Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья связана либо с созданием отдельных, специальных условий для обучения, либо с их обучением вместе со здоровыми студентами, но при этом должны быть продуманы педагогические условия, позволяющие наравне с остальными студентами осваивать содержание учебной программы профессиональной подготовки. Второй вариант обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья называют инклюзивным обучением.
Сточки зрения Е.А. Мартыновой и Д.Ф. Романенковой, интегрированное обучение предполагает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями развития с другими учащимися, причем лица с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычном образовательном учреждении, а при инклюзивном обучении создаются равные условия для всех обучающихся, то есть не человек с ограниченными возможностями развития приспосабливается к образовательному учреждению, а система идет ему навстречу [7]. С этой точки зрения важно выявить оптимальные условия обучения не только позволяющие наравне с остальными студентами получать профессиональную подготовку в вузе, но и позволяющие эффективно формировать конкурентоспособность как у студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и у студентов, не имеющих проблем со здоровьем. Оценить влияние педагогических условий на качество формирования конкурентоспособности у студентов вуза можно с помощью мониторинга.
Формируя конкурентоспособность студентов вуза важно своевременно выявить уровень данного качества личности с целью его оценки, контроля и дальнейшего прогноза по формированию. В системе по оценке, качества формирования конкурентоспособности студентов вуза, можно сделать с помощью мониторинга. Мониторинг - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. С точки зрения Е.А. Ефимовой существует две группы педагогических исследований посвящённых проблеме мониторинга: «первая группа мониторинг рассматривает как метод изучения особенностей педагогической системы или процесса, а вторая группа мониторинг рассматривает как средство управления образовательной системой процессом» [4. с. 60]. С нашей точки зрения, формируя конкурентоспособность студентов вуза, мониторинг корректнее рассматривать как средство управления образовательной системой процессом, так как он позволяет не только оценить состояние конкурентоспособности у студентов, но влияет на качество её формирования.
Качество любой работы определяется наличием у работника определённых знаний, умений и навыков, полученных им в процессе трудовой профессиональной подготовки. Главным критерием успешности работы любого учебного заведения является качество подготовки его выпускников.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» трактуется как: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [8.с. 5].
Мониторинг качества формирования конкурентоспособности выпускника вуза необходимо определять из сущности самого понятия «конкурентоспособность».
Характеристика конкурентоспособной личности носит многогранный характер, и эта многогранность определяет задачу учебного заведения, которая заключается в том, чтобы «подготовить молодёжь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [2. с. 327].
Конкурентоспособность выпускника вуза мы определяем как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. Из определения видно, что одним из основных факторов формирования конкурентоспособности студентов вуза являются ключевые компетенции.
Другой составляющей понятия «конкурентоспособность» являются индивидуально-личностные качества и свойства конкурентоспособного студента. Такими качествами являются: чёткость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; желание к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; стремление к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта.
С нашей точки зрения, многие из этих качеств взаимосвязаны с общим развитием воли и мы предполагаем, что основные способности и качества конкурентоспособной личности взаимосвязаны с общим развитием воли. С этой точки зрения, конкурентоспособную личность характеризует такая устойчивая черта, как мотив. Мотивация личности при этом проявляется в потребности формирования индивидуально - личностных качеств; в формировании ключевых компетенций; в мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
Мониторинг качества формирования конкурентоспособности предусматривает процедуру отслеживания результатов осуществляемого педагогического процесса через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования формируемого качества, направленного на достижение поставленных целей.
Всякий мониторинг предусматривает определение показателей, цели и задач. Исследованием установлено, что целями мониторинга являются: отслеживание и анализ динамики индивидуально-личностных качеств; анализ уровня аттестации по предметам с целью выявления уровня сформированности ключевых компетенций; определение уровня сформированности мотивации в достижении успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы: непрерывно наблюдать за состоянием процесса формирования и получать оперативную информацию о нём; своевременно выявлять изменения, происходящие в процессе формирования и факторы, вызывающие их; предупреждать негативные тенденции в процессе формирования; осуществлять краткосрочное прогнозирование развития исследуемого качества; оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения.
Показателями успешности формирования качества конкурентоспособности студентов являются: уровень сформированности индивидуально-личностных качеств; уровень сформированности ключевых компетенций; уровень мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности.
