В структуре стоматологической заболеваемости у детей наиболее часто встречаются кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта[41, 9]. В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей по-прежнему остается крайне высоким [22, 6, 24, 36].
Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость осуществления профилактики стоматологических заболеваний путем ее организации на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование мероприятий, разработка регионально адаптированных программ, включающих организацию и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания различных возрастных групп населения [40, 44].Соответственно, проблема профилактики и лечения кариеса зубов у детей остается одной из актуальных и приоритетных задач детской стоматологии [21, 45].
Гоменюк Т.Н. (1994) обращает внимание на то, что проведение профилактики тесно связано со знанием этиологии и патогенеза кариеса. Знание причин и развития заболевания является необходимым условием для осуществления профилактических мероприятий.
Необходимая часть программ профилактики стоматологических заболеваний у детей - образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание [34].Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами [25]. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов [14].
Программа гигиенического воспитания и обучения у стоматолога для детей состоит из нескольких этапов: информационного, этапа профессиональных действий и этапа формирования гигиенических навыков. Может включать в себя проведение врачом-стоматологом мультимедийной лекции для родителей, воспитателей. Уроки гигиенического обучения проводятся в игровой форме, с использованием видеофильмов [32].
На развитие зубов ребенка влияет в значительной степени здоровье матери на всем протяжении беременности, особенно с 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов [35].Эндогенная профилактика стоматологических заболеваний должна начинаться еще в антенатальный период развития ребенка.Антенатальная профилактика направлена на поддержку женщины в период беременности, профилактику соматических и инфекционных заболеваний, а также обеспечение полноценного питания. Стоматолог должен принимать участие в составлении рациона питания беременной [20, 26].
Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания [23]. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте 5-6 мес.) [38].
Улучшению гигиенического состояния полости рта у детей раннего возраста способствует регулярная двукратная чистка зубов и применение зубных паст, содержащих фториды. Чистка зубов без зубных паст или применение зубных паст, содержащих высокие концентрации ксилита, по мнению ряда авторов, не приводят к существенному улучшению гигиенического состояния полости рта детей [37].
За последние 15 лет наблюдается увеличение распространенности и интенсивности кариеса молочных зубов. При этом резко увеличилось число детей с данной патологией уже в возрасте полутора-двух лет. Чаще всего кариес у детей младшего возраста выглядит как острый быстропрогрессирующий процесс с высоким процентом рецидивов даже при проведении профилактических мероприятий фторсодержащими препаратами [17].
Целью гигиенического ухода за полостью рта является очистка ее от остатков пищи, зубного налета, микробного и клеточного детрита, а также введение средств, положительно влияющих на ее органы и ткани [43]. Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двукратная чистка зубов в течение 2 лет снижает интенсивность поражения кариесом на 30-40%.Однако 60-80% детей дошкольного возраста имеют неудовлетворительное состояние гигиены полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [31].
Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов [27,29]. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с 2 % раствором фторида натрия в течение 3 минут [19].При сниженной кислотоустойчивости эмали зубов у детей высокой степени редукции кариеса удается достичь, сочетая прием таблеток фторида натрия с аппликациями фторлака [16].
При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта, лечение фторидсодержащими растворами дополняют герметизацией фиссур [2, 4].Запечатывание фиссур безболезненно, т. к. в большинстве случаев не требует препарирования твердых тканей зуба, что особенно важно при работе с детьми [33]. Данный метод является одним из самых значимых достижений профилактической стоматологии 20 века [23].
Особую озабоченность вызывает факт высокой распространенности заболеваний пародонта у детей. Высокий уровень распространенности данной патологии следует рассматривать, как результат сочетанного кумулятивного влияния многих факторов [32]. Одним из основных факторов развития заболеваний пародонта является микробный налет. Крайне важную роль играют состояние нервной, гормональной, иммунной и других систем организма, а также наследственность [1, 3, 11, 13]. Распространённость заболеваний пародонта, по данным ВОЗ, составляет 9-10% у детей младшего возраста и достигает 81-90% у подростков [7].
Для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта при эпидемиологическом стоматологическом исследовании по методике, рекомендуемой ВОЗ, используется коммунальный пародонтальный индекс - CPI. Из признаков поражения тканей пародонта у детей и подростков преобладают кровоточивость десен и зубной камень.
На этой основе разрабатываются и реализуются массовые программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, а также лечебно-профилактические мероприятия на индивидуальном уровне [28].
Первичная профилактика заболеваний пародонта у детского населения заключается в обучении и коррекции мануальных навыков гигиены полости рта у родителей и детей, подборе индивидуальных средств гигиены полости рта, организации контроля за приобретенными навыками со стороны врача и родителей, борьбе с вредными привычками, решении ортодонтических проблем [12,15]. Профессиональная чистка зубов и хорошая гигиена полости рта могут существенно сократить патологические изменения вплоть до их полного исчезновения, поэтому детский врач-стоматолог играет важную роль, он должен обучить ребенка правильным манипуляциям во время чистки зубов, подобрать индивидуальные средства гигиены полости рта, проконтролировать уровень полученных знаний и степень их применения на практике [5].
Подбор индивидуальных средств гигиены полости рта начинается с первых дней жизни, когда рекомендована обработка полоти рта ватным тампоном для профилактики псевдомембранозного кандидоза. С момента прорезывания первых зубов показана обработка ватной палочкой или специальными силиконовыми напальчниками.
Производители современных зубных паст совмещают необходимый уровень безопасности пасты для слизистой полости рта, очищающую и реминерализующую способность с учетом особенностей конкретного возрастного периода, поэтому длительное использование детских паст или раннее использование взрослых в равной степени негативно влияет на состояние полости рта [43]. Следовательно, подбор средств и предметов гигиены полости рта должен осуществляться согласно возрасту пациента, клиническим особенностям состояния полости рта и корректироваться согласно изменяющимся условиям [10].
Необходима также коррекция вредных привычек. Сосание пальца, облизывание и жевание посторонних предметов на стадии прорезывания зубов, онихофагия и прикусывание канцелярских принадлежностей приводят к неравномерной нагрузке на пародонт, микроповреждениям слизистой, обсеменению полости рта патогенной микрофлорой [18, 19].
В качестве профилактики, направленной на коррекцию таких привычек, рекомендовано нанесение на предметы специальных средств, обладающих неприятными вкусовыми качествами, использование стандартных функциональных аппаратов, вестибулярных пластинок Шонхера, Кербица и Хинца[39, 42].
Таким образом, с учетом возможных отличий в патогенезе заболеваний пародонта у пациентов различного возраста [8], профилактика заболеваний пародонта у детей и подростков требует повышенного внимания, включая в себя основные приемы профилактики у взрослого населения и специальный подход к выбору способов диагностики и методов профилактики в детском возрасте.
Резюмируя вышесказанное, считаем важным отметить, что мониторинг показателей стоматологической заболеваемости среди детей и подростков свидетельствует о негативной динамике стоматологического здоровья в России и за ее пределами, недостаточной эффективности реализованных программ профилактики, что является поводом для дальнейших непрерывных исследований с целью поиска рациональных методов улучшения стоматологического здоровья населения в целом и детей в частности.
Рецензенты:Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Н. Новгород;
Иванов С.Ю., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой
хирургии и имплантологии ФПКВ ИНМО ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная
Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»,
г. Н. Новгород.
Библиографическая ссылка
Гажва С.И., Надейкина О.С., Горячева Т.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТА ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ФОРМА И МЕТОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16421 (дата обращения: 06.12.2024).