Увеличение средней продолжительности жизни в экономически развитых странах сопровождается естественным увеличением доли пациентов онкологического профиля пожилого и старческого возраста, которые заслуживают особого внимания с точки зрения особенностей диагностики, лечения и ухода. Полиморбидность патологии, особенности психологического статуса пожилого человека требуют от специалистов онкологической службы новых подходов в ведении пациента, организации комфортной среды в медицинских учреждениях, что возможно лишь на основе глубокого изучения основ геронтологии и гериатрии, понимания специфики гериатрических синдромов [3-6, 8].
Последнее является тем фактором, который стимулирует активное внедрение в практику повышения квалификации (ПК) и тематического усовершенствования (ТУ) специалистов-онкологов курсов в области в геронтологии и гериатрии. Современные курсы повышения квалификации естественным образом опираются на электронные учебно-методические комплексы, выполняющие организационную, информационную, дидактическую, контролирующую и управляющие функции [9, 10]. Каждый такой комплекс предполагает активное использование слушателями курсов базовых знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако наибольшей эффективности образовательного процесса возможно достигнуть, по-видимому, лишь на основе компетентностного подхода в области ИКТ [1, 2, 7]. Поэтому настоящая проблема актуальна.
Цель исследования: изучение зависимости индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности.
Материал и методы исследования
Эксперимент проводился на основе изучения ИУПКС при ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии специалистов онкологической службы. Организация учебного процесса - кредитно-модульная, форма обучения - очно-дистанционная.
В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме.
В исследование было включено:
1. 155 врачей - специалистов онкологической службы. В том числе:
врачи-онкологи онкодиспансеров - 79 человек;
врачи-онкологи поликлинической службы - 76 человек.
2. 155 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:
средний медперсонал онкодиспансеров - 80 человек
средний медперсонал поликлинической службы - 75 человек.
3. 158 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.
Всего: 468 человек.
Основным измеряемым показателем являлся показатель индивидуальных учебных достижений слушателя (ИДС) по каждому виду контроля. На основе ИДС рассчитывался показатель индивидуальной успешность повышения квалификации слушателя (ИУПКС)
, где n - количество видов контроля;
Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты и их обсуждение
В ходе педагогического эксперимента нами показано, что компетентность в области ИКТ работников онкологической службы, - слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии, - является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования специалистов онкологической службы (12-бальная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 бала соответствуют низкому уровню, 5-8 баллов - среднему уровню и 9-12 баллов - высокому уровню) достоверно установлено, что ИУПКС во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p<0,05). Такие же различия достоверно обнаружены между слушателями с высоким и средним уровнем ИКТ-компетентности (p<0,05), за исключением категории среднего медперсонала поликлинической службы (p>0,05) (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности у специалистов различных подразделений онкологической службы.
В случае высокого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы, а также среднего медперсонала онкодиспансеров достигают значений 90-95 баллов. В тоже время, для среднего медперсонала поликлинической службы и работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 80-85 баллов.
В случае низкого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы находится в диапазоне78-84 балла. В тоже время, для среднего медперсонала онкодиспансеров и поликлинической службы, а также работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 55-62 баллов (рис.1).
Следует отметить, что обнаруженные различия в уровне ИУПКС в разных категориях специалистов онкологической службы обусловлены, по-видимому, не только начальным уровнем ИКТ-компетентнотси, но и общим начальным образовательным уровнем, а также необходимостью использования ИКТ в ежедневной профессиональной деятельности на своем рабочем месте.
Исходя из вновь полученных экспериментальных данных, все вновь разрабатываемые программы курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы должны включать:
1. систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, перед началом курса и после его окончания;
2. отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ;
3. отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и психологии пожилого возраста.
Курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы следует рассматривать как определенное продвижение каждого слушателя к саморазвитию и опережающему самообразованию в области ИКТ.
Заключение
Очно-дистанционная форма обучения налагает определенные требования на уровень первоначальной подготовки и, в частности, уровень ИКТ-компетентности слушателя. Фактически, компетентность специалистов онкологической службы в области информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов индивидуальной успешности повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения. Одновременно, следует признать, что более высокий уровень знаний и общей компетентности специалиста-онколога после окончания курсов ПК и ТУ является основой профессиональной успешности.
Таким образом, ИКТ-компетентность работника онкологической службы, как слушателя курсов ПК и ТУ, становится не только необходимым условием успешного освоения программы, но и жизненной потребностью для ежедневной эффективной работы на своем рабочем месте.
Рецензенты:
Павлова Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологии ФГАОУ ВПО «Белгородский национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Шеховцов С.Ю., Бессарабов В.И., Полторацкий А.Н. КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ ПРИ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16220 (дата обращения: 19.02.2025).