Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ИСТОКАМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ)

СИДНЕНКО т.и. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»
Проблема реформирования образования проанализирована автором как интегральная социальная категория. Научное исследование подходов и методологии проводимых преобразований в сфере высшего образования проведено в контексте рассмотрения оригинальных исторических источников. Новизна исследования обусловлена методологией историко-сравнительного сопоставления наследия российской либеральной историографии конца XIX – начала XX вв. с современными проектами преобразований системы образования. Широкий спектр архивных материалов, введенный в научный оборот, конкретизирует теоретические положения статьи. Источниковую базу исследования составили фонды таких отечественных архивов, как: АРАН (Архив Российской Академии наук (Москва), ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации (Москва), ОР РГБ (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва), ЦИАМ (Центральный исторический архив г. Москвы (Мосгорархив), ПФА РАН (Петербургский филиал Архива Российской Академии наук), РГИА (Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург); отечественные и зарубежные периодические издания. Современная трактовка компетентностного подхода, как метода моделирования образа совершенного специалиста, проанализирована в историографической ретроспективе. Подробный анализ научных концепций и опыта их воплощения П. Г. Виноградовым, Н. И. Кареевым, М. М. Ковалевским, А. С. Лаппо-Данилевским, П.Н.Милюковым, Д. М. Петрушевским, позволил не только подтвердить положение об определяющей роли названных ученых в развитии исторической науки России в конце XIX – начале XX вв., но и сделать вывод о значимости их научно-теоретического и практического опыта в сфере реформирования системы образования.
Д.М.Петрушевский
П.Н.Милюков
А. С. Лаппо-Данилевский
М.М.Ковалевский
Н.И.Кареев
П.Г.Виноградов
историческое знание
реформы образования
компетентностный подход
либеральная историография
1. АРАН. (Архив Российской Академии наук (Москва). Ф. 639. Оп. 2. № 30; № 136.
2. ПФА РАН (Петербургский филиал Архива Российской Академии наук). Ф. 113. Оп. 1. № 179.; Д. 323. ; Оп. 2. № 62.
3. Виноградов П. Г. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. – 1901. - № 10. – С. 570
4. Виппер Р. Ю. Несколько замечаний о теории исторического познания // Виппер Р. Ю. Две интеллигенции и другие очерки: Сб. ст. и публичных лекций, - 1900 – 1912. – М., 1912. – С. 26, 28
5. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020гг./http://минобрнауки.рф/документы/2690/файл/1170/Госпрограмма_Развитие_Образования (дата обращения: 10.11.2014)
6. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации (Москва). Ф. 63. Оп. 7. Ед. хр. 342. Л. 12. (О Московском комитете грамотности).
7. Записка о нуждах просвещения (342 ученых) // Наша жизнь. 1905. 20 января.
8. Зарубежная Россия. 1917 – 1939 гг. Сб. статей. – СПб., 2000. – С. 207
9. Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий: Воспоминания 1881 – 1914 гг. – Прага, 1929. – С. 69
10. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. 4-е изд. – Пг., 1923. – Т. 1. – С. 192
11. Милюков П. Н. Очерки по истории культуры. Ч. 2. СПб., 1897. – С. 338.
12. Он же. Университеты в России // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 68. СПб., 1902. С. 788 – 800.
13. Обозрение преподавания в Императорском С. – Петербургском университете в 1887 – 1888 г. С. 6.
14. ОР РГБ (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва). Ф. 119. К. 18. № 41. К. 19. № 25 – 31.
15. ПФА РАН (Петербургский филиал Архива Российской Академии наук). Ф. 113. Оп. 1. № 321; Оп. 2. № 68, № 87.
16. Петрушевский Д. М. Тенденции современной исторической науки // Образование. –1989. - № 5 – 6.
17. РГИА (Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). Ф. 733. Оп. 149. Д. 346.; Оп. 200. Д. 7. 1879.
18. Романов К. Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования // ALMA MATER. Вестник высшей школы. – 2006. - № 1. – С. 12 - 13
19. Рибер А. Д. Изучение истории России в США // Исторические записки. 2000. № 3 (121). С. 65 – 105.
20. Сидненко Т.И. Либерально-историческая мысль в России на рубеже XIX – XX веков. - СПб.: Нестор, 2004. – 322 с.
21. Сидненко Т. И. Историческое общество при Санкт-Петербургском университете в конце XIX – начале XX вв. // КЛИО. № 4 (23). – 2003. – С. 143 – 148.
22. Сидненко Т. И. Идейно-теоретические и методологические взгляды представителей российской либерально-исторической мысли конца XIX – начала XX вв. - СПб.: Нестор, 2006. – 248 с.
23. Сидненко Т. И. Либеральное направление отечественной историографии в конце XIX – начале XX веков. – СПб., «Элексис Принт», 2007. – 380 с.
24. Тишков В. А. История и историки в США. – М., 1985. – С. 89 - 95
25. Ушмаева К. Высшее историческое образование: состояние и перспективы // Там же. – 2006. - № 3. – С. 43.
26. ЦИАМ (Центральный исторический архив г. Москвы (Мосгорархив). Ф. 2244. Оп. 1. № 1706.; № 690. ; № 719.
27. Kerner R. J. Slavonic studies in America // The Slavonic review. 1924. Vol. III. № .8. P. 24.
В современной системе российского образования происходят глобальные перемены идейно-теоретического плана. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен всей образовательной системы. Подчеркивается особая значимость необходимости внести обновление в содержание современного гуманитарного образования через введение в образовательный процесс образовательных компетенций в области знаний, умений и навыков, которыми должны владеть будущие специалисты, что придает процессу образования особую практическую направленность.

