Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ШКОЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА КАК ЦЕНТРЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Корчевский А.А. 1 Давиденко А.А. 1 Дикарева И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»
В статье дается представление о школьных химических обществах как центрах предпрофессиональной адаптации и социализации обучающихся, а также аспекты создания социальной адаптивной среды на базе школьного химического общества, предназначенного для предметного и воспитательного развития обучающихся общеобразовательных школ. В материалах статьи рассматриваются принципы, критерии, условия предпрофессиональной адаптации и социализации обучающихся в рамках школьного химического общества, а также законы существования и эволюции социальных систем подобного рода. Эффективность предпрофессиональной адаптации и социализации учащихся в рамках школьного химического общества анализируется методом анкетирования по двум критериям: общей удовлетворенности школьников от работы в рамках химического общества и результативностью обучения. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что грамотно организованная учебно-воспитательная работа в рамках ШХО способствует хорошей адаптации выпускников в системе высшего образования и успешному освоению учебных программ в рамках ВУЗа.
школьные химические общества
социальная адаптация
социализация
образование и воспитание
предпрофессиональная подготовка
достижение личностных результатов.
1. Анненкова М.М., Смирнова Н.В., Филатова Н.Е. Оценка социализации учащихся в практике работы школы. Сборник методических материалов. Оценка образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС. М.:, Московский центр качества образования, 2012, с.60 – 73.
2. Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. Сборник методических материалов. Качество образовательного процесса в образовательном учреждении: проектирование, анализ. – Московский центр качества образования, 2012, с.40 – 67.
3. Корчевский А.А. Использование проблемного подхода в рамках занятий секции теоретиков школьного химического общества на примере изучения реакций горения углеводородов [Текст] / И.В. Ильина, Л.А. Гвоздева, А.А. Корчевский // Известия Юго-Западного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 2012 г., №2 – С. 260-264. ISSN 2223-151Х
4. Корчевский А.А. Создание и апробация школьного химического общества в рамках современного педагогического процесса (раздел монографии). [Текст] / А.А. Корчевский. Теория и методика педагогической работы. В 2 книгах. К 1.: Монография / под общ. Ред. С. В. Куприенко; SWorld. – Одесса: Куприенко С.В., 2012. – С. 118-133.: ил., табл. ISBN 978-966-2769-06-7.
5. Савченко Т.В. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. – Сургут., 2006. – С. 13.
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009. – С. 5-13. – (Основы наук).
7. Теория и методика обучения химии / под ред. О.С. Габриеляна. М.: Академия Высшее профессиональное образование, 2010. – 384 с.
8. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. [Текст] / Н.М. Филиппова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2006 – № 3. – C. 191-195.

Феномен адаптации рассматривается науками о человеке: психологией, педагогикой, социологией и многими другими. В настоящее время предложено множество подходов к пониманию смысла адаптации. Это свойство характерно для живого организма и заключается в приспособлении к условиям окружающей действительности. Также адаптацию можно характеризовать как результат взаимодействия системы «человек-среда» и как конечную цель, к которой стремится личность.

В научной литературе нередко выделяют два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающей ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды. Вместе с тем, переход на новый образовательный стандарт требует поиска новых подходов и форм организации учебно-воспитательной деятельности педагога [5].

Современная государственная и образовательная практика предполагает разработку и внедрение механизмов преодоления разрыва между мировой и отечественной подготовкой будущих специалистов в области естествознания и инженерной мысли.

Такая предпрофессиональная и социальная подготовка ориентирована на развитие личностных качеств посредством воспитательной, социальной, образовательной и научной интеграции на базе многофункциональных центров, к которым относятся школьные химические общества (ШХО) и на последующую адаптацию к будущей профессиональной деятельности.

Система современного школьного химического общества подразумевает равноправное включение всех участников образовательного процесса в реализацию индивидуальной образовательной траектории, личностных планов и устремлений, научных и социальных достижений, необходимых для сознания успеха и комфортной адаптации в современном мире.

На базе организуемого школьного химического общества, как инновационной площадки, создаются условия социального и личностного развития в рамках образовательной и научной деятельности, а также ведется психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей, осуществляется формирование конкурентоспособного молодого поколения для глобального рынка талантов, знаний и технологий [4].

Вместе с тем, школьные химические общества представляют собой социальные системы, в рамках которых осуществляется процесс социальной адаптации и социализации.

В соответствии с теорией педагогического менеджмента мы обращаем внимание на необходимость соотнесения системы школьного химического общества с законами существования и эволюции естественных и социальных систем [6]:

1) Закон зависимости развития и эффективности функционирования системы от степени ее открытости предполагает непрерывное коммуникативное взаимодействие школьного химического общества внутреннего и внешнего характера, расширение связей и деловых контактов, поисков информации, постоянное развитие каждого участника социальной группы.

2) Закон достижения цели системой как условие окончания её существования или перехода в иное качественное состояние, следует соотносить с иерархией целей школьного химического общества, которые должны достигаться учащимися постепенно, на протяжении всей работы до окончания средней школы, после чего новые ученики, вновь пройдут данный цикл.

