Включение российской молодёжи в общественно-политические отношения, использование всех форм и механизмов её социально-политической активизации обусловлено современной социально-экономической и политической ситуацией в России.
Молодёжью считаются люди в возрасте от 14 до 30 лет, составляющие такие разнообразные социогруппы, как молодые специалисты, школьники, неформальная молодёжь, молодые предприниматели. Именно представители молодого поколения обладают большим потенциалом в развитии России и её регионов. Как отмечается в Стратегии государственной молодёжной политики Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р), «В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние жители России от 14-ти до 30-ти лет станут в ближайшие годы основным трудовым ресурсом, который позволит решать приоритетные задачи социально-экономического развития страны, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения».
Проблемы молодёжи являются своеобразным отражением противоречий и тенденций социально-политического развития современного государства. В аналитическом докладе РАНХи ГС при Президенте РФ, подготовленном в 2013 году по заказу федерального агентства по делам молодёжи «Анализ последствий сохранения сложившихся трендов в развитии российской молодёжи в перспективе 10‑20 лет» выделены следующие ведущие внешние условия развития молодёжи и молодёжной политики:
1. Демографический вызов молодёжной политики.
Согласно данным Росстата на 1 января 2013 года в среднем по России доля молодых людей в общем количестве населения составила 21,3%, что на 0,7% меньше, чем в 2012 году и на 2,7 % меньше по сравнению с 2002 годом.
Таблица 1
Возрастная структура населения России [9]
|
Тыс. человек |
В процентах к итогу |
||||
2002 |
2012 |
2013 |
2002 |
2012 |
2013 |
|
Все |
145167 |
143056 |
143347 |
100 |
100 |
100 |
в том числе в |
|
|
|
|
|
|
15–19 |
12800 |
7631 |
7152 |
8,8 |
5,3 |
5,0 |
20–24 |
11466 |
11599 |
10849 |
7,9 |
8,1 |
7,6 |
25–29 |
10613 |
12328 |
12556 |
7,3 |
8,6 |
8,7 |
Показатели доли молодых людей в структуре населения субъектов Российской Федерации достаточно сильно разнятся. В среднем по Центральному федеральному округу доля молодёжи составляет 21,4 %, а в Москве – чуть более 19%. В Южном федеральном округе 23,7%. – представители молодо поколения. Среди субъектов федерального округа «рекордсменами» являются Астраханская область и республика Калмыкия (25,2 и 25,1% соответственно). Низкие значения среди других субъектов ЮФО – у Краснодарского края и Волгоградской области (22,7 и 22,8% соответственно). Большой разрыв наблюдается в субъектах Северо-Кавказского федерального округа – 27,7% (без учета данных по республике Северная Осетия-Алания). При этом процент молодёжи в республике Ингушетия – 30,8%, а в Ставропольском крае – 24,9%. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Сибирском и Уральском федеральном округах, где доля молодых людей в общей структуре населения выше общероссийских показателей (например, в СФО – 24,5%) [10].
Демографический прогноз на 2015–2025 гг. показывает существенное снижение численности молодёжи. Предполагаемые данные представлены на рисунке 1 [3].
В социально-экономическом и политическом аспекте резкое сокращение численности молодёжи означает, что относительно небольшая группа населения в будущем будет поддерживать и обеспечивать функционирование институтов государственной власти, воспитывать и обучать новое поколение, социально поддерживать пенсионеров [3].
Рис. 1. Численность молодёжи 14–30 лет в РФ в 2012‑2025 гг., млн. человек
2. Ресурсная обеспеченность государственной молодёжной политики.
Расходы федерального центра на молодёжную политику в 2015 году существенно снизятся. Её интенсивность будет определяться социально-экономическим положением региона и осознанием важности данной деятельности для развития субъекта Российской Федерации и поддержания в нём социальной стабильности региональными властями.
3. Трудовая эмиграция и миграция.
Снижение численности российской молодёжи в 2025 г., отток наиболее мобильной и образованной ее части в дальнее зарубежье и замещение её мигрантами из стран СНГ даже при некотором улучшении структуры ведёт в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов, что впоследствии негативно скажется на модернизации российской экономики и рынка труда, существенно ограничит переход России на инновационный путь развития.
