Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Лавина Т.А. 1
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Современный этап развития общества характеризуется его информатизацией. В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в современных условиях информатизации и введения прикладного бакалавриата. Информатизация всех сфер жизнедеятельности, в том числе образования предусматривает как фундаментальную, так и прикладную подготовку обучающихся в области реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий. В этой связи в статье предпринята попытка выявить положительные и негативные тенденции подготовки учителей на этапе вузовского образования с учетом особенностей введения двухуровневого образования и внедрения профессионального стандарта педагога. Анализ компетентностного подхода в аспекте подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности позволил автору определить содержание и структуру компетентности педагога в области информационных и коммуникационных технологий.
профессиональный стандарт педагога.
прикладной бакалавриат
компетентность в области информационных и коммуникационных технологий
информационные и коммуникационные технологии
информатизация образования
1. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контексного обучения // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М., 2004.
2. Лавина, Т.А., Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования Информатика и образование. – 2012. – № 1 (203). – С. 72–74.
3. Лавина, Т.А., Андреева Т.Ю. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к организации дистанционного обучения // Глобальный научный потенциал. – Спб. – 2012. – № 2 (11). – С. 55–57.
4. Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chgpu.edu.ru/engine/download.php?id=1116.
5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/25/20111115161823.pdf

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утвержден профессиональный стандарт педагога. В стандарте педагога существенное внимание уделено проблеме формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя проходило с февраля 2013 года. В предлагаемом профессиональном стандарте педагога, в качестве базового термина вводится понятие «Профессиональная ИКТ-компетентность как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо». Профессиональный стандарт педагога, реализация которого происходит в современных условиях глобальной информатизации общества, предполагает качественные изменения на всех ступенях непрерывного образования человека. В связи с эти проанализируем процесс подготовки педагога в аспекте непрерывного формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий, особо обратив внимание на этап высшего профессионального образования. Это связано с тем, что именно в период обучения в вузе формируется основа будущей профессиональной деятельности педагога. Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий многие исследователи (В.И. Байденко, Л.Л. Босова, Э.Ф. Зеер, И.В. Роберт, О.Н. Шилова и др.) относят к базовой, наряду с общенаучной, социально-экономической, гражданско-правовой, политехническими и специальной, и общепрофессиональной.

Изучение научно-педагогических работ в области компетентностного подхода (В.И. Байденко, Л.Л. Босова, И.А. Зимняя, И.В. Роберт,  А.В. Хуторской, О.И. Шилова и др.)  позволяет дать следующее понятие компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий - это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ.

В  условиях информатизации образования профессиональная деятельность учителя направлена на модернизацию  методических систем обучения на базе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий; обучение учащихся навыкам применения информационных и коммуникационных технологий в той или иной предметной области; использование электронных образовательных ресурсов (в том числе сетевых) и экспертной оценки их качества; реализацию потенциала распределенного информационного ресурса; использование средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; осуществление психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации; самостоятельного освоения методик применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, подготовка учителя в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий будет осуществляться по общим вопросам информатизации образования, в области методики преподавания и в области использования информационных и коммуникационных технологий  в предметной области

Стратегические направления развития высшего профессионального образования на современном этапе, в том числе и педагогического, определяют федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, согласно которым в качестве результатов обучения бакалавров и магистров выступают компетенции. Особенностями нынешнего этапа профессионально-педагогического образования является введение прикладного бакалавриата. Подготовка педагога на этапе высшего образования должна опираться, помимо стандартов высшего профессионального образования и на принятый Профессиональный стандарт педагога.

Анализ профессионального стандарта педагога в аспекте применения информационных и коммуникационных технологий позволяет выделить следующие моменты: формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями и необходимые умения владеть ИКТ-компетентностями  (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Двухуровневая подготовка педагога предполагает развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. Однако необходимо отметить, что непрерывная практика в школах возможна при неформальном подходе администрации и учителей школы. Нередко на студентов возлагают самостоятельное проведение уроков, или наоборот, не допускают к преподаванию. Кроме того, необходимо материальное стимулирование школы (учителей, администрации). Предлагаемой мерой, с одной стороны, можно закрепить будущих учителей в школах, с другой - студент получает реальные практические компетенции, кроме того, придя в школу уменьшиться период адаптации к работе.

