Для определения влияния туризма на экономику регионов Российской Федерации используется комплексная оценка вклада туризма. Показатель оценки вклада туризма в экономику субъекта Российской Федерации, в том числе и в экономику Приморского края, является важнейшим с точки зрения обоснования необходимости направления государственных и частных инвестиций в сферу туризма.
Целью исследования является измерение туристского потока с использованием механизма учета размещения туристов в коллективных средствах размещения (КСР) для дальнейшей оценки вклада гостиничного бизнеса в туристский сектор экономики. Данное исследование проводилось на примере Приморского края.
Задачи исследования:
- исследование российского и международного опыта оценки вклада туризма в экономику региона;
- оценка основных показателей туристской деятельности в Приморском крае за 2012-2013 годы;
- расчет ключевых показателей сферы туризма, учитывающих вклад туризма в ВРП Приморского края.
В процессе работы были использованы методы исследования: а) изучение научно-методической литературы по исследуемой теме; б) анализ статистического материала;
в) обобщение и анализ материала, полученного в результате наблюдений и анкетирования;
д) прогнозирование отдельных аспектов экономической ситуации в туристской сфере;
е) обобщение полученных данных.
Для сбора, обработки и анализа данных в ходе подготовки работы использованы методы анализа: социологические, математические и статистические.
В научной литературе вопросы экономической оценки вклада туризма в экономику исследовались в работах Б.А Райзберга, Л.Ш.Лозовского, Е.Б Стародубцева, Е.Н. Костина, Е. Г. Немковича и других авторов.
Роль оценки вклада туризма в национальную экономику определяется необходимостью не только оценки влияния данной отрасли на социально-экономические результаты развития экономики в целом, но также обоснованием возможностей и направлений привлечения государственных и частных инвестиций в сферу туризма.
В туристской практике выделяется два основных вида оценки влияния туризма на экономику региона [3,4]: использование сателлитного счета туризма (ССТ) и применение туристского мультипликатора. Применительно к ним могут использоваться различные методики, которые, как правило, основываются на рекомендациях Статистической комиссии ООН и сателлитных счетах с набором статистических показателей [5]:
- занятость, обусловленная туризмом (создание дополнительных рабочих мест);
- инвестиции в основные средства (валовое накопление);
- доходы бюджета, стимулирование дополнительных доходов государства и т.д.;
- туристское коллективное потребление (нерыночные услуги правительства);
- совокупный туристский спрос.
Работой над построением сателлитных счетов туризма занимаются национальные статистические службы, специализированные институты, ООН, Всемирная туристская организация (ЮНВТО) [15], Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат и другие организации. Ими разработаны и опубликованы рекомендации на основе специальной программа STSA - Statistics and Tourism Satellite Account Programme [13,14], в которой достигнуты связь между документами: «Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год» [10] и «Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год» [9,1], что создает фундамент для разработки и использования усовершенствованных национальных систем статистики туризма [12].
Согласно этим документам сателлитные счета туризма предполагают расчет следующих специфических макроэкономических показателей:
- добавленная стоимость туристской индустрии (добавленная стоимость отнесенных к туристской индустрии видов экономической деятельности, созданная в результате обслуживания потребителей);
- туристская добавленная стоимость (складывается из той части добавленной стоимости туриндустрии, которая обусловлена туристским потреблением, и добавленной стоимости сопутствующих и неспецифических видов деятельности, созданной в результате обслуживания посетителей) [10];
- туристский валовой внутренний (региональный) продукт (сумма добавленной стоимости, созданной туристской индустрией и другими видами деятельности, занятыми обслуживанием туристов, и налогов на продукты и импорт, включенных в рыночную оценку этого потребления).
Применительно к Российской Федерации, оценка доходов от туризма в субъектах включает расчеты по двум направлениям: оценка прямого и косвенного воздействия туризма. Под прямым воздействием понимается объем расходов туристов, необходимых для их полного обеспечения товарами и услугами. Косвенное воздействие - это генерированная экономическая активность, полученная на последующих этапах расходования средств. В данной модели под совокупным доходом от туризма понимается совокупность ежегодных прямых и косвенных денежных и неденежных выгод, получаемых регионом от туристской деятельности, выраженных в стоимостном виде.
