Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРСОНОДИДАКТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Тахохов Б.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»
Смена методологических ориентиров развития современной высшей школы, обусловленная, с одной стороны, фиксированием внимания на неповторимости и уникальности личности и необходимостью научного прогнозирования профессиональных траекторий – с другой, вызывает к жизни персонодидактику как инновационную технологию обучения, разрабатываемую с современных методологических позиций. Данный теоретический посыл послужил основанием для выявления психолого-педагогических особенностей теоретического обоснования и практического внедрения принципов персонодидактики в вузе как важнейшего направления реализации гуманистической парадигмы, предусматривающей организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и профессиональных целей студентов. Продекларированному ФГОС ВПО подходу, во главе угла которого поставлена организация обучения на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, соответствует технологическая проработка персонодидактики как психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, означающее его максимальную индивидуализированность. Дефиниции понятия «персонодидактика» коррелируют с творчеством, индивидуальным подходом, профессиональным становлением личности, формированием ее компетенций.
профессиональная компетентность
интересы
потребности
творчество
ценности
учебно-познавательная деятельность
мотивация
способности
индивидуальный стиль
профессионально-личностное становление
персонодидактитка
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер,2001.-272 с.
2. Бердяев Н.А.Самопознание.- М.: Книга, 1998.-346 с.
3. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования // Вестник практической психологии образования.- 2009.- №4 (21).- С. 27-35.
4. Исаев А.П., Зайнетдинова И.Ф. Индивидуализация обучения магистров менеджмента на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России.- 2011.- №1.- С. 86-91.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Смысл, 2004. - 291 с.
6. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. - №5. - С. 65-71.
7. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - №4. - С. 10-25
8. Якунин В.А.Современные методы обучения в высшей школе. Учебное пособие. - СПб.: Питер – Пресс, 2005. - 251 с.
Гуманистическая парадигма образования, основная идея которой зиждется на развитии индивидуальной неповторимости и уникальности каждой личности, актуализирует обращение к персонодидактике, которую мы представляем как создание в вузе условий для реализации индивидуальной образовательной траектории студентов.

Ведущим принципом персонодидактики является индивидуализация как идеология модернизации системы высшего образования, которая свое формальное признание получила в ФГОС ВПО, ориентирующем вузы страны на составление и внедрение в учебный процесс индивидуально-ориентированных учебных планов и программ. Однако, кроме деклараций о намерениях, вузы не спешат переходить к реализации указанного положения федеральных образовательных стандартов[ 6 ].

В связи со сказанным считаем необходимым попытаться раскрыть теоретический аспект данного педагогического феномена, тем более, что направление развития образовательной системы высшей школы совершенно четко определено в сторону максимальной индивидуализации обучения и, соответственно, разработки персональных образовательных программ и учебных планов, которые могут быть наполнены только с опорой на индивидуальную мотивацию студента, с учетом его личностных и когнитивных особенностей, профессиональных целей и жизненных смыслов, связанных, как правило, с заказом конкретных организаций, фирм, коммерческих предприятий, которые нуждаются в профессиональных работниках определенных профилей, способных к активной творческой деятельности на основе сформированной профессиональной компетентности.

В контексте исследования персонодидактики считаем важным обратиться к ценностям студентов в соотношении с такими понятиями, как «личность» и «образование». Ценности образуют стержень мировоззрения личности, краеугольный камень ее потребностей и интересов. Система ценностей, будучи мотиватором, побуждающим человека к деятельности, создает такую движущую энергию, которая необходима для достижения образовательных целей. Студенты в течение первого курса должны определить свою образовательную траекторию в соответствии со своими ценностями и жизненными целями, которые уточняются и конкретизируются, в первую очередь, в связи со значительным возрастанием роли самостоятельности в принятии решений по выбору жизненных позиций в контексте реализации стратегических и тактических планов профессионального становления.

Безусловно, идеология персонодидактики должна предусматривать понимание студентами содержания и характера будущей профессиональной деятельности и при помощи выпускающей кафедры «наполнить» индивидуальную образовательную программу соответствующим содержанием. Известно, что в матрице ценностей студенческой субкультуры среди ведущих ценностей-констант после семьи на прочном втором месте находится образование, получение специальности. В соответствии аккредитационными требованиями образовательная организация должна определять места будущей работы студентов и именно с этих позиций строить образовательный процесс, построенный на основе персонодидактики.

Таким образом, персонодидактика в высшей школе представляет собой, с одной стороны, организацию такого образовательного процесса, который направлен на подготовку персональных специалистов для конкретных организаций и учреждений, с которыми вуз имеет договоры, с другой - на развитие индивидуальности каждого студента, становление его личности как специалиста. Принцип индивидуального подхода подразумевает учет таких качеств, которые присущи данному индивиду и от которых зависит успешность его учебной деятельности. Такими признаками могут быть физические и психические свойства, особенности нервной системы, познавательных процессов и памяти, интеллектуального уровня, воли, способностей и различных социальных факторов [ 7 ].

