С переходом на инновационную модель развития высшего образования государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-
2020 гг. предусмотрено обеспечение нового качества подготовки специалистов для
инновационной экономики.
Деятельность Минобрнауки Российской Федерации в рамках данной цели позволит добиться согласования системы подготовки кадров с потребностями экономики знаний, инновационных проектов и наукоемких технологий; обеспечения выпускников учреждений профессионального образования практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда; преодоления разрыва между традиционным содержанием образования, используемыми образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и вызовами новой экономики, развития непрерывного образования; интеграции в глобальные образовательные процессы; улучшения стипендиального обеспечения и социальной поддержки обучающихся. Для реализации этой цели Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определены приоритетные задачи модернизации в сфере профессионального образования, включая:
1. формирование «гибких» и эффективных программ профессионального образования, способствующих освоению новых компетенций по запросам населения и по заказу компаний;
2. изменение содержания и технологий профессионального образования, соответствующих требованиям и запросам современных предприятий;
3. формирование институциональной структуры профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей конкурентоспособные университеты [1].
Запросы современной инновационной экономики требуют значительных качественных преобразований в научно-образовательной сфере высшей школы России, направленных, прежде всего, на развитие сети научно-образовательных центров, способствующих интеграции научных исследований и образовательных программ, развитие инновационных программ, позволяющих решать кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики.
Необходимым условием наращивания исследовательских компетенций ведущих вузов, генерации ими прикладных идей и разработок стало создание сети качественно новых научно-исследовательских университетов и федеральных вузов как интегрированных структур, совмещающих в себе образовательную и научно-инновационную деятельность. В соответствии с современными требованиями инновационной экономики одним из приоритетных направлений образовательной политики является повышение научно-образовательного потенциала региональных субъектов Российской Федерации, поскольку регионам отводится решающая роль в модернизации российской высшей школы, направленной на инновационное развитие образования.
Новые подходы к обеспечению инновационного потенциала развития высшего образования реализуются при формировании инновационной модели высшего образования в федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, в ведущих региональных вузах.
В качестве особенностей инновационной модели высшего образования, построенной на интеграции науки, образования и производства, выделяют:
- владение базовыми компетенциями исследовательской и инновационной деятельности посредством включения студентов в соответствующие практики,
- сочетание преподавательской деятельности с исследовательской и инновационной,
- тесное сотрудничество с реальным сектором экономики в поисках заказов и фундаментальных идей,
- создание инновационных предприятий [3].
Необходимый ресурсный потенциал для современного инновационного образования и адаптации его к требованиям реальной экономики обеспечивает интеграция вузов с наукой и базовыми производственными предприятиями.
Инновационная модель высшего образования предполагает внедрение инноваций в учебный процесс как главного фактора обеспечения качественной подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. Качество подготовки тесно взаимосвязано с развитием вузовской науки и с привлечением студентов к проводимым инновационным исследованиям и разработкам, так как без участия в научных исследованиях невозможна современная подготовка кадров для производства инноваций [2].
В этой связи развитие инновационного образования требует существенного повышения уровня вузовской науки и обеспечения ее связи с экономикой за счет формирования инновационной инфраструктуры. Речь идет о развитии технологий на базе научных центров, высших учебных заведений, создание внебюджетных фондов для поддержки инновационной деятельности вузов.
Для реализации поставленной задачи технологической модернизации осуществляется господдержка развития кооперации вузов и организаций, развития научно-образовательной деятельности в высших учебных заведениях, стимулирования использования организациями потенциала вузов для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в экономике [5].
Взаимодействие университетов с реальным сектором экономики и академической наукой в программах развития вузов направлено на усиление роли инновационной компоненты. В соответствии с этим университеты заключают договоры с ведущими российскими вузами, с иностранными вузами на проведение совместных исследовательских работ. Таким образом, положительным результатом создания университетов нового типа является то, что вокруг образовательных учреждений формируется инновационная среда.
За последние годы в вузовской науке образовался разрыв между научными разработками и их внедрением из-за отсутствия эффективной взаимосвязи в научно-производственных цепочках на стыке образования, науки и бизнеса. В связи с этим в структуре вузов формируются коллективы, занимающиеся исследованиями, осуществляющими консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность. Совместно с предприятиями вузы развивают инновационную инфраструктуру в образовательных учреждениях - создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга и другие объекты инновационной инфраструктуры.
Для достижения конкурентоспособности данных научно-технологических комплексов требуется решение целого ряда задач, включая:
1. повышение качества кадрового потенциала;
2. повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций;
3. наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях;
4. развитие механизмов и инструментов координации, и взаимодействия всех участников инновационного процесса.
Решение поставленных задач при существенном расширении спектра используемых инструментов и механизмов развития науки требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий.
При формировании инновационных вузов как научно-образовательных комплексов упор делается на профессиональные навыки и компетентностный подход. Специфика организации образовательного процесса в инновационных вузах обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций выпускников совместно с потребителями образовательных услуг. Однако, компетентностный подход требует дополнительного ресурсного потенциала, новых методов обучения, реформирования учебных планов, программ, специально разработанных в соответствии с запросами компаний по обновлению знаний и навыков, необходимых для инновационной деятельности персонала. Это успешно реализуется инновационными вузами, поскольку интеграция образовательного учреждения с наукой и базовыми производственными предприятиями обеспечивает необходимый ресурсный потенциал для реализации компетентностного подхода, в результате которого при формировании необходимых компетенций, профессиональных навыков возможна корректировка содержания программ обучения [4].
С целью повышения качества профессионального образования при реализации образовательных программ, диктуемых требованиями рынка труда, необходим механизм взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. В результате их взаимодействия обеспечивается участие работодателей непосредственно в согласовании образовательных программ подготовки специалистов, в том числе бакалавров и магистров.
В условиях интеграции федеральных и национальных исследовательских университетов с наукой и производством преимущество в организации образовательного процесса на основе самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований создает возможность для реализации инновационных образовательных программ, построенных на основе компетентностного подхода при формировании квалификаций выпускников, а также с учетом требований рынка труда.
Подводя итог, отметим, что современная инновационная модель высшего профессионального образования предусматривает реструктуризацию высшего образования, ориентированную на развитие инновационных разработок в университетах, развитие вузов совместно с компаниями сектора экономики и научными организациями. Положительной тенденцией формирования инновационного потенциала высшего образования является то, что современные университеты включаются в инновационную систему, чтобы участвовать в инновационном развитии экономики, став при этом ядром интегрированных научно-образовательных комплексов, выполняя значительную долю современных исследований.
Рецензенты:Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород;
Третьякова Л.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Куликова О.В., Гулей И.А. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16425 (дата обращения: 14.02.2025).