Изучение общественно-политической мысли России начала XX в. актуально для развития национального самосознания, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к свободе личности, праву, истории российского государства, духовному богатству национальной культуры, для понимания политических и идеологических процессов в современном российском обществе. Процесс формирования и ранней истории калмыцкой государственности еще не вполне изучен. Имеются неясности, в частности, в таких вопросах как этапы формирования, время формального и фактического становления, роль в этом процессе тех или иных калмыцких деятелей [4].
Важную роль в общественно-политической жизни калмыцкого народа в рассматриваемый период сыграл представитель древнейшего княжеского рода малодербетовский нойон Церен-Давид Тундутов (1860-1907).
Род князей Тундутовых считался священным для калмыцкого народа, был так называемым «Тенгрин йозурта» («Небесного происхождения»). Калмыцкие князья Тундутовы служили России верой и правдой, считались хранителями традиционной калмыцкой культуры и буддийской религии.
Яркий представитель княжеского рода Тундутовых Церен-Давид по сведениям современников «представлял из себя любопытное соединение европейской культуры с глубоким знанием тибетских наук и буддийской философии» [1]. Церен-Давид был выпускником Катковкого лицея, увлекался наукой и литературой. Калмыцкий князь имел репутацию образованного и делового человека.
Церен-Давид поддерживал дружеские отношения с попечителем Малодербетского улуса В. А. Хлебниковым. Нойон финансировал сооружении станции правления Владикавказской железной дороги, названной в его честь - «Тундутово» (ныне ст. Канальная). Ц.-Д. Тундутов оказал содействие в открытии приемного покоя и больницы в своем улусе.
Известно, что более десяти лет Церен-Давид Тундутов был председателем местного суда и принимал непосредственное участие в делах калмыцкого народа. Большое внимание уделял он проблемам просвещения калмыцкого народа. Так, с его помощью открывались школы в Малодербетовском улусе, на содержание которых он выделял ежегодно 2000 рублей [9]. Благодаря поддержке князя Тундутова в этих школах получили начальное образование ученики, которые в будущем стали цветом калмыцкой интеллигенции. Так, например, в экзаменационных списках учеников Малодербетовской улусной школы, представленных в рапорте попечителя Малодербетовского улуса в Управление калмыцким народом от 29 апреля 1896 г., упоминался будущий видный общественный деятель Калмыкии Ноха (Номто) Очиров.
Князья Тундутовы поддерживали теплые взаимоотношения с главой буддистов Далай-ламой, данный факт иллюстрирует подарок, преподнесенный верховным ламой Церен-Давиду в виде особой печати «Вечная виза». Считалось, что перед обладателем такой печати Тибет «открывал свои врата».
С полной уверенностью можно утверждать, что князья Тундутовы были первыми меценатами, так как именно с их помощью и поддержкой известный монах-путешественник Бааза Менкеджуев, являвшийся членом Российского географического общества, совершил трехгодичное паломничество в Тибет. Необходимо отметить, что по окончании своего паломничества монах написал по просьбе Церен-Давида путевые записки. О том, что князь уделял особое внимание сохранению традиционных ценностей калмыков, культуры и истории народа свидетельствует тот факт, что при поддержке князя Тундутова была издана монография М.Новолетова «Калмыки. Исторический очерк». Автором отмечено, что монография является изданием владельца Малодербетовского улуса нойона Церен-Давида Тундутова. Примечателен тот факт, что супруга Церен-Давида, княгиня Эльзят, соблюдала национальные традиции и обычаи, занималась исследованиями в области этнографии и буддийской философии, была членом Петербургского Географического общества. С нею советовались ученые Русского Географического общества, в т.ч. известный путешественник, полковник Козлов П.К.
Род нойонов Тундутовых Малодербетовского улуса был самым состоятельным в Калмыцкой степи в рассматриваемый период. Согласно переписи 1868 г. сословие нойонов составляло всего 38 человек с членами их семей, правительством признавались их права как потомственных и личных дворян.
Князьям Тундутовым принадлежало, по данным переписи 1868 г., 7850 кибиток, т.е. около 31,5 тыс. человек (считая по 4 души обоего пола на кибитку). Число кибиток, принадлежавших владельцам Харахусовского улуса - Дугаровым (2147 кибиток), в это же время составляло менее трети от владения Тундутовых. У владельцев Хошоутовского улуса - Тюменей была 1851 кибитка, т.е. почти на 300 кибиток меньше, чем у Дугаровых. Были в улусах и мелкие владельцы [6].
