Процессы зарождения, изменения, модификации туризма отраженные в социальном контексте его существования, делают необходимым культурологический и психологический анализ данного явления, направленный на раскрытие культурных и психологических факторов развития мира туризма. Среди важнейших для культурологического и психологического анализа туризма тенденций выделяются процессы глобализации и сепарации культур (и связанные с ними трансформации идентичностей); интенсивный и экстенсивный рост кросс-культурных коммуникаций; усиление значимости культурного и социального капитала [2,3,11]. Каждая из этих тенденций, в большей или меньшей степени, сопряжена с особенностями развития структурных, функциональных и аксиологических характеристик современного туризма. Туристская мотивация определяется как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования [9, с.24].
Специалисты по туристическому маркетингу отмечают зависимость степени удовлетворенности покупкой туристского продукта от первоначальных ожиданий [1, 2]. Маркетинг туризма относится к специфической категории, которую можно обозначить как маркетинг взаимоотношений, предполагающий установление долгосрочных связей с клиентурой, поэтому целью туристического маркетинга становится изучение системы ценностей потребителей. Ценности - это глубоко интериоризованный аспект личности и потребителю не всегда легко сформулировать свою систему ценностей относительно конкретного туристского продукта. Ценности часто определяют как внерациональный регулятив [7]. Поведение на основе ценностных критериев ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психологическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности. Данная проблема побудила нас провести эмпирическое исследование взаимосвязи ценностей личности и мотивации ее туристского поведения.
Цели исследования. На основе изученной литературы нами были выделены семь мотивационных ориентаций в выборе туристской практики: гедонизм, автономность, позитивная коммуникация, безопасность, испытание, самосовершенствование, стиль жизни [11,12]. Для оценки индивидуальных ценностей, была выбрана широко используемая во множестве областей психологии концепция культурных и индивидуальных ценностей Шалома Шварца [8]. Шалом Шварц сгруппировал ценности в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. В концепции Ш. Шварца слились представления о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Ш. Шварц также отмечал наличие динамических отношений между ценностными типами, связанных с противоречиями в системе ценностей индивида и детерминирующих его поступки. Так ценности достижения находятся в конфликте с ценностями доброты, а ценности самостоятельности противоречат ценностям традиции. Ценности самоутверждения (власть, достижение, гедонизм) противоречат ценностям самопреодоления (безопасность, традиция, конформизм). Зачастую в психологии личности ценности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. В исследовании была использована первая часть опросника Ш. Шварца («Обзор ценностей») [8]. В соответствии с целью нашего исследования, анализом ценностей личности в сфере выбора туристской практики, нами были внесены изменения в инструкцию к опроснику (вместо вопроса «Какие ценности важны для меня и какие ценности менее важны для меня как руководящие принципы в жизни?» нами был использован вопрос «Какие ценности важны для меня и какие ценности менее важны для меня как руководящие принципы в моей туристской практике?»). Данное исследование ставило перед собой цель выявления взаимосвязи между индивидуальными ценностями и типом мотивации туристского поведения. В концепции Ш.Шварца индивидуальные ценности человека представлены на двух уровнях: базовом и инструментальном. Согласно теории Ш. Шварца первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя жизненные принципы его поведения, а второй уровень соотносится с конкретными поступками человека. Этот аспект теории ценностей Ш. Шварца, включенный в инструментарий оригинальной методики, был использован для следующей задачи исследования: осуществить корреляционный анализ между терминальными и инструментальными ценностями личности при выборе туристской практики.
Материал и методы исследования. Для выявления субъективных мотивационных предпочтений при выборе туристической практики в опросе была представлена разработанная автором ассоциативная методика, позволяющая определить ценностную ориентированность респондентов в сфере туризма путем проекции на модель идеальной туристической практики. Для каждой из выделенных нами ценностей в туристской практике, был предложен ряд определений, ранее выбранных нами путем экспертного опроса и раскрывающих семантику соответствующего понятия (табл.1).
