Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Дзантиева З.А. 1
1 Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета)
Формирование благоприятной предпринимательской среды, создание максимально комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности в современной России имеет не только важное экономическое, но и существенное социальное значение. Соответственно, совершенствование форм государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации является определяющим фактором регулирования перспектив развития предпринимательства в стране. Это актуализирует необходимость использования комплексного подхода и к теоретическому осмыслению и к построению и функционированию системы государственной поддержки предпринимательской деятельности. Функцию материальной поддержки предпринимательства государство выполняет главным образом посредством размещения государственных заказов, проведения государственных закупок, предоставления субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям.
инструменты государственной поддержки предпринимательской деятельности
формы государственной поддержки предпринимательской деятельности
государственное регулирование
предпринимательская деятельность
предпринимательство
1. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. – М: Экономистъ, 2004.
2. Государственное регулирование национальной экономики /Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – М: КНОРУС, 2006.
3. Дзантиева З.А., Позднякова Т.А., Баликоев А.А. Сущность и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. //Устойчивое развитие горных территорий. – Владикавказ: СКГМИ (ГТУ). – 2012. – № 3 (14). – С.134-138.
4. Дзантиева З.А., Позднякова Т.А., Баликоев А.А. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства//Устойчивое развитие горных территорий. – Владикавказ: СКГМИ (ГТУ). – 2012. – № 1-2 (11-12). – С.106-112.
5. Ксанаева М.Б. Концепция развития системы государственной поддержки малого предпринимательства/ Автореф. дис. канд. эк. наук. – Владикавказ. – 2013. – 28 с.
Действенность системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации, с точки зрения автора, относится к разряду определяющих факторов ускорения темпов и качества экономического роста и формирования экономики инновационного типа. Создание максимально комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, формирование благоприятной предпринимательской среды в современных условиях имеет не только важное экономическое, но и существенное социальное значение. Свой неудовлетворенный спрос - по качеству товаров и услуг, срокам исполнения заказов, экологическим характеристикам продукции, наконец, по цене предложения - граждане автоматически трансформируют в форму негативного отношения к предпринимателям и, что гораздо важнее, к предпринимательской деятельности в целом.

Необходимость использования комплексного подхода к теоретическому осмыслению сущностных основ и научно обоснованному структурированию и использованию отдельных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России, по нашему мнению, вполне очевидна. Это обусловлено следующим. Во-первых, относительной новизной использования в нашей стране государственной поддержки предпринимательской деятельности в рыночном хозяйственном механизме в качестве инструмента регулирования социально-экономических процессов. Во-вторых, дискуссионностью и отсутствием системной характеристики сущности, содержания и структурного построения исследуемой нами системы. В-третьих, наличием определенной группы проблем, связанных с недостатками механизма предоставления конкретных форм поддержки.

Исследование теоретических основ необходимости и возможности оказания предпринимателям государственной поддержки, с нашей точки зрения, предполагает, прежде всего, соотнесение этой поддержки с более общими категориями, определяющими такие явления общественной жизни, как государственное регулирование предпринимательской деятельности и государственное регулирование социально-экономических процессов в целом.

Суть государственного регулирования предпринимательской деятельности автор связывает с воздействием государства на воспроизводственные процессы в экономике посредством управления экономическими интересами предпринимателей в целях реализации государственной экономической политики [3, с. 137]. Соответственно, государственное регулирование предпринимательской деятельности правомерно определить как воздействие государственных структур на национальное хозяйство в целях развития экономической системы конкретной социально-экономической общности. Нельзя не отметить также, что в совокупности с другими структурными звеньями государственное регулирования предпринимательской деятельности, образует единую, более высокую по отношению к нему самому, систему государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Иерархическая соподчиненность рассматриваемых систем представлена на рис.1.

Рис. 1. Иерархическая соподчиненность подсистем государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется посредством двух составляющих, регламентируемых в нормативных правовых актах:

  1. Путем установления общих принципов хозяйствования в экономической системе конкретной национально-государственной общности людей и проведения контроля за соблюдением порядка организации, ведения предпринимательской деятельности, ее недопущения, изменения или прекращения.
  2. Путем предоставления государственной поддержки в вопросах организации, ведения и развития предпринимательской деятельности.

