Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Попова Н.В. 1 Шевченко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Пензенский государственный технологический университет
Рынок труда в современных условиях в России ещё находится на стадии своего становления. Это основная причина необходимости воздействия на процессы, протекающие в сфере рынка труда. занятости, социально-трудовых отношений со стороны государства. Пока ещё преждевременно говорить о само регуляции рынка труда. Более того, рынок труда - особый ресурсный рынок. Воздействие со стороны государства на который не просто обосновано, но и просто неизбежно. В статье рассматриваются аспекты государственного регулирования рынка труда, как одного из ключевых направлений социально-трудовой политики государства. Предложен и обоснован авторский подход по определению объекта спроса и предложения на рынке труда. Обозначены элементы, составляющие основу функционирования механизм регулирования рынка труда.
отношения занятости
социально-трудовая политика
механизм регулирования рынка труда
трудовые ресурсы
1. Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании рынка труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2009. – № 10. – С. 32-34.
2. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. – 1998. – №1. – С. 33-41.
3. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 184 с.
4. Попова Н.В. Проблемы формирования механизма государственного управления занятостью в регионах: Монография. – Пенза: Приволжский Дом знаний. – 2011. – 136 с.
5. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2010 – №5. – М., 2010. – С.39-41.
6. Современная экономика труда: Монография / Руководитель авторского коллектива и научный редактор В.В. Куликов; Институт труда Минтруда России (НИИ труда) – М.: ЗАО «Финстатинформ». – 2001. – 660 с.
Трудовая деятельность предполагает определенные взаимоотношения между людьми, складывающиеся по поводу и в процессе участия, а также при распределении результата труда. Благодаря этому взаимодействию труд приобретает общественную форму. Изменение характера и содержание труда основано не только на эволюции орудий, предметов и способов труда, но и не в меньшей степени на преобразовании роли и положения работника и отношений между работником, работодателем и государством. В настоящее время, если собственник рабочей силы участвует в процессе труда в качестве наемного рабочего или является собственником средств производства и принимает непосредственное участие в трудовой деятельности, то он считается занятым.

Отношения занятости основаны на правовом регулировании, в соответствии с которым каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Для работодателя это снабжение работника средствами производства и организация трудового процесса, обеспечение безопасных условий труда, своевременная выплата вознаграждения и т.п. Для работника это добросовестное выполнение трудовой функции, соблюдение трудовой дисциплины, режима труда и отдыха и т.п. Занятость является ключевым элементом системы производственных отношений, на основании которых определяются принципы хозяйствования и формируются социально-экономические отношения в обществе. Поэтому цель государственной социально-экономической политики и непосредственно политики на рынке труда - это создание условий для оптимальной занятости.

Уровень занятости отражает соответствие предложения и спроса на рабочую силу. Предложение рабочей силы на рынке труда, в свою очередь, обеспечивается экономически активным населением. Количественный и качественный состав которого напрямую завит от того, как были сформированы, то есть, как воспитаны, какое образование получили, насколько здоровы и социально адаптированы, трудовые ресурсы. Поэтому, по нашему мнению, государственная политика занятости в широком ее понимании должна быть направлена именно на трудовые ресурсы. Политика занятости, социально-трудовая политика, - это базовая составляющая государственной социально-экономической политики в целом. Объект ее управления - это процессы формирования трудовых ресурсов и регулирование отношений, в которые вступают экономически активное население и собственники средств производства. Реализация социально-трудовой политики государства, в сфере регулирования трудовых отношений, происходит через регулирование рынка труда, которое предполагает целенаправленное воздействие на развитие отношений по поводу участия в процессе труда и содействие трудоустройству населения. Оно основано на комплексе законодательных актов и нормативно-правовых документов, определяющих принципы взаимодействия, права и обязанности субъектов рынка труда: работника, работодателя и государства.

Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов носителя рабочей силы (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, функционирующих на основе законодательства, действующего в данный период времени и сформированного при участии и с учетом интересов всех субъектов рынка труда. Только соблюдение интересов всех сил, участвующих на рынке труда, при формировании мер государственной социально-трудовой политики позволит сочетать приоритеты развития экономики и хозяйствующих субъектов с необходимостью полноценного воспроизводства трудовых ресурсов, совершенствования системы оплаты труда, улучшения условий труда и социальной защиты работников.

Мы придерживаемся мнения о том, что субъектами спроса на рынке труда выступают работодатели, которые предъявляют спрос на ресурс труда. Вопрос о том, что является объектом спроса и предложения на рынке труда, до сих пор не получил однозначного ответа. С нашей точки зрения, для того, чтобы ответить на него, необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой труд как ресурсная категория.

В своем развитии человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретённых способностей и определяет особенности его участия в образовательной, трудовой, научной и культурной деятельности. Психофизиологические возможности человека определяются уровнем качества способностей, которыми он обладает в данный период времени. Таким образом, способности человека динамичны и индивидуальны. Они получают свое развитие в процессе воспитания и образования, совершенствуются в процессе труда. Уникальность способностей человека заключается в том, что несмотря на то, что они исчерпаемы в определенном периоде, они способны но восстанавливаются с течением времени. Именно физические и умственные способности человека врожденные, приобретенные и получившие свое развитие в течение жизни составляют основу ресурса труда.

Понимание рабочей силы как определённого набора способностей позволяет обосновать возможность участия человека в трудовой деятельности. Способности человека не могут быть универсальны, они всегда имеют качественную определённость. Предложение рабочей силы, таким образом, в конкретный период времени неэластично, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда.

