Актуальность определения качества образования на современном этапе определяется рядом ситуаций, складывающихся в системе музыкального образования. В основе типологии ситуаций лежит определенность целей и задач развития системы музыкального образования, обусловливающая требования к качеству образования и необходимость его измерения на начальном, промежуточном и конечном этапах обучения.
В настоящее время качество музыкального образования понимается как формальный набор строгих стандартизированных требований, предъявляемых к компетентности, квалификации и уровню образования выпускников. В связи, с этим стабильность и статичность качества в системе профессионального музыкального образования является относительной, а динамика ее развития требует изменения параметров качества, пересмотра имеющихся характеристик качества и новой стандартизации. Формулировка целей в отношении музыкального образования в обобщенных формах (связь с жизнью, гуманизация образования) должна перевестись на более высокий, конкретный уровень показателей качества и модели выпускников учебных заведений: перейти от формальных требований к реальным качественным показателям.
Среди существующих подходов к качеству образования можно выделить два методологических подхода, в рамках которых можно характеризовать качество музыкального образования на современном этапе. Первый - кибернетический, предусматривает получение информации и определение параметров качества независимо от человеческого фактора. Второй - гуманитарно-технологический, учитывает как технологические, деятельностные факторы (измерение результатов деятельности), так и человеческий фактор, а также нематериальные элементы образовательной системы.
Современные требования к оценке качества музыкального образования предусматривают помимо обязательных процедур стандартизации, также попытку измерения и учета гуманитарного фактора, что становится возможным при расширении схем понимания качества, проектировании и реализации специфических гуманитарных технологий.
Традиционная оценка качества музыкального образования имеет существенные недостатки. Прежде всего, ее отличает субъективность, выражающаяся в личностно-окрашенном понимании и восприятии как интеллектуальной, так и музыкально-творческой деятельности на основе формальных, нечетко сформулированных критериев и мало дифференцированной шкалы оценки. Это, а также излишняя эмоциональная окрашенность оценивания, характерная для музыкально-образовательной и музыкально-творческой деятельности, является недостаточным для точного отражения результатов. Отрицательно сказывается и тот факт, что при оценке внимание концентрируется не на результате и достижениях, а на фиксации недостатков и ошибок. Сегодня традиционная оценка качества музыкального образования не позволяет в полной мере оценить уровень сформированности компетенций обучающихся, в связи с чем следует обратиться к мониторингу как управленческому и педагогическому феномену.
Сегодня мониторинг является самостоятельной функцией управления образованием, которая позволяет выявлять и оценивать педагогический процесс на основе соответствия фактических результатов деятельности ее конечным целям (С.Е. Шишов, В. А. Кальней); анализировать, диагностировать, прогнозировать и корректировать программы развития всех отраслей образования (М.В. Мартыненко).
Современные определения понятия «мониторинг» отражают его многоаспектность: «системное наблюдение» (А. Талых), «постоянное наблюдение» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров), «системная диагностика» (В.И. Андреев), «инструмент оценки качества» (И.И. Трубина), «непрерывное слежение» (А.С. Белкин, А.А. Орлов) и др.
Функционально мониторинг обеспечивает:
- аналитическую деятельность, предполагающую постоянное отслеживание и наблюдение за состоянием объекта с целью анализа его состояния, а также измерение и сопоставление реальных результатов с поставленными целями, стандартами и нормами;
- диагностическую деятельность для получения целостной информации о реальном состоянии объекта мониторинга;
- прогностическую деятельность, заключающуюся в обоснованных предположениях о возможных изменениях в состоянии объекта;
- организационно-управленческую деятельность, предполагающую контроль и выработку рекомендаций для корректировки управленческих решений.
Сегодня объективно выделяются несколько общих принципов мониторинга образовательной деятельности, многократно получивших опытное подтверждение. Это - научность, целостность, оперативность, управляемость, прогностичность, многообразие, непротиворечивость результатов и, наконец, важнейший принцип соответствия целей мониторинга задачам и средствам его организации. Совершенно очевиден междисциплинарный характер мониторинга, что позволяет говорить о его универсальных возможностях в различных сферах образования.
Многогранность и многозначность мониторинга позволяет нам обратиться к его характеристике как системы, процесса и результата образовательной деятельности. Поэтому мониторинг качества музыкального образования следует рассматривать и анализировать исходя из следующих принципов:
- комплексность, обеспечивающая интегральный характер оценки результата и процессуальной стороны качества;
- объективность предусматривает сведение до минимума субъективизм в оценке качества;
- системность способствует отслеживанию динамики качества музыкального образования и выявлению проблем, препятствующих переходу на новый качественный уровень;
- открытость дает возможность обращения в образовательном процессе к вновь полученной информации на различных этапах оценочной деятельности;
- самоорганизация позволяет последовательно совершенствовать систему мониторинга качества музыкального образования.