В нашем исследовании основными методами проведения мониторинга были анкетирование, тестирование, ранжирование и статистическая обработка информации.
Анкета, состоящая из 60 вопросов, по выявлению уровня сформированности конкурентоспособности студентов вуза отражает основные индивидуально-личностные качества, наличие ключевых компетенций и мотивацию успеха. Пример содержания вопросов:
1. Я не боюсь брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.
2. Я могу прекрасно общаться (понимать собеседника и выражать свои мысли) непосредственно с ним взаимодействуя.
3. Я владею навыками пользователя основных программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint).
4. В условиях соперничества я не отказываюсь от деятельности, а стремлюсь к максимальному результату.
5. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
6. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.
Перечень всех этих вопросов опубликован нами в монографии «Подготовка компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна» [6].
После выполнения анкет были подсчитаны суммы баллов за данные ответы на вопросы.
Для того, чтобы соотнести данные баллы с качеством сформированности исследуемого понятия мы выделили девять уровней сформированности конкурентоспособности студентов вуза, которые носят более дифференцированный характер, а в обобщенном виде уровни можно традиционно разделить на низкий, средний и высокий, данные уровни представлены в таблице.
Таблица 1
Уровни конкурентоспособности студентов вуза
Баллы |
Уровень конкурентоспособности |
Основные характеристики обобщённых уровней конкурентоспособности |
0 - 14 |
Очень низкий
|
Низкий уровень. Не выражены цели и ценностные ориентации, консервативный, внушаемый, не стремится к высокому качеству конечного продукта, не стремится к профессиональному росту |
15 - 27 |
Низкий |
|
28 - 40 |
Ниже среднего |
|
41 - 54 |
Чуть ниже среднего |
Средний уровень. Обладает профессиональными знаниями, владеет информационными технологиями и технологиями устного и письменного общения, не всегда добивается намеченных целей, не достаточно выражена стрессоустойчивость и независимость |
55 - 67 |
Средний |
|
68 - 80 |
Чуть выше среднего |
|
81 - 94 |
Выше среднего |
Высокий уровень. Подготовлен к самостоятельному выполнению профессиональных действий и к оценке результатов своего труда; готов к постоянному повышению образовательного уровня; стремится к саморазвитию; прекрасно владеет информационными и коммуникативными технологиями, стрессоустойчив, трудолюбив, нацелен на успех |
95 - 107 |
Высокий |
|
108-120 |
Очень высокий |
Для проверки качества сформированности конкурентоспособности студентов вуза мы провели экспериментальное исследование на базе Челябинского государственного университета.
В эксперименте приняли участие студенты (139 студентов) старших курсов как с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих проблем со здоровьем, биологического факультета, факультета психологии и педагогики и института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.
Таблица 2
Уровни конкурентоспособности студентовна констатирующем этапе эксперимента
Факультеты
|
Уровни конкурентоспособности (%) |
||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Ниже среднего |
Чуть ниже среднего |
Средний |
Чуть выше среднего |
Выше среднего |
Высокий |
Очень высокий |
|
Факультет психологии и педагогики |
- |
- |
2 % |
6 % |
35 % |
39 % |
16 % |
2 % |
- |
Биологический факультет |
- |
- |
- |
3% |
18 % |
35% |
30% |
12% |
2 % |
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования |
- |
- |
2 % |
2 % |
29 % |
42 % |
23 % |
2 % |
- |
По результатам констатирующего эксперимента видно, что очень низкий и низкий уровень конкурентоспособности студентов на констатирующем этапе отсутствует. Наиболее же высокий процент представлен уровнем чуть выше среднего. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на трех факультетах, мы констатировали у них средний уровень конкурентоспособности.
Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза необходимо применять педагогические условия, максимально учитывающие профессиональную подготовку в контексте инклюзивного образования.
Анализ ряда педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что специальных условий для формирования конкурентоспособности в условиях инклюзивного образования нет.
