Основным методом, позволяющим сопоставить внутренние (социально-экономические показатели региона) и внешние (риски) факторов, является количественный SWOT-анализ [4].
SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы [1].
Понятие риска включает в себя неопределённое событие или условие (фактор внешней среды), которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на показатели внутренней среды региона, приводит к приобретениям или потерям (в том числе финансовым).
Предлагаемый нами SWOT-анализ рисков состоит из трех этапов [3-6].
Первый этап заключается в исследовании внутренней среды региона, а именно в анализе основных социально-экономических показателей и выявлении среди них слабых и сильных сторон. В качестве количественной оценки социально-экономических показателей будем использовать оценку выраженности i-ой характеристики (Ki), которая измеряется по целочисленной шкале от -10 до 10. Положительные значения соответствуют сильным сторонам региона (социально-экономический показатель находится на высоком уровне), а отрицательные – слабым (социально-экономический показатель имеет низкое значение).
Второй этап заключается в исследовании внешней среды региона и выявлении перспектив и рисков развития. В качестве количественной оценки перспектив и рисков региона будем использовать показатель вероятности появления j-го фактора (Pj). Данная вероятность определяется экспертным путем и находится в интервале от 0 до 1.
Третий этап SWOT-анализа рисков заключается в сопоставлении социально-экономических показателей и факторов внешней среды с целью выявления влияния перспектив и рисков на показатели региона. Также на этом этапе происходит выявление наиболее существенных рисков, которые могут препятствовать или сдерживать развитие региона в дальнейшем. Количественными оценками на данном этапе выступает возможность региона за счет j-ой благоприятной перспективы (риска) увеличить (сократить) значение i-ого показателя социально-экономического развития.
Все полученные данные сводятся в таблицу 1.
Таблица 1
Итоговая матрица SWOT-анализа рисков региона
Факторы |
Ki |
Перспективы |
Риски |
Li |
||||
Перспектива 1 |
Перспектива 2 |
… |
Риск 1 |
Риск 2 |
… |
|||
Pj |
|
|
|
|
|
|
|
|
Макроэкономический показатель 1 |
|
|
|
|||||
Макроэкономический показатель 2 |
|
|
||||||
Макроэкономический показатель 3 |
|
|
||||||
… |
|
|
||||||
Макроэкономический показатель n |
|
|
Оценка конкретных показателей макроэкономического развития региона рассчитывается по формуле:
, (1)
где m – общее количество факторов внешней среды;
bij – возможность региона за счет j-ой благоприятной перспективы (риска) увеличить (сократить) значение i-ого показателя социально-экономического развития. Значения могут меняться от –10 до 0 для угроз и от 0 до 10 для перспектив.
Если показатель (
),
то принимаем значение
(
).
После чего рассчитывается оценка степени риска региона:
, (2)
где – коэффициент значимости i-го фактора для региона.
Интегральный показатель степени риска (учитывая, что ), означает:
– высокую степень (риски существенно превосходят
перспективы), если;
– среднюю степень (риски примерно равны перспективам),
если ;
– низкую степень (перспективы существенно превосходят
риски), если.
Предложенный метод был применен нами в рамках проекта по актуализации Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года.
К основным факторам внутренней среды было отнесено 11 макроэкономических показателей социально-экономического развития Камчатского края.
1. Объем валового регионального продукта (ВРП). Показатель объема ВРП в 2011 году в Камчатском крае составил 112 750,5 млн. руб., что в 2,48 раза меньше среднего показателя по Дальневосточному Федеральному Округу. По данному показателю Камчатский край занимает 6 место в ДВФО и 68 место в России (K1 = -5).
2. Объем инвестиций в основной капитал. В сравнении с аналогичным показателем по России в целом, инвестиции по Камчатскому краю превышают на 25 процентов среднероссийский. Однако, в сравнении с регионами Дальневосточного Федерального Округа, Камчатский край находится на предпоследнем месте, занимая 8 место. Также учитывая среднее значение показателя, рассчитанное по ДВФО с учетом Камчатского края, можно сделать вывод о том, что инвестиции в основной капитал по Камчатскому краю ниже, чем в целом по ДВФО (K2 = 6).
3. Объем дохода консолидированного бюджета на душу населения. Уровень значения данного показателя в Камчатском крае существенно не отличается от других регионов Дальнего Востока. Его значение выше, чем в среднем по Российской Федерации (K3 = 7).
4. Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета. Камчатский край, начиная с 2009 года, занимает последнее место среди регионов Дальнего Востока по данному показателю. Доля собственных средств в общем объеме бюджета в анализируемом периоде составляет около 40 процентов, при среднем значении показателя в ДВФО около 60 процентов. Общероссийский и дальневосточный показатели также существенно выше показателя, демонстрируемого Камчатским краем (K4 = -7).
5. Плотность населения. Данный показатель в 2014 году в Камчатском крае составляет 0,7 чел/км2, что ниже показателей по ДВФО (1,01 чел/км2) и России (8,4 чел/км2) (K5 = -8).
6. Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг. За рассматриваемый период отношение денежных доходов населения региона к стоимости фиксированного набора товаров и услуг увеличилось с 1,684 до 1,868. Вместе с тем данные показатели существенно отстают как от общероссийских показателей, так и показателей ДВФО. По данному показателю Камчатский край занимает 6 место из девяти субъектов региона. Среднее значение показателя в Камчатском крае за анализируемый период составило 1,76, что приближается к среднему по ДВФО (1,85), но ниже общероссийского уровня (2,2) (K6 = -4).
