Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к работе педагогов-психологов, работающих в сфере подготовки спортсменов-профессионалов. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и юношей занятий физической культурой и спортом. В настоящее время спорт - это не просто специфический вид человеческой деятельности, это социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе класса, школы, команды и государства, в целом.
Успешность спортивной деятельности обеспечивают на макросоциальном уровне: отношение государственных органов, система управления, система финансирования. На микросоциальном - отношения в системе «спортсмен-тренер», «спортсмен-команда», «спортсмен-спортсмен» при ведущей организующей роли «спортсмен-тренер». Психолого-педагогический потенциал этой системы определяет эффективность достижений спортсмена и команды, и отношение к спорту в социальном пространстве.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин) так и зарубежной литературе (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Опираясь на принципы системного подхода [1;2] в изучении спортивной деятельности и ее успешности, на основании теоретического анализа [4] нами были выделены две группы факторов, обеспечивающих эффективность и результативность спортивной деятельности: психолого-педагогические и индивидуально-личностные.
Целью настоящего исследования явилось изучение психолого-педагогических условий и индивидуально-личностных особенностей, обеспечивающих успешность подростков-спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта.
В соответствии с поставленной целью, нами решались следующие задачи:
1. провести сравнительный анализ психолого-педагогических условий в группах успешных и неуспешных подростков-спортсменов в индивидуальных (на примере тенниса) и групповых (на примере футбола) видах спорт;
2. провести сравнительный анализ индивидуально-личностных особенностей успешных и неуспешных подростков-спортсменов в индивидуальных (на примере тенниса) и групповых (на примере футбола) видах спорта;
3. исследовать систему отношений успешных и неуспешных подростков-спортсменов с тренером и выявить роль подсистемы «спортсмен-тренер» в обеспечении успешности спортивной деятельности в индивидуальных и групповых видах спорта.
Экспериментальная группа и методы исследования
Исследование проводилось на базе спортивных школ тенниса г. Курска, г. Адлера, г. Сочи и футбольных команд г. Курска. Всего в исследовании приняли участие 178 респондентов: подростки в возрасте от 11 до 15 лет (95 спортсменов-теннисистов и 83 спортсмена-футболиста).
В результате анализа продуктов деятельности были определены следующие параметры деления спортсменов на группы успешных и неуспешных: 1) количество побед спортсменов в междугородних и международных соревнованиях; 2) фиксация достижений спортсменов в Ежегоднике соответствующей Федерации России, где зафиксированы результаты, показанные российскими спортсменами на важнейших российских и международных турнирах. На основании выделенных критериев мы выделили группы успешных (N=52 человека, 11-15 лет) и неуспешных теннисистов (N=43 человека, 11-15 лет), а также группы успешных – команда «Ав - рд» (N=41 человек, 11-15 лет) и неуспешных - команда «Школа №» (N=42 человека, 11-15 лет) футболистов.
Для решения задач, поставленных в исследовании, нами применялись следующие группы методов: организационные (метод поперечных срезов); эмпирические методы: анализ продуктов деятельности, аппаратная методика «Арка» А.С.Чернышева с соавт. [10]; психодиагностические методы: опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой [6], опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчиновой [5], методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Элерса [8], измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС) В. Зунга [8], опросник тревожности Тейлора [8], психический анализ развития волевых качеств Б.Н. Смирнова [7]; проективные методы: тест цветовых отношений Эткинда (ЦТО) [9]; методы обработки данных (количественный, качественный анализ, методы общей, сравнительной и многомерной статистики). Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft STATISTICA 6.0. для Windows.
Результаты и их обсуждение
В качестве показателя эффективности совместной деятельности теннисистов, рассматривается показатель скорости сборки модели «Арка». Выявлено, что скорость сбора арки значимо выше в группе успешных спортсменов (р<0,005). У успешных спортсменов наиболее выражен сотрудничающий характер взаимодействия, а у неуспешных - преобладает соперничество (р<0,005). Получены статистически значимые различия и по таким стилям руководства, как демократический и либеральный (р<0,005).