Прямые доходы от туризма в регионе представляют собой прибыль, получаемую туристскими фирмами и организациями за отчетный период, а также доли налоговых поступлений от туризма в бюджеты всех уровней. Таким образом, здесь под прямым экономическим эффектом от туризма понимается объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения доходов региональной экономики, вошедших в состав валового регионального продукта.
Косвенные доходы от туризма в регионе требуют проведения оценки мультипликативного эффекта от туризма и его воздействия на другие секторы региональной экономики. Это позволяет рассчитать совокупный доход от туризма с учетом мультипликативного эффекта, который основывается на результатах, полученных при оценке прямого экономического эффекта от туризма [11].
Доступность представленных выше методических подходов для России обусловлена тем, что подавляющее большинство расчетных данных можно найти в официальной государственной статистике как для национальной экономики в целом, так и для отдельных регионов.
В целях повышения объективности и обеспечения сопоставимости данных о внутренних туристских потоках и получения достоверной информации о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации в регионах используется порядок определения объема туристского потока.
Для определения численности въехавших в регион туристов используются следующие методы:
- федеральное государственное статистическое наблюдение по утвержденным Росстатом формам N 1-КСР, N 1-турфирма и др.;
- региональные статистические обследования посредством использования форм статистической отчетности на единовременной или регулярной основе;
- непосредственное измерение туристского потока путем организации учета туристов на наиболее посещаемых туристских объектах данного региона (памятниках истории и культуры, в музеях, на природных объектах и др.);
- административные источники (например, регистрация в органах внутренних дел и в Федеральной миграционной службе);
- измерение изменений показателей, характеризующих жизнедеятельность постоянного населения региона, в высокий туристский сезон: объема потребления хлеба, вывоза мусора и др.
Данная методика основана на использовании существующих форм федеральной государственной статистической отчетности и результатов обследований, организуемых на региональном уровне [8]. Расчеты осуществляются органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации с квартальной и годовой периодичностью.
Для расчета туристского потока в субъекте Российской Федерации по итогам года используется методика на основе данных размещения туристов в коллективных средствах размещения (КСР) [2]:
1) количество коллективных средств размещения (КСР)/номеров/мест, всего, ед.;
2) средний коэффициент загрузки КСР по региону (К), %;
3) число туристов, размещенных в КСР с распределением на граждан России и иностранных граждан;
4) число туристов, размещенных не в КСР с аналогичным распределением;
5) общий объем туристского потока (сумма строк 3 и 4), в том числе граждан России и иностранных граждан.
Подобные обследования проводятся не реже одного раза в три года. В промежуточные периоды для определения объема потока туристов, не воспользовавшихся КСР, предлагается применять специальный коэффициент Q, рассчитанный как отношение числа туристов, не воспользовавшихся КСР, к числу туристов, которые ими воспользовались.
Результаты мониторинга сферы туризма на территории Приморского края и определение объемов туристского потока
В целях обеспечения сопоставимости данных о туристских потоках и получения достоверной информации о вкладе туризма в экономику края был использован следующий порядок определения объема туристского потока:
- непосредственное измерение туристского потока путем организации учета размещения туристов в КСР;
- данные Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.
Исследование носило сплошной характер в разрезе 34 муниципальных образований Приморского края. В качестве методов исследования были использованы результаты, полученные в ходе официальных запросов, представленных в адрес администраций муниципальных образований, а также экспертная оценка руководящих лиц гостиничных и туристских организаций. С целью проведения исследования была подготовлена анкета [9]. Общий объем генеральной совокупности составил 485 коллективных средств размещения, расположенных на территории Приморского края, в том числе гостиниц - 195 единиц, баз отдыха - 255 единиц, санаторно-курортных учреждений 35 единиц. Общий объем туристского потока в 2013 году составил 1529,4 тыс. чел.
Согласно расчетным данным были определены основные показатели, характеризующие численность размещенных лиц в КСР на территории Приморского края (таблица 1).