Права дворянства получили потомки калмыцких ханов и нойонов и нойоны-владельцы - Дондуковы, Тундутовы, Тюмени, Дугаровы и Хапчуковы. Дворянских прав зайсанги не имели. Реформа 1892г. отменила владельческие права калмыцких феодалов, правительство отстранило их от управления улусами и аймаками. С передачей их функций улусным попечителям объем полномочий и власти последних значительно увеличился. Последующими мероприятиями существовавшая попечительская система управления была усилена, но в остальном, во внешнем оформлении, не претерпела сильных изменений [7].
Следует отметить, что свою общественную деятельность по поддержке и развитию образования в Калмыцкой степи Ц.-Д.Тундутов продолжил и после отмены обязательных отношений в 1892 году. Так, например им был пожертвован оборотный капитал в улусные ссудо-вспомогательные кассы. Согласно архивным данным нойон Тундутов выделял пособие на сумму до восемнадцати, двадцати тысяч рублей для бедных калмыков в трудные голодные годы [10]. Нa его средствa были построены также двa буддийских вероисповедных училищa («чойрa») в Мaлодербетовском улусе.
Историк Джалаева А.М. отмечает, что в начале ХХ века наблюдался процесс формирования зачатков гражданского общества, что выражалось в осознании гражданской идентичности, которая становится более приоритетной, чем национальная принадлежность в её этническом значении [5]. Традиционная калмыцкая знать старалась использовать в своих интересах имперские ресурсы. Так, по инициативе Ц.-Д. Тундутова, требование о распространении на калмыков воинской повинности было включено в программу съезда калмыков-скотоводов, который состоялся в 1907 г. Таким образом, им была сделана попытка вывести калмыков из статуса «инородцев» и провозгласить их равноправными гражданами Российской империи. При этом князь приводил пример донских калмыков, которые были приписаны к казачеству, имели сословные права и обязанности, выражавшиеся в несении военной службы, прикреплении к земле, выделении земельного пая. Идея перехода в казачество, принадлежащая князю Тундутову, была связана с обострением аграрного вопроса.
Следует отметить, что осложнение земельной обстановки в Калмыцкой степи на рубеже веков происходило на фоне общего аграрного кризиса в стране, корни которого уходили в реформу 1861 г. Сохранение помещичьего землевладения и крестьянское малоземелье послужили причиной колонизации русско-украинскими поселенцами степей Юга России. В Калмыкии земельный вопрос решался правительством за счет сокращения пастбищ и угодий местного населения.
В обострившейся аграрной проблеме было три аспекта:
- неупорядоченность землепользования между улусами и аймаками;
- нерешенность вопроса принадлежности земель казне или калмыкам;
- неустановленность землепользования между калмыками и соседними крестьянскими поселениями.
Материалы съезда показывают, что земельный вопрос был одним из актуальных в рассматриваемый период. Интересы администрации, местной и центральной, и калмыцкого и русского населения не совпадали. Аграрная политика правительства не решила существовавших противоречий между калмыками и крестьянами. В постановлениях съездов улусных попечителей предпринимались попытки снять напряженность в поземельных взаимоотношениях.
Исследователь Бичеев Б.А. выделяет два направления, в которых передовые представители нации стремились осуществлять перемены. Одно направление было связано с восстановлением традиционных связей с монгольским буддийским миром, а другое - на расширение и укрепление культурных и экономических связей с российским обществом [3].
На политическом поприще Церен-Давид Тундутов известен как первый депутат от Калмыцкой степи член Государственной Думы первого созыва 1906 г.
В I Государственной думе значительная часть депутатов от высших сословий нерусских национальностей примыкала к главной партии русской либеральной буржуазии - конституционных демократов (кадетов) [8]. В кадетскую фракцию вступил и Тундутов, ставший также членом думской аграрной комиссии. В ней он поставил ряд вопросов, выработанных в ходе подготовки к съезду скотоводов 1905-1906 гг. Наиболее важными из них и объективно отражавшими стремление калмыцкого народа к национальному равноправию были требования ликвидации оброчных статей, доступа приволжских и приморских калмыков к рыболовным водам, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, сложения недоимок с малоимущих, отмены системы попечительства.
Церен-Давид Тундутов был выдающимся деятелем и реформатором Калмыцкой степи. Пользовался уважением и любовью народа. Благодарный народ установил ему чугунный памятник у п. Малые Дербеты и сложил о нем песню.
По мнению исследователя Батырова В.В., калмыцкая знать оказала большое влияние на развитие образования, культуры и быта калмыцкого общества, была хранительницей традиционных устоев и ценностей калмыцкого народа [2].
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии ХХ в.», проект № 14-11-08003 (тема № 935) 2014-2015 гг.
Рецензенты:Команджаев А.Н., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста;
Батмаев М.М., д.и.н., профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
Библиографическая ссылка
Цекеева Т.Э., Булуктаева К.Ю. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЯ Ц.-Д.ТУНДУТОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16297 (дата обращения: 10.10.2024).