В современных образовательных документах стратегическое партнерство между заказчиками и поставщиками образовательных услуг определено как одно из обязательных условий подготовки высоко конкурентных специалистов. Сегодня уже запущены механизмы по участию работодателей в формировании образовательных стандартов, установлению нормативов ресурсного обеспечения образовательных учреждений, в аттестационных комиссиях по аккредитации учебных заведений разного уровня подготовки и многих других формах сотрудничества [2,4,5]. Необходимо отметить, что внимание к проблемам социального партнерства в сфере образования прослеживается, в основном, лишь на федеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях утверждение этой модели взаимодействия идет достаточно сложно. Однако, именно на этих уровнях государственного устройства очевидна необходимость разработки четко отлаженных механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, формируемых с учетом специфики социально-экономической и образовательной инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации.
Особенно актуально решение такой задачи для малых городов России (моногородов), в которых, как правило, имеется градообразующее предприятие и образовательная структура, ориентированная конкретно на удовлетворение кадровых потребностей данного хозяйствующего субъекта. Представляется, что при выборе общей стратегии взаимовыгодного профессионально-образовательного партнерства в данных территориальных образованиях, следует использовать методологию кластерного подхода [1,6]. Географическая локализация всех участников стратегического партнерства, регулирующих многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации будет способствовать оперативному созданию общей образовательной, производственной и информационной инфраструктуры.
В статье изложен опыт организации социального партнерства образовательных учреждений и работодателей, построенный по кластерному типу, в моногороде Арсеньев Приморского края. Предложена структура сформированной кластерной образовательно-профессиональной среды. Представлены результаты совместной деятельности для направления подготовки «Экономика и управление на предприятии».
Проектирование кластерной образовательно-профессиональной среды
В городе Арсеньев имеются два градообразующих предприятия - машиностроительные заводы «Прогресс» и «Аскольд» и широкая сеть образовательных учреждений среднего, средне-специального и высшего уровня подготовки. Для четкого определения статуса и полномочий всех заинтересованных сторон проектируемый кластер условно был разбит на четыре домена: домен «заказчик образовательных услуг» - работодатели, домен «поставщик образовательных услуг» - образовательные учреждения города, домен-транслятор - производственно-образовательный процесс, обеспечивающий качественную подготовку специалистов требуемой квалификации и домен-навигатор - органы государственного и муниципального управления.
Первый домен был сформирован в виде учебно-производственного центра, состоящего из трех секций - на базе ОАО «Прогресс», состоящего из трех секций - прогнозной, экспертной, производственно-обучающей. Основные направления деятельности центра:
- определение численности и структуры требуемого кадрового потенциала на основании анализа текущих и перспективных объемов производства;
- делегирование полномочий для участия в формировании второго домена образовательного кластера;
- разработка состава и структуры профессиональных компетенций специалистов требуемой квалификации;
- организация учебно-производственных площадей для проведения профориентационных, обучающих и производственных мероприятий со всеми потенциально возможными субъектами образовательной среды.
Второй домен кластера является основным поставщиком трудовых ресурсов, необходимых работодателям. Ядром этого домена является филиал Дальневосточного федерального университета в городе Арсеньев, в котором ведется подготовка специалистов высшей категории по трем образовательным направлениям, отвечающим требованиям заказчика: самолето-и-вертолетостроение, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, экономика и управление на производстве. В то же время, прогнозная экспертиза, проводимая представителями заказчика, позволила установить потребность рынка труда города в высококвалифицированных рабочих, подготовка которых традиционно ведется в профессиональном лицее № 32 и колледже филиала ДВФУ. Эти два образовательных учреждения также были включены в образовательно-производственный кластер.
Решение проблемы насыщения рынка труда профессионалами невозможно без планомерно организуемой профориентационной работы, позволяющей выявить предпочтения в будущей профессиональной сфере. Совершенно очевидно, что начинать эту работу с кадровым потенциалом нужно со школьной скамьи, поэтому «замкнули» все возможные уровни взаимодействия между поставщиками и заказчиками образовательных услуг четыре общеобразовательные школы.
Третий домен кластерной среды транслирует образовательные и производственные технологии от одного домена к другому. На базе учебного центра для учащихся технических 10-11 классов проводятся практические занятия. В лаборатории материаловедения филиала ДВФУ по прикладным программам проводится ряд мастер классов по металлографическому анализу, как одному из методов повышения качества и надежности производства деталей вертолетостроения. Университет осуществляет системную работу со школьниками через систему довузовской подготовки по профильным дисциплинам: математика, физика, русский язык. Предприятия предоставляют производственную платформу для практических и лабораторных занятий, стажировок, производственных практик студентов колледжа, вуза и профессионального лицея. Преподаватели филиала, колледжа и лицея находятся в тесном взаимодействии с предприятиями и проходят на них стажировку. В свою очередь, представители заводов являются преподавателями специальных дисциплин, входят в состав аттестационных и экзаменационных комиссий на государственной защите выпускных квалификационных работ студентов. Учебный отдел производственного центра кластера несет ответственность за качество подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению от предприятия. В общеобразовательных учреждениях города, включенных в кластер, получают профильное образование 86% учащихся 10-11 классов, при этом более половины учащихся предпочли техническое направление, что соответствует потребностям рынка труда городского округа. В рамках дополнительного образования на базе ААК «Прогресс» создан технический класс, который объединил 129 учащихся с 9 по 11 класс. В последние годы в школах города проходит ежегодная конференция «Ступени к успеху», на которой представляются исследования школьников по разнообразным областям наук. Победители конференции приглашаются на более высокий научный уровень - студенческую конференцию «Молодежь ХХI века», которая проходит на базовом предприятии «Прогресс». На этом уровне научно-профессионального партнерства уже участвуют студенты колледжа, филиала ДВФУ, а также молодые сотрудники предприятия и преподаватели.