Однако чем больше задумываешься над содержанием и методологией проводимых преобразований, тем более явно ощущается потребность обратиться к истокам данной проблемы в истории развития системы образования России.

Цели исследования

Рассмотреть идейно-теоретическую преемственность современных преобразований в сфере методики и теории образования с опытом прошлого.

Материалы и методы исследования

Исследование  либерально-исторической мысли конца XIX - начала XX вв. проводится в контексте историко-сравнительного сопоставления программных положений наследия российской историографии с современными проектами преобразований системы образования. Для анализа использованы базовые работы либеральных историков, архивные материалы.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования  либерально-исторической мысли конца XIX - начала XX вв. автор доказал преемственность программных положений П. Г. Виноградова, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, А. С. Лаппо-Данилевского, П.Н.Милюкова, Д. М. Петрушевского с современными проектами преобразований системы образования. Компетентностный подход как метод моделирования образа совершенного специалиста, отвечающего критериям нормы качества высшего образования, проанализирован в историографической ретроспективе. Актуализирована идея о системообразующем влиянии либеральной историографии на развитие отечественной исторической науки, высказанная автором ранее в докторской диссертации «Либеральное направление отечественной историографии на рубеже XIX - начала XX вв.».

11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Как следует из документа, госпрограмма направлена на реализацию мероприятий государственной политики по обеспечению функционирования и развития всех уровней сферы образования, в том числе по обеспечению доступности качественного образования, по развитию системы оценки качества образования, по стимулированию реализации федеральной государственной образовательной политики в сфере образования в субъектах Российской Федерации.  В современной концепции реформирования системы образования, системно выраженной в государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. [5], предусмотрено совершенствование государственных  образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.

Таким образом, основной целью образовательной программы становится не только удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, что само по себе очевидно и определяется самой направленностью и содержанием образовательного процесса. Новым становится само понимание качества образования, что связано с обновлением структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности программ, формирования системы непрерывного обучения. В сфере идейно-теоретических нововведений компетентностный подход как метод моделирования образа совершенного специалиста, отвечающего критериям нормы качества высшего образования, становится общепризнанным при определении уровня и результатов образования.

Программа гуманитарного образования ставит задачу формирования личностных компетенций будущих специалистов как базовых для профессиональных компетенций на основе изучения гуманитарных наук.