4. Трудоустройство молодёжи.
По данным Росстата, численность безработных в 2012 г. составила по методологии МОТ 4,13 млн. чел. (в среднегодовом выражении), при этом доля безработной молодёжи в общей численности безработных увеличилась до 43,1%. В настоящее время 12,1% молодёжи России в возрасте 15–24 лет нигде не учится и нигде не работает. Факторами, снижающими показатели трудоустройства молодёжи, выступают низкая территориальная и образовательная мобильность представителей молодого поколения [5]. Частично решить проблему занятости молодёжи могут молодежные предприятия, главной целью создания которых является воспитание духа предпринимательства у молодых людей, развитие их предпринимательских способностей. Программы занятости должны предусматривать практическую помощь молодым людям в открытии и ведению собственного дела, искусству предпринимательства [4].
5. Правонарушения, совершаемые молодыми людьми.
Как показывают статистические данные, за последние годы снижаются показатели молодёжной преступности (таблица 2) [9]. Однако актуальными остаются угрозы, связанные с криминализацией молодёжной среды в регионах, с молодёжной безработицей, ростом потребления наркотиков, психотропных веществ, алкоголя и спайсов.
Состав лиц, совершивших преступления по возрасту (тыс. человек)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Выявлено лиц,
совершивших |
1220 |
1111 |
1041 |
1011 |
1013 |
по возрасту во время совершения преступления, лет: |
|
|
|
|
|
14-15 |
23,7 |
21,5 |
20,5 |
18,5 |
19,7 |
16-17 |
61,8 |
51,2 |
45,5 |
41,0 |
41,0 |
18-24 |
312 |
278 |
254 |
234 |
222 |
25-29 |
228 |
209 |
194 |
192 |
192 |
30-49 |
479 |
448 |
433 |
432 |
441 |
Несмотря на снижение показателей, преступность продолжает оставаться существенным явлением в молодёжной среде, при этом как несовершеннолетние, так и 18‑29–летние молодые люди вовлечены в широкий круг совершаемых в России правонарушений, среди которых выделяются особо тяжкие и тяжкие преступления, такие как убийства, умышленное тяжкое причинение вреда здоровью, грабежи, разбой и распространение наркотических и психотропных средств.
7. Снижение качества здоровья молодёжи (слабое вовлечение молодёжи в спорт и несбалансированное питание).
Проблемы, стоящие перед современной молодёжью, осознает и государство и общество. По мнению 43% россиян, молодёжи сегодня сложнее реализовать себя, чем молодым людям конца 80-х – начала 90-х. Большинство знакомых россиянам юношей и девушек стремится к успеху, но государство недостаточно занимается проблемами молодёжи, среди которых – безработица, платное образование, жилищный вопрос. Россияне чаще считают, что больше внимания надо уделять проблемам молодёжи, нежели пожилых людей (таблица 3) [7].
Таблица 3
Результаты опроса Фонда Общественного мнения по вопросу «Сложно ли современной молодёжи достичь успеха в нашей стране?»
Категории населения
|
Параметры ответов |
||
Легко |
Сложно |
Затрудняюсь ответить |
|
Население в целом |
26 |
67 |
7 |
18–30 лет |
40 |
56 |
4 |
31–45 лет |
27 |
66 |
6 |
46–60 лет |
19 |
74 |
7 |
Старше 60 лет |
15 |
72 |
12 |
По данным Фонда Общественного мнения, 73% населения считает, что молодёжи сложно достичь успеха в нашей стране. Основные проблемы, мешающие реализации потенциала молодого поколения, по мнению россиян, приведены в таблице 5.