Прикладной бакалавриат предполагает внедрение модели подготовки педагогических кадров, реализуемой в сетевом взаимодействии вузов, организаций среднего профессионального образования и школ, программа которого влечет замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент. Тем не менее, нужно сказать, что невозможно формировать компетенции в условиях замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент, поскольку, получив такое «практическое» образование, учителю будет сложно совершенствовать компетенции, в том числе компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, в соответствие с уровнем развития образования, науки, информатизации, общества в целом. Необходимо заложить (помимо практических умений и навыков) теоретический базис, позволяющий осуществлять в будущем непрерывное образование учителей на протяжении всего периода работы.

Прикладной педагогический бакалавриат предполагает подготовку на третьих-четвертых курсах в рамках непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности. Положительно оценивая данную позицию, отметим, что, как правило, в педагогические вузы поступают выпускники школ, нацеленные на дальнейшую работу в школе. Они в течение всего периода обучения по программе педагогического бакалавриата изучают дисциплины психолого-педагогического цикла. Даже, казалось бы, такой «непедагогический» предмет как «Информатика», «Информационные технологии» изучается ими на основе практического материала профессиональной (педагогической) направленности.

Положительной тенденцией можно считать создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств. Практика с отрывом от учебы (ранее - педагогическая практика) всегда была и остается необходимым звеном подготовки педагога.

Прикладной бакалавриат предполагает повышение качества подготовки бакалавра педагогического образования за счет отказа от «последовательного» обучения (линейная траектория) и создания условий для «параллельного» (нелинейная траектория) «входа» в программы и  педагогической подготовки для разных категорий обучающихся, таким обозом будет реализовываться «профилизация» бакалавриата независима от направления подготовки. Вызывает некоторые сомнения аспект подготовки педагога, человека, работающего с нашими детьми на основе профилизации «универсального бакалавриата». «Вход» в программы педагогической подготовки разных категорий обучающихся, специалистов других профессий скорее «исключение из правила».

Хотя такая возможность должна существовать (в настоящее время - это и заочное обучение, и переподготовка в системе СПК и дистанционная подготовка и т.д.).

В условиях изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования, идет «смещение» на практическую подготовку. Эта тенденция положительная, в качестве комментария хотелось бы отметить, что главное идти не от того как в настоящее время работает учитель и совершенствовать его деятельность с использованием тех или иных технологий, а от  возможностей технологий (например возможность визуализации на основе информационных технологий), на базе которых совершенствовать педагогическую деятельность.

Существенному повышению эффективности обучения существующих педагогических образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных прикладного бакалавриата на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистратуры. Взаимодействие, в том числе, сетевое, всегда приводит к улучшению. Но при условии создания условий, в том числе технических, материальных. Кроме того, хотелось бы иметь некую унифицированноть оснащения школ и педвузов (чего нет в настоящее время в связи с разными источниками финансирования).

Таким образом, проблеме формирования компетентности педагога в области информационных и коммуникационных технологий уделено значительное внимание в профессиональном стандарте педагога, однако в условиях прикладного бакалавриата подготовка будущего педагога в области использования информационных и коммуникационных технологий могла быть более эффективной при условии ориентации обучения как на практическую, так и фундаментальную подготовку в области педагогики, методики преподавания, информатики и ИКТ. Кроме того, в профессиональном стандарте не рассмотрены перспективы применения информационных и коммуникационных технологий, основанные на их дидактических возможностях, хотя реализация такого потенциала порождает новые образовательные возможности и проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде учебного заведения.

Рецензенты:

Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Министерства образования и науки РФ, г. Чебоксары.

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Министерства образования и науки РФ, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Лавина Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16433 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674