В настоящее время сельский туризм во всем мире активно развивается, на основе чего постоянно растут потоки туристов и объемы дохода предприятий и стран, практикующих сельский туризм. При этом в мировой и отечественной практики развития данного сегмента туризма высока роль института взаимодействия государственной власти и общества.
Целью исследования является обобщение опыта и практики регулирования деятельности по туризму и рекреации на сельских территориях в России и Приморском крае.
В этой связи актуальным становится исследование ключевых аспектов исследуемого явления, как задач исследования:
- определение взаимосвязи устойчивого развития сельских территорий и развитие сельского туризма на этих территориях;
- государственная поддержка туризма на муниципальном уровне;
- финансовое обеспечение субъектов сельского туризма в регионе.
В процессе работы были использованы такие методы исследования как изучение научно-методической литературы по исследуемой теме, обобщение и анализ материала, полученного в результате наблюдений.
В научной литературе вопросы развития и государственной поддержки сельского туризма исследовались в работах А.В. Мерзлова, В.О. Кузенковой, А.Ю. Игнатьева и других авторов.
Сельское хозяйство в России традиционно имело высокий удельный вес в отечественной экономике. В то же время за период реформ произошло значительное снижение экономического вклада сельскохозяйственной деятельности. Так, если доля сельского хозяйства в ВВП составляла около 11%, то по итогам 2013 года этот показатель составил лишь 4,4% [1].
При этом 2013 г. явился значимым для сельскохозяйственной отрасли, согласно данным Росстата, продукция сельского хозяйства в действующих ценах выросла на 26,3%, объем продукции составил более 3,1 трлн. руб.
По мнению Н. Случевского, президента НП «Столыпинский Центр регионального развития», для активизации развития сельскохозяйственной отрасли необходимо делать ставку на фермеров, а не на агрокомплексы, сформировать финансовую систему на основе специализированного отраслевого земельного банка и привлечения на рынок пенсионных фондов, а также обеспечить профессиональную подготовку и повышение квалификации кадров для отрасли. Все это может повысить долю сельского хозяйства в экономике России более, чем в два раза [2].
В этой связи становится актуальным устойчивое развитие сельских территорий, которое в Российской Федерации поддерживается Государственной программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (от 15 июля 2013 г. N 598) как продолжение предыдущей целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Основными целями программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни [4].
Средства государственной поддержки предоставляются на реализацию проектов, отобранных субъектами Российской Федерации, по следующим приоритетным направлениям:
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.
В результате реализации мероприятия прогнозируется осуществление
775 проектов.
Безусловно, успешная реализация данной программы будет способствовать развитию сельских территорий и обеспечит инфраструктурную и организационную основу для формирования сельского туризма в Российской Федерации.
Следующий программный документ это «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» от 14.07.2012 г. № 717 предусматривает активную поддержку фермерских хозяйств, в том числе начинающих, субсидирование через механизм кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования, развитие системы сельскохозяйственного консультирования, улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов; развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
В ряде субъектов России функционируют государственные или целевые программы развития сельского туризма. В ходе исследования были проанализированы программы в Белгородской, Псковской, Самарской областях, Алтайском и Краснодарском краях, Республике Татарстан.
Современный подход к отраслевому и территориальному развитию не ограничивается лишь ролью государства в стимулировании развития сельских территорий. В этой связи актуальным является консолидация участников рынка сельского туризма на основе профессиональных ассоциаций и иных объединений владельцев сельских усадеб, фермерских хозяйств и иных субъектов сельского туризма. В настоящее время национальные объединения сельского туризма, такие как «АгроТуризмАссоциация» (http://www.agritourism.ru/), Национальная ассоциация организаций сельского туризма (http://www.naturs.ru/), а также региональные и локальные объединения («Зеленый дом» в Республике Алтай, Карельская республиканская общественная организация «Усадьба» и т.п.) [3] преимущественно оказывают методическую и консультационную поддержку предпринимателям в сфере сельского туризма, выявляют возможности развития сельского туризма на конкретных территориях, оказывают практическую помощь в создании агротуристских хозяйств, проводят обучающие семинары для фермеров.
Тесное взаимодействие государственных органов, регулирующих деятельность в сфере сельского хозяйства, культуры, туризма, а также включение саморегулируемых организаций будет способствовать привлечению в сельский туризм новых участников, повышению качества сельских территорий и их комплексному развитию.
Государственное регулирование туристской деятельности на уровне муниципальных образований осуществляется в пределах предоставленных полномочий в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Практическое применение данных методов позволяет в регионах перейти на новый, более высокий уровень принятия решений в области туризма в соответствии с расширенными правами, предоставленными органам местного самоуправления.