Особенности эволюции российского общества в первой трети ХХI вв. предопределили иное видение функционирования системы образования. Появились новые тенденции в организации структуры и в принципах построения системы образования. В этой исторической фазе начался этап, когда культура образования стала одним из главных факторов развития общества. Фундаментальным становится понятие «качество образования». И мы вправе сказать: каким будет образование, таким будет и общество.  

Тенденция усиления социокультурных исследований в сфере гуманитарных дисциплин в XXI в. обусловлена антропоцентрической направленностью исторического процесса. Закономерно, что после стабилизации экономических и политических процессов настала очередь социокультурной стабилизации государства и общества. В данной связи особую актуальность приобретает обращение к дискуссиям либеральных историков, чья научно-педагогическая деятельность на поприще концептуально-методологического обновления исторической науки в России имела глобальный характер.

В данной статье автор обращает внимание на истоки данного подхода в контексте рассмотрения идейно-теоретических и практических инноваций либеральных историков на рубеже прошлых веков. Подробный анализ научных концепций и опыта их воплощения
П.Г. Виноградовым, Н.И. Кареевым, М.М. Ковалевским, П.Н. Милюковым, А.С. Лаппо-Данилевским, Д.М. Петрушевским, позволил не только подтвердить положение об определяющей роли названных ученых в развитии исторической науки России в конце XIX - начале XX вв., но и сделать вывод о ценности их научно-теоретического и практического опыта в сфере реформирования системы образования [20, 21, 22, 23].

Автор статьи, исследуя либеральное направление отечественной историографии в тесной взаимосвязи с эволюцией исторической науки в России, социально-политическими факторами, формировавшими научное направление и отдельные школы, подходит к его рассмотрению как социального явления, приведшего к смене научной парадигмы, формированию нового типа научно-исследовательской культуры. В рамках настоящей статьи наиболее интересными становятся представления ученых о роли личности в истории, науке, обществе, понимание специфики психологии масс, представления о правовой культуре, правосознании в обществе и национальном самосознании, методике преподавания гуманитарных дисциплин.

Рассмотрение наследия либеральных историков конца XIX - начала XX вв. в качестве исторического источника позволяет адаптировать их проекты реформирования высшего образования, модернизации структуры и содержания образовательных программ, программы культурно-правового просвещения народа к современным условиям.

В периоды социально-экономических и политико-правовых трансформаций образование как социальный феномен становится объектом пристального внимания со стороны общества: как известно, любое реформирование сопряжено с выявлением тенденций и определением содержания изменений. Применительно к российскому историческому образованию дискуссии имели место всегда, с момента его становления. Не стал исключением и рубеж XIX-XX вв. С именами П.Г. Виноградова, И.М. Гревса,
Н.И. Кареева, А.С. Лаппо-Данилевского, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера,
Д.М. Петрушевского связан особый этап в развитии не только исторической науки в России в конце XIX - первой трети XX вв., но и признание российской исторической науки на Западе; эволюция педагогики, социологии, методологии истории, историографии, как специальных дисциплин. Что связано, как с постановкой новых тем в европейской и российской истории, с разработкой новых проблемных направлений, так и с подходами к их изучению. Опыт интенсивных методологических исканий отечественных историков конца XIХ - начала XX  вв. представляет значительный интерес и потому, что при всем своем теоретическом своеобразии они  перекликаются с процессами в современной исторической науке [18; 25.43; 22. 5-32].

Пристальное внимание либеральных ученых к реформе образования объяснялось как практическими интересами, так и пониманием роли просвещения в общественном развитии. Историки подчеркивали творческую роль государства и личности как в историческом развитии, так и в системе образования. Так, согласно заметки А. С. Лаппо-Данилевского от 18 февраля 1905 г. «Сила государства прежде всего в возможно большей общности убеждений, достижение которой тесно связано со свободой слова; сила государства в той опоре, которую правительство должно искать и находить в обществе; сила государства в сознании граждан, что они вместе с правительством служат своей родине и что у них есть обязанности по отношению к своему народу» [15. № 323. 2]. В современной программе гуманитарного образования, в свою очередь, обращается особое внимание на идейно-теоретическую значимость гуманитарных дисциплин, главным образом, истории, философии, культурологии, правоведения и т.д., в плане формирования патриотических позиций у молодежи.

