.В. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16458 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674