При анализе установки на тренировку с помощью теста цветовых отношений, было выявлено, что в группе успешных спортсменов преобладают основные цвета, что говорит о позитивной установке на тренировку (р<0,05). При исследовании установки на победу между группами не было выявлено статистически значимых различий.
В качестве индивидуально-личностных характеристик успешности спортивной деятельности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта мы рассматриваем параметры мотивационной и эмоционально-волевой сферы. В мотивационной сфере – это мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач; в эмоциональной сфере – состояния нервно-психического напряжения, тревожности и субдепрессии, а также уравновешенность; в волевой сфере – это качества целеустремленности, выдержки, самообладания, настойчивости, решительности, инициативности, а также уровень саморегуляции поведения.
В индивидуальных видах спорта успешные спортсмены-теннисисты характеризуются высоким уровнем выраженности таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и инициативность (все отличия достоверны, при р<0,05).
В эмоциональной сфере в структуре индивидуально–личностных факторов успешности спортивной деятельности у теннисистов выявлены значимые различия по субдепрессии (р<0,05), свидетельствующие о преобладании астенических эмоциональных проявлений у неуспешных спорстменов в процессе реализации спортивной деятельности, а также по уровню неуравновешенности (р<0,05). При этом выраженность этих параметров в группе успешных спортсменов значимо ниже по сравнению с неуспешными спортсменами.
В мотивационной сфере обе группы спортсменов-теннисистов характеризуются умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач. Это говорит о высокой потребности спортсменов добиваться успеха, особенно в ситуациях соревнования.
При исследовании регуляторной сферы подростков в структуре индивидуально-личностных факторов успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) выявлены значимые различия (p<0,05) по шкалам (ПР) программирования, (ПЛ) планирования, (М) моделирования, (С) самостоятельности.
Высокий уровень развития этих процессов в группе успешных спортсменов-теннисистов свидетельствует о сформированности потребности в осознанном планировании и программировании деятельности; планы в этом случае реалистичны, детализированы, программы разрабатываются самостоятельно. Данные особенности являются предпосылкой успешной деятельности в индивидуальном виде спорта, так как на протяжении всей игры спортсменам приходится самостоятельно выстраивать программу и план деятельности, корректировать действия по ходу игры, не прибегая к посторонней помощи. Общий уровень саморегуляции в группе успешных теннисистов выше по сравнению с группой неуспешных спортсменов.
Моделирование ситуации совместной деятельности в группах успешных и неуспешных спортсменов-футболистов с помощью методики «Арка» выявило статистически значимые различия (р≤0,005) по таким типам взаимодействия как соперничество и конфликт. При этом в группе успешных спортсменов-футболистов характер взаимодействия преимущественно сотруднический, а в группе неуспешных – преобладает сопернический характер отношений.
Анализ данных исследования индивидуально-личностных особенностей спортсменов в групповых видах спорта (на примере футбола) выявил высокий уровень выраженности волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, самостоятельности и инициативности у успешных спортсменов (все отличия достоверны (р<0,05).
Успешные спортсмены-футболисты характеризуются высоким уровнем нервно-психического напряжения и уравновешенности (р<0,05). Состояние нервно-психического напряжения в спортивной деятельности подростков характеризует предстартовую мобилизационную готовность. В мотивационной сфере спортсмены-футболисты, так же, как и спортсмены-теннисисты, характеризуются умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач, что указывает на наличие потребности добиваться успехов в различных видах деятельности, в том числе и соревновательной.
При исследовании регуляторной сферы подростков в структуре индивидуально-личностных факторов успешности спортивной деятельности в групповых видах спорта выявлены значимые различия (р<0,05) по шкале (Г) гибкости, (П) планирование, (С) самостоятельность. Успешные спортсмены характеризуются высокими значениями по шкале гибкости и самостоятельности. Однако, в отличие от спортсменов-теннисистов, уровень выраженности параметров планирования в группе неуспешных спортсменов-футболистов значимо выше, по сравнению с успешными спортсменами. Данная особенность, являясь предпосылкой успешной деятельности подростков в индивидуальном виде спорта, в групповых видах спорта, по-видимому, выступает в качестве фактора, снижающего успешность деятельности, поскольку в данном случае необходима жесткая организация, регламентация и контроль деятельности спортсменов со стороны тренера.
