Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Петрова Л.А. 1 Берестнева О.Г. 2 Жаркова О.С. 2
1 ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт Орехово-Зуево
2 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Статья посвящена актуальной проблеме формирование культуры здорового образа жизни у студентов. В условиях постоянно меняющейся социальной среды проблема сохранения здоровья становится одной из наиболее острых проблем современности.На сегодняшний день одним из основных подходов к определению здоровья является функциональный подход, изучающий способности человека осуществлять естественные биологические и присущие социальные функции.Рассмотрены критерии формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у молодежи. Проблема здорового образа жизни тесно связана с проблемой физиологической адаптации студентов. Физиологическая адаптация человеческого организма протекает непроизвольно и бессознательно. Однако от этого процесса во многом зависит успех социальной адаптации и приспособление студентов к новой образовательной среде. Рассмотрены особенности адаптации иностранных студентов к обучению в России на примере Национального исследовательского Томского политехнического университета.
компетенции обучающихся в сфере здорового образа жизни.
показатели здорового образа жизни
здоровый образ жизни
здоровье
1. Андреева И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации // Педагогика. – 2012. - № 10. – С.31-39.
2. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Мокина Е.Е. Роль личностно-ориентированной среды вуза в социально-психологической адаптации иностранных студентов [Электронный ресурс] // Интернет журнал Науковедение. – 2013 – №. 4. –Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/31pvn413.pdf
3. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Щербаков Д.О. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 4. –Режим доступа: http://www.science-education.ru/110-9985.
4. Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н., Жаркова О.С. Синергетический подход к проблеме социальной адаптации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13329
5. Компетентность в образовании: Опыт преподавания: Сборник научных трудов / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327с.
6. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Баловнева А.Н., Марухина О.В. Адаптация субъектов деятельности к условиям профессиональной среды. –Томск : Изд-во ТПУ, 2014. – 115 c.
7. Иванкина Л.И., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза: Учебно-методическое пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 51 c.
8. Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю. Здоровьесберегающие технологии – одно из направлений работы общеобразовательных учреждений// Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса. Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции / под.ред. Е.Е.Копченовой. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – С. 22-24.

В условиях постоянно меняющейся социальной среды проблема сохранения здоровья становится одной из наиболее острых проблем современности. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста. В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.

Актуальность проблемы подтверждается тем, что сегодня общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья, умеющей организовать деятельность по его сохранению и укреплению, ориентированной на ведение здорового образа жизни, исключающего нанесения какого-либо вреда своему здоровью и здоровью окружающих.

Существуют разнообразные представления о здоровье, и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия, сформулированные представителями различных научных дисциплин в различное время в различных странах. Этот список поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции данного понятия. На бытовом уровне мы понимаем, что здоровье - это отсутствие болезней, но с научной точки зрения - этого недостаточно, человек, существо социально-биологическое, следовательно, состояние здоровья необходимо рассматривать не только с точки зрения биологии, но и с учетом социального благополучия.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения здоровье обучающихся является неотъемлемой составной частью образовательного процесса. Одной из ценностных составляющих, способствующих развитию личности, является формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Стандарт нового поколения ориентирован не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его способностей, направленных на здоровый и безопасный образ жизни.

На сегодняшний день одним из основных подходов к определению здоровья является функциональный подход, изучающий способности человека осуществлять естественные биологические и присущие социальные функции, а конкретнее, способность выполнять полезную для самого себя и для всего общества деятельность.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека.  Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека малоэффективен. Здоровый образ жизни - это не только физическая основа, но еще и особое мышление, несколько иной взгляд на повседневные вещи. Он основан на принципах нравственности, рациональной организованности, активной жизненной позиции. Это индивидуальная система поведения человека. Как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.

Показателями здорового образа жизни, критериями формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у молодежи можно считать:

- на уровне физического здоровья: стремление к физическому совершенству, отношение к собственному здоровью как к высшей социальной ценности, физическая развитость, соблюдение рационального режима дня, выполнение требований личной гигиены;

- на уровне психического здоровья (психологического комфорта): соответствие познавательной деятельности календарному возрасту, развитие произвольных психических процессов, наличие саморегуляции, адекватная самооценка;

- на уровне духовного здоровья: согласованность общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей;

- на уровне социального здоровья (социального благополучия): сформирована гражданская ответственность за последствия нездорового образа жизни, способность к самоактуализации, саморегуляции, самовоспитания.

       Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия. Ценностное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни и умение заботиться о своем здоровье - задачи, которые стоят перед родителями и педагогами.

         Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.

Проблема здорового образа жизни тесно связана с проблемой физиологической адаптации студентов. Физиологическая адаптация человеческого организма протекает непроизвольно и бессознательно. Однако от этого процесса во многом зависит успех социальной адаптации и приспособление студентов к новой образовательной среде.

