Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Кашина С.Г. 1 Шарафутдинов Д.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье представлена разработанная модель реализации адаптационных ресурсов, включающая социальный заказ, принципы, цель, задачи, функции, содержание, формы, методы, критерии, уровни внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда; определены и обоснованы задачи, содержание, формы и методы внутрифирменного обучения; дано обоснование выбора задач; выяснено, что интеграция теоретической и практической подготовки рабочих строительных профессий по безопасности труда позволяет обобщить учебный материал на научной основе, активизировать учебную деятельность слушателей и сформировать у них компетенцию по безопасности труда, как целостное, личностно-развивающее качество, а не «частичное», «знаниевое» или «деятельностное» образование; установлено, что в основу оценки качества внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда может быть положена совокупность принципов: системности, директивности и динамичности; определено, что компонентами содержания внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда могут быть: знания фундаментальные и специальные, способы деятельности учебные и профессиональные, опыт положительных аттитюдов оценочных и действенных; выявлено, что совокупность методов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда можно разделить на следующие группы: общедидактические методы учебно-познавательной деятельности, контроля и стимулирования; мультимедийные; отраслевые (инструктивно-консультационные, тренинго-тестирующие).
интеграция теоретической и практической подготовки рабочих
строительные профессии
безопасность труда
критерии и уровни внутрифирменного обучения
рабочие строительных профессий
методы
формы
содержание
функции
задачи
цели
принципы
профессионализм работников
модель реализации адаптационных ресурсов
внутрифирменное обучение
1. Кашина С.Г. Сущность и содержание внутрифирменного обучения // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 5. URL: www.science-education.ru/119-14854 (дата обращения: 20.10.2014).
2. Кашина С.Г. Типы и функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15332 (дата обращения: 27.11.2014).
3. Чепурышкин И.П., Кашина С.Г., Василенкова Н.И. Принципы управления качеством образования в школе-интернате // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4. URL: www.science-education.ru/118-14411 (дата обращения: 22.10.2014).
4. Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. Абилитационно-воспитательное пространство – императив качества образования в школе-интернате // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14433 (дата обращения: 28.08.2014).
5. Василенкова Н.И., Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. Методы мониторинга образовательных услуг школ-интернатов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14436 (дата обращения: 03.09.2014).
6. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2010, № 2. − С. 65-69.
7. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт, 2014, № 01, ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm (дата обращения: 23.09.2014).
8. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. № 1. С. 56-63.
9. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 11. - С. 183-188.
10. Шарафутдинов Д.К., Бадрутдинов М.Н., Сибагатуллин Р.Р. Инновационный учебно-методический комплекс на основе графического дизайна и информационных технологий как средство формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работающих на ремонте и реконструкции магистральных трубопроводов // Нефтегазовое дело, – Уфа, 2011, №6. URL: http:www.ogbus. ru/authors/SharafutdinovDK/ SharafutdinovDK_1pdf (дата обращения: 06.05.2014).
В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы образование рассматривается  как структурообразующий компонент  общенациональных инновационных систем и  обуславливает  включение в  совокупность целей  Государственной программы обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам российского общества и экономики, посредством формирования гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования и  повышения роли работодателей и частно-государственного партнерства в ее развитии. Цель статьи - разработать модель реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: определить и обосновать задачи, содержание, формы и методы внутрифирменного обучения.

Методологическим основанием моделирования реализации адаптационных ресурсов в процессе внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда стали партисипативный, андрагогический, акмеологический, личностно-деятельностный подходы. На основе партисипативного подхода были сформулированы цель и задачи. Положения андрагогического подхода позволили выяснить формы и методы процесса внутрифирменного обучения. На основе акмеологического подхода определено содержание и выявлены критерии и уровни внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда. Личностно-деятельностный подход предполагает учет закономерностей педагогического взаимодействия в процессе внутрифирменного обучения и выяснение педагогических условий эффективной реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда [9]. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая)  методы.

Результаты исследования. Разработанная модель реализации адаптационных ресурсов включает социальный заказ, принципы, цель, задачи, функции, содержание, формы, методы, критерии, уровни внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда.

