Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лежнева Н.В. 1 Михайловская О.Ф. 1 Неделько Е.Г. 1 Ульянова Т.А. 1
1 Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
В статье раскрывается сущность понятия «психологическая готовность к инновационной деятельно-сти» применительно к молодежи малых городов России как деятельности субъекта по созданию и реа-лизации новшеств, предпринятой с целью достижения позитивных результатов, являющихся для него мерой успеха, во взаимодействии с социально-экономическими условиями малого города в определен-ный период его развития. Описывается структура личности специалиста, способного с осуществлению инновационной деятельности в условиях малого города, при этом выделяются общие качества (моти-вация самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мыш-ление; рефлексивность, осознанная саморегуляция деятельности) и особенные, характерные для инно-ваторов малого города (этнокультурная толерантность; знание особенностей и традиций провинции; развитые лидерские качества; коммуникативная и информационная компетенции; высокая интер-нальность; эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка). Проводится анализ результатов те-стирования по определению уровня психологической готовности школьников старших классов и сту-дентов, проживающих в малых городах, полученных с помощью методики Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко.
молодежь малых городов
психологическая готовность к инновационной деятельности
инновационная деятельность
инновации
1. Клочко В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинкий. – Томск : Томский государственный университет, 2009. – 240 с.
2. Лебедева Н.М., К. Лю Культура и отношение к инновациям в России и Китае // URL:http:coollib.net/b/189171/read (дата обращения: 10.11.14).
3. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // URL: http: www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/29.html (дата обращения: 14.10.14).
4. Лежнева Н.В.Особенности психологической подготовки студентов вуза к иннова-ционной деятельности в условиях малого города // Психология обучения. – 2014. - № 10. – С. 64–71.
5. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/new_philosophy/Postindustrialnoe-Obschestvo-936.html (дата обращения: 07.11.14).
6. Тюгашев Е.А. Национальные особенности инновационной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http: www.runivers.ru/philosophy/logosphere/ 439109/ (дата обращения: 20.07.14).
7. Яголковский С.Р. Психология инноваций. Подходы, модели, процессы – М. : Издатель-ский дом Высшей школы экономики, 2011. – 272 с.

Успешность развития любой страны во многом зависит от  инновационного потенциала её трудоспособного населения. В связи с этим необходимо сформировать инновационное поведение у молодежи, так как именно она должна стать инициатором и активным участником позитивных преобразований в Росси. Однако следует признать, что вопросы, связанные с исследованием психологических аспектов инновационной деятельности, факторов, влияющих  на формирование инновационных качеств личности, мало изучены [1; 2; 4; 7]. Практически не исследованы особенности инновационных процессов в малых городах, имеющих свою специфику.  В связи с этим выбранная нами тема исследования, связанная с изучением психологической готовности молодежи малых городов к инновационной деятельности, достаточно актуальна.

Прежде всего, раскроем сущность основных понятий исследования:

- мы рассматриваем термин «инновации» с позиции культурологического подхода как  явления   культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности [5]. Такое понимание инноваций позволяет учесть национальную и культурную специфику малых городов России при рассмотрении вопросов, связанных с подготовкой молодежи к  инновационной деятельности;

- опираясь на принятое выше определение,  мы определяем инновационную деятельность как деятельность субъекта по созданию и реализации новшеств, предпринятую с целью  достижения позитивных результатов, являющейся для него мерой успеха, во взаимодействии социально-экономическими условиями малого города в определенный период его развития. 

По мнению исследователей [4; 6], психологический портрет  российского инноватора   имеет свои специфические особенности по сравнению со своими западными коллегами.  Эти отличия  становятся особенно значимыми при исследовании  рассматриваемой деятельности в условиях неблагоприятного инновационного поля провинции. Данная ситуация объясняется тем, что  кроме «общероссийских»  экономических и юридических проблем,  человек, собирающийся включится в инновационную деятельность,  сталкивается с такими социально-психологическими факторами, как: высокая инертность трудоспособного населения; отсутствие навыков инновационного поведения; недостаточно высокий для включения в инновационную деятельность  уровень общей культуры и образованности  молодежи; низкая мотивация достижения цели;  низкий уровень интернальности и др.

  Сказанное выше позволяет прийти к выводу, что человек, ориентированный на инновационную деятельность в условиях малого города, кроме общих для успешных российских инноваторов  качеств, должен обладать и  особенными характеристиками.  К общим качествам можно отнести:  мотивацию самореализации и достижения успеха, креативность, развитое  логическое и  критическое мышление; рефлексивность, осознанную саморегуляцию деятельности.  К особенным – этнокультурную толерантность; знание особенностей и традиций провинции; развитые лидерские качества; коммуникативную и информационную  компетенции; высокую интернальность; эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку [4].