Таким образом, в результате сравнения групп успешных спортсменов, занимающихся индивидуальными (на примере тенниса) и групповыми (на примере футбола) видами спорта, по параметрам мотивационной сферы (мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач), а также по уровню выраженности волевых качеств (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность) существенных различий обнаружено не было. Значимые различия выявлены только по уровню выраженности параметров системы саморегуляции и эмоциональных состояний.
По показателям самостоятельности и гибкости у успешных футболистов и теннисистов статистически значимых различий обнаружено не было: данные в обеих группах находятся в диапазоне средних значений. Это свидетельствует о достаточном уровне развития процессов гибкости, характеризующем способности изменять свое поведение в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды; самостоятельности и оценки результатов деятельности, характеризующей адекватность оценки спортсменами себя и результатов своей деятельности и поведения. Однако, у успешных спортсменов-теннисистов такие показатели, как программирование, планирование, моделирование, общий уровень саморегуляции выше, чем у группы успешных футболистов.
Взаимодействия игроков внутри команды является специфическим условием группового вида спорта, поэтому связь данного фактора и успешности спортивной деятельности подростков представляется наиболее значимой. В результате исследования особенностей взаимодействия в системе «спортсмен-тренер» между спортсменами успешной и неуспешной команды получены следующие результаты.
В результате исследования восприятия индивидом группы наблюдаются статистически значимые отличия (p<0,05) по параметру «особенности взаимодействия» у спортсменов в успешной и неуспешной командах. В неуспешной команде наиболее выражен индивидуалистический тип восприятия группы.
В успешной команде более выраженным является прагматический тип восприятия группы. Это свидетельствует о том, что спортсмены этой команды склонны воспринимать группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом команда воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
В этом случае наличие эмоциональной напряженности, связанной как с несоответствием ролевых позиций в группе с личностными особенностями спортсменов, так и с особенностями взаимоотношений с тренером, осознается субъектом-прагматиком (каковыми преимущественно являются футболисты успешной команды) как неизбежное следствие оптимальной организации совместных усилий – необходимого условия выигрыша, к которому он всеми силами стремится. Напряженность, возникшая в группе – не разрешима в ней самой, в противном случае это придет в противоречие с направленностью субъекта, нанеся ущерб его собственным интересам. Поэтому, поиски выигрыша вынуждают терпеть эмоциональные ущемления, в особенности, когда деятельность команды эффективна.
При исследовании психологической взаимности подростков («сплоченности группы») в успешной и неуспешной командах были обнаружены статистически значимые различия (p<0,05).
В успешной команде показатель сплоченности команды находится в пределах средних значений. Данный факт свидетельствует о том, что футболисты успешной команды заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, и о достижении высоких спортивных показателей в равной степени. Наличие повышенного эмоционального напряжения в успешной команде, связанного с различными аспектами психолого-педагогического взаимодействия, сочетается с возникновением внутренних неформальных структур (сплоченных систем), которые компенсируют накопившуюся в процессе предметного взаимодействия напряженность.
В неуспешной команде отмечается недостаточная активность позиции тренера в организации этапов реализации спортивной деятельности подростков. Нейтральная установка на тренера, негативная установка на тренировку, а также позитивная установка на победу при низкой эффективности взаимодействия проявляются в неадекватной оценке этапов реализации спортивной деятельности подростков и низком уровне принятия ответственности, что значительно снижает эффективность тренировочного процесса, и, как следствие, успешность спортивной деятельности.
Таким образом, в групповых видах спорта (на примере футбола) в качестве психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности подростков выступают высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимоотношений, прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде. Лидером и исполнителем в данных отношениях выступает тренер.
Для обеспечения и реализации системности исследования психолого-педагогических и индивидуально-личностных факторов успешности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта мы провели факторный анализ.
В индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) первый фактор представлен уравновешенностью и гибкостью в группе индивидуально-личностных факторов успешности подростков (0,921 и 0,621 соответственно), а также сотрудничающим характером взаимодействия (0,974), общим положительным эмоциональным фоном деятельности (0,762) и позитивной установкой на положительный результат деятельности (на победу) (0,831), характеризующими группу социально-психологических факторов успешности спортивной деятельности. Второй по значимости фактор содержательно определяется такими индивидуально-личностными факторами как тревожность (-0,832) и волевыми качествами самостоятельности и инициативности (0,863), а также социально-психологическими факторами – демократическим стилем взаимодействия (0,879), негативной социально-психологической установкой на положительный результат деятельности (на победу) (-0,847) и позитивной социально-психологической установкой на тренировку (0,891). Третий по значимости фактор также характеризуется преобладанием социально-психологических факторов успешности спортивной деятельности подростков. Максимальная нагрузка данного фактора выявлена по параметру ролевых установок, характеризующих взаимодействие в системе «спортсмен-тренер» (0,926).
В групповых видах спорта (на примере футбола) основная факторная нагрузка приходится на такие индивидуально-личностные факторы успешности спортивной деятельности подростков, как целеустремленность (0,691), и программирование, характеризующее систему саморегуляции поведения (-0,709), а также психолого-педагогические условия, представленные авторитарным стилем взаимодействия (0,831), ролевыми установками «тренер-лидер» (0,826) и «тренер-исполнитель» (0,638). Второй по значимости фактор характеризуется такими индивидуально-личностными факторами как нервно-психическое напряжение (-0,726) и общий уровень саморегуляции (0,834), а также ролевой установкой в системе «спортсмен-лидер» и позитивной установкой на тренера (0,732), характеризующими психолого-педагогические условия успешности спортивной деятельности подростков. Третий по значимости фактор также характеризуется преобладанием психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности. Максимальная нагрузка по данному фактору содержательно определяется ролевыми установками, характеризующих взаимодействие подростков в системе «спортсмен-тренер».
Выводы
По результатам проведенного исследования психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта можно сделать следующие основные выводы:
1. Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) выступают: сотрудничающий характер взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», демократический стиль педагогической деятельности тренера, что свидетельствует о высоком уровне ответственности, самостоятельности и самоорганизованности спортсмена, и эмоциональная позитивность совместной деятельности в системе «спортсмен-тренер». Ролевыми установками, обеспечивающими успешность спортивной деятельности, являются «лидер-спортсмен» и «исполнитель-спортсмен». Результативные установки – на победу, на тренера, характеризуют процесс целеполагания и отражают организацию этапов реализации спортивной деятельности.
2. Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной деятельности в групповых видах спорта (на примере футбола) выступают: высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимодействий. Ролевыми установками, обеспечивающие успешность спортивной деятельности, являются «лидер-тренер» и «исполнитель-тренер». Значимыми условиями также являются прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде.
3. Индивидуально-личностными факторами успешности спортивной деятельности и в индивидуальных (на примере тенниса) и в групповых (на примере футбола) видах спорта являются: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и инициативность; низкий уровень субдепрессии и оптимально высокий уровень нервно-психического напряжения.
4. Саморегуляция успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта обеспечивается высоким уровнем программирования, планирования, самостоятельности, моделирования и общего уровня саморегуляции.
В групповых видах спорта – фактором успешности спортивной деятельности выступает высокий уровень параметров гибкости и самостоятельности.
5. Специфика индивидуальных видов спорта (на примере тенниса) заключается в необходимости более самостоятельного планирования, организации и регуляции спортивной деятельности (как соревновательной, так и тренировочной). Групповые виды спорта (на примере футбола) характеризуются активной позицией тренера в связи с необходимостью планирования и организации деятельности не каждого спортсмена, а спортивной команды в целом, характеризующейся позиционной и статусно-ролевой структурой.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород;
Черемисова Н.В., д.псх.н., зав.кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.
Библиографическая ссылка
Гапонова С.А., Демина Д.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ВИДАХ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16450 (дата обращения: 14.10.2024).