Выбор задач (организация на предприятиях специальных учебных лабораторий для внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда; интеграция теоретической и практической подготовки рабочих строительных профессий в процессе внутрифирменного обучения по безопасности труда; создание методики оценки качества внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда) обусловлен действующими нормативно-правовыми актами по безопасности труда, обязательной специальной оценкой  условий труда и сертификацией организации работ по охране труда. Установлено, что организация на предприятиях специальных учебных лабораторий для внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда способствует: 1) формированию положительного отношения к изучению вопросов безопасности труда за счет повышения интереса к содержанию обучения [4]; 2)  применению наглядных, аудивизуальных средств внутрифирменного обучения, которые обеспечивают эффективное включение в процесс обучения зрительной памяти, что  облегчает  запоминание учебного материала, обогащает эмпирический опыт обучаемых наглядными образами, необходимыми для усвоения понятий и представлений конкретных объектов и производственных процессов, их свойств (формы, величины, объема) [8]; 3) созданию единого информационно-образовательного пространства в сфере государственно-корпоративного управления безопасностью  труда [6].

Интеграция теоретической и практической подготовки обусловлена объединением междисциплинарного содержания внутрифирменного обучения по безопасности труда и различных видов деятельности (учебной, профессиональной и др.), а также опережающим характером внутрифирменного обучения, стандартизацией требований безопасности к процессу производства на международном, национальном, корпоративном уровнях. Выяснено, что интеграция теоретической и практической подготовки рабочих строительных профессий по безопасности труда позволяет: обобщить учебный материал на научной основе; активизировать учебную деятельность слушателей и сформировать у них компетенцию по безопасности труда, как целостное, личностно-развивающее качество, а не «частичное», «знаниевое» или «деятельностное» образование.

Создание методики оценки качества внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда обусловлено требованиями действующих нормативно-правовых актов. Данная методика может включать оценку: 1) качества условий внутрифирменного обучения: профессионально-педагогическая подготовка обучающих; состояние вертикальных (нормативно-правовых, организационно-управленческих, информационно-аналитических, финансово-экономических) и горизонтальных (концентрация ресурсов, научно-методическое обеспечение, координация процесса внутрифирменной подготовки) механизмов сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности; уровни информационного, научно-методического, нормативно-правового, материально-технического, организационно-административного обеспечения; создание персонализированных моделей внутрифирменного обучения; организация на предприятиях специальных учебных лабораторий для внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда; 2) качества реализации образовательных программ: освоение обучающимися конкретных знаний, умений, навыков, исходя из требований специальности, стандартов квалификации, занимаемой должности или исполняемых служебных обязанностей; 3) качества профессиональной подготовки по безопасности труда: формирование компетенции и квалификации, необходимых для выполнения служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований безопасности и охраны здоровья [7].

Оценка - это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо и для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области [3]. Таким образом, в основу оценки качества внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда может быть положена совокупность следующих принципов: 1) системности, обуславливающего отношение к оценке качества кадровой подготовки как к системе, имеющей внешнюю составляющую (которую оценивают внешние компетентные эксперты - специалисты органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти, работодатели) и внутреннюю  составляющую (которую оценивают субъекты производства, образования и науки единой отраслевой направленности, а также сами обучающиеся); 2) директивности, обеспечивающего регламентацию прав и обязанностей субъектов производства, образования и науки единой отраслевой направленности в процессе совершенствования кадровой подготовки на базе предприятий; 3) динамичности, направленного на организацию мониторинга качества кадровой подготовки [5].

Содержание внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда мы рассматриваем как комплекс учебного материала, который предъявляется слушателям для изучения, с целью формирования у них знаний, умений, навыков и компетенции по безопасности труда. Если учебный материал - это конкретное, предметно выраженное воплощение (фиксация) различных видов содержания образования, то основными компонентами содержания внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда могут быть:

  • знания, фундаментальные (фундаментальные понятия и законы химии, механики, инженерной графики) и специальные (положения нормативно-правовых актов, теория производственной безопасности, понятия, факты о безопасности труда, принципы обеспечения безопасности объектов строительства, методы защиты производственного персонала от возможных последствий чрезвычайных ситуаций на производственных участках, основные виды потенциальных и постоянно действующих опасностей и рисков, их последствий, а также принципы снижения вероятности их возникновения и воздействия);
  • способы деятельности, учебные (быстрое чтение, письмо, конспектирование, составление библиографии и так далее) и профессиональные (чтение технической и технологической документации, освоение методов строповки грузов, определение зон действия постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов, методы и критерии оценки исправности используемых машин и оборудования);
  • опыт положительных аттитюдов, оценочных (убеждение в необходимости соблюдать правила безопасности труда, эмоционально-ценностное отношение к безопасности личной и окружающих в процессе профессиональной деятельности, интерес к изучению правил пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи, а также основных методов и приемов безопасной профессиональной работы) и действенных (готовность к применению профилактических мер снижения уровня  возможных опасностей и рисков, а также устранения их последствий; желание использовать средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей и рисков; настроенность на выполнение требований безопасности в процессе профессиональной деятельности, согласие с выполнением правил пожарной безопасности).

