Надо признать, что, несмотря на многочисленные поиски исследователей в определении характеристик и механизмов развития «морального интеллекта», этот феномен остается во многом не познанным именно в силу своей многогранности: на стыке двух сложнейших психических структур - морального самосознания и мышления. Из этого следует, что изучение специфики самого морального интеллекта связано с анализом и взаимоучетом механизмов развития, как сферы самосознания личности, так и сферы мышления.
Способность к пониманию смыслов моральных норм и ценностей, тем более действенность этих знаний и смыслов, их влияние на поведение человека, конечно, выходит за рамки чисто когнитивных характеристик личности. При решении нравственных задач индивид опирается на общие моральные установки и прошлый нравственный опыт, поэтому процесс принятия решений в ситуации морального выбора отличается от мышления в других ситуациях[3]. Морально-нравственные категории, как принятые личностью регуляторы его поведения и отношения к действительности очень активно исследуются сегодня в отечественной и зарубежной психологии. Однако гораздо менее представлено проблемное поле, связанное с анализом закономерностей формирования морально-нравственных понятий у современных детей в аспекте их когнитивного развития.
При сохранении общих закономерностей, механизмов сознания и мышления современные дети по многим психологическим и психосоциальным характеристикам своего развития отличаются от своих сверстников двадцатого века [12]. Между тем, именно осмысление (понимание) морально-нравственной категории есть первая ступень ее освоения ребенком. Именно здесь зависимость от возможностей интеллекта играет особую роль. В связи с этим дети, имеющие отставание в развитии интеллекта, требуют особого изучения и внимания, поскольку они не должны попасть в группу риска, как субъекты, не владеющие смыслом морально-нравственных понятий и потому не руководствующиеся ими. В связи с этим анализ усвоения морально-нравственных категорий младшими школьниками нами будет рассматриваться при сравнении двух детских категорий - у младших школьников без интеллектуальных нарушений и у их сверстников, имеющих отставания в интеллектуальном развитии от возрастной нормы по типу задержки психического развития (ЗПР).
Дети с ЗПР, как категория детского дизонтогенеза, характеризуются такими признаками полиморфной клинико-психологической симптоматики, как незрелость (в сравнении с возрастными возможностями) относительно сложных форм поведения и деятельности, расстройствами различных аспектов эмоционально-волевой сферы, нарушением работоспособности, пониженной обучаемостью (по МКБ-10 варианты ЗПР рассматриваются в разделах F80- F89). Их когнитивное развитие имеет сложный и неоднозначный характер [5]. На ранних этапах онтогенеза и при специальном обучении пластичность психики этих детей позволяет существенно корректировать их развитие.
С точки зрения развития интеллекта именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования ключевых характеристик понятийного логического мышления [4], это возраст активного осмысления моральных категорий, норм и правил [10].
В своем исследовании мы обратились к изучению развития морально-нравственных понятий, сравнивая особенности их становления у младших школьников с ЗПР с аналогичными проявлениями их сверстников, развивающихся в норме (НПР).
Основанием для выбора диагностируемых понятий послужили восемь наиболее распространенных «абстрактных» слов обыденного языка, находящихся в языковой компетенции испытуемых - добро, совесть, дружелюбие, справедливость, завить, жадность зло, хитрость.
Для диагностики был использован метод стандартизированной беседы, позволяющий определить у школьников возможность соотнесения содержания морально-нравственного понятия и образа того представителя (литературного героя, конкретного человека), который наделен этим качеством. При этом предполагалось объяснение ребенком такого соотнесения.
В исследовании принимали участие 160 учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ г. Н. Новгорода, вошедшие в экспериментальные группы:
1) учащиеся, имеющие отставание в интеллектуальном развитии - 80 человек
2) учащиеся, имеющие норму психического развития - 80 человек.
По результатам, полученным в ходе диагностики, были учтены следующие показатели, отражающие различные аспекты становления морально-нравственных понятий на основе имеющихся у детей образов и представлений:
- адекватность смыслового соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя;
- диапазон владения знаниями о литературных героях и конкретных людях, наделенных этим качеством;
- обоснованность соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя.
Проведенное исследование показало ряд особенностей в освоении предложенных понятий детьми с ЗПР и НПР.
Проведенный анализ полученных результатов по показателю «адекватность смыслового соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя» позволил установить, что наиболее точное соотнесение содержания морально-нравственного понятия и его носителя младшие школьники с ЗПР и НПР осуществляют по понятиям хитрость, добро, дружелюбие. Определяя понятия добро и дружелюбие, учащиеся младших классов с ЗПР и НПР называли следующих литературных и сказочных героев: Кот Леопольд, Золушка, Буратино, Крокодил Гена.
Однако учащиеся с ЗПР чаще используют примеры из сказок и мультфильмов, в отличие от своих сверстников с НПР, которые в равной степени приводят примеры, как из литературных произведений, так и из реальной жизни, называя реальных людей, обладающих данной характеристикой: «Добрая мама, потому что она меня любит всяким, жалеет и не ругает просто так», «Дружелюбная моя подруга Эля, потому что ни когда не бросает в беде».