3) Закон отрицания революций подразумевает обязательную постепенную эволюцию системы школьного химического общества, поскольку стихийные и кардинальные изменения сложны для управления. Правильно организованная педагогическая деятельность в рамках школьного химического общества обязательно даст хорошие результаты, но её организация и адаптация к условиям конкретной школы может требовать определенного времени.

4) Закон периодического эволюционного толчка, в соответствии с которым систему самоуправления школьным химическим обществом необходимо периодически встряхивать: придумывать новые формы работы, ставить задачи более высокого уровня и добиваться их решения, активизировать работу обучающихся, стремиться к новым достижениям в теоретической, практической, экспериментальной, исследовательской и творческой деятельности.

В рамках школьного химического общества (как и в рамках любых социальных систем) обучающиеся проходят следующие стадии социализации:

1) начальная стадия, под которой подразумевают осознание норм, правил, ценностей и моральных установок социальной системы (данные положения прописываются в уставе школьного химического общества, с которым знакомятся все будущие участники перед вступлением в его ряды);

2) стадия терпимости взаимная толерантность к нормам и социальным ценностям личности и группы, их частичное принятие [8];

3) аккомодация принятие личностью большинства ценностных установок группы, принятие личности в коллектив группы как полноправного члена;

4) ассимиляция полная адаптация личности в социальной группе школьного химического общества.

Формирование адаптации школьников к социальной системе школьного химического общества базируется на принципах научной социализации и социальной преемственности.

Особое внимание мы уделяем разработанному нами принципу научной социализации, реализация которого включает в себя два аспекта. Первый аспект подразумевает внутреннюю социализацию, осуществляемую в работе команды единомышленников в рамках ШХО. Вторая социализация внешняя реализуется в процессе общения участников химического общества вне родной школы: на научных конференциях по химии, олимпиадах, при подготовке научных статей, открытых для научного сообщества, в сотрудничестве с университетами и предприятиями города.

По нашему мнению, осуществление научной социализации способствует гармоничной интеграции ребенка в современное гражданское общество и вырабатывает чувство причастности к социуму региона и своей страны.

В качестве второго важного принципа, также предложенного нами, мы отметим социальную преемственность внутри ШХО. Эта преемственность предполагает включение старшеклассников в управление обществом и подготовку учащихся 8-9 классов, в процессе которой они сами могут почувствовать себя ответственными руководителями, передающими накопленный опыт, традиции общества и дружественного коллектива.

В свою очередь, будущие старшеклассники, накапливая предметные знания, формируя экспериментальные умения и навыки, приобретая компетенции самостоятельной исследовательской работы и коммуникации, сами со временем принимают участие в становлении личности своих будущих последователей, чем достигается неразрывность связей и преемственность поколений. Кроме того, необходимо следить за дальнейшей судьбой выпускников общества, не терять с ними связи и по возможности организовывать совместные встречи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса [2]. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей [1]. Для проявления активной жизненной позиции и осуществления деятельности в секциях ШХО школьникам необходимо понимание своего положения и роли в данном сообществе [3].

В 2014 г нами было проведено анкетирование учащихся ВУЗов г. Курска выпускников школьного химического общества «Архея». В анкете было предложено оценить удовлетворенность школьников эффективностью работы школьного химического общества (по пятибалльной шкале) и среднюю результативность выпускников по предметам (средний балл по оценкам в аттестате), а также степень адаптации к условиям ВУЗа (по пятибалльной шкале) и результативность учебных сессий (средний балл). Результаты анкетирования представлены в таблице 1 и на диаграмме 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования выпускников ШХО

Показатель

Эффективность работы ШХО

Результативность выпускника

Степень адаптации в ВУЗе

Результативность студентов

Средний балл по пятибалльной шкале

4,6

4,4

4,8

4,7

Диаграмма 1. Результаты анкетирования выпускников ШХО


Таким образом, по результатам анкет можно сделать вывод о том, что грамотно организованная учебно-воспитательная работа в рамках ШХО способствует хорошей адаптации выпускников в системе высшего образования и успешному освоению учебных программ в рамках ВУЗа.

Условиями социальной адаптации мы назовем: психологический комфорт в рамках данной социальной группы, насыщенность образовательной и воспитательной деятельности ШХО интересными, интерактивными технологиями и грамотное их применение учителем; наличие соответствующей материальной базы; продуктивность деятельности учащихся в рамках школьного химического общества, достижение желаемого учебно-воспитательного результата [7].

Школьные химические общества, как социальные системы, должны культивировать особую социальную среду, в которой учащиеся объединены общей целью познания химии и готовы принимать гуманистические установки и традиции химического общества, а также активно участвовать в его работе и управлении. Таким образом, облегчается их будущая адаптацию в систему профессиональной подготовки в рамках обучения в высшей школе, а затем и последующая адаптация в будущую профессию.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 14-06-31225 мол_а

Рецензенты:

Гвоздева Л. А., д.п.н., профессор кафедры химии, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск;

Ильина И. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедры непрерывного профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.


Библиографическая ссылка

Корчевский А.А., Давиденко А.А., Дикарева И.С. ШКОЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА КАК ЦЕНТРЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16160 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674