Таблица 1
Численность размещенных лиц в КСР Приморского края в 2013 году
Показатели |
Всего КСР |
В том числе |
||
Гостиницы |
Специализированные средства размещения |
|||
Базы отдыха |
Санаторно-курортные учреждения |
|||
Количество предприятий |
485 |
195 |
255 |
35 |
Количество мест |
27520 |
9 771 |
11646 |
6103 |
Коэффициент использования наличных мест КСР |
0,42 |
0,44 |
0,23 |
0,53
|
Число размещенных лиц, чел. |
1529 446 |
719329 |
742 584 |
67 533
|
Средняя продолжительность пребывания, дней |
2,72 |
2,15 |
1,29 |
17,2 |
В соответствии с данными Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в 2013 году в Приморский край всего въехало 393 048 иностранных граждан, в том числе:
с деловыми целями - 55 070 чел.;
с частными целями - 111 912 чел.;
транзитный проезд - 6 505 чел.;
обслуживающий персонал - 115 632 чел.;
с туристскими целями - 103 929 чел.
На основании аналитических материалов с целями туризма/отдыха и деловыми целями на срок от 24 часов до 6 месяцев без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания в Приморский край въехало 138949 чел., что определяет их как категорию иностранных туристов. Показатели туристского потока в динамике за последние три года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Туристский поток в Приморском крае в динамике за 2011-2013 годы Тыс.чел.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение показателя 2013/2012 гг. |
|
Абс., чел |
Относ., % |
||||
Туристский поток всего |
882,2 |
909,3 |
1529,4 |
+620,1 |
+68,2 |
В т.ч. |
|
|
|
|
|
Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения |
705,8 |
813,9 |
1390,5 |
+576,6 |
+70,8
|
Численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения |
94,4 |
95,4 |
138,9 |
+43,5
|
+45,6 |
На следующем этапе мониторинга было проведено распределение туристских потоков по целям пребывания (таблица 3). Данное распределение необходимо для дальнейшей оценки туристских затрат в зависимости от цели пребывания туриста в крае.
Таблица 3
Число размещенных лиц в КСР по целям пребывания в 2013 году Чел.
Цели пребывания |
Всего КСР |
В том числе |
||
Гостиницы |
Специализированные средства размещения |
|||
Базы отдыха |
Санаторно-курортные учреждения |
|||
Деловые |
390983 |
390 318 |
665 |
- |
Туризм¹/отдых |
949732 |
206 243 |
740256 |
3233 |
Оздоровительные |
64797 |
- |
497 |
64300 |
Транзит |
88999 |
88 256 |
743 |
- |
Прочие |
34935 |
34512 |
423 |
- |
Итого |
1529 446 |
719329 |
742 584 |
67 533 |
Согласно данным таблицы из всего количества размещенных в КСР лиц примерно одинаковое количество туристов воспользовались услугами баз отдыха и гостиниц (48 и 47%% соответственно) и только 4% - санаторно-курортными учреждениями.
Оборот услуг коллективных средств размещения, в том числе гостиниц и аналогичных средств размещения за 2013 год
Согласно результатам мониторинга средств размещения в Приморском крае были рассчитаны следующие показатели (таблица 4).
Таблица 4
Оборот услуг КСР Приморского края в 2013 году по результатам мониторинга
Показатели |
Всего КСР |
В том числе |
||
Гостиницы |
Специализированные средства размещения |
|||
Базы отдыха |
Санаторно-курортные учреждения |
|||
Количество предприятий |
485 |
195 |
255 |
35 |
Средняя стоимость номера, руб. |
2031 |
1 652 |
2439 |
2 062
|
Объем оказанных услуг, млн. руб |
8 211,8 |
4 096,1 |
2 332,9 |
1 782,8
|
По материалам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, согласно данным ОКВЭД: 55.1 - «Деятельность гостиниц и аналогичных средств размещения» и 85.11.2 - «Деятельность санаторно-курортных учреждений» были получены следующие данные (таблица 5) [11,12]
При этом следует учесть, что оценке по ОКВЭД в Приморском крае подверглись 216 предприятий, в том числе: гостиниц и аналогичных средств размещения - 151 единица, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха - 65 единиц.