На возросшую роль науки и в целом высшего образования неизменно указывали либеральные историки. Еще в 1902 г. А.С. Лаппо-Данилевский отмечал: «История, вырабатывая и воспитывая интерес к индивидуальности, заставляет нас ценить ее в каждом из учеников... ценить личность» [15. №. 179. 131]. Такое понимание истории как науки не только современно, но и в значительной степени раскрывает возможные пути модернизации гуманитарного образования, вытекающие из компетентностного подхода, конечной целью которого является формирование не столько специалиста, сколько личности будущего специалиста, способного решать конкретные задачи своей профессиональной деятельности, опираясь на высокую правовую, социально-философскую, историческую культуру и гражданскую позицию.

Опыт модернизации исторического образования, предложенный либеральными историками, представляется нам достаточно интересным в данной связи. Одной из важнейших задач реформирования системы образования ученые считали повышение качества подготовки выпускников, что обусловлено фундаментальной подготовкой студентов, развитием творческого потенциала личности, особой культурой преподавания дисциплин. Так, П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, А.А. Кизеветтер, А.С. Лаппо-Данилевский предлагали введение новых механизмов обеспечения и оценки качества обучения, в основе которых было повышение эффективности методики преподавания, введение новых форм преподавания, создание условий со стороны государственных структур для обеспечения качества подготовки [4; 16].

Либеральные историки существенно расширили спектр применения исторических знаний, возможности их использования при подготовке специалистов смежных областей [4. 26, 28; 16. 73 - 74, 80]. Интересен в данной связи и опыт создания Высшей Школы общественных наук в Париже в 1901 г., директором которой был назначен
М.М. Ковалевский, с лекциями выступали Н.И. Кареев, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский и др. Целью Школы стала общая гуманитарно-политическая подготовка отечественных и иностранных слушателей. Несмотря на противодействие начинанию со стороны российского правительства, популярность Школы была очень высока, не иссякала и потребность в историко-социологических и историко-правовых знаниях, предлагаемых лекторами [3. 570; 9. 69; 6. 12]. Попытка ученых создать образовательное учреждение нового типа, готовившего специалистов широкого профиля по общественно-государственным, историко-социологическим, историко-философским, юридическим специальностям весьма актуальна. Эта тенденция нашла отражение в организации исторического образования отечественными историками-эмигрантами в начале ХХ в. [1; 14; 15], в современных условиях в США и Западной Европе [26. 90 - 91,100,112,119 - 120].

Либеральные историки конца XIX - XX вв. неустанно работали над повышением статуса и роли высшего образования, связывая необходимость этого с потребностями политико-социального, правового и культурного развития России. И хотя предпочтение отдавалось университетам, как учебным заведениям универсального типа, способным преодолеть разрыв системных связей между естественнонаучной и гуманитарной подготовкой, поднять гуманитарный потенциал высшего образования, развить творческие способности учащейся молодежи, либеральные историки активно развивали сеть других высших образовательных учреждений в России.

Концепция реформирования системы образования, разрабатываемая либеральными историками, включала идеи реформирования высшей школы на общедемократических началах, введение автономии высшей школы, объединение начальной и средней школ, организационно-научное взаимодействие средней школы и высших учебных заведений. Прогресс в науке, в историческом образовании рассматривался учеными как неотъемлемая часть проведения глобальных государственных, политико-социальных, культурно-правовых преобразований. Понимание прогрессивного общественного развития связывалось именно с духовным ростом личности, повышением гражданского самосознания, образованностью населения в целом.