7. Уровень безработицы. Уровень безработицы в Камчатском крае выше, чем в среднем по России и по ДВФО. Отмечается снижение данного показателя как в целом по РФ, так и по всем регионам ДВФО с 2009 по 2012 годы. Так, по РФ показатель снизился с 2,1% в 2007 году до 1,4% в 2012 году, по ДВФО – с 3,2% до 1,9%, в Камчатском крае – с 3,5% до 2,2% (K7 = -3).
8. Среднедушевые денежные доходы. Среднедушевой денежный доход в 2012 году в Камчатском крае составил 31 481 рублей, что больше показателей по ДВФО (25 326 рублей) и России (23 058 рублей) (K8 = 5).
9. Индекс потребительских цен. Данный показатель в 2014 году в Камчатском крае составил 106,45, что больше аналогичных показателей по ДВФО (106,39) и России (106,07) (K9 = -1).
10. Объем производства товаров и услуг. Камчатский край по данному показателю занимает далеко не лидирующие позиции среди субъектов ДВФО, незначительно опережая лишь Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Магаданскую область. Показатель объема производства товаров и услуг в Камчатском крае в 2,6 и 6,48 раза ниже, чем среднее значение по ДВФО и России, соответственно (K10 = -5).
11. Индекс промышленного производства. Индекс промышленного производства в 2013 году в Камчатском крае составил 93,3, что меньше показателей по ДВФО (100,0) и России (100,4) (K11 = -5).
В ходе анализа социально-экономического положения Камчатского края были получены следующие экспертные оценки внешней среды региона (табл. 2).
Таблица 2
Перспективы и риски внешней среды Камчатского края
№ п/п |
Факторы внешней среды |
Вероятность появления |
Значимость |
Характер влияния |
Ранг |
Перспективы |
|||||
1 |
Участие в государственных программах по разделу «инновационное развитие и модернизация экономики» |
1,0 |
8 |
+1 |
8,0 |
2 |
Участие в государственных программах по разделу «сбалансированное региональное развитие» |
1,0 |
7 |
+1 |
7,0 |
3 |
Участие в государственных программах по разделу «новое качество жизни» |
1,0 |
5 |
+1 |
5,0 |
4 |
Снижение импортных пошлин |
0,7 |
7 |
+1 |
4,9 |
5 |
Создание транзитного порта для развития Северного морского пути |
0,6 |
8 |
+1 |
4,8 |
6 |
Изменение «исторического принципа» распределения квот на вылов биологических ресурсов |
0,8 |
5 |
+1 |
4,0 |
7 |
Участие в государственных программах по разделу «эффективное государство» |
1,0 |
4 |
+1 |
4,0 |
8 |
Увеличение конкуренции в финансовой сфере |
0,3 |
8 |
+1 |
2,4 |
9 |
Снижение экспортных пошлин |
0,5 |
4 |
+1 |
2,0 |
10 |
Усиление контроля в области качества продукции |
0,5 |
4 |
+1 |
2,0 |
Риски |
|||||
1 |
Изменение «исторического принципа» распределения квот на вылов биологических ресурсов |
0,8 |
10 |
-1 |
-8,0 |
2 |
Злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны естественных монополий |
0,8 |
7 |
-1 |
-5,6 |
3 |
Сокращение объема иностранных инвестиций |
0,7 |
8 |
-1 |
-5,6 |
4 |
Миграционная подвижность населения края |
0,4 |
8 |
-1 |
-3,2 |
5 |
Введение схемы «квоты под киль» |
0,2 |
10 |
-1 |
-2,0 |
6 |
Рост дифференциации доходов населения |
0,5 |
4 |
-1 |
-2,0 |
7 |
Снижение импортных пошлин |
0,5 |
4 |
-1 |
-2,0 |
8 |
Рост безработицы |
0,3 |
6 |
-1 |
-1,8 |
Итого |
|
5,9 |
Далее была заполнена итоговая матрица SWOT-анализа рисков (ввиду громоздкости мы не приводим ее в статье).
Приняв в нашем случае
коэффициент значимости i-го фактора , по формуле
(2) была рассчитана оценка степени риска Камчатского края:
.
Средняя оценка
выраженности характеристик .
В результате проведенного SWOT-анализа рисков Камчатского края были получены выводы, что в случае наступления всех выявленных факторов внешней среды:
– выраженность ряда макроэкономических показателей снизится. К таким показа- телям относятся: «объем валового регионального продукта» (снижение на 5 пунктов), «объем дохода консолидированного бюджета на душу населения» (на 4,4), «объем инвестиций в основной капитал» (на 3,8), «доля собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета» (на 3) и «среднедушевые денежные доходы» (на 2,8);
– возрастет выраженность следующих показателей: «индекс потребительских цен» (рост на 7,5 пункта), «плотность населения» (на 4,1), «уровень безработицы» (на 4) и «объем производства товаров и услуг» (на 1,9);
– показатели «уровень безработицы» и «индекс потребительских цен» перейдут из слабых сторон в сильные.
Так как ,
то можно сделать вывод о том, что внешняя среда Камчатского края в целом
характеризуется как среда со средней степенью риска. При условии наступления
всех выявленных факторов внешней среды ситуация по основным макроэкономическим
показателям социально-экономического развития края в среднем останется неизменной.
Ембулаев В.Н., д.э.н., профессор, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток;
Солодухин К.С., д.э.н., профессор, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток.
Библиографическая ссылка
Мазелис Л.С., Морозов В.О. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА РИСКОВ РЕГИОНА В РАЗРЕЗЕ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16329 (дата обращения: 19.02.2025).