Проблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с установлением Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС ООО или Стандарт второго поколения). В Пояснительной записке к документу отмечается, что новый Стандарт является частью ФГОС общего образования, разработанного в соответствии с Законом «Об образовании».
Его методологической основой является системно-деятельностный подход, который нацеливает «на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов» и направлен на формирование ключевых компетенций и ориентирует образовательный процесс на развитие у обучающихся, на основе сформированных универсальных учебных действий (далее - УУД), метапредметных компетенций.
Требования Стандарта являются обязательными при разработке основных образовательных программ среднего (полного) общего образования; организации образовательного процесса; осуществлении государственного и общественного контроля за качеством образования, создании учебников, учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов и т. д. Для реализации основных положений нового документа разрабатывается нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение: базисный учебный план; примерные программы по учебным предметам; программы формирования универсальных учебных действий, воспитания и социализация учащихся; система оценки учебных достижений учащихся и др. Разработаны и две версии стандарта - базовый документ «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под общей редакцией М.М. Кондакова (далее - базовый документ) и альтернативный стандарт, представленный Президиумом РАО под руководством М.В. Рыжакова. Однако, несмотря на наличие конкретных нормативных документов, многие определения требуют уточнения, в частности, «познавательные УУД».
Материалы исследования
Проанализируем дефиниции «познавательные УУД» в трех документах: ФГОС ООО, глоссарии, составленном на его основе, и базовом документе, на основе которого создаются базисные учебные планы, программы, учебно-методические материалы и пособия.
В новом федеральном Стандарте УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Данный документ устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Понятие «познавательные универсальные учебные действия» входит в состав метапредметных результатов, наравне с регулятивными и коммуникативными [11. С. 2].
Глоссарий выделяет пять видов УУД: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; знаково-символический; коммуникативный. В нем даются определения личностным, регулятивным, коммуникативным видам УУД и критериям их сформированности. Определение термина «познавательные УУД» отсутствует. Между тем мы полагаем, что важно определить смысловые границы данного понятия, чтобы уточнить направления развития учебных действий познавательной направленности.
В базовом документе к УУД относят личностные; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия [12. С. 70]. В то же время в разделе «Система универсальных учебных действий» в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный» [12. С. 70]. При прочтении данного фрагмента возникает предположение, что два понятия - «ориентировочные действия» и «конкретные способы преобразования учебного материала» - связаны с познавательными УУД. К такому выводу мы приходим на основании их содержания, ведь конкретные способы преобразования учебного материала не что иное, как те или иные действия, которые производятся с целью его познания. Что касается ориентировочных действий, точнее, ориентировочной основы действия (ООД) (понятие, введенное в 1965 г. П.Я. Гальпериным), то их только очень условно можно отнести к познавательным действиям.
А.Г. Асмоловым выделяются четыре основных вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [1. С. 3].
Получается, что реально существуют различия в классификации УУД, в понимании и непосредственной трактовке термина «познавательные УУД», что не только вводит теоретически спорные моменты, но и вызывает проблемы у практиков, ориентированных на оперирование четкими понятиями.
Попробуем найти точки пересечения и разобраться в исследуемой терминологии, обратившись к структуре познавательных УУД. В блоке универсальных действий познавательной направленности разработчики «Фундаментального ядра образования» считают целесообразным различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем, тогда как в ФГОС ООО знаково-символические действия выделены в отдельный вид УУД. В классификации А.Г. Асмолова «познавательные включают общеучебные, логические и знаково-символические» [1. С. 3]. Казалось бы, не столь принципиально, что знаково-символические действия структурированы по-разному. Однако на какой документ ориентироваться образовательным учреждениям, если, согласно глоссарию, «знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала», а согласно базовому документу - знаково-символические УУД включаются в состав общеучебных действий.
Среди УУД, определенных Стандартом, познавательные действия являются, на наш взгляд, основополагающими, поскольку это один из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Анализируя литературу, посвященную познавательным действиям, мы пришли к выводу, что данное понятие включает смежные области - философии, педагогики и психологии, что объяснимо. Познание - это «специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний. Познавать - значит генерировать знание» [5. С. 168].
Философское определение помогает осмыслить суть введенного ФГОС понятия. Познание - это элемент научного знания. Познавательная деятельность, представленная конкретными учебными действиями, мотивирована и целенаправленна. Творческая активность человека проявляется в познавательных действиях, направленных на воспроизведение объектов реальности в форме знаний, и включена в конкретные виды его деятельности - предметно-практическую и духовную. Вероятно, поэтому познавательные УУД и включены в состав метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что подразумевает способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [11. С. 4].
В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова определение «познавательная деятельность» отсутствует, а близкое по содержанию понятие «деятельность информационная» как совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, на наш взгляд, не может быть принято за деятельность познавательную [2. С. 24].
Другие словари характеризует познавательную деятельность «как процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности» [3. С. 68]; как «деятельность, обеспечивающую интеллектуальное развитие ребенка» [8. С. 72]. Словарь терминов, посвященный психологии человека, дает следующее толкование: «Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [4. С. 70]. Для познавательной деятельности характерны не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике [6. С. 56].
Важные черты познавательной деятельности как психологической категории отмечает П.А. Сорокун: это особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, которое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя [6. С. 64] и которым, на наш взгляд, можно и нужно управлять в процессе учебной деятельности. Характеризуя психологию познания, П.А.Сорокун отводит познавательной деятельности особое место в учебном процессе, поскольку, движимая познавательным интересом, она становится привлекательной и - главное - плодотворной [9. С. 65].
Таким образом, познавательные действия, пронизывая многие аспекты деятельности человека, сопровождают ее и выполняют функцию побуждения к изучению нового.
В базовом документе вводится еще одно новое понятие - метапознавательные, или надпредметные действия (метапредметные), под которыми понимаются «умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии» [12. С. 69]. В контексте данного определения метапознавательные действия в определенной мере синонимичны познавательным УУД, хотя они также не конкретизированы даже на терминологическом уровне.
Следовательно, оба документа оперируют понятием «познавательные/ метапознавательные учебные действия», подразумевая, с одной стороны, универсальные способы деятельности, с другой - универсальные умственные действия (выделено нами). При этом под способами действия понимают конкретные пути достижения цели деятельности, определяемые условиями, в которых она протекает. А умственные действия выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь и процесс их формирования создает научно-психологическую платформу для совершенствования обучения и целенаправленного влияния на весь ход умственного развития ребенка.
Анализ содержания анализируемых документов показывает, что в этом плане разночтений нет. Согласно ФГОС ООО, «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [11. С. 5].
В разделе «Система основных элементов научного знания в средней школе» базового документа перечислены некоторые требования к учебно-познавательным умениям - общеучебным (например, использование справочной литературы) и специальным (например, интерпретация языковых средств) [12. С. 71].
В классификациях А.Г. Асмолова [1. С. 6] и В.В. Козлова [12. С. 29] разночтений нет: в составе познавательных УУД выделены общеучебные, включающие четырнадцать видов действий, без освоения которых трудно представить сам процесс обучения; логические действия - четырьмя; действия постановки и решения проблем - двумя видами деятельности.
Вывод
Таким образом, на основании вышеизложенного предлагаем следующее определение: познавательные УУД - это умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике.
Рецензенты:Козинец С.Б., д.фил.н., профессор кафедры филологического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», г.Саратов;
Григорьева М.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г.Саратов.
Библиографическая ссылка
Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. НОРМАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16398 (дата обращения: 19.02.2025).