Работодатель предъявляет спрос на конкретные способности и заранее представляет, с какой целью он нанимает работника. В данном случае человек, обладающий определённым набором способностей, выступает как собственник ресурса труда (то есть потенциальной рабочей силы), который принимает решение на определённых материальных и нематериальных условиях трудового договора участвовать в процессе труда. Затем в процессе труда, когда происходит соединение физических и умственных способностей (рабочей силы) со средствами производства, начинается функционирование этих способностей, ресурс труда переходит в фактор производства. Производительность труда как фактора производства зависит от характеристик труда как ресурса и от средств производства.

Однако даже после того как заключен трудовой договор, а работник и работодатель вступили в трудовые отношения, способности человека по-прежнему составляют конкуренцию на рынке труда способностям других людей, не вовлечённых или вовлечённых в трудовую деятельность. А.Котляр полагает иначе: «зачем пребывать на рынке труда людям, уже вошедшим в контакт с работодателями, совершившим акт купли-продажи рабочей силы, удовлетворенным своим рабочим местом и соответствующим требованиям работодателя?» [2]. Мы, напротив, считаем, что, включаясь в процесс труда, человек не покидает рынок труда, так как, во-первых, не все его многочисленные способности задействованы в конкретном процессе труда, и, во-вторых, способности не становятся собственностью работодателя и попадают в его распоряжение только на время выполнения трудовых действий. Поэтому в свободное время человек использует свои способности по своему усмотрению - либо участвует в другом оплачиваемом процессе труда, либо для целесообразной деятельности, направленной на обустройство собственного быта, либо для выполнения какой-либо общественно полезной деятельности.

Государство на рынке труда в настоящее время может присутствовать в качестве работодателя или инвестора (при финансировании программ в социально-трудовой сфере). Однако главная его функция в условиях рыночной экономики - это сочетание и регулирование интересов работников и работодателей в целях формирования оптимальной занятости и создание условий для развития социально-трудовых отношений на основе социального партнерства субъектов рынка труда. В настоящее время проблемы развития рынка труда обусловлены:

  • отсутствием отлаженной системы взаимодействия субъектов рынка труда на федеральном, региональном и местном уровне, основанной на принципах социального партнерства;
  • отсутствием равноправия субъектов рынка труда;
  • низкой правовой грамотностью работников и недостаточно развитой системой институтов, защищающих их интересы;
  • нарушением воспроизводственной функции заработной платы в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе и, как следствие, усилением дифференциации населения по уровню доходов;
  • слабой мотивацией работодателей в развитии и обеспечении сбалансированной структуры рынка труда;
  • высоким уровнем скрытой безработицы, нелегальной миграции иностранной рабочей силы, сохранением неофициальных форм занятости;
  • низкой информативностью рынка труда;
  • высоким уровнем производственного травматизма в экономике, что во многом объясняется отсутствием регулярного контроля на федеральном и региональном уровне;
  • недостаточно развитой системой социальной защиты занятого населения.

В силу несостоятельности современного рынка труда, его государственное регулирование, как одно из ключевых направлений социально-трудовой политики государства, приобретает принципиальное значение. Так как контроль развития рынка труда со стороны государства будет способствовать обеспечению определенного уровня социальной справедливости. В связи с тем, что сегодня российский рынок труда находится в процессе развития, ведущей функцией государства должно стать формирование действенного механизма регулирования интересов работников, работодателей и государства. «В узком смысле механизм регулирования рынка труда - это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком контексте механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда» [3]. Механизм регулирования рынка труда формируется государством в целях реализации им своих функций на рынке труда: создание законодательных основ, посредством которых определяется поведение субъектов рынка труда, и происходит формирование его инфраструктуры. Механизм регулирования рынка труда представляет собой подсистему механизма регулирования социально-экономической сферы в целом.

Не следует смешивать функции государства на рынке труда и задачи, которые решаются в процессе взаимодействия работников, работодателей и государства, то есть в процессе функционирования механизма рынка труда. Механизм функционирования рынка труда, в свою очередь, предполагает выполнение таких функций как:

  • распределение ресурса труда в территориальном отношении, по сферам экономики, видам экономической деятельности, по предприятиям и учреждениям;
  • реализация взаимодействия и согласование интересов между работодателем и наемной рабочей силы в рамках существующего законодательства;
  • информирование о параметрах спроса и предложения, требованиях предъявляемых к уровню подготовки рабочей силы, количественной потребности в профессионально-квалификационном составе трудовых ресурсов;
  • решение вопросов по содействию занятости населения (подготовка и реализация государственных программ, направленных на повышение занятости);
  • осуществление социальной поддержки безработных;
  • контроль за соблюдением норм трудового права.

Эффективность работы механизма функционирования рынка труда определяется тремя составляющими:

  1. уровнем развития инфраструктуры рынка труда;
  2. полнотой и прозрачностью законодательства в социально-трудовой сфере;
  3. типом социально-трудовых отношений.

Поэтому необходимо, чтобы разработанный в государстве механизм регулирования рынка труда был направлен на развитие институтов, обеспечивающих работу и осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда; формирование законодательства, регулирующего и стимулирующего повышение эффективности социально-трудовых отношений и формирующего правильную мотивацию к труду. Только адекватный механизм государственного регулирования и реализация конкретных мероприятий на рынке труда способны повлиять на формирование оптимальной занятости и определить направление развития экономики в целом.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры Менеджмент ФГБОУ ВПО Финансовый Университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза;

Прихач А.Ю., д.э.н., профессор кафедры управление трудовыми и социальными процессами ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Шевченко Н.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16244 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674