Например, в разработанном авторами учебном пособии «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог», предназначенном для водителя грузового автомобиля, отбор и структурирование учебного материала выполнены с учетом дизайнерско-эргономических характеристик. Компоненты учебного материала включают следующее:

  • знания, фундаментальные (законы физики, механики, инженерной графики) и специальные (устройство и техническое обслуживание автомобиля; проверка основного и вспомогательного оборудования; заправка; правила перевозки грузов проведение в пути аварийного ремонта, погрузка и разгрузка автомобиля и др.) [1];
  • способы деятельности, учебные (чтение и анализ графической и текстовой информации, письмо, конспектирование) и профессиональные (чтение и анализ инструкций по безопасности труда, способы крепления грузов при перевозке, способы погрузки и разгрузки автомобилей, правила действий в аварийных ситуациях и др.) [2];
  • опыт положительных аттитюдов, оценочных (убеждение в необходимости соблюдения требований безопасности; эмоционально-ценностное отношение к личной и коллективной безопасности; интерес к использованию средств индивидуальной и коллективной защиты и методам контраварийного вождения) и действенных (готовность к  разнообразным видам работ и реализации  проектов строительства автодорог; настроенность на одновременное взаимодействие в производственном процессе значительного числа машин и механизмов; желание избегать происшествий; согласие с выполнением правил безопасности для предотвращения  переворачивания автомобиля,  вследствие механических неполадок, неблагоприятных дорожных условий и/или превышения скорости, отсоединения тягача от прицепа,  столкновения с машинами и механизмами, занятыми на строительстве и ремонте автомобильных дорог (бульдозерами, экскаваторами, автогрейдерами, катками, асфальтоукладчиками и др.) [10].

Формы (порядок организации) внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда включают лекционно-практические и дистанционные занятия, обучение на существующих рабочих местах, специализированные выставки, мобильные кабинеты по охране труда.

В рамках лекционно-практических занятий учебная деятельность слушателей организовывается в пределах специально созданной на предприятии учебной лаборатории и ориентирована на передачу, запоминание, накопление и воспроизведение учебного материала. Дистанционные занятия позволяют слушателям самостоятельно получить требуемые знания, пользуясь информационными ресурсами. Обучение на рабочих местах позволяет проводить различные виды инструктажей по безопасности труда. В рамках специализированных выставок рабочие могут ознакомиться с изменениями в действующем законодательстве по безопасности труда, а также с новыми средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Мобильные кабинеты по охране труда включают техническое и учебно-методическое обеспечение для проведения профилактическо-пропагандисткой работы обучающими непосредственно на участках работ предприятий и в организациях, выполняющих строительство и ремонт.

Совокупность методов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда можно разделить на следующие группы: общедидактические методы учебно-познавательной деятельности, контроля и стимулирования; мультимедийные; отраслевые (инструктивно-консультационные, тренинго-тестирующие).

Группа отраслевых методов обусловлена спецификой производства и в нашем исследовании может быть представлена следующими видами:

  • инструктивно-консультационными, включающими инструктажи, презентации, консультации;
  • тренинго-тестирующими, представленными тренингами, деловыми играми, критериально-ориентированным тестированием, графическими контрольно-обучающими программами.

Вывод. Качественное отличие представленной модели реализации адаптационных ресурсов состоит в диалектической взаимосвязи ее структурообразующих компонентов (социальный заказ, принципы, цель, задачи, функции, содержание, формы, методы, критерии, уровни), выполняющей следующие функции:

  • образовательную, позволяющую сформировать компетенцию по безопасности труда и повысить качество пропагандистко-профилактической работы по предупреждению производственного травматизма;
  • систематизирующую, обеспечивающую научную последовательность и логичность передачи учебного материала по безопасности труда, оптимизацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • координирующую, направленную на консолидацию усилий субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности по   обеспечению рабочих мест средствами обучения и инструктажей по охране труда;
  • мотивационную, обуславливающую образование у рабочих строительных профессий устойчивой мотивационно-активной направленности на внутрифирменное обучение по безопасности труда и реализацию полученных знаний, умений, навыков в процессе производственной деятельности до уровня компетенции по безопасности труда.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б, д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Кашина С.Г., Шарафутдинов Д.К. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16322 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674