Таблица 5
Проблемы современной российской молодёжи
№ п/п |
Проблемы современной молодёжи |
Доля от общего количества респондентов |
1 |
Безработица, проблемы трудоустройства молодёжи, отсутствие работы для молодых |
27% |
2 |
Лень, инертность, отсутствие целеустремленности у молодых |
12% |
3 |
Тяжелая жизнь, бедность, нехватка денег |
11% |
4 |
Плохая молодёжная политика, мало заботы о молодёжи |
7% |
5 |
Платность образования |
7% |
6 |
Недостаточный уровень образования, нехватка знаний у молодых |
6% |
7 |
Коррупция, протекционизм |
6% |
8 |
Экономические проблемы |
3% |
9 |
Жилищные проблемы |
2% |
10 |
Проблемы с организованным досугом |
2% |
11 |
Недостаток внимания со стороны родителей, плохое воспитание |
2% |
12 |
Отсутствие молодёжных организаций |
1% |
13 |
Алкоголизм, наркомания |
1% |
14 |
Отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем дне |
1% |
15 |
Плохие законы, несоблюдение законов |
1% |
16 |
Плохая работа властей |
1% |
17 |
Другое |
1% |
18 |
Ничего не мешает |
1% |
19 |
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
6% |
20 |
Вопрос не задавался |
27% |
Эти данные практически совпадают с результатами опроса, проведённого в муниципальных образованиях Краснодарского края в марте – сентябре 2014 года в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-13-23013 а(р) (5 городских поселений, 3 муниципальных района, 6 сельских поселений, 300 респондентов). Опрос проводился среди возрастной группы 18-35 лет (закрытый опрос по 8 позициям). Своими основными проблемами 97 % представителей молодого поколения считаетт:
1) Проблемы трудоустройства – 28% – население в возрасте от 18 до 24 лет, 26% – от 25 до 35 лет;
2) экономические проблемы – 15% – от 18 до 24 лет, 11% – от 25 до 35 лет;
3) жилищные проблемы – 10% – от 18 до 24 лет, 8% – от 25 до 35 лет;
4) платность образования – 8% – от 18 до 24 лет, 3 % – от 25 до 35 лет;
5) отсутствие целеустремленности у молодёжи – 3% – от 18 до 24 лет, 5 % – от 25 до 35 лет;
6) недостаток внимания со стороны государства – 2% – 18 до 24 лет, 1 % - от 25 до 35 лет;
7) недостаток внимания и помощи со стороны родителей (в том числе финансовой) – 1 % – от 18 до 24 лет, 1 % – от 25 до 35 лет;
8) другое (открытый ответ) – 19% – от 18 до 24 лет, 24% – от 25 до 35 лет;
9) затрудняюсь ответить – 10% – от 18 до 24 лет, 13 % – от 25 до 35 лет;
10) нет проблем (ничего не мешает) – 4% – от 18 до 24 лет, 5 % – от 25 до 35 лет.
Среди других проблем молодёжи (открытый опрос) респонденты акцентировали внимание в основном на психологических барьерах: низкая мобильность (боязнь, нежелание уехать в крупные города или другие регионы); зависимость молодого поколения от родителей (в том числе и финансовая); нерешительность в принятии самостоятельных решений; нежелание активно себя позиционировать в молодёжных организациях; установка на помощь со стороны родственников в финансовом аспекте и в трудоустройстве; нежелание (неуменение) работать; неуверенность в завтрашнем дне.
В качестве факторов, которые обуславливают проблемы молодёжной среды, опрошенные отмечали отсутствие свободного времени (совмещение работы, учёбы, решения семейных проблем); неустроенность досуга; протекционизм; низкую поддержку института молодых семей. Менее 1% из респондентов указали на алкоголизм, наркоманию, коррупцию, плохие законы, отсутствие молодёжных организаций.
9% респондентов убеждены, что современной молодёжи ничего не мешает осуществлять планы по получению качественного образования, карьерному росту и позиционированию своих интересов.
Достаточно часто современную молодёжь обвиняют в политической индифферентности, инфантилизме, апатии и нигилизме, податливости в процессе политического манипулирования. Безусловно, представители молодого поколения в большей степени, чем другие социальные группы, подвержены деструктивному политическому влиянию, и именно поэтому государство должно своевременно решать молодёжные проблемы и поддерживать молодёжные инициативы. В противном случае неизбежны как радикализация общественного сознания, так и рост потребительских интересов молодых людей, что влечёт за собой социально-политическую нестабильность государства.