Как видно из выше сказанного, инициация или включение молодого человека в инновационную деятельность в условиях малого города, прежде всего, зависит от его психологической готовности  к инновационной деятельности.

Эксперимент по исследованию уровня психологической готовности   молодежи  к инновационной деятельности  проходил на базе школ и  вузов, расположенных в малых городах  Челябинской области. Всего в эксперименте участвовало 661 человек: 210 школьников в возрасте от 14 до 18 лет; 265 студентов очного отделения направлений подготовки  менеджмент, математика и информатика, психология, юриспруденция, экономика; 186 студентов заочного отделения. При проведении тестирования  использовалась методика Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [3]. Авторами методики исследуются такие характеристики инновативности, как желание заниматься творчеством; независимость; конструктивное отношение к ошибкам; поощрение креативности в других людях; способность действовать в нестабильной среде; уверенность в том, что изменения – это путь к успеху и др. С этой целью школьникам и студентам предъявляли двенадцать характеристик человека: он считает, что изменения  – это  путь к успеху; с его точки зрения сегодняшние потери совсем необязательно плохи для будущего; он готов идти на риск ради достижений; ему нравится делать все по-своему, оригинально; для него важно разнообразие в жизни; встреча с неизведанным, новым не пугает его; он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам их активно ищет; он творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое; он не боится ошибок и конструктивно реагирует на них; для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность; он готов вкладывать деньги в инновации; он вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде. Респонденты должны были  оценить свое сходство с этим человеком по определенной характеристики по пятибалльной системе: 1 – сходство практически отсутствует; 5 – максимальное сходство.

Исследуемые параметры были объединены в три шкалы: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. Результаты тестирования помещены  в таблицу 1.

В таблице приведены обобщенные данные для  школьников  17–18 лет; студентов очной формы обучения направлений подготовки и специальностей: математика и информатика, психология, менеджмент, экономика с 1 по 5 курс. Возраст студентов варьировался от 17 до 25 лет. Кроме того, в таблице представлены данные по студентам заочного отделения различных специальностей с 1 по 5 курс (возраст от 19 до 38 лет) и преподаватели вузов в возрасте от 23 до 48 лет.

В таблице 1 приведен общий индекс инновативности в процентах к максимальному числу возможных баллов, а также составляющие этого показателя «креативность», «риск ради успеха», «ориентация на будущее», которые также представлены в процентном отношении к максимально  возможному баллу. Статистическая обработка данных проводилось по методике Стьюдента для p<0, 05.

 

Таблица 1

Результаты эксперимента по оценке инновативных качеств молодежи малых городов

 

 

 

Шкалы

Балл (%)

Школьники

(17-18 лет)

Студенты очной формы обучения

Студенты заочной формы обучения

Преподаватели

Математика и информатика

Психология

Менеджмент

Экономика

Общий

индекс

 инновативности

70,7

67,4

69,4

67,3

65,5

66,2

61,2

Креативность

78,5

71,6

78,9

74,3

71,3

69,5

63,2

Риск ради

успеха

66,3

63,3

58,9

66,3

60,8

62,1

51,0

Ориентация на будущее

67,3

67,2

70,6

66,6

64,4

67,1

66,5

 

Статистическая обработка данных по методике Стьюдента позволила выявить значимые отличия  между уровнем инновативности студентов и старших школьников (17–18 лет):   школьники продемонстрировали более высокий уровень по показателям «креативность» и «риск ради успеха». Более высокий показатель общей инновативности у школьников не был подтвержден во время статистической обработки данных. Практически одинаковый результат  (67 % от максимального балла) был продемонстрирован  школьниками и студентами по  показателю «ориентация на будущее».

При анализе  обобщенных данных по студентам очной формы обучения  и  преподавателям вуза были выявлены более высокие  результаты  у студентов  (на 6–11 %) по показателям «креативность»,  «риск ради успеха» и общему индексу инновативности (отличия были значимыми), при сравнении данных  по показателю  «ориентация на будущее» значимых отличий выявлено не было.

Студенты очной формы обучения имели более высокие показатели  инновативности по сравнению со студентами заочного отделения  по всем параметрам, однако при статистической обработке данных по критерию Стьюдента для p<0, 05 значимыми были только отличия по показателю «креативность».