Таблица 5
Оборот услуг КСР Приморского края в 2013 году согласно данным государственной статистики
Показатели |
2011 год
|
2012 год |
9 месяцев 2012 года |
9 месяцев 2012 года |
2013 год (прогноз) |
В % к 2012 году |
Объем оказанных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб |
1829,7 |
2258,7 |
1478,9 |
1910,8 |
2918,2 |
129,2 |
Объем оказанных услуг санаторно-курортных учреждений, млн. руб |
670,4 |
779,8 |
640,4 |
651,3 |
793,1 |
101,7 |
Итого объем оказанных услуг КСР, млн. руб |
2500,1 |
3038,5 |
2119,3 |
2562,1 |
3711,3 |
122,1 |
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ данных проведенного исследовательской группой мониторинга КСР и данных статистики, основные показатели которого представлены в таблице 6.
Таблица 6
Отклонение данных мониторинга КСР и данных государственной статистики
Показатель |
Данные статистики |
Данные мониторинга |
Отклонение |
|
Абс, +- |
Относ., % |
|||
Число КСР, всего |
216 |
485 |
+269 |
+124,5 |
В т.ч. |
|
|
|
|
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
151 |
195 |
+44 |
+29,1
|
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха |
65 |
290 |
+225 |
+346,2 |
Единовременная вместимость, всего |
22840 |
27520 |
+4680 |
+20,5 |
В т.ч. |
|
|
|
|
в гостиницах и аналогичных средствах размещения |
9607 |
9771 |
+164 |
+1,7 |
в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха |
13233 |
17749 |
+4516 |
+34,1 |
Число размещенных лиц, всего, тыс.чел. |
760,1 |
1529,4 |
+769,3 |
+101,2 |
В т.ч. |
|
|
|
|
в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.чел |
635,3 |
719,3 |
+84,0 |
+13,2
|
в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, тыс.чел. |
124,8 |
810,1 |
+685,3
|
+549,1 |
Объем оказанных услуг в КСР, всего, млн.руб. |
3711,3 |
8 211,8 |
+4500,5 |
+121,2 |
В т.ч. |
|
|
|
|
в гостиницах и аналогичных средствах размещения, млн. руб. |
2918,2 |
4 096,1 |
+1177,9
|
+40,4
|
в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, млн.руб. |
793,1 |
4115,7 |
3322,6 |
+418,9 |
Как видно из результатов анализа, отклонение объема оказанных услуг в КСР по разным источникам составляет порядка 4,5 млрд.руб. Основные причины данного отклонения, на наш взгляд, кроются в отсутствии системы прямого мониторинга коллективных и индивидуальных средств размещения, расположенных на территории Приморского края по ОКВЭД: 55 Деятельность гостиниц и ресторанов (таблица 7) [6], а также - в уклонении от предоставления статистических данных рядом предприятий, оказывающих услуги размещения туристов.
Таблица 7
ОКВЭД: 55 Деятельность гостиниц и ресторанов
ОКВЭД |
Виды деятельности |
55.1 |
Деятельность гостиниц |
55.11 |
Деятельность гостиниц с ресторанами |
55.12 |
Деятельность гостиниц без ресторанов |
55.2 |
Деятельность прочих мест для временного проживания |
55.21 |
Деятельность молодежных туристских лагерей и горных туристских баз |
55.22 |
Деятельность кемпингов |
55.23 |
Деятельность прочих мест для проживания |
55.23.1 |
Деятельность детских лагерей на время каникул |
55.23.3 |
Сдача внаем для временного проживания меблированных комнат |
55.23.5 |
Деятельность прочих мест для временного проживания, не включенных в другие группировки |
55.23.2 |
Деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п. |
Таким образом, в результате мониторинга показателей (индикаторов) сферы туризма и гостеприимства на территории Приморского края были выявлены следующие показатели:
- численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения;
- численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения;
- численность размещенных в КСР лиц по целям пребывания;
- количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения;
- коэффициент использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения;
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Оценка международного и отечественного опыта оценки вклада туризма, подтвержденная результатами собственных исследований, показывает, что методика должна была базироваться в большей степени на открытых статистических данных и социологических исследованиях.
Полученные в ходе исследований данные являются основой для дальнейшей оценки вклада туризма в экономику Приморского края, поскольку определяют ключевые показатели, на основе которых устанавливается прямой и косвенный вклад туризма в ВРП региона, уровень занятости и величина налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты, обеспеченные туристским потреблением.
Рецензенты:
Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;
Ембулаев В.Н., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Гомилевская Г.А., Сергиенко Ю.Ю. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ВКЛАДА ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16264 (дата обращения: 12.10.2024).