В основе персонодидактики лежит идея развития личности студента, его профессиональное становление, способность эффективно решать производственные и жизненные проблемы, иметь гражданские и культурно-нравственные ценности, ориентацию на творческую деятельность.

Познавательная деятельность каждого студента носит персональный характер, следовательно, уникально-неповторимые особенности каждого из них создают необходимую почву для эффективной индивидуализации обучения.

Персонодидактика - это использование в образовательном процессе методически целесообразных, обусловленных особенностями конкретных студентов, методов и приемов педагогического взаимодействия с ними, сотворчество и сотрудничество педагогов и обучающихся.

Основой персонодидактики является понятие «индивидуальность», которое можно объяснить через стиль мышления и деятельности человека, его творческое самовыражение. По мнению Б.Г.Ананьева, именно в процессах практической деятельности можно найти возможность для объективного исследования человеческой индивидуальности [1]. Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидательной, творческой деятельности, воплощение, реализация в ней всех огромных возможностей исторической природы человека.

Индивидуальность связана со свободой, «в свободе скрыта тайна мира» [2].. Внутренняя независимость человека почти всегда проявляется в его деятельности. Даже если те или иные обстоятельства заставляют индивидуальность поступаться своей свободой, все равно она явно или подспудно, на подсознательном уровне, будет стремиться к своей неповторимости, духовно самоидентифицироваться, обретать независимость. Но «свобода не легка, трудна, она есть тяжелое бремя» (Н.А.Бердяев). По Гегелю, свобода есть осознанная необходимость, но Кант утверждал, что необходимость создается свободой. Только человек свободный может в полной мере проявить свою индивидуальность. В связи с этим можно подумать, что индивидуальность анархична, не подчиняется устоявшимся взглядам, не признает авторитетов. По-видимому, с такой трактовкой можно согласиться, но с известной оговоркой, которая заключается в том, что становление индивидуальности - как личностной, так и профессиональной - происходит в процессе освоения духовного богатства, накопленного человечеством, питаясь мировой мыслью, наукой, культурой (как общечеловеческой, так и традиционной, народной). Взгляды И.Канта, Н.А.Бердяева, Ф.М.Достоевского имеют определяющее значение для самоосмысления и развития индивидуальности. Свобода и индивидуальность плохо коррелируют с авторитаризмом, который стремится к безусловному повиновению, утверждению беспрекословной власти. Педагогика, основанная на авторитаризме, подавляет личность, не дает формировать индивидуальности обучающегося. Свобода, личность, творчество лежат в основании персонодидактики. Нередко личность-индивидуальность сталкивается с социальной группой, обществом, общественным мнением. Всякая идейная или социальная группа посягает на свободу, на независимость личности, на творчество. Личность, осознавшая свою свободу и индивидуальность, нередко остается одинокой перед людьми, от которых зависит социальное проявление индивидуальности. Свобода есть независимость личности, которая больше исходит изнутри, из мировоззрения и миропонимания, она детерминирует творческую силу. Со свободой связана тема о человеке и творчестве. Человек свободно познает те научные достижения, которые его освобождают, делают независимым в творческом поиске. Индивидуальность человека чаще всего проявляется в творческом акте, в создании новых научных, культурных и других продуктов. В творческом поиске раскрывается понимание того, что человек как субъект первичнее и выше человека - объекта. По мнению Бердяева, «творчество противоположно эгоцентризму, есть забвение о себе, устремленность к тому, что выше меня». Творчество носит как правило не столько коллективно-общий характер (хотя нельзя отрицать понятия «творческий коллектив»), сколько индивидуально-личностный. Но продукт творческой работы имеет социальную ценность, он создается ради благополучия людей.

Исходя из основной задачи высшего профессионального образования - формирование профессиональной компетентности студентов и их культурно-нравственное развитие, отметим, что в настоящее время в высшей школе к подготовке студентов сложились два подхода - от профессии и от личности: в первом случае выбор основных профессионально-значимых качеств осуществляется на базе требований, предъявляемых профессией к данному специалисту; при втором подходе выбираются доминирующие профессионально-значимые характеристики, присущие личности со всей его многофакторной структурой. С точки зрения В.А.Якунина, в обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы необходимых той или иной профессии качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности [8]. В модели специалиста на основе классификационных качеств его психологическая подготовка выступает как комплекс фенотипических свойств, доступных внешнему наблюдению, и степень их соответствия той или иной профессиональной деятельности обусловливает его продуктивность и успешность. В модели же специалиста на основе его личностных качеств психологическая составляющая системы его подготовки выступает как сформированная в процессе обучения целостная структура различных генотипических свойств личности, которые и определяют успешность в конкретном виде профессиональной деятельности. Эти два подхода не противопоставляются друг другу, а наоборот, пересекаясь, взаимно дополняются не только в процессе обучения в вузе, но и в профессиональной деятельности. Но на практике отмеченные подходы ограничены в своей реализации, так как и педагогика, и психология, и частные методики пока недостаточно актуализируют проблему индивидуального подхода к студентам в образовательном процессе с позиций гуманистических, субъект-субъектных отношений.