Таблица 3
Условия эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях
п/№ |
Ф.И.О. исследователя |
Условия формирования конкурентоспособности студентов |
1. |
Ангеловский А.А. |
- активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов; - использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и конкурентоспособности студентов вузов; - организация социального партнёрства высшего профессионального образовательного учреждения [1]. |
2. |
Душкина О.В. |
- образовательная среда учебного заведения направлена на формирование конкурентоспособности выпускников; - в модели обучения специалиста торгово-экономического профиля определены роль и место профессиональной конкурентоспособности в её функционировании; - программа развития будущих специалистов, адекватная требованиям социально-экономического развития общества и личности; - будущие специалисты владеют средствами и методами самоменеджмента, современными диагностическими средствами выявления и оценки уровня развития психофизиологических особенностей качеств личности на основе новых информационных технологий [3]. |
3. |
Колгурина Т.В. |
- модификация содержания управленческой компетентности студентов вуза, включающей современные управленческие знания, навыки самоменеджмента, а также усиление мотивации студентов-выпускников к профессиональной деятельности в условиях реформирования сферы физической культуры и спорта; - теоретическое обоснование, практическая разработка и внедрение специального курса в рамках учебной дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта», основанного на теоретической базе, включающей дидактические позиции по содержанию обучения и теоретические концепции по управленческой и менеджмент-подготовке в сфере физической культуры и спорта; - обеспечение маркетинговой ориентации деятельности вуза по подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта путём создания в вузе Центра карьеры и информации [5]. |
4. |
Шикина Л.С. |
- соответствие потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе целей педагогических инноваций, определяющих тип учебного заведения и структуру управления в нём; - обеспечения вариативности и гибкости образования и образовательных программ; - развитие динамической системы социального партнёрства с работодателями выпускников, органами исполнительной власти, общественными организациями на основе договорных и организационных форм взаимодействия; - осуществления процесса формирования конкурентоспособности выпускников в целостном воспитательном пространстве и во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки; - своевременное выявление и учёт индивидуальных особенностей личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства и их ценностных установок на саморазвитие; - создание интегрированной совокупности развивающих сред, адекватных предстоящей профессиональной деятельности студентов; - применение в учебном процессе активных методов и инновационных технологий обучения, реализующих требования личностно-ориентированного педагогического процесса [9]. |
Приведённые условия в таблице различны и, на наш взгляд, это связано со спецификой подготовки специалиста по определённому направлению или специальности.
С нашей точки зрения на основе анализа педагогической литературы необходимы следующие педагогические условия для эффективного формирования конкурентоспособности студентов как для студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и для студентов, не имеющих проблем со здоровьем:
1. Блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;
2. Тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;
3. Активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;
4. Электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.
В процессе обучения студентов факультета психологии и педагогики были реализованы первое, второе и четвёртое педагогические условия.
У студентов института экономики отраслей, бизнеса и администрирования в процессе обучения были реализованы третье и четвёртое педагогические условия.
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни конкурентоспособности студентов после формирующего эксперимента
Факультеты |
Уровни конкурентоспособности (%) |
||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Ниже среднего |
Чуть ниже среднего |
Средний |
Чуть выше среднего |
Выше среднего |
Высокий |
Очень высокий |
|
Факультет психологии и педагогики |
- |
- |
- |
- |
17 % |
28 % |
47 % |
6 % |
2 |
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования |
- |
- |
- |
- |
22 % |
48 % |
26 % |
4 % |
- |
После формирующего эксперимента видно, что низкие уровни конкурентоспособности студентов отсутствуют. Наиболее же высокий процент на факультете психологии и педагогики представлен уровнем выше среднего, а также есть студенты с очень высоким уровнем конкурентоспособности. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на двух факультетах, мы констатировали у них на факультете психологии и педагогики выше среднего уровень конкурентоспособности, а в институте экономики отраслей, бизнеса и администрирования чуть выше среднего уровень конкурентоспособности.
Сделанный анализ позволил оценить полученные результаты, сверив их с целевыми параметрами и наметить пути дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по формированию конкурентоспособного специалиста.
Мониторинг качества формирования конкурентоспособности выпускника вуза, позволил определить дальнейшие пути повышения этого качества:
- блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;
- тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;
- активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;
- электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.
Рецензенты:Дрозина Валентина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»; Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет.
Библиографическая ссылка
Ярошенко С.Н., Чернецов П.И. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16353 (дата обращения: 05.11.2024).