Муниципальные программы разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации самостоятельно с учетом существующей нормативно-правовой базы. Муниципальные образования сами определяют цели и задачи программ, порядок их разработки и механизм реализации.
Несмотря на принятие поправки к данному закону основной проблемой до сих пор остается недостаточный уровень средств на реализацию выделенных полномочий. Следует признать, что до сих пор остаются проблемы, препятствующие развитию сельского туризма в крае:
- несовершенство механизмов по созданию благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма;
- неразвитость инфраструктуры сельских территорий, в том числе дорожной сети, транспортного, бытового обслуживания и т. д.;
- недостаточная информированность сельских жителей о возможностях сельского туризма;
- низкая ресурсная обеспеченность селян, желающих заниматься организацией сельского туризма;
- отсутствие квалифицированных кадров в сфере сельского туризма;
- отсутствие единой системы стандартов и категорий мест размещения туристов в сельской местности.
Тем не менее, целым рядом муниципальных образований Приморского края разработаны программы развития туризма.
Анализ программных документов показывает, что в большинстве программ заложены незначительные бюджеты для решения ключевых задач формирования современной туристской инфраструктуры: от 0,8 млн. руб. в Шкотовском муниципальном районе и до 2,5 млн. руб. в Хасанском муниципальном районе. В ряду целевых программ выделяется объем финансирования целевой программы «Развитие культуры и туризма на территории Спасского муниципального района» в размере 93,8 млн. руб. в связи с совмещением направлений финансирования – культуры и туризма, при этом большая часть средств предназначена для финансовой поддержки муниципальных образовательных учреждений и бюджетного учреждения «Социально-культурный центр».
В ряду программных мероприятий большинства целевых программ по туризму выделяются меры информационного и рекламного характера, связанные популяризацией объектов туристской инфраструктуры и туристских ресурсов, расположенных на территории муниципальных образований. Также в каждой программе предусмотрено целевое финансирование событийных мероприятий различной направленности, за редким исключением в систему мероприятий включена адресная поддержка по проектированию туристских объектов [5].
Следует отметить, что к вопросам местного значения муниципальных образований также относится создание условий для массового отдыха местных жителей. В этой связи помимо прямого финансирования туристских мероприятий современную модель сельского туризма невозможно создать без совершенствования инфраструктуры села, строительства и реконструкции дорог, инженерной инфраструктуры, создания комфортных мест отдыха. Указанные меры поддержки обеспечиваются реализацией целевых программ по благоустройству поселений.
Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений осуществляется в рамках отбираемых субъектами Российской Федерации на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной застройки. Обязательным требованием к проектам является соблюдение интересов населения, постоянно проживающего в сельском поселении, на территории которого осуществляется комплексная застройка.
Следует также учесть, что сельский туризм как вид туризма, определяется, с одной стороны, форматом организации обслуживания в сельской местности на базе фермерских хозяйств и крестьянских усадеб, а, с другой стороны, самим фактом нахождения туриста в сельской местности. В случае использования второго подхода актуальным становится развитие культуры, спорта, образования в сельской местности. С привлечением бюджетных и внебюджетных средств в эти сферы деятельности можно сформировать основу для культурного, экскурсионного, событийного, детского, спортивно-оздоровительного и других видов туризма в сельской местности.
Так, соответствующий подход к организации и проведению фестиваля казачьей песни «На казачьей стороне» в Партизанском муниципальном районе в рамках реализации программы «Развитие культуры Партизанского муниципального района на 2013-2017 годы» может заинтересовать как отечественных, так и иностранных туристов. Для этого нужно не только организовать и провести фестиваль, но также привлечь огромное количество ресурсов, которые находятся вне данной программы. Как видно из материалов программы, на проведение фестиваля запланирован, на наш взгляд, недостаточный объем бюджетных средств в размере 30 тыс. руб. ежегодно. Безусловно, для каждого конкретного события (фестиваля, конкурса, конференции и т.д.) разрабатывается индивидуальный бюджет, но, как показывает практика организации привлекательных для туристов событийных мероприятий как минимум на региональном уровне, мероприятие может быть качественно организовано с бюджетом не менее 500 тыс. руб., на уровне субъекта РФ – не менее 5 млн. руб [6].