Несомненно, что первая из указанных составляющих направлена на создание благоприятных условий для функционирования предпринимателей и формирование благоприятной предпринимательской среды, она равно направленно действует в отношении всех предпринимателей. Особо хочется акцентировать внимание на следующем. Потенциальную возможность нормального функционирования всех предпринимательских структур, а именно, соблюдение ими принципов и порядка организации, ведения, изменения и прекращения предпринимательской деятельности, автор рассматривает в качестве необходимого условия достижения целей государственного регулирования исследуемой деятельности. Функциональная реализация такой возможности включает:

  • создание макроэкономических условий для стабильного функционирования рынка, что требует от государства организации и обеспечения нормального функционирования денежной, финансовой, кредитной и страховой систем; организации и обеспечения нормального функционирования системы государственной регистрации предпринимательских структур; организации и обеспечения нормального функционирования системы лицензирования предпринимательской деятельности и системы патентования; организации и обеспечения нормального функционирования системы стандартизации продукции и услуг;
  • определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления этими формами;
  • создание и обеспечение функционирования механизма исполнения хозяйственных договоров;
  • создание и обеспечение функционирования механизма контроля за монополизированными рынками посредством регулирования ценообразования в монополизированных структурах;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • создание и обеспечение функционирования механизма защиты интересов и прав потребителей.

Вполне логично, с нашей точки зрения, утверждать, что совокупность перечисленных элементов, ввиду их специфических отличий от элементов второй составляющей общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, о которых речь пойдет ниже, образует внутри этой общей системы подсистему организационно-правового регулирования предпринимательской деятельности (рис.1).

Вторая составляющая государственного регулирования предпринимательской деятельности - система государственной поддержки (рис.1) нацелена на устранение недостатков «чисто» рыночных рычагов в тех сферах деятельности предпринимателя, сама природа которых не позволяет им воплощаться в сугубо рыночных структурах и связях. Это обусловлено неоднородностью и разнонаправленностью экономических интересов в обществе и требует от государства поддержания их разумного баланса. В исследуемом нами аспекте государственного регулирования воспроизводства речь идет о балансе интересов государства и предпринимателей. Посредством оказания государственной поддержки создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны с созданием дополнительного материального стимула и(или) с минимизацией финансового ущерба предпринимателей.

В отличие от первой составляющей государственного регулирования предпринимательской деятельности (она, как уже отмечалось, представлена организационно-правовой подсистемой соответствующего регулирования), государственная поддержка не может равномерно распространяться и одинаково затрагивать все слои предпринимательского сообщества. В противном случае она лишиться своего основного экономического предназначения, которое автор связывает с корректировкой конкретных пропорций воспроизводства в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике путем экономического воздействия на сферы (производственную, непроизводственную), области (промышленную, сельскохозяйственную, строительную, научную и др.), направления (производственное, снабженческо-сбытовое, торгово-закупочное) и виды предпринимательской деятельности (финансовую, инвестиционную, инновационную и др.). При этом следует особо подчеркнуть, что оказание поддержки предпринимателей со стороны государства автор относит к достаточному условию достижения целей государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Система государственной поддержки предпринимательской деятельности, в понимании автора, - это совокупность конкретных элементов государственной поддержки предпринимательства, тесно взаимосвязанных между собой. Именно элементы отражают содержание государственной поддержки как явления общественной жизни.

Проведенное исследование структурных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации позволяет нам говорить о наличии в ней трех системообразующих звеньев. Ими, с нашей точки зрения, являются: концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; механизм предоставления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; процесс оказания государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ.

Первое звено - Концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности - объединяет такие элементы системы, как:

  • формулировка целей государственной поддержки предпринимательской деятельности (ПД) - перспективных и текущих. Данный элемент описывает сферы государственной поддержки ПД и позволяет ответить на вопрос, для чего она предназначена;
  • постановка задач государственной поддержки ПД - стратегических (долгосрочных и на среднесрочную перспективу) и тактических (на текущий год с поквартальной разбивкой). Этот элемент системы отражает конкретные направления, по которым осуществляется государственная поддержка ПД и дает ответ на вопрос, что конкретно поддерживается;
  • выбор объектов государственной поддержки ПД - видов предпринимательских структур и видов предпринимательской деятельности. Объекты поддержки характеризуют тех, кому конкретно она предназначена, а их совокупность описывает область государственной поддержки ПД.