Н.И. Кареев, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский, П.Г. Виноградов подчеркивали важное значение внутривузовского внеучебного общения молодежи, ссылаясь и на опыт организации учебного дела в западных университетах [8. 207; 19. 65 - 105; 27. 24; 24. 82, 89 - 95]. Указывалось на необходимость содействия со стороны как администрации учебных заведений, так и Министерства народного образования организации научных обществ, корпораций, клубов учащейся молодежи, целью которых стало бы не только развитие науки, но и эстетического образования, культуры в целом [11. 338; 12. 788 - 800; 17. №. 7. 2, 3, 4, 7]. Именно всестороннее развитие личности, повышение ее культурного уровня позволит, по мнению либеральной профессуры, сконцентрироваться студентам на научных интересах. В настоящее время, использование опыта разработки, реализации и дальнейшее усовершенствование учебно-методических проектов либеральных историков, осмысление их социокультурной практики - неотъемлемая часть усовершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях России.

Выводы

Деятельность  либеральных  историков  в  обобщении  отечественного и мирового опыта в области теории и методологии исторического познания, публикации информационных и аналитических материалов, освещающих современное им состояние мировой теоретико-исторической мысли, подготовка лекционных курсов по проблемам теории и методологии истории, социологии, правоведению сыграла важную роль в развитии образования в России в начале ХХ в. В настоящее время, изучение традиций исторического образования, осознание значимости преемственности культуры преподавания,   междисциплинарных методологических подходов к научному исследованию, предложенных либеральными историками, является неотъемлемой частью совершенствования образовательной системы,  интеграции науки и образования, новой философии образования, расширения проблемных полей научного знания, многоуровневой системы предметной подготовки. Либеральные ученые заостряли внимание на равнозначности теоретического и прикладного компонентов в подготовке будущих специалистов. Подготовка на гуманитарных факультетах предполагает, прежде всего, формирование профессиональных знаний методологии истории, общетеоретических знаний в сфере философии, социологии, правоведении, культурологии, политологии. Соответственно акцентировалось внимание на высоком теоретическом уровне преподавания таких дисциплин, как история по отдельным странам и временным периодам, история государства и права, философия права, история политических движений, политико-правовой и философской мысли, история культуры, основы эмпирической и аналитической психологии, иностранные языки и др.  

Либеральные историки подчеркивали особое значение не только квалификации профессорско-преподавательского состава, как фактора повышения качества образования, но и усиление научно-исследовательского аспекта в самостоятельной работе студентов. Одним из примеров тому деятельность Исторического общества при Санкт-Петербургском университете в 1889-1917 гг., знаменитые семинары    П. Г. Виноградова, Н. И. Кареева,
А.С. Лаппо-Данилевского [21. 143-148].

Акценты на  повышении  правовой культуры как первоочередной задачи политико-социальной и культурной модернизации в России, содержащиеся не только в лекционных материалах, но и выступлениях либеральных историков в различных общественно-политических и научных обществах, отражают представления ученых о путях развития конституционализма, правового государства, его социально-политической, правовой, духовной, эстетической модернизации. Обеспечение высокого качества образовательных услуг, осмысление и внедрение инноваций (отечественных и зарубежных), интеграция знаний в целостной системе требуют   нового   методологического   подхода.  Переход   к новой системе образования в современных условиях требуют качественной реформы образовательной системы и планирования потребности в подготовке специалистов на долгосрочную перспективу. В данной связи, особое значение приобретает обращение к идейно-теоретическому наследию и практическому опыту реформирования системы образования, предложенной либеральными учеными конца XIX - начала XX вв. не только с точки зрения повышения уровня историко-культурного образования студентов на гуманитарных факультетах, но и с целью расширения контекста компетентностного подхода в системе образования.

Список сокращений

АРАН - Архив Российской Академии наук (Москва)

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации (Москва)

ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва)

ПФА РАН - Петербургский филиал Архива Российской Академии наук

РГИА - Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург)

ЦИАМ - Центральный исторический архив г. Москвы (Мосгорархив)

Рецензенты:

Полторак С.Н., д.и.н., профессор, Президент Международной ассоциации исторической психологии, г.Санкт-Петербург;

Назарова С.И., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории профессиологических и социологических исследований педагогического образования ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

СИДНЕНКО т.и. К ИСТОКАМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16343 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674