Такие характеристики молодёжи, как многочисленность, высокий потенциал социально-политической активности, лабильность психики, делают молодёжь социальной общностью, представляющую тактическую и стратегическую важность как для правящего режима, так и для оппозиционных сил. Молодёжь является особым ресурсом, подпитывающим государственно-властную систему, обеспечивая её стабильность и безопасность, с одной стороны, а с другой – источником её дестабилизации, заключающим в себе угрозу политической стабильности и национальной безопасности [8].
Как показывают данные социологических опросов, российская молодёжь отнюдь не аполитична. В политической сфере российская молодёжь выражает доверие курсу внутренней и внешней политики В.В. Путина и партии власти (по данным Фонда Общественного мнения, в сентябре доверие В. Путину составило около 80%, «Единой России» – 56%). Политические рейтинги в этой группе такие же высокие, как и среди людей старших возрастов. О своем желании принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста молодые говорят нечасто (10–12%). Впрочем, почти половина молодых людей (45%) сообщили о том, что приняли бы участие в акции протеста против фальсификаций на выборах [9].
Положительную оценку федеральной, региональной и муниципальной власти выражает молодёжь Кубани (82%, 80% и 76% соответственно).
Более 70 % молодёжи считает важным элементом демократии институт выборов и референдумов. Они готовы голосовать на выборах высших органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления. Однако лишь 11% респондентов готовы реализовать свое пассивное избирательное право.
Важная роль в процессе современной политической социализации молодёжи отводится институтам государственной власти, образовательным организациям, органам местного самоуправления. Результаты проводимого нами опроса показали корреляцию между наличием среднего или высшего профессионального образования респондента и готовностью участия или участием в политической жизни: 78% опрошенных из группы 25–35 лет сказали, что интересуются внешне- и внутриполитическими событиями, регулярно смотрят региональные и муниципальные новости; доля респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, интересующихся политикой, составила чуть более 60%.
Что касается проявления гражданских инициатив, то наиболее распространённой в молодёжной среде становится благотворительность и волонтерство. Организовать субботник готовы 44% молодых россиян, помогать незнакомым людям – 78%. Очень популярными среди молодёжи становятся благотворительные акции, например, пожертвования на лечение ребенка (45%) [1].
Участие в благотворительных акциях высоко оценивается молодёжью Кубани – 65 % приняли участие в сборе средств на лечение больных детей в 2014 году. Развитие практики волонтёрства в Краснодарском крае поддерживают 73% опрошенных.
Таким образом, в целом роль современной молодёжи определяется следующими факторами:
– молодёжь – значительная социально-демографическая группа, занимает важное место в экономике и социально-политической жизни, является основным источником пополнения рабочей силы;
– молодые люди – это основной носитель политического, экономического, интеллектуального потенциала общества, обладает большими способностями к труду, техническими, культурными способностями, продуктивной деятельностью во всех сферах человеческого бытия;
– молодёжь имеет большую социально-политическую и профессиональную перспективу, она способна быстрее, чем другие социальные группы получать новые знания, профессию и специальность.
Фундаментальный вопрос при рассмотрении роли молодёжи в обществе – это вопрос о молодёжи как субъекте и объекте социально-политической трансформации. Вступая в жизнь, молодой человек становится объектом влияния социальных условий, семьи, образовательных институтов, а позже, в процессе взросления, сам начинает оказывать значительное влияние на общество. То есть молодёжь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на неё направлено общественное влияние с целью её развития.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-13-23013 а(р) – «Участие молодёжи в местном самоуправлении: региональный опыт (на примере Краснодарского края)».
Рецензенты:
Вартумян А.А., д.пол., профессор, главный редактор регионального научного журнала «Региональные политические исследования», проректор по научной работе Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГФОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск;
Самаркина И.В., д.пол.н., доцент кафедры государственной политики и государственного управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Корниенко Т.А., Косенко С.Г. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЁЖЬ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16134 (дата обращения: 11.10.2024).