В соответствии с этим мониторинг качества музыкального образования представляет собой совокупность конкретных признаков. Это, прежде всего, цель, субъекты и объекты, критерии и показатели оценки. Причем в структуре критериев следует выделить два основополагающих блока: критерии качества результата музыкально-образовательного процесса, нацеленные на определение уровня подготовленности выпускников (степень сформированности компетенций); критерии качества непосредственно музыкально-образовательного процесса, позволяющие реализовать целенаправленные воздействия и обеспечивающие координацию деятельности всех субъектов музыкально-образовательной деятельности. Разработка критериальной базы должна базироваться на требованиях к результативности обучения и его соответствии стандартам (ФГОС).
В музыкальном образовании это требует изменения подходов к оценочной деятельности как таковой, и разработки системы оценивания максимально приближенной к реалиям современной музыкальной практики. Необходим переход от формальных, к практико-ориентированным критериям оценки: отслеживание индивидуального прогресса обучающихся и оценка их образовательных достижений, констатация успешности музыкально-образовательной деятельности, компетентные судьи, самооценивание и др.
Таким образом, с помощью мониторинга музыкально-образовательной деятельности мы сможем перейти к непрерывной, системной, множественной, качественной, гибкой, естественной оценке личностных достижений и самооценке собственной деятельности обучающимися, результатом чего станет выявление уровней сформированности их профессиональных компетенций.
Для эффективности определения качества музыкального образования при мониторинге необходимо следовать принципу единства целей образования и общественного потребления (социально-культурный заказ общества), что означает определение целей и содержания музыкального образования, исходя из целей и задач развития общества, и выработку общих качественных показателей для образования и социально-культурной сферы. Можно выделить следующие показатели внутренней оценки качества образования в музыкальных учебных заведениях:
- деятельность преподавателя;
- характеристики обучающихся на входе и выходе;
- организационно - технологические показатели (поток, время, принцип и формы организации; распределение потока обучающихся по формам обучения, программам и т.д.);
- знания или показатели фактора содержания образования (способы деятельности, знания, умения, навыки, опыт, культура, информация и т.д.).
Показателями оценки качества образования для общественного потребления в этом случае являются: 1) обобщенные содержательные характеристики образования, определяющие тип образования и процессы, 2) оперативность включения в профессиональную деятельность и применения новых знаний в социально-культурной сфере, 3) качественные показатели деятельности выпускников, 4) бюджетные показатели (доля затрат на образование).
При оценке качества музыкального образования следует обращать особое внимание на критерии и факторы, используемые в измерении качества образования. Прежде всего, это качество преподавания, где мы оцениваем которое качество учебного материала и действий преподавателей, причем качество материала сравнивается с образцами или рассматривается по соответствию стандартам, при наличии которых критерии оценки учебного материала оговариваются внутри стандарта. Оценивая деятельность преподавателей, мы определяем зависимость их действий от целей и ценностей обучения, которые и являются должны измеряемыми результатами.
В оценке актуальности практической деятельности в тех или иных учебных дисциплинах и формах преподавания не следует исходить из мнений обучающихся, выражаемых непосредственно в процессе обучения или по его окончанию. Наиболее достоверными является отсроченные оценки, которые должны накапливаться и могут стать основанием для долгосрочного планирования и проектирования музыкальной деятельности.
По окончании обучения необходима конечная оценка результата музыкального образования: квалификации, компетентности, функциональной грамотности и т.д. Здесь должна присутствовать как внутренняя, так и внешняя оценка, на которую значительное влияние оказывает не только качество организации процессов музыкального обучения, но и качество повышения квалификации научно-педагогических кадров: именно в системе повышения квалификации можно наиболее полно реализовать внедрение и качественное использование новых методов и знаний. Для этого каждая учебная программа повышения квалификации должна отвечать условиям прагматической ценности (культура, социально-культурная сфера, музыкальное искусство, нормы, личность).
Таким образом, в мониторинге качества музыкального образования возможно использование нескольких групп параметров, характеризующих качество подготовки специалистов:
- параметры функциональной грамотности;
- параметры подготовки (сфера музыкального образования);
- универсальные параметры образования (выбираются в соответствии с мировыми стандартами музыкального образования по прототипу);
- психологические параметры личности (используются традиционные вопросники и тесты);
- организационно-технологические параметры процесса обучения (единица содержания образования, дидактическая мощность, поток, единица времени) и т.д.
Подготовка к осуществлению контроля качества музыкального образования в условиях изменения образовательной парадигмы требует:
- обязательного рассмотрения категории качества как степени удовлетворения ожиданий участников процесса от образовательных услуг и как уровня достижения целей и задач музыкального образования;
- ознакомления как с инновационными подходами к содержанию, методике и технологии музыкального образования, так и освоения современных методик мониторинга его качества.
Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.
Купцова И.А., д.культурологии, профессор кафедры истории, философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Немыкина И.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16394 (дата обращения: 08.12.2024).