При адекватном соотнесении понятия хитрость, учащиеся с ЗПР и с НПР в одинаковой степени используют персонажей, как из сказок и литературных произведений, так и из реальной жизни. С одинаковой частотой дети обеих групп использовали образ лисы из разных сказок: «Лиса перехитрила волка», «Лиса Алиса обманула Буратино». Изучение и анализ литературных произведений в школе, а так же жизненный опыт учащихся обеих групп повлияли на более точное понимание
Понятия совесть и справедливость вызвали у младших школьников наибольшие затруднения в правильном соотнесении содержания понятия и образа персонажа (у детей с ЗПР это проявлялось особенно ярко): 50% детей заменяли содержание этих понятий другим, либо давали ответы не соотносимые со смыслом понятия («Родители совестливые - они советуются друг с другом», «Совестливый - это советник, потому что он дает хорошие советы»). Зачастую учащиеся путали эти понятия, называя примеры свойственные противоположному моральному качеству (бессовестный, несправедливый).
Анализ способности младших школьников к обоснованию сделанного выбора-соотнесения также позволил увидеть общее и различное в исследуемых группах. Так младшие школьники с ЗПР при обосновании соотнесения морально-нравственного качества с героем-носителем объясняют свой выбор, пользуясь описанием конкретных действий или ситуаций, демонстрирующих проявление этого морального качества.
Младшие школьники с НПР (31 %) проявили способность к обобщению при объяснении понятий: добро, дружелюбие, хитрость, жадность, зло, остальные испытуемые объясняли эти понятия через описание конкретного действия или ситуации.
Понятия совесть и справедливость дети с ЗПР обосновать не смогли, вероятно, данные категории не имеют еще для них четкого смыслового (содержательного) наполнения, у этих детей мало примеров-образов, характеризующих проявление данных понятий. Учащихся с НПР (40%) смогли обосновать выбор героя-представителя для каждого из этих качеств.
Оценивая высказывания учащихся обеих групп, следует отметить явное преобладание знаний и опыта детей при определении отрицательных морально-нравственных понятий. Понятия зло, жадность и хитрость имеют высокий % обоснования у учащиеся обеих категорий: 40 % испытуемых с ЗПР при характеристике данных понятий чаще используют в качестве примеров конкретные ситуации из реальной жизни (например: «Юра К. злой, он дружить не хочет, а драться лезет»). По мнению младших школьников с ЗПР, достаточно большую группу людей, носителей отрицательных качеств, составляют одноклассники. Реже носителями отрицательных МНП для детей с ЗПР становятся близкие люди.
Среди учащихся с НПР 66% смогли обосновать смысл этих понятий, используя в качестве примеров ситуации из сказок и мультфильмов («Хитрая Лиса во всех сказках, потому что всех всегда обманывает, придумывает хитрые планы», «Жадный - миллионер, потому что он никому так просто ничего не дает»).
Третьим критерием анализа усвоения детьми морально-нравственных понятий были характеристики диапазона знаний детей о тех представителях, с которыми можно соотнести конкретное понятие. Этот показатель был важен именно для младших школьников, так как степень усвоения понятий в этом возрасте связана с конкретными субъектами и ситуациями, с помощью которых ребенок объясняет понятие.
У младших школьников с ЗПР отмечается низкий уровень владения такими знаниями. По два и более примера дети смогли привести лишь на 3 понятия: добро, дружелюбие, хитрость. К остальным понятиям эти школьники смогли подобрать не более одного примера.
Более широкий диапазон знаний продемонстрировали дети, не имеющие интеллектуальных нарушений: 40% этих учащихся смогли назвать 2 и более героев на те же МНП. Данные не вызывают удивления, но они подчеркивают роль памяти в процессе усвоения понятий - дети обладающие развитой памятью легче оперируют конкретными характеристиками для определения смысла понятия и, соответственно, быстрее выходят на обобщение конкретных характеристик.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов:
- Суждения учащихся младшего школьного возраста о моральных качествах личности носят конкретно-ситуативный характер, будучи связаны с конкретной ситуацией, в которой они проявляются, или конкретным представителем этого морального качества.
- Определение морально нравственных понятий младшими школьниками зачастую происходит через морально-оценочные суждения, которые отличаются чрезмерной категоричностью. Это связанно с тем, что на основе выделения некоторых отдельных признаков понятия ими делаются оценочные обобщения, связанные с опытом или представлениями ребенка.
- У большинства из младших школьников, принимавших участие в эксперименте, в актуальном опыте отсутствует смысловое представление о понятиях совесть, справедливость. Дети либо не могут их пояснить, либо дают пояснения не адекватные смыслу этих понятий.
- Обе детские категории участников эксперимента более свободно владеют как смыслом, так и опытом, связанным с отрицательными орально-нравственными понятиями: зло, жадность, хитрость. По всем критериям анализа - адекватность соотнесения, обоснованность и диапазон знаний для соотнесения - по этим понятиям было дано наибольшее количество правильных ответов.
- Процесс усвоения понятий у младших школьников с ЗПР по сравнению со сверстниками, имеющими возрастные показатели интеллектуальной нормы, происходит медленнее и имеет качественное своеобразие: узкий диапазон знаний о конкретных характеристиках, через которые можно описать понятие, слабость вербальной составляющей при выражении мысли, домысливание понятия, искажающее его смысл, в опоре на созвучные и знакомые слова.
Тем не менее, прослеживается общая закономерность и последовательность усвоения морально-нравственных категорий у младших школьников обеих испытуемых групп. Надеемся, что дальнейшие наши исследования позволят понять, какую роль в этом процессе играют художественные произведения, средства массовой информации и социальный опыт самого ребенка.
Рецензенты:
Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.
Суворова О.В., д.псх.н., профессор НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Князева Т.Н., Сидорина Е.В. ПОНИМАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАТЕГОРИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В СТРУКТУРЕ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16327 (дата обращения: 11.09.2024).