Оперативное сетевое взаимодействие, координация всех частей внутри кластера образовательной среды осуществляется четвертым доменом - органами местного самоуправления. Таким образом, все механизмы взаимодействия между субъектами кластера работают как на повышение квалификации преподавательского состава, так и на эффективность образовательной подготовки будущих специалистов.
Ниже будут представлены результаты одного из возможных направлений взаимодействия внутри кластерной среды - определение структуры и состава профессионально важных качеств будущих специалистов и разработка принципов их формирования в образовательном процессе для направления подготовки «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)».
1. Анализ сферы профессиональной деятельности экономистов-менеджеров позволил сформировать взаимосвязанный комплекс их профессионально важных качеств, характеризующих особенности поведения, мышления и социализации специалистов данного профиля. На основании специально разработанной методики оценивания [3], была определена взвешенная интегральная оценка каждого качества (по пятибалльной шкале). Профессиографическую экспертизу проводило 35 экспертов: 40% - экономисты, 25% - менеджеры, причем 20% - менеджеры высшего звена, 20% - бухгалтера, 9% - главные бухгалтера и 6% - начальники экономических отделов.
2. Поиск оптимальных подходов к организации процесса формирования и развития профессионально важных качеств экономиста-менеджера позволил обосновать возможность организации данного процесса в системе самостоятельной работы студентов.
3. Разработка структурно-организационного, методического и дидактического обеспечения, а также средств психолого-педагогической поддержки процесса формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов осуществлялась в несколько этапов:
- разработка технологической поддержки данного процесса;
- конструирование дисциплинарного поля самостоятельной работы;
- проектирование образовательных маршрутов, по которым может осуществляться процесс формирования и развития ПВК экономистов-менеджеров. Основополагающим принципом проектирования образовательных маршрутов был выбран принцип системной вариативности, обеспечивающий субъектную, технологическую, содержательную и деятельностную вариативность образовательного пространства.
4. Формирование системы мониторинга реализуемого процесса осуществлялось в двух взаимосвязанных направлениях. В социально-профессиографическом аспекте: выделены четыре уровня формирования (и их критерии) исследуемых качеств, отражающие структурно-функциональную взаимосвязь кадрового состава соответствующей профессиональной сферы; предложен и апробирован в образовательной практике комплекс психодиагностических методик определения уровня сформированности исследуемых профессионально важных качеств экономистов-менеджеров. В образовательном аспекте: предложена совокупность и последовательность включения в систему самостоятельной работы видов квазипрофессиональной деятельности, по результатам выполнения которой можно судить об определенном уровне развития соответствующих ПВК; разработаны оценочные шкалы уровня и качества выполнения видов деятельности, реализуемых посредством включения в образовательный процесс каждой технологической единицы.
Разработка комплексной системы мониторинга позволила сформировать «систему портфолио» на каждого студента - участника педагогического эксперимента - пожелавшего связать свою будущую профессиональную деятельность с предприятием, представители которого выступали в формировании социального заказа. В портфолио отражались как учебные показатели студентов, так и результаты выполнения различных видов профессиональных заданий, разработанных совместно с работодателями. Экспертиза соответствия заявленных результатов реальным показателям качества профессиональной деятельности молодых специалистов осуществлялась на протяжении двух лет с момента окончания вуза. Результаты экспертизы послужили основанием для корректировки методической системы поддержки процесса формирования и развития профессионально важных качеств экономистов-менеджеров, а также расширения дисциплинарного поля функционирования данного процесса.
Заключение
В статье описан опыт организации социального партнерства работодателей и образовательных учреждений на примере производственно-образовательного кластера, который функционирует в городе Арсеньев Дальневосточного Федерального округа.
В основе формирования образовательной среды по кластерному типу, прежде всего, лежит принцип территориальной близости, что и определяет эффективность взаимодействия. Территориальная близость участников позволяет сформировать единое информационное профессиональное пространство общения, распространения знаний, обмена новыми технологиями, инновационной продукцией. Использование данного принципа логично приводит к функционированию взаимовыгодному сотрудничеству в реализации совместных проектов, укрепляющих положение каждой единицы кластера, как на рынке труда, так и на рынке производства продукции.
В предлагаемой схеме организации социального партнерства работодателей и образовательных учреждений все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством.
Рецензенты:
Потапова М.В., д.п.н., профессор, проректор по науке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки РФ, г.Челябинск;
Карастелев Б.Я., д.т.н., профессор, заместитель директора по науки филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточного Федерального Университета в г. Арсеньеве , г. Арсеньев.
Библиографическая ссылка
Клещева Н.А., Петрук Г.В. СОТРУДНИЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16325 (дата обращения: 19.02.2025).