Таблица 1
Определения мотивационных типов соответственно их центральной цели (в отношении проекции на «идеальную туристическую практику»)
Название ценности (согласно семантике Ш.Шварца) |
Название ценности (в авторской семантической транскрипции) |
Определения ценностей, как мотивационных типов туристической практики |
Гедонизм |
Гедонизм |
развлечения, отдых, вкус, наслаждение, релаксация, удовольствия, насыщенность |
Самостоятельность |
Автономность |
тишина, покой, уединенность, простота, сосредоточенность |
Благожелательность |
Позитивная коммуникация |
новые люди, знакомства, интенсивное общение, группа единомышленников |
Безопасность |
Безопасность |
стабильность, предсказуемость, надежность, гарантия |
Стимуляция |
Испытание, преодоление |
преодоление, риск, добыча, экстрим, дерзость, трудность, отвага, мужество |
Универсализм |
Самосовершенствование (духовное) |
познание, культура, искусство, развитие, погружение |
Власть |
Стиль жизни |
статус, роскошь, достоинство, респектабельность, мода, стиль |
Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса 115 респондентов (41 мужчины, 74 женщин). Более половины опрошенных (51%) являются студентами вузов, 49% респондентов являются служащими и рабочими. По уровню ежемесячного дохода большинство наших респондентов (86%) находятся в группе, чей доход не превышает 25 тысяч рублей. Среди опрошенных 21% обладает опытом только внутреннего туризма, 19% - только опытом выездного туризма. Опытом внутреннего и выездного туризма обладают 25% респондентов. Не имеют туристского опыта 35 % опрошенных. Интенсивность своей туристской практики оценили как высокую лишь 11 % респондентов, указав, что они практикуют туризм часто, при любой возможности. Во время отпуска и каникул, то есть не более 1 раза в год путешествуют 26% опрошенных. Остальные респонденты (63%) относятся к категории путешествующих редко, или не путешествующих совсем.
В ответе на вопрос: «Какие ассоциации возникают у Вас при словосочетании «идеальный туризм?» респонденты могли указать несколько вариантов ответа, поэтому анализ выбора той или иной ценности на основе ассоциативного ряда велся в отношении к общему числу опрошенных (табл. 2).
Таблица 2
Количество мотивационных выборов варианта ценности «идеальной туристической практики» (в % к числу опрошенных) *
Ценность |
Мотивационных выборов |
Гедонизм |
72 |
Самостоятельность (Автономность) |
16 |
Благожелательность (Позитивная коммуникация) |
16 |
Безопасность |
7 |
Стимуляция (Испытание) |
14 |
Универсализм (Самосовершенствование) |
26 |
Власть (Стиль жизни) |
11 |
*При условии, что число выборов вариантов мотиваций респондентами не было ограничено.
Результаты исследования и их обсуждение. Как видно из результатов опроса, большинство респондентов связывают модель «идеальной туристской практики» с ценностью «Гедонизм». Согласно словарям, гедонизм - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия. Вполне естественно, что гедонизм является значимым мотивационным фактором туристской практики, так как отвечает одной из основных задач туризма - организовывать рекреацию человека. Вместе с тем, восприятие туризма как продукта массовой культуры, вписанного в целом в «индустрию досуга» еще и яркая примета современной эпохи. При этом концепция гедонизма, в высокой классике античности базирующаяся на принципе умеренности, и признающая главенствующей целью жизни «свободу от душевных страданий и тревог», в современном мире, чаще акцентирует аспект безграничности, безудержности и неумеренности развлечений и удовольствий, прежде всего телесных.
Отметим еще одну психологически опасную грань проблемы доминирования гедонистской ценности в туристской практике. Гедонистская ориентация в туризме, вовлекая человека в мир «несбыточных грез», заставляет пренебрегать другими существенными сторонами турпрактики, в частности безопасностью. Как уже упоминалось, в концепции Ш. Шварца гедонизм как ценность самоутверждения находится на противоположном полюсе по отношению к ценностям самопреодоления - безопасности, традиции, конформизму. В своем исследовании мы отмечаем, практически, полное равнодушие респондентов к такой ценностной характеристике туристской практики, как «Безопасность» (только 7% опрошенных связали ее с моделью «идеального турпродукта»). Известный российский интернет - обозреватель и блоггер Дмитрий Губин, отметившийся подборкой публикаций о ценностях современных россиян, в своей статье «Смысл» раскрывает непостижимую для иностранцев тайну русской души: «...тайна эта состоит в прекрасном пренебрежении жизнью - хоть своей, хоть чужой... Потому что в странах, где ценность жизни крайне высока, никаких тайн души нет... А русская душа потому и загадочна, что летит себе по эмпиреям, лишенная балласта в виде тела. И никто не знает, куда ее на ветру занесет...»[5]. Эксперты онлайн-трэвел-агентства Biletix.ru проанализировав предпочтения российских туристов (на основе онлайн-покупок авиабилетов), выявили, что самым популярным экзотическим направлением в зимнем сезоне 2013-2014 года оставался Таиланд, несмотря на непрекращающиеся политические волнения в данной стране, сопровождающиеся вооруженными столкновениями правительственных войск и оппозиции [4].