Рассмотрим данную проблему на примере Томского политехнического университета (ТПУ). В ТПУ обучаются представители всех континентов Земли, большинство из них приехали из стран с тёплым и влажным климатом, сильно отличающимся от природных условий Западной Сибири.

Континентальный климат Западной Сибири с продолжительной и сравнительно суровой зимой, с максимумом осадков в летнее время накладывает отпечаток на характер растительности, гидрологический режим и другие особенности природы. Среднегодовые температуры не превышают -0,5... -4,0ºС. Устойчивые отрицательные температуры устанавливаются в октябре-ноябре. Зимой случаются сильные морозы, доходящие до -48ºС. Средние январские температуры изменяются в пределах от -20 до -23ºС. За холодный период выпадает большое количество осадков в виде снега - 115 мм. Снежный покров держится 172-229 дней. Лето короткое и отличается сравнительно высокими температурами воздуха. Максимум доходит до 31-35ºС. Средние июльские температуры +17,7ºС. В пределах подзоны 153 дня с температурами выше +5ºС и 66-109 дней с температурами выше +10ºС. Безморозный период продолжается 81-115 дней. В теплый период выпадает 440 мм, а общая сумма за год составляет 500-580 мм.

В процессе физиологической адаптации, протекающей одновременно с приспособлением к новой социальной педагогической и культурной среде, организм испытывает огромное физическое и психологическое напряжение. В результате чего, в начальный период адаптации большинство образовательных мигрантов заболевают. В зависимости от иммунитета студента, его адаптационных способностей и эпидемиологической ситуации в городе, студенты переносят определенные заболевания. Статистика заболеваемости иностранных студентов ТПУ свидетельствует о том, что смена климата оказывает большое влияние на их здоровье.

Наиболее встречающимися являются простудные заболевания, вызванные непривычным для них сибирским климатом. Чаще всего студенты обращаются с жалобами на кашель, боль в горле, насморк и температуру. За прошлый год наиболее частыми заболеваниями были: острая респираторно-вирусная инфекция (ОРВИ), особенно у студентов из Китая, кожные заболевания (чаще всего у студентов из Вьетнама), заболевания зубов и десен (преимущественно у студентов из Монголии и Вьетнама).

Статистика подтверждает, что смена климата отрицательно влияет на заболеваемость студентов. ОРВИ подвержены в основном студенты из теплых стран Азии и Африки, гораздо реже этими заболеваниями страдают студенты из Европы. Заболевания ротовой полости  также вызваны сменой природной среды и рациона питания, так как продукты питания Томской области (фрукты и овощи, питьевая вода ит.д.) отличаются от продуктов, к которым привыкли студенты-мигранты.

У большого числа иностранных граждан возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за непривычных продуктов питания, отличия русской кухни отих национальной. Некоторые иностранные студенты, проживая в общежитии, не видят необходимости в приготовлении пищи и экономят на посещении столовых, при этом часто употребляют продукты быстрого приготовления. Это в скором времени приводит к болям в желудке и тяжести в животе, с которыми они также периодически обращаются за медицинской помощью. Ежегодная доля обращений студентов с проблемами желудочно-кишечного тракта остаётся неизменной - 16%. Как правило, это образовательные мигранты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Можно выделить региональные факторы, которые усложняют процесс физиологической адаптации иностранных студентов ТПУ: большая разница климатических условий, природных зон территории Африки, Монголии, Китая, Вьетнама и Западной Сибири (температурный режим, режим увлажнения, атмосферное давление, флора); вынужденная смена режима и рациона питания. Таким образом, физиологическая адаптация образовательных мигрантов Томской области затрудняется влиянием суровых природно-климатических условий и сменой рациона питания.

В целях оптимизации адаптационного процесса иностранных студентов в ТПУ уделяют большое внимание информированию и предупреждению студентов об эпидемиологической ситуации в регионе, климатических особенностях, необходимости организации правильного питания.

В случае факта заболевания студенту оказывается квалифицированная медицинская помощь.

Таким образом, количество заболеваний среди иностранных студентов ТПУ в последние годы остается стабильно низким, благодаря комплексу профилактических мероприятий:

1.             Общие лекции по организации и поддержанию здорового образа жизни (согласно плану)

2.             Беседа с каждым отдельным студентом в рамках «программы ориентации»

3.             Каждый студент по приезду в университет получает брошюру «Будь здоров студент!», в которой подробно указаны все рекомендации для поддержания здоровья в отличном состоянии.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (Госзадание «Наука»)

Рецензенты:  

ЖигинасН.В.,д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

УразаевА.М., д.б.н., профессор,  профессор Института теории образования, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Петрова Л.А., Берестнева О.Г., Жаркова О.С. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16432 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674