При сравнении полученных нами результатов, и аналогичных данных для московских студентов (экономические специальности) и  студентов Харбинского педагогического университета [2], было выявлено следующее:

- студенты, проживающие в малых городах, имели более низкий уровень по всем показателям, однако значимые отличия наблюдались только по показателю «креативность»;

- в то же время общий индекс инновативности и уровень выраженности показателей «креативность» и «риск ради успеха» у студентов, проживающих в малых городах, был значимо выше, чем у китайских студентов. Отличия по показателю «ориентация на будущее» не были подтверждены в ходе статистической обработки.

Интерес представляет сравнение общего индекса инновативности  для студентов различных специальностей и направлений подготовки (рисунок 1).

Рис. 1. Уровень выраженности общего индекса инновативности у студентов вуза      различных специальностей и направлений подготовки

 

 Наибольший индекс инновативности был выявлен у студентов психологических специальностей  вуза, наименьший – у студентов экономических специальностей. Наибольшие отличия наблюдались по показателям «креативность» и «ориентация на будущее», они были подтверждены в ходе статистической обработки данных. Студенты, обучающиеся по направлению менеджмент, показали по всем  параметрам средние результаты (индекс инновативности 67,3 % относительно максимального балла), однако по показателю «риск ради успеха» они занимали лидирующую позицию. При этом отличия, по сравнению с данными для студентов других специальностей и направлений, были подтверждены в ходе статистической обработки данных. При сравнении результатов, полученных при тестировании студентов  экономических специальностей московских вузов [15] и студентов, проживающих в малых городах России, по всем показателям наблюдались отличия, не в пользу последней группы.  Однако значимыми были отличия только по показателю «креативность».

Часть исследования была посвящена изучению   сформированности инновативности у школьников разных возрастов (таблица 2). Вначале сравнивались данные, полученные при тестировании мальчиков (9 и 11 класс) по указанным выше показателям.

 

 

Таблица 2

Результаты эксперимента по оценке инновативных качеств школьников

Шкалы

Мужской пол

(в % от максимально возможного балла)

Женский пол

(в % от максимально возможного балла)

14–15 лет

16 лет

17–18 лет

14–15 лет

16 лет

17–18 лет

Общий индекс инновативности

61,2

63,6

72,2

67,4

66,0

69,2

Креативность

62,2

67,6

83,2

74,2

74,2

73,8

Риск ради успеха

60,6

57,8

67,2

61,6

59,8

65,4

Ориентация на будущее

61,2

65,4

65,4

66,4

64,2

69,2

 

 По всем параметрам (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее, общий индекс инновативности) уровень выраженности был значимо выше у старшеклассников. Особенно велики были отличия  по показателю «креативность» – выше 21 %. Наименьшее отличие  наблюдалось  по показателю «ориентация на будущее». Оно составило 4,2 % (рисунок 2).

Рис. 2. Уровень инновативности у школьников 14–18 лет (мальчики)

Несколько другая картина наблюдается при аналогичном сравнении показателей инновативности у девочек (таблица 2). Значимые отличия были получены только по показателю «риск ради успеха» (у старших девочек он был выше). А показатель креативности к окончанию школы стал у девочек несколько ниже (рисунок 3).

Сравнение проводилось также между группами мальчиков и девочек различных возрастов. По общему индексу инновативности значимые отличия получены при сравнении групп школьников (14–15 лет), в этом случае индекс инновативности  был у девочек  выше за счет более высоких показателей  по параметру «креативность» и «ориентация на будущее».

 

 Однако в 11 классе инновативность мальчиков была выше, хотя результаты статистической обработки не подтвердили этот факт. Значимо более высокими были показатели мальчиков по параметру «креативность», однако по показателю  «ориентация на будущее» девочки имели значимо более высокие баллы. Данную ситуацию можно объяснить возрастными  особенностями становления личностных качеств девочек и мальчиков, что предполагает использование различных методов педагогического содействия развитию готовности старшеклассников к инновационной деятельности.

Данные, полученные в ходе эксперимента по определению инновативности молодежи малых городов России, послужили основой для организации психолого-педагогического  содействия формированию  готовности к инновационной деятельности у старших школьников и студентов вуза.

 

Рецензенты:

Старченко С.А., д.п.н., профессор,  директор МБОУ  «Лицей № 13», г. Троицк;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

 


Библиографическая ссылка

Лежнева Н.В., Михайловская О.Ф., Неделько Е.Г., Ульянова Т.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16142 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674