Профессиональное и нравственное развитие студентов через систему межличностных отношений способствует обмену смыслами между преподавателями и студентами. Отказ от позитивистского мышления означает поиск и обнаружение новых смыслов, расширения пространства сознания, приобретение воли и умения реализовать в профессии собственный индивидуальный смысл. Направленность образовательного процесса на развитие индивидуальных качеств будущего профессионала позволяет педагогам рассмотреть многомерность студента как субъекта педагогического внимания, увидеть возможности своего воздействия на него, на формирование его профессиональных компетенций во всей их полноте, прогнозировать соразмерность психолого-педагогического сопровождения студентов. Доминирующее предпочтение индивидуальному подходу к студентам не противоречит стандартам образования, создающим единое образовательное пространство страны. Персонодидактика способствует эффективному освоению каждым студентом в соответствии с его природными и психологическими особенностями содержания образования и расширяет границы его возможностей для профессионально-личностного становления, удовлетворяет его потребности и развивает способности.

В педагогическом процессе освоение студентами знаний, их интеллектуальное и нравственное развитие носит индивидуальный характер, являющийся психологической особенностью учебно-познавательной деятельности. Образование по своей сути, по формам своего осуществления является общественным: общество в лице государственных органов определяет стратегию образования, качество обучения, воспитания и развития, заботится о материально-техническом обеспечении и т.д. Однако образовательный процесс вуза направлен на профессиональное и личностное развитие каждого отдельно взятого студента и его эффективность зависит от уровня обученности, потребностей, мотивов, интересов, способностей последнего и мастерства преподавателей разрабатывать и использовать современнее технологии обучения, осуществлять индивидуальный подход к студентам, развивать их познавательный интерес к соответствующей специальности [4].

При реализации индивидуального подхода в образовательном процессе вуза необходимо учитывать учебную мотивацию каждого студента, его личную заинтересованность в усвоении учебного материала. А.Н.Леонтьев считал, что в основе любой деятельности лежит мотивация, ее «мотор» [5]. Для студента - это глубокое постижение избранной специальности, успешность в учебе и научном поиске, самоутверждение в различных видах учебно-познавательной деятельности, карьерный рост в последующей профессиональной работе. Персонодидактика предполагает активность студента, которая стимулируется познавательным интересом, имеющим, как весь процесс обучения, индивидуальный характер. Индивидуальные особенности обучения наиболее ярко проявляются в самостоятельной работе, в процессе выполнения курсовых и дипломных работ, подготовке докладов, рефератов, в работе над научной проблемой, в учебной деятельности по индивидуальным планам и программам.

В реализации индивидуального подхода в образовательном процессе ведущую роль играют учебное управление вуза, выпускающие кафедры и руководство факультета, разрабатывающие индивидуальные программы обучения и развития для каждого студента и обеспечивающие их внедрение и реализацию. В высшей школе в целом пока доминируют коллективные формы теоретического обучения, что противоречит развитию персонодидактики, индивидуализации образовательного процесса, однако оптимальное сочетание теоретических и практических занятий, увеличение времени на самостоятельную внеаудиторную работу создают необходимые предпосылки для индивидуального творческого развития будущего специалиста. Важным моментом является подготовленность студентов индивидуально постигать науку, работать с источником информации, находить такие формы учения, которые отвечают их психолого-дидактическим особенностям, возможностям и потребностям. По данным проведенного нами опроса в 2013-2014 учебном году более 500 студентов разных факультетов, коллективным формам обучения предпочтение отдают на первом куре около 80 %, на 2-3 курсах - порядка 50 %, а на 4-5 курсах - только 12-15 %.

Основными направлениями внедрения принципов персонодидактики в вузе являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуальной неповторимости личности студента, позитивных сторон его характера, мировоззрения, общенаучных и специальных способностей;
  • развитие у студентов мотивации к учению, готовности к достижению целей своей учебно-познавательной деятельности;
  • формирование нравственной культуры студентов, выражающейся в мировоззрении, поведении, деятельности и речевом общении;
  • развитие у студентов критического мышления, неприятия на веру внешней информации, умений и навыков ее анализа, отбора и переработки с целью эффективного решения учебно-познавательной задачи;
  • формирование у студентов компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте, навыков научно-поисковой, исследовательской деятельности;
  • предоставление студентам самостоятельного выбора учебных программ, учебно-методических материалов, форм отчетности и самоконтроля.

Таким образом, персонодидактика, являющаяся важнейшим условием реализации гуманистической парадигмы в современной высшей школе, предполагает: а) осознание студентами и преподавателями цели и смысла обучения как условия формирования у обучающихся профессиональной компетентности; б) функционирование и развитие в вузе образовательной среды, построенной на диалоговых, субъект-субъектных отношениях; в) разработка и внедрение в образовательный процесс (наряду с типовыми) персональных образовательных программ, ориентированных на формирование у студентов конкретных компетенций, предусмотренных федеральными образовательными стандартами и будущим местом профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Тахохов Б.А. ПЕРСОНОДИДАКТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16246 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674