Механизм государственной поддержки предпринимательской деятельности представляет собой совокупность средств господдержки предпринимательской деятельности и способов их предоставления. При этом средства господдержки объединяют в себе институциональную базу и инструменты (формы) поддержки. К институциональной базе мы относим конкретные государственные структуры макро- и мезоуровня, а также структуры органов местного самоуправления, ответственных за предоставление государственной поддержки. Характеризуя способы государственной поддержки предпринимательской деятельности, следует отметить, что их образует совокупность принципов и методов поддержки.

В настоящее время в Российской Федерации используется множество форм государственной поддержки, которые оказывают либо прямое, либо опосредованное воздействие на деятельность субъектов предпринимательства. Прямое воздействие оказывается посредством субсидий, грантов, государственных кредитов, государственных закупок, государственных заказов. Опосредованно воздействуют на предпринимательскую деятельность такие формы поддержки, как налоговые льготы; инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности; информационная и консультационная поддержка предпринимателей; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; государственное страхование; регулирование базовой ставки ЦБ России; регулирование курса национальной валюты; регулирование цен и тарифов на монополизированных рынках; защита интересов и прав предпринимателей; государственные гарантии при получении предпринимателями банковских ссуд и заключении контрактов, имеющих существенное значение; использование результатов научно-технических разработок, полученных посредством государственного финансирования.

Предприниматели в современной России получают поддержку от государства как в виде материальной поддержки, так и в виде иной поддержки предпринимательской деятельности. Функцию материальной поддержки предпринимательства государство выполняет главным образом посредством размещения государственных заказов, проведения государственных закупок, предоставления субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям. Некоторые из этих форм поддержки так же разнообразны, как их число, и направлены на стабилизацию экономики, поддержку сбалансированности в экономике, стимулирование инноваций. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства, могут предоставляться непосредственно из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, либо полного или частичного субсидирования государством ставки ссудного процента.

Все виды государственного поддержки облачены в форму законодательного или иного нормативного правового акта, регламентирующего отношения и действия государства и предпринимателя в вопросах предоставления и получения помощи. Именно этими документами, а также соответствующими целевыми программами экономического и социального развития, регулируются условия, объёмы, сферы и порядок применения отдельных видов государственной поддержки, а также установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий предпринимателей. Вне правовой формы государственной поддержки предпринимательской деятельности не существует.

Процесс оказания господдержки ПД есть не что иное, как осуществление конкретных действий в ходе конкретных процедур по оказанию исследуемой нами поддержки. Данное звено системы государственной поддержки предпринимательской деятельности характеризует порядок оказания господдержки. Системный подход к исследованию процесса государственной поддержки предпринимательской деятельности как одной из составных частей экономической жизни общества позволяет выделить в нем следующие этапы: оценку и конкурсный отбор заявок о предоставлении государственной поддержки предпринимательской деятельности; финансирование расходов на господдержку ПД; контроль за целевой направленностью государственной поддержки ПД; оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Представленные выше рассуждения позволяют заключить следующее. Государственная поддержка предпринимательской деятельности является одним из инструментов реализации экономической политики, проводимой в государстве. Она отражает экономическое воздействие со стороны государства на сферы, области, направления и виды предпринимательской деятельности в целях регулирования параметров воспроизводства. Эта поддержка используется государством для корректировки конкретных воспроизводственных пропорций в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике. Ее сущностная характеристика свидетельствует о том, что государственная поддержка предпринимательской деятельности - это, прежде всего, неотъемлемая составная часть (подсистема) общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Поскольку государственная поддержка предпринимательской деятельности включает в себя множество элементов, находящихся во взаимосвязи между собой, ее саму правомерно рассматривать в качестве системы.

Рецензенты:

Камбердиева С.С., д.э.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой «Организация производства и экономика промышленности» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ;

Киргуев А.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Дзантиева З.А. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16140 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674