Помимо низкого бюджетного финансирования для привлечения туристов на мероприятия регионального или районного уровней необходима системная работа с участниками туристского рынка - производителями туристских услуг как на местах, так и с системой сбыта в классическом ее понимании, то есть с турагентами, а также с использованием современных интернет-технологий. Очень часто именно по причине низкого организационного обеспечения событийное мероприятие превращается в местечковое событие, которое в лучшем случае интересно лишь местному населению.
Безусловно, в качестве мер поддержки привлекаются ресурсы краевого бюджета для строительства и реконструкции объектов культуры. Так, за период реализации краевой программы развития села до 2013 г. построен центр детского творчества в селе Владимиро-Александровское Партизанского района, отремонтирован дом культуры в поселке Кировский Кировского района. Краевое финансирование данных мероприятий составило более 34 млн. руб.
На наш взгляд, более масштабные ресурсы привлекаются в сферу физической культуры, спорта и оздоровления населения. Сейчас для этих целей государством предусмотрены различные меры поддержки, в том числе значительные средства расходуются на строительство и обновление физкультурной базы в сельской местности.
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день государство предусматривает поддержку развития туризма на местном уровне как через целевые программы развития туризма, так и через межведомственные инструменты – программы развития, касающихся смежных с туризмом отраслей и сфер деятельности. Но комплексное решение проблемы возможно лишь посредством внедрения целевой программы развития сельского туризма (или подпрограммы в рамках действующей программы развития туризма), что позволит консолидировать ресурсы сельского туризма, стимулировать туристскую деятельность в данной сфере, обеспечить рост туристского рынка.
На основе постановления Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности в размере двух третьих ставки рефинансирования, но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу)».
Вместе с тем, Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», в которой вопросы сельского туризма совершенно упущены [7], что также можно отметить и в отношении Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» [8].
В Приморском крае действует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», согласно которой реализуется целый ряд мер поддержки жителям сельской местности (таблица 1).
Таблица 1
Основные меры поддержки жителей сельской местности
Мера поддержки |
Объем финансирования, млн. руб. |
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство начинающим фермерам |
17,0 |
Предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности |
47,5 |
Предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности |
27,0 |
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по инвестиционным кредитам |
85 |
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по краткосрочным кредитам |
45 |
Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам малых форм хозяйствования |
1,0 |
В рамках реализации краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» осуществлялись мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В Приморском крае также осуществляется поддержка предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории края в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае». В качестве субъектов малого предпринимательства могут рассматриваться и предприятия, расположенные в сельской местности.
К основным мерам поддержки программы относится финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы или услуги (таблица 2).
Таблица 2
Основные меры поддержки субъектов малого предпринимательства [9]
Возмещение затрат |
Объем финансирования |
по уплате процентов по кредитам |
50% затрат, но ≤ ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ не более 500,0 тыс. руб. |
по оплате услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ или для экспорта товаров (работ, услуг) |
50% фактических затрат – не более 500,0 тыс. руб. |
по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях |
2/3 фактических затрат |
по уплате лизинговых платежей по договорам лизинга |
50% фактических затрат не более 500,0 тыс. руб. |
связанных с проведением энерго-обследований, работ в области энергосбережения и повышения энерго-эффективности, технологическим присоединением к сетям энерго-инфраструктуры |
50% фактических затрат – не более 1,0 млн. руб. |
связанных с началом предпринимательской деятельности |
90% планируемых и фактических затрат – не более 300,0 тыс. руб. |
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день в Приморском крае отсутствуют механизмы систематической и комплексной финансовой поддержки владельцев гостевых домов и иных участников сельского труизма, но при этом через мероприятий и меры поддержки из источников, предусмотренных рядом государственных и целевых программ возможно получить ряд преференций, позволяющих обеспечить производство и реализацию туристских услуг в сельской местности.
Для активизации деятельности в сфере сельского туризма, привлечения инвестиций для развития туристской инфраструктуры в сельской местности помимо действующего механизма поддержки необходимо обеспечить адресную поддержку по предоставлению организациям (индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам), оказывающим услуги по организации отдыха, туристического показа на территории Приморского края и относящимся к субъектам малого предпринимательства, субсидий из краевого бюджета (бюджета муниципального образования) на возмещение части затрат на обустройство инфраструктуры объектов сельского туризма, закупку и разведение объектов животноводства, растениеводства, рыболовства. В соответствии с регламентом НПА следует рассмотреть включение адресной поддержки субъектов сельского туризма в программу развития туризма на уровне субъекта федерации в качестве подпрограммы.
Рецензенты:
Терентьева Т.В., д.э.н., первый проректор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Арсентьева А.В., Гомилевская Г.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16454 (дата обращения: 14.10.2024).