В современных условиях формирования государственной и региональной экономической политики кластерный подход декларируется в качестве одной из базовых. Однако, как показывает изучение теоретических подходов к определению кластерной политики, нет единого общепринятого определения данного экономического феномена.
Встречается некорректное употребление данного термина, в ряде случаев кластеры отождествляются с отраслями промышленности, иногда в качестве кластеров рассматриваются промышленные комплексы регионов. Попытаемся определить сущность кластерной политики, а также выявим формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификация возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления.
Целью исследования является выделение теоретических подходов кластерной политики, определение проблем реализации кластерной политики и разработка приоритетных направлений развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.
Основу для проведения исследования составили аналитические публикации, статистические данные.
Материал и методы исследования
При исследовании теоретических аспектов кластерной политики использовались различные методологические подходы, включая системный подход; методы и приемы научного исследования, в том числе метод восхождения от абстрактного к конкретному. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных федеральных и региональных программ социально-экономического развития, Концепций и стратегий субъектов РФ, нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, а также собственных исследований автора.
Результаты исследования и их обсуждение
Впервые понятие «кластер» определил М. Портер в своей книге «Международная конкуренция». В своей теории о кластерном развитии он определил, что кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство из них включают в себя: компании «готового продукта», поставщиков специализированных форм производства, комплектующих изделий, сервисных услуг, финансовых институтов, фирмы в сопутствующих отраслях [6].
Другой исследователь, М. Энрайт выделил такую категорию кластеров, как региональные – это промышленный кластер, в котором формы-члены кластера находятся кластерах Главное отличие российских кластеров от западных аналогов заключается в отсутствии механизма взаимодействия в условиях растущей конкуренции и четкого распределения интересов среди его участников [3].
Опыт формирования российских кластеров невелик. Действующие кластеры сформировались на базе тех территориально-производственных комплексов, которые функционировали в условиях плановой экономики. Причины могут быть разные. С одной стороны, ещё слабы позиции рынка, до конца не сформированы рыночные институты, что не позволяет активно полагаться на эффект кластера в развитии региональной экономики. С другой стороны, отсутствует инициативная мотивация субъектов экономических отношений в создании кластера, поскольку еще не накоплен требуемый уровень знаний.
В России лидируют, в основном, кластеры, созданные в столичных городах в ведущих отраслях экономики, такие как энергетика, машиностроение, аэрокосмическая отрасль, информационные технологии и телекоммуникации. Однако все большее понимание находит подход к развитию регионов в России, основанный на создании кластеров. Процесс рыночных преобразований производственной базы плановой экономики в регионе требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и научно-исследовательскими институтами при безусловной поддержке органов власти всех уровней. Необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть поступательного развития в данных сферах, предоставляет кластер [2].
Кластерный подход – это несколько особый взгляд на традиционные проблемы того или иного региона. Не случайно по мере осознания места и роли кластеризации экономики в повышении конкурентоспособности территорий правительства и региональные администрации во всем мире инициируют и активизируют политику выращивания и развития кластеров. Эти тенденции стали укрепляться и в современной России [7].
Кластерная политика характеризуется, прежде всего, формированием взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, упрощением доступа к новым технологиям, распределением рисков в различных формах совместной экономической деятельности, организацией совместных научно-исследовательских работ, совместным использованием знаний и основных фондов [1].
В широком смысле под кластерной политикой государства следует понимать политику, направленную на развитие кластеров.
В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: кластерная политика – это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий» и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями [4].
В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга.
По общим типам кластерную политику классифицируют на:
-
политику посредничества – создание условий для конструктивного диалога внутри кластера;
-
политику стимулирования спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе;
-
образовательную политику – формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе;
-
политика стимулирования внешних связей – устранение торговых барьеров;
-
политика создания благоприятных структурных условий.
