Материал и методы исследований. Нами были использованы методы психолого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
Результаты исследований и их обсуждение
В каждой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Такой отличительной особенностью профессии учителя является педагогический такт (его можно сравнить с врачебной этикой, слухом музыканта). Педагогический такт является составной частью педагогической культуры, культуры межличностного отношения, вытекает из гуманности профессионально-педагогической деятельности. Понятие «педагогический такт» многопланово. Его нельзя определить по классическим канонам (хотя такие попытки были: педагогический такт отождествляли чутьем, интуицией учителя, его тактичностью, доброжелательностью, вежливостью, культурой педагогического общения, творческим подходом к установлению контакта с учащимися, врожденным природным качеством учителя, его талантом и т.д. Несомненно, перечисленные факторы отражают те или иные грани педагогического такта). Раскрыть объем и содержание педагогического такта как научного понятия можно лишь путем выявления и рассмотрения различных граней его проявления. Мы считаем, что педагогический такт является пожизненно приобретаемым качеством на основе знаний психолого-педагогической теории и практического опыта учителя.
Педагогический такт прежде всего проявляется в умении учителя устанавливать с учащимися деловой и эмоциональный контакт с минимальной затратой физических и духовных сил, что требует, в свою очередь, умения регулировать свои действия и поступки, придавать им соответствующую тональность, обуздать свои страсти. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: приподнятом и жизнерадостном; грустном и печальном; мрачном и подавленном. Такое состояние нередко передается другим людям. Поэтому для общего психолого-педагогического климата в коллективе далеко не безразлично, какое настроение у каждого его члена, Так, на Востоке бытует традиция, согласно которой человек не имеет право демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. Учитель должен приходить в школу с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, всегда помнить, что от него во многом зависит настроение коллег и учащихся.
Педагогический такт регулирует учебно-воспитательный процесс с гуманной, духовно-нравственной стороны. Для тактичного человека, говорил Н.А. Добролюбов, характерно во всем действовать так, чтобы людям нести добро и радость, никому из них не сделать незаслуженной неприятности. А.С. Макаренко подчеркивал, что тактичный человек деликатен, осторожен, внимателен; ни легкомысленным поступком, ни неуместным словом он никого не обидит, а наоборот, проявляет заботу о хорошем самочувствии окружающих его людей. Тактичность особенно выпукло проявляется тогда, когда возникают ситуации, где можно обидеть ребенка, задеть его самолюбие, ранит душу. Чуткость и тактичность учителя особенно необходимы по отношению к слабым, больным и раздражительным детям, пережившим душевную и физическую травму, а также по отношению к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих действий и поступков.
Таким образом, главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Характерной чертой тактичного человека является жизнерадостность, которая вселяет в учащиеся бодрость, уверенность в свои силы. У такого учителя на уроке работа спорится, Улыбка учителя, его умение владеть чувствами, не только красят его самого, но и вселяют радость и тепло в душу школьника. «Учитель! Свое плохое настроение оставь за порогами школы»,- гласит одно из правил классической педагогики. В детском коллективе всегда должен быть мажор, мажор любой ценой (А.С. Макаренко). Есть педагоги, которые часто прибегают к излиянию своих чувств, добиваясь сочувствия от учащихся. Такое излияние апеллирует не к сильным, а слабым и даже к больным сторонам характера. Теряя контроль над своим настроением, учитель теряет и свой педагогический такт. Решение, принимаемое в состоянии эмоционального возбуждения, может надолго испортить взаимоотношения между учителем и учащимися. Когда педагог тонко слышит все, что относится к области нравственности, когда чувства его нацелены верно, то они сильны, красивы и действенны; когда педагог лишен нравственного слуха, слышит и чувствует лишь собственное настроение, тогда он ремесленник в педагогическом деле. Он не в состоянии находить нужное слово в нужное время.
Воспитание - дело тонкое, деликатное. Оно не терпит низкой культуры чувств, мыслей, отношений, Умение без напряжения строить свои отношения с учащимися - характерная черта тактичного педагога. Подростки и юноши не терпят по отношению к себе грубости, невнимательности. Неискренность учителя оскорбляет их. Они в подобных случаях умышленно, назло начинают нарушать дисциплину. Тогда возникает конфликтная ситуация, где грубый педагог проявляется в крике и угрозах. Конфликтная ситуация возникает и тогда, когда со стороны учителя допускается несправедливость в оценке поведения и знаний учащихся. Коммуникативная сторона оценки часто выражается в оценочных суждениях педагога. Здесь необходимо особо отметить два момента, имеющих принципиальное значение в обсуждаемой нами проблеме:
– никогда оценка знаний школьника не должна превращаться в оценку его личности, быт зависимой от поведенческих факторов (отметка должна восприниматься учащимися как оценка результатов их учебного труда);
– учитель, забывающий о педагогическом такте, обижает учащихся не только оценкой, сколько своими оценочными суждениями (оценочные суждения даже в случае неудовлетворительной оценки должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как аттестацию его личностного потенциала.
Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры. Ж.Ж. Руссо советовал избегать чрезмерность и снисходительность в воспитательной работе; К.Д. Ушинский считал, что в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без приторности, порядок без педантизма; по мнению А.С. Макаренко говорил, что в педагогических действиях должна существовать золотая середина, некая гармония в распределении строгости и ласки, даже любовь требует дозировки, меры. Нарушается мера, нарушается и педагогический такт. Чувство меры позволяет учителю в каждом конкретном случае устанавливать предел разумной достаточности в многообразных отношениях с учащимися (и это правильно, т.к. педагог имеет дело с человеком, где брак не допустим). В педагогическом процессе все должно быть сделано в меру: в меру нотаций, нравоучений, в меру наводящих вопросов. Никаких резких отклонений ни в поведении, нив речи, ни в привычках, ни в одежде, буквально во всем. Гибкость ума, сдержанность, уравновешенность, умеренность - важнейшие качества тактичного педагога.
Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной. Трудно бывает в коллективе не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, вечно сомневающимся в успехах общего дела. Формирование самооценки человека во многом зависит от оценки его деятельности коллективом, руководством школы. «Как раз в том, что каждый хотел, чтобы о нем думали хорошо, и состоит воспитательная сила коллектива», - писал В.А. Сухомлинский.
Вот почему очень важна благожелательная оценка качеств личности. При этом необходимо различать оценку личностных качеств и оценку личности в целом: человек более чувствителен к оценке своей личности в целом, по сравнению с оценкой отдельных результатов его труда, т.к. эти результаты могут быть удачными и неудачными. С другой стороны, оценка человека всегда должна сочетаться с предъявлением к нему различных требований. Эти требования должны быть соотнесены с требованиями к себе. Если требования к другим намного превышают требования к себе, то возникает напряженность, связанная с взаимными упреками.
Педагогический такт предполагает владение учителем различными средствами влияния на учащихся, наличие у него воли, принципиальности, наблюдательности, умения видеть нравственную сторону своих и чужих поступков, сдерживать свои отрицательные эмоции, быть критичным к себе и чутким к другим, умения свои суждения облекать в такие формы, которые позволили бы ему не унижать других, не ронять своего достоинства, вовремя исправлять свои ошибки, с достоинством отступать, если допущена в чем-то оплошность. Педагогический такт не терпит торопливости в оценках, суждениях, выводах и решениях. Надо отметить, что учитель не гарантирован от ошибок. Но одни стыдятся своих ошибок, анализируют их причины, стремятся не повторять их, а другие ищут всякий раз оправдания вместо того, чтобы честно признать и вовремя исправить эту ошибку. Когда самооправдание становится привычкой, на человека нельзя положиться, он может подвести и в большом, и в малом. Привычка во всем оправдываться приводит к тому, что человек становится не способным критически мыслить и оценивать свои поступки, начинает во всем чувствовать себя правым. Ужасен тип, хотящий всегда быть первым, писал Л.Н. Толстой. Такие люди бывают умными и глупыми, добрыми и злыми. Когда они умные и злые - это ужасно.
Нередко считают, если учитель владеет своим предметом и методикой преподавания, то педагогический такт является к нему сам собой. Однако многолетний опыт показывает, что можно неплохо знать свой предмет, его методику, психологию школьников, добиваться их послушания, но в то же время не обладать педагогическим тактом, т.к. в педагогической деятельности самым сложным является умение находить тропинку к детскому сердцу.
Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт это одна из форм реализации педагогической этики.
В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Педагогический такт рассматривается, как способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
Заключение
Итак, педагогический такт - это не отдельные штрихи поведения учителя, а стиль его работы, стиль его общения с учащимися, часть педагогической культуры, педагогического мастерства. Он имеет глубокое внутреннее содержание и различные внешние проявления. Педагогический такт является обязательным условием реализации принципов гуманизма в учебно-воспитательном процессе, в профессионально-педагогическом общении учителя. При желании и стремлении каждый учитель может стать тактичным, так как мы уже отмечали выше, педагогический такт - не врожденное, а приобретаемое качество личности. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.
Рецензенты:
Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Мерлина Н.И., д.п.н., профессор кафедры дискретной математики и информатики. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Кириллова Т.В., Кириллова О.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16179 (дата обращения: 19.02.2025).