Почти треть респондентов (26%) отметили как соответствующие «идеальной туристской практике» характеристики ценности «Универсализм». Мотивационной целью данного типа ценности является не только понимание, терпимость, защита благополучие людей и природы, но и духовное самосовершенствование. Во всех мотивационных концепциях «Универсализм» рассматривается как ценность очень высокого уровня. Автор концепции спиральной динамики Клэр Грейвз помещает ценность «Универсализм» на шестой («зеленый», коллективистский), седьмой («желтый», функционалистский) и восьмой («бирюзовый», глобалистский) уровни ценностного развития личности и общества [12, pp. 131-154]. При анализе обнаружено, что наибольшую частоту выбора ценности «Универсализм» как мотивационного выбора туристской практики демонстрировали студенты (18% из выбравших значения указанной ценности). Здесь наблюдается явное соответствие ценностных ориентаций студенчества в жизни и при выборе туристской практики, так как основной социальной функцией студенчества выступает целенаправленное познание и накопление специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной профессии, требующей высшего образования. По данным международной информационной группы Интерфакс, рынок молодежного и студенческого туризма самый быстрорастущий в мире (большинство путешественников - 57% - молодые люди) [6]. Но на российском туристском рынке эта ниша развита достаточно слабо. Учитывая, что туризм является педагогическим субъектом аксиологического пространства, необходимо актуализировать его ценностно-познавательную парадигму для российской учащейся молодежи путем расширения специализированного студенческого туризма, который должен развиваться, прежде всего, как «полезный отдых» - культурный и образовательный туризм.
На основе опросника Ш.Шварца был проведен корреляционный анализ взаимосвязи ценностных ориентаций личности в жизни и при выборе туристской практики. В таблице 3 представлены наиболее значимые связи по выделенным ценностям.
Таблица 3
Индексы корреляции между ценностными ориентациями личности и ценностными ориентациями при выборе туристской практики
Универсализм
|
Самостоятельность Автономность |
Стимуляция Испытание |
Гедонизм |
Власть Стиль жизни |
Безопасность |
0,54 |
0,42 |
0,27 |
0,36 |
0,26 |
0,41 |
Заключение. Несмотря на то, что все обнаруженные нами корреляционные связи относятся к среднему уровню, мы можем констатировать следующие тенденции во взаимосвязях вышеуказанных ценностных ориентаций:
- полученные нами результаты свидетельствуют о прямой корреляционной связи признаков, что подтверждает устойчивость ценностных ориентаций личности, проявляющуюся во всех сферах ее жизнедеятельности, то есть мотивационный выбор туристской практики делается с опорой на ценности, играющие роль руководящих принципов жизнедеятельности человека;
- наиболее высокие индексы корреляции обнаруживаются для ценности Универсализм (Самосовершенствование), что подтверждает высокую значимость данной ценности в мотивационном поле потребления туристского продукта; самые низкие индексы корреляции обнаружены для ценности Власть (Стиль жизни), что говорит о слабой привязанности российских туристов к аспектам престижности туристского продукта - его статусности, эксклюзивности, модности, респектабельности.
Необходимо отметить, что рынок туризма в России (как внутреннего, так и выездного) в целом существенно ограничен материальными возможностями большинства российских граждан. Развитие рынка туризма в целом, и то какие возможности он предлагает потребителям въездного и выездного туризма в современном мире является знаковым критерием экономической стабильности государства. Чем выше экономическая стабильность в стране, тем большее количество ее граждан имеют возможность и желание путешествовать внутри нее и за ее пределами. В Аналитическом докладе Института социологии РАН за 2012 год «О чем мечтают россияне? (размышления социологов)» в разделе «Досуговые практики и свободное время россиян в мечтах и в реальной жизни» указано на качественные различия в уровне жизни, характеризующие глубину социального неравенства представителей разных слоев населения в современной России: «Наиболее ярко влияние уровня жизни на досуговые возможности проявляется при рассмотрении перспектив отдыха в период отпуска. Оценки, которые в этом случае дают представители разных слоев населения, значительно различаются: положительно оценивают эти возможности лишь 6% бедных, 12% нуждающихся, 24% малообеспеченных, 32% среднеобеспеченных и 57% хорошо обеспеченных, в то время как доля негативных оценок составляют 55%, 29%, 21%, 16% и 5%, соответственно, хотя понятно, что запросы в области отдыха в отпускной период у представителей данных слоев не одинаковы»[10].
Таким образом, можно заключить, что российский туристический рынок остро нуждается как в развитии экономичных видов туризма, позволяющих удовлетворить рекреационно-досуговые потребности массового потребителя, а также в развитии ценностных детерминант мотивационного выбора духовно - совершенствующих, культурно- познавательных и личностно - формирующих туристских практик.
Рецензенты:Нугаев Р.М., д.филос.н., профессор кафедры социально - экономических и гуманитарных дисциплин ФГОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» , г.Казань.
Алишев Б.С., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, г.Казань.
Библиографическая ссылка
Пайгунова Ю.В. ЦЕННОСТИ В МОТИВАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16396 (дата обращения: 19.02.2025).