Так как, реализация кластерной политики зависит от территории и интересов ее участников, то она должна реализовываться на трёх уровнях: федеральном, региональном и уровне бизнес-структур (рисунок 1 ) [5, C. 28-29].
Рис. 1 .Реализация кластерной политики
Рассмотрим основные этапы реализации кластерной политики в РФ, которая берет свое начало с разработки методических рекомендаций по развития кластерных инициатив в регионах России в 2008 г. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования) «О реализации кластерной политики в Российской Федерации» от 26 декабря 2008 года n 20615-ак/д19).
На федеральном уровне.
1 этап – 2005 г. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года.
2 этап 2012 г. – Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.
На уровне регионов – Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, кластерные программы. В этих документах определены цели, задачи и принципы кластерной политики.
В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ, как законы: регулирующие общие вопросы социально-экономического развития субъектов РФ; которыми утверждаются концепции и программы социально-экономического развития субъектов РФ; регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства; промышленную политику и формирование промышленных зон; повышение инвестиционной привлекательности и реализацию приоритетных инвестиционных проектов; поддержку отдельных отраслей.
Следует отметить, что в законах, регулирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры упоминаются только в законах двух регионов – Алтайского края и Новосибирской области (3,8%).
В настоящее время реализуется 29 программ, 9 концепций и 2 стратегии инновационного развития. Формирование кластеров предусмотрено в 11 из них (27,5% от принятых документов).
Следует отметить, что недостаточно развита на уровне субъектов РФ законодательное закрепление механизмов кластерной политики.
При реализации кластерного подхода возникают проблемы, которые можно условно разделить на общие трудности и специфику социально-экономической обстановки в конкретном регионе.
На федеральном уровне следует выделить проблемы, как:
-
основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики – это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации;
-
власти различного уровня пытаются заимствовать опыт «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами;
-
повсеместное развитие кластеров с одной и той же специализацией;
-
политизированность термина «кластер», использование кластера как современный модный бренд;
-
реализация кластерной политики направлена на объединение и взаимоувязку интересов различных сторон, вовлечённых в процесс кластеризации;
-
до настоящего времени в России отсутствуют комплексные кластерные программы, которые в развитых странах являются главным инструментом государства в сфере активизации развития кластеров.
На уровне регионов можно выделить следующие проблемы:
-
эффективность проводимой в российских регионах кластерной политики сдерживается недостаточной степенью координации действий различных сторон, принимающих участие в формировании и реализации инновационной политики; что приводит к неритмичности выделения средств в течение срока создания кластеров и низким показателям отдачи вложенных средств.
-
проблема закрепления кластерной политики в инновационном законодательстве субъектов РФ;
-
высокая степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов;
-
слабая информационная поддержка при продвижении инвестиционного проекта в регионе;
-
препятствием для развития государственно-частного партнерства является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения.
-
неопределенность условий государственного контракта, когда государство в случае уменьшения бюджетного финансирования оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств.
В качестве приоритетов развития кластерной политики следует выделить:
-
совершенствование нормативно-правового регулирования, через законодательное закрепление механизмов кластерной политики на уровне субъектов РФ;
-
внедрение новых форм информационного обеспечения, позволяющих выявлять и формировать инновационные кластеры;
-
обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров, через создание агентств регионального развития осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;
-
формирование организационной структуры управления кластерами и обеспечения эффективной организации бизнес-среды, через создание условий (активное поощрение инновационного развития и модернизации инновационного развития корпоративных структур) в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, квоты и др.
-
обеспечение устойчивого развития существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив;
-
разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах РФ, посредством разработки критериев оценки;
-
формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров, через привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран, а также обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров.
Выводы. Приоритетное направление регионального развития связано с созданием механизма региональной кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Таким образом, под кластерной политикой следует понимать стратегический инструмент регионального развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), как механизм реализации кластерной политики.
Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14-12-13029).
Рецензенты:
Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск;
Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Кочеткова С